Главная
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

                               В. Маяковский

                                   («Сергею Есенину»)

 

 

Содержание.



 

1.  Пояснительная записка.

2.  Основные концепции суицидов.

3.  Программа «Перекресток»:

3.1.   Цели и задачи Программы.

3.2.   Основные направления деятельности.

3.3.   Содержание основных понятий.

3.4.   Принципы реализации Программы.

3.5.   Основные этапы Программы.

3.6.   Ожидаемый результат.

3.7.   Планы работы по реализации Программы.

4. Система профилактики суицидального поведения в школе.

5.  Методическая копилка.

6.  Рекомендации.

7.  Список литературы.

 

 



1.    Пояснительная записка.

 

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ



И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

Сегодня в республике проживает около 5 млн. детей от 0 до 18 лет, что составляет треть населения нашей страны.

Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к

смерти». Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но

подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются.

Удивляет та категория людей, которые начали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается! Это немыслимо. Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды  были всегда, но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему?

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в семье, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых.  Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма

отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Необходимо иметь ввиду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц.

Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому все то, что кажется «глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. Дети не осознают необратимость смерти, у них еще нет жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью. Со стороны же близких людей выявляется преступная черствость, проявляющаяся в непонимании причин и механизмов детского суицида. А халатность в таких вопросах и надежда «на авось» приводят зачастую к гибели ребенка, которой можно было избежать даже с помощью банального «разговора по душам»

В тоже время для подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создают ощущение безысходности, порождают чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для подростка, совершенно неожиданно для окружающих его взрослых.

Мы,  являясь психологами,  должны быть очень внимательными и наблюдательными в нарушении поведения, снижении успеваемости, конфликтности, капризность, обидчивости, что является проявлением депрессивного синдрома. Взрослыми такое состояние оценивается как лень, распущенность, следствием собственного плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, а также учителя применяют различные меры воздействия на подростка.

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации. Психотравмирующая ситуация, возникшая на фоне отсутствия контактов, свойственная депрессивному, обостряет чувство душевного одиночества, создает ощущение безысходности и толкает на самоубийство. Именно в этот момент ребенок не должен быть один. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедий.

3.1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель:


формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:


Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.

Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3.2.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Работа с неблагополучными семьями.

3.3.   СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

3.4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

-  Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.



-  Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

-  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

-  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

-  Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного   процесса.

3.5. ЭТАПЫ  ПРОГРАММЫ

Профилактика суицида в школе

Первый этап.

Цель – повышение групповой сплоченности в школе.

Мероприятия.


* Создание общей школьной программы психического здоровья.

* Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.


Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи на данном этапе:

Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся  (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

Второй этап.

Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия


1.  Диагностика суицидального поведения

2.   Оценка риска самоубийства, оповещение администрации, родителей.


Задачи на данном этапе:

Выявление детей, нуждающихся в помощи и защите.

Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Третий этап

Цель – укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

Мероприятия
1.  Классные часы, часы психолога, круглые столы, индивидуальные и групповые развивающие занятия с учащимися по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

2. Индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы, лектории для родителей и педагогов по данной теме.


Задачи на данном этапе:

Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Привитие существующих в обществе социальных норм поведения.

3.6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.



 

4.  СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у учащихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически.

Профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение, активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии, поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации.

Нормативными документами по профилактике суицидальных явлений в образовательном учреждении являются  Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, письмо Министерства образования   «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

          Цель профилактической деятельности школы -  создание в oбщеoбразoвательных учреждениях благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.

Задачи:

-         укрепление социальной защищенности учащихся;



-         выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;

-         совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;

-         развитие социальной активности учащихся;

-         вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;

-         активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;

-         организация работы информационных групп из числа юношей и девушек по принципу «равный обучает равного»;

- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных

положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

Нужно научиться  ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Например,  вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».

- Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

Формы работы: объединения дополнительного образования разного направления,  вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.

- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.

Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.

Направления работы с родителями по профилактике суицида:

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Для того, чтобы вести эффективную профилактическую работу необходимо специалисту быть готовым к этому.

Цикл родительских собраний

 по предупреждению подросткового суицида

Содержание

Введение


1. Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников» («круглый стол»)

2. Родительское собрание «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей» (Диспут с элементами тренинга)

           3. Родительское собрание «Детская агрессия»

4. Родительское собрание: “Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях”.

Введение

За последние 20 лет самоубийство по миру возросло в 7 раз. Причем неуклонно растет число случаев ухода из жизни подростков.

Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. Поэтому, затрагивая проблему детского суицида на родительском собрании, невозможно информировать, просветить, обучить, проконсультировать родителей в рамках одного собрания. С этой целью был разработан цикл нетрадиционных родительских собраний, тематика которых разная, но все они направлены на проблему предупреждения суицида подростков.

Изменить ситуацию пассивности родителей, их низкой заинтересованности и равнодушного «отбывания» сможет разнообразие форм проведения родительских собраний, обязательное включение родителей в диалог, приглашение специалистов разных профилей. Применяются диагностические методики по выявлению различных признаков и их оценке, памятки и рекомендации для родителей.

Цель цикла родительских собраний — предупреждение случаев  суицида подростков.

Задачи:


«Погружение» участников собрания в проблему и деятельностная включенность в ситуации разрешения типичных трудностей в воспитании подростков.

Отработка алгоритмов и собственных моделей поведения.

Информационная и эмоциональная поддержка родителей в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, подготовкой к ПГК, ЕНТ, здоровьем детей.

Все собрания проводятся не бoлее 1-1,5 часа (превышение указанных границ, скорее всего, будет приводить к нарастанию внутреннего беспокойства и напряжения участников, что вряд ли будет способствовать их продуктивности). В качестве логического итога родительского собрания служит вручение родителям рекомендаций, советов, памяток.

Родительское собрание

«Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников» («круглый стол»)

Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.

Задачи:


Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.

выявление причин нарушения психического здоровья старшеклассников.

Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению психического здоровья школьников и формированию ценностного отношения их к здоровью.

Форма проведения: «круглый стол» с элементами ситуационной игры.

Этап подготовки

Формирование вопросов для обсуждения:

Что такое психическое здоровье?

Чем вызвано обращение к этой проблеме?

Каковы общие причины нарушения психического здоровья ребенка?

Как исключить стрессогенные факторы в практике семейного воспитания?

Диагностирование школьников и родителей:

Анкета «оценка напряженности»;

Комплексная анонимная анкета старшеклассника;

Тест-проба для выявления адаптационных возможностей организма;

Тест-анкета ориентационной оценки риска нарушения здоровья учащихся;

подготовка памяток для родителей с целью использования их в практике семейного воспитания.

Этап проведения

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет, возможно, его главной стержневой компонент — психическое здоровье школьников.

В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален? Приведу несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.

Во-первых, данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников Казахстана.

Во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты боле сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Обращаю еще раз ваше внимание на нормы СанПиНа: максимальная допустимая продолжительность домашних занятий детей третьей ступени обучения составляет не более 4 часов, минимальная норма сна — 9 часов для 15-16-летних и 8,5-9 часов — для 17-18-летних. Норматив пребывания на свежем воздухе для ваших детей составляет не менее 2,5 часа. Сравните с тем, что имеет место на самом деле.

В-третьих, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!2, «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.

Итак, мы определили проблему, а теперь определим степень осведомленности в ней. Для этого вам, уважаемые участники, за неделю до собрания было предложено ответить на ряд вопросов, имеющих отношение к проблеме психологического здоровья школьников. Сейчас раздам вам бланк анкет с вашими ответами и ответы на них же нашего психолога. Сравните их и оцените уровень своего владения информацией по проблеме.

Анкета для родителей «Психическое здоровье»

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «здоровье»?


следующая страница >>
Смотрите также:
Книголюб. – 2005. №11. – С. 22-23. Рубрика «Перекресток миров» Я. Абдеева, Е. Фоминых, клф «Перекресток миров»
51.12kb.
1 стр.
X5 наградила победителей акции «чемпионат клуб перекресток» Москва, 9 июля 2008
35.74kb.
1 стр.
Активизирующий опросник «перекресток» Общая характеристика
454.15kb.
3 стр.
Программа «Перекресток»
1823.36kb.
10 стр.
«Книголюб». – 2007. №1. – С. 108-110. Рубрика «Перекресток миров»
68.71kb.
1 стр.
Статьи из газеты Перекресток Кентавра, №9 2008 Амеро против Евро Газета «АиФ» 06. 07. 08 г., «Дол­лар 1786 — 2009»
278.44kb.
1 стр.
Ивана Сергеевича Тургенева 1818 1883 И. С. Тургенев и мировая литература
81.86kb.
1 стр.
Маршрут движения автомобиля для сбора ртутьсодержащих отходов
10.08kb.
1 стр.
Книголюб. – 2006. №11. – С. 34-35. Рубрика «Перекресток миров» «Не роскошь, а средство передвижения»
60.38kb.
1 стр.
Группа Альбом Gorky Park
35.54kb.
1 стр.
Название проекта: «Отечества достойные сыны» Тип проекта: муниципальный
59.23kb.
1 стр.
Книголюб. – 2006. №1 – С. 34-35. Рубрика «Перекресток миров»
63.82kb.
1 стр.