Главная
страница 1
Задачи для проведения первого (школьного) этапа Всероссийской химической олимпиады.
9 класс.


  1. Из приведенного перечня выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

CaCl2, BaO, HNO2, Al(OH)3, Cr2O3, CuSO4, NH4OH, H2SO3.

(За каждое правильное отнесение соединения к определенному классу -0,5 балла, за полное и правильное название -0,5 балла. Максимум за задачу - 4 балла.)


  1. Напишите уравнения реакций, описывающих следующие превращения:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → Ca → CaCl2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3

Если какое-либо превращение может быть осуществлено более чем одним способом, напишите реакции для всех возможных процессов (принципиально отличающихся друг от друга).
(За 9 уравнений — по 1 баллу

За написание вторых реакций для процессов 6 и 9 — по 0,5 балла)

  1. В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора. Расположите вышеназванные химические элементы в порядке возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека.

(За правильное решение задачи — 5 баллов)


  1. Какой объем воздуха (н.у.) понадобится для полного превращения 6,2 г фосфора в его оксид?


(Уравнение реакции образования P2O5 — 2 балла

Расчет объема кислорода — 2 балла

Расчет объема воздуха — 2 балла

Итого: 6 баллов)

10 класс.


1. Напишите уравнения реакций, описывающих следующие превращения:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → Ca → CaCl2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3

Если какое-либо превращение может быть осуществлено более чем одним способом, напишите реакции для всех возможных процессов (принципиально отличающихся друг от друга).
(За 9 уравнений — по 1 баллу

За написание вторых реакций для процессов 6 и 9 — по 0,5 балла)


  1. При нагревании навески смеси мела и питьевой соды до 100оС выделился газ. После приведения к нормальным условиям его объем составил 0,224 л. Затем такую же навеску смеси нагрели до 1000 °С, при этом выделился газ, объем которого после приведения к нормальным условиям стал равен 0,448 л. Определите состав смеси в массовых долях.

(Написание уравнений реакций при нагревании до 100 и до 1000 градусов – по 1 баллу,

Расчеты по уравнениям реакций – по 2 балла за определение каждой соли,

Определение массовой доли – 2 балла

Итого за задачу 9 баллов)


  1. Плотность углеводорода по азоту равна 2. Приведите структурные формулы и дайте названия всех веществ, удовлетворяющих условию.

(Расчет молярной массы УВ – 2 балла, определение формулы УВ- 1 балл, за каждую предложенную структурную формулу 0,5 балла и название 0,5 балла. Итого 9 баллов.)


  1. Хлорированием йода получено соединение, содержащее 54,4% по массе йода. Напишите уравнение реакции, дайте название полученного соединения.


(При хлорировании йода образуется один из его хлоридов общей формулы IClx.

ω(I) = 127/(127 + 35,5х) = 0,544, х = 3. Следовательно, при хлорировании образуется ICl3.

I2 + 3Cl2 → 2ICl3 хлорид йода(III)
За вывод формулы вещества — 4 балла

Реакция и название — по 1 баллу
Итого: 5 баллов.)

11 класс.



  1. Смесь бензола и циклогексана массой 84 г дегидрировали над платиновым катализатором при нагревании. В результате выделился газ в количестве, необходимом и достаточном для превращения 12,3 г нитробензола в анилин. Определите массовую долю циклогексана в смеси.


(Бензол не подвергается дегидрированию. (0,5 балла)

При дегидрировании циклогексана образуется бензол:

C6H12 → C6H6 + 3H2 (1 балл)

C6H5NO2 + 3H2 → C6H5NH2 + 2H2O (1 балл)

Из уравнений очевидно, что n(C6H12) = n(C6H5NO2) = 12,3/123 = 0,1 моль. (1,5 балла)

Отсюда m(C6H12) = 0,1 · 84 = 8,4 г. ω(C6H12) = 8,4/84 = 0,1 (10%). (2 балла)

За полное решение задачи до 6 баллов)
2. Хлорированием йода получено соединение, содержащее 54,4% по массе йода. Напишите уравнение реакции, дайте название полученного соединения.
(При хлорировании йода образуется один из его хлоридов общей формулы IClx.

ω(I) = 127/(127 + 35,5х) = 0,544, х = 3. Следовательно, при хлорировании образуется ICl3.

I2 + 3Cl2 → 2ICl3 хлорид йода(III)

За вывод формулы вещества — 4 балла

Реакция и название — по 1 баллу

Итого: 5 баллов.)

3. В качестве компонента реактивного топлива для ракет химичской промышленностью был предложен углеводород с торговой маркой “циклин”. Известно, что он сотоит из 4 остатков молекул циклопропана и имеет симметричное строение. Напишите общую формулу «циклина»; его структурную формулу; объясните, в чем заключается выгодность использования в качестве топлива «циклина», а не любого углеводорода с такой же общей формулой?



(Общая (брутто) формула С12Н18 – 2 балла

Стркутурная формула 2 балла.


СН2 – СН2 СН2 – СН2

\ / \ /


СН СН

\ /


СН – СН

\ /


СН

|

СН



/ \

СН2 – СН2





При сгорании “циклина” дополнительный экзотермический эффект реакции обеспечивался за счет разрыва напряженных циклопропановых циклов. – 2 балла

Итого 6 баллов)
4. Тирозин — одна из природных аминокислот.



Укажите реагенты, взаимодействующие с тирозином только по одной функциональной группе. Напишите уравнения реакций.

(Только с аминной группой реагируют кислоты, например:

RNH2 + HCl → RNH3+Cl- 2 балла
Реагентом на карбоксильную группу в данном соединении может быть гидрокарбонат (карбонат и щелочь могут реагировать одновременно и с фенольным гидроксилом):
RCOOH + NaHCO3 → RCOONa + CO2+ H2O 2 балла
Качественным реагентом на фенолы является хлорид железа(III). Он будет реагировать только с гидроксильной группой. Один из возможных вариантов написания уравнения такого взаимодействия:

FeCl3 + HOR → Fe(OR)Cl2 + HCl 2 балла.



Итого 6 баллов)


Смотрите также:
Из приведенного перечня выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия
39.98kb.
1 стр.
Кислоты. Основания. Оксиды. Соли
91.86kb.
1 стр.
Приложение к уроку №1 Самостоятельная работа
367.51kb.
3 стр.
Тема №18-19. Нитратная кислота. Нитраты
14.71kb.
1 стр.
Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. Внеклассное мероприятие
124.03kb.
1 стр.
Урок. Соли угольной кислоты
95.16kb.
1 стр.
Выберите из предложенного перечня формул формулы оксидов, дайте им название, определите степени окисления всех элементов: Na2O, N2O5, NaOH, hno3, CuO, so2, scl2, Cl2O7, Fe
14.28kb.
1 стр.
Амфотерные гидроксиды и оксиды
11.56kb.
1 стр.
«кислоты, соли»
79.67kb.
1 стр.
8 класс. Тема «Оксиды, состав, номенклатура, получение» (Приложение 1). Прочитайте текст «Оксиды» и сделайте в нём пометки: «V» «знаю»; «?» «хочу узнать»
19.22kb.
1 стр.
Тема: оксиды
32.31kb.
1 стр.
Решение III шага заочной олимпиады по химии для учащихся 8-х классов
22.49kb.
1 стр.