Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Хабаровск 2012
В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных задач, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений. Программа «Методическая поддержка педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе» раскрывает представления каждой личности о возможностях реализации своего потенциала, во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы связи, способы и методы обучения. Другими словами, изучение данной программы поможет педагогу получить представление о современных возможностях организации обучения в течение всей жизни с помощью средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Большинство учебных программ в области информационно-коммуникационных и современных образовательных технологий, ориентированы на изучение и освоение средств и инструментов ИКТ, технологии работы с этими ресурсами. Данная программа направлена на методическую составляющую деятельности педагога в информационной среде с использованием освоенных ранее ресурсов, инструментов и средств ИКТ. В программе предусмотрено обучение педагогов организации деятельности учащихся (индивидуальной и групповой) в информационной среде на примере учебных задач. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Учебный процесс в новых условиях, а именно – в информационной образовательной среде, значительно отличается от прежнего. Он направлен на формирование опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самореализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. В предложенной программе предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентационная, практическая, коммуникативная деятельность).
В современном мире обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды. В настоящее время существует большой выбор образовательных программных продуктов направленных на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Возникает необходимость дать учителю такие средства ИКТ, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. На сегодняшний день одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы в условиях класса, оснащенного необходимым программным и аппаратным обеспечением. ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения. Настоящая программа содержит учебные блоки, которые ориентированы на методы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. В результате обучения по данной программе слушатели приобретают необходимые технологические и методические навыки, позволяющие перейти к организации образовательного процесса на предметных уроках с использованием ресурсов информационной среды. Для успешного освоения курса у слушателей должна быть сформирована базовая ИКТ-компетентность. Спецификой программы является ее практико-ориентированная направленность на освоение содержания. В программу включены лекционные и практические занятия и самостоятельная работа слушателей. Завершается курс защитой итоговой работы - портфолио, которое состоит из комплекта дидактических и методических материалов для проведения учебного занятия с использованием инструментов и средств ИКТ, подготовленных в ходе освоения содержания программы обучения. Категория работников образования, на которых рассчитана данная программа: педагогические работники образовательных учреждений. Цель: формирование профессиональной компетентности педагогических работников по использованию ИКТ в образовательном процессе. Задачи курса: 1) сформировать систему умений по анализу и отбору инструментов и средств ИКТ для организации учебной деятельности; 2) сформировать готовность к применению инструментов и средств ИКТ в процессе педагогической деятельности; 3) способствовать формированию мотивации применения инструментов и средств ИКТ в процессе педагогической деятельности. Требования к результатам освоения программы В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны: Знать:
Уметь:
Понимать:
Владеть:
Объем учебных часов – 36 часов.
8-9 академических часов в день.
Введение. Методическая поддержка педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе – 1 час. Блок 1. «Инструменты и средства ИКТ для организации индивидуальной учебной деятельности» - 23 часа. Блок 2. «Инструменты и средства ИКТ для организации коллективной учебной деятельности» - 10 часов. Зачетная работа. «Организация учебного образовательного пространства обучающихся инструментами и средствами ИКТ» - 2 часа. Учебно-тематический пландополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Методическая поддержка педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе»
Содержание Введение. (1 ч.) Введение в программу. Обоснование актуальности курса. Стратегические ориентиры образовательной политики России. Знакомство педагога со специальными ИКТ-компетенциями педагога. Требования к зачетной работе. ИКТ-компетенции педагога1 Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ-ресурсов в образовательном учреждении следующие умения: - избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы) - иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку - уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе - уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения Блок 1. Инструменты и средства ИКТ для организации индивидуальной учебной деятельности (23 ч.) В рамках данного блока слушатели изучают современные инструменты и средства ИКТ для организации индивидуальной учебной деятельности учащихся. 1.1. Интерактивная доска как один из основных рабочих инструментов педагога (4 ч.) Варианты использования интерактивных устройств в процессе обучения и их эффективность. Использование электронных образовательных приложений для интерактивной доски. Практика: Разработка и оформление заданий к уроку с использованием электронных (медиа, анимационных и др.) приложений интерактивной доски в рамках предметной области. 1.2. Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности (4 ч.) Варианты использования цифровых образовательных ресурсов (федеральные и региональные коллекции ЦОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения и их целесообразность. Использование цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Практика: Разработка и оформление заданий к уроку с использованием ЦОР и ЭОР в рамках предметной области. 1.3. Средства автоматизированного контроля и текущей оценки успеваемости (3 ч.) Использование инструментов организации тренажеров на компьютере, регистрация в системе компьютерного тестирования, сопровождение электронных рейтинговых систем, владение общими инструментами работы в системах автоматизированного контроля и текущей оценки успеваемости учащихся. Электронный мониторинг достижений учащихся. Использование инструментов автоматизированной системы управления школой. Практика: Отработать навыки создания электронного мониторинга с помощью возможностей электронных таблиц. Изучение инструментов автоматизированной системы управления школой на примере социальной школьной сети Дневник.ру. 1.4. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) (3 ч.) Применение открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) в организации учебного процесса (http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)). Использование на уроках электронных модулей трех типов: информационных, практических и контрольных для решения учебных задач. Практика: Разработка технологической карты фрагмента урока с описанием обоснования использования ОМС педагогом в учебной деятельности в рамках предметной области. 1.5. Цифровые средства для индивидуальной работы с аудио- и видеоматериалами (5 ч.) Встраивание демонстрационных материалов в урок. Подготовка собственных наглядных материалов (на примере стандартных программных продуктов Microsoft) или компоновка из имеющихся цифровых ресурсов. Проектирование видеоурока, встраивание аудио- видео сюжета в ход урока с его трансляцией. Основные аудио- и видеоформаты. Представление информации в виде аудио- и видеоматериалов.
Создание учебного аудио- и видеоматериала. 1.6. ИКТ-инструменты для детей (4 ч.) Организация образовательного пространства обучающихся на примере ИКТ-инструментов для детей. Инструментальные компьютерные среды, детские поисковые системы. Практика: Разработка примера учебного задания с использованием ИКТ-инструментов для детей. Блок 2. Сетевые технологии и непрерывное повышение квалификации (10 ч.) При изучении второго блока программы слушатели осваивают формы сетевого взаимодействия, основанные на коммуникационных и информационных технологиях. Слушателям предлагаются практико-ориентированные задания по использованию различных технологий с целью нахождения применения изучаемой технологии и организации коллективной учебной деятельности. 2.1. Технология коллективной работы над документами (2 ч.) Организация совместной работы с различными типами документов при помощи социальных сервисов сети Интернет. Освоение интегрированных сервисов сети Интернет, ориентированных на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами с целью организации коллективной (групповой работы) обучающихся. Практика: Разработка и создание коллективного документа в среде Google. 2.2. Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний (1 ч.) Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними через использование средств совместного создания «карт знаний», интерактивных рабочих листов в рамках учебной деятельности. Практика Создать карту-схему с разветвленной структурой и ссылками на внешние источники с помощью открытой среды FreeMind в рамках предметной области. 2.3. Организация сетевого обучения (4 ч.) Особенности организации дистанционного учебного курса. Использование Интернет-сервисов для формирования коммуникативных учебных действий учащихся (электронная почта, чат, форум, мессенджеры, детские социальные образовательные сервисы и т.д.) Практика: Проектирование среды для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся. 2.4. Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) (3 ч.) Использование совместного планирования школьных событий, этапов учебного проекта, составления расписаний, организации доступа в компьютерный класс/медиатеку и т.д. Использование сервисов для организации и проведения проектов, групповой работы, домашних заданий. Организация и проведение сетевых семинаров и конференций в учебной деятельности.
Разработка модели учебного проекта в сети Интернет для учащихся в рамках предметной области. Блок 3. Организация образовательного пространства обучающихся инструментами и средствами ИКТ (2 ч.) Данный блок направлен на приобретение слушателями практического навыка работы по использованию изученных в ходе освоения программы инструментов и средств ИКТ для организации образовательного процесса. В ходе учебного занятия слушатели создают портфолио, которое состоит из комплекта дидактических и методических материалов для проведения учебного занятия с использованием инструментов и средств ИКТ, подготовленных в ходе освоения содержания программы обучения. Проект учебного занятия, организованного с использованием инструментов и средств ИКТ, включает: - описание цели и задач учебного занятия; - выбор и обоснование аппаратного и программного обеспечения для организации учебного пространства; - описание формы учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т.п.); - описание деятельности учителя на этапе подготовки к проведению учебного занятия; - описание деятельности учителя и учащегося в ходе проведения учебного занятия; - комплект дидактических и методических материалов. Список используемой литературы
1 Александр Уваров. Информатизация школы: направления перемен. Отечественные записки. 2008. № 1. Смотрите также: Образовательная программа повышения квалификации «Методическая поддержка педагогов по использованию икт в образовательном процессе»
173.87kb.
1 стр.
Образовательная программа «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении»
517.22kb.
8 стр.
Программа курса повышения квалификации Технологии тестирования в образовательном процессе Москва 2010
108.89kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации «современный образовательный менеджмент в свете введения федерального государственного образовательного стандарта»
692.56kb.
5 стр.
Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку в 4 классе
302.93kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации «Товароведение продовольственных товаров»
207.54kb.
1 стр.
Учебный план «Государственно-общественное управление образовательными системами»
424.21kb.
4 стр.
Учебно-тематический план программы краткосрочного повышения квалификации
79.91kb.
1 стр.
Повышения квалификации педагогов инклюзивного (интегрированного) образования в Самарской области
68.86kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации «механизмы обеспечения территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг для населения москвы»
1152.27kb.
7 стр.
Активно идет продвижение школ на новую ступень информатизации образования, активное использование икт и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
35.27kb.
1 стр.
Программа по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского 325.28kb.
1 стр.
|