Главная
страница 1
Интеграционный урок литературы
К вопросу о нравственности.

(На примере рассказа А. Костюнина «Поводырь»)

В настоящее время проблема нравственности особо остро стоит в нашем обществе. Люди перестали быть добрыми, великодушными, потеряли способность сострадать другим, помогать в трудную минуту. А может быть, просто забыли об этом в наше такое непростое и сложное время?

И напоминанием о том, каким должен быть человек, служат уроки литературы, чтение художественных текстов. Обращение к произведениям А. Костюнина неслучайно. Его произведения очень сильны по эмоциональному воздействию на читателя. В них писатель ставит острые проблемы нравственности и ненавязчиво, по-доброму «подталкивает» читателя к решению этих проблем.

Примером тому служит рассказ «Поводырь», который учит и учителя, и ребят, какими же мы должны быть ,а, если забыли, направить на правильный путь добра, сострадания, благодарности...

Урок по рассказу носит исследовательский характер.

Класс определяется по творческим группам. Их пять:



      1. «Библиографы»

      2. «Литературоведы»

      3. «Социологи»

      4. «Аналитики»

      5. «Художественная группа».

Каждая из групп проводит своё исследование.

«Литературоведы» занимаются нахождением в Интернете определений, что такое нравственность, и представляют наиболее точное, подходящее к теме урока.

«Социологи» проводят анкетирование, как проблема нравственности стоит перед учащимися школы, представляют мониторинг исследования в компьютерном варианте.

«Библиографы» исследуют творческий путь автора произведения и на уроке представляют краткую библиографическую справку о писателе.

«Художники» трудятся над иллюстрациями к рассказу, представляющими образы героев, их характеры.

«Аналитики» по результатам прочтения произведения и ходу урока делают выводы, каким должен быть учитель и ученик, и вообще люди. Составляют «Кодекс нравственности».

Все учащиеся до урока прочитали рассказ «Поводырь». К работе по уроку были привлечены учитель ИЗО, обобщающий результаты работы ребят и учитель информатики, корректирующий работу по составлению диаграмм, компьютерной презентации.

Такая подготовка привела к погружению в текст, способствовала большой заинтересованности учащихся в анализе рассказа, более свободному высказыванию мыслей по произведению.

Цели урока:


  • формирование читательской компетентности

  • приобщение к богатству отечественной литературы

  • формирование выразительности образов с помощью художественных иллюстраций

  • передача чувств с помощью цветового колорита

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, гуманистического мировоззрения, толерантного отношения к людям

Оборудование:

музыка Л.Бетховена «Лунная соната», иллюстрации к рассказу, стихотворения, текст рассказа «Поводырь» на каждом столе, презентация по творчеству А. Костюнина, мониторинг по результатам анкетирования на интерактивной доске.

Ход урока:

Учитель словесности.

Ребята, наш урок называется к «Вопросу о нравственности». По-вашему, а почему мы обратились к этой теме?

К сегодняшнему уроку творческая группа «литературоведов» подготовила сообщение «Что же такое нравственность?»

Работа творческой группы.


  • Несколько определений, какое из них наиболее точно отражает тему нашего урока?

  • Как вы думаете, насколько остро стоит проблема нравственности в нашем обществе? В нашей школе? Чего не хватает людям? (доброго отношения друг к другу, жалости, заботы, уважения, сострадания).

  • Что, по-вашему, помогает взглянуть на мир по-иному, заставить забиться сердце сильнее, почувствовать живость, стать добрее, заставить задуматься над вопросом: «Зачем мы живем, для кого, для чего?» (Помогает в этом художественный текст)

  • Так как же в рассказе «Поводырь» поднимается проблема нравственности?

  • Давайте поделимся впечатлениями о рассказе.

Работа в группах.

  • Пожалуйста, несколько слов об авторе произведения (Презентация группы «библиографы»)

  • А теперь обратимся непосредственно к рассказу.

  • Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «Поводырь»? ( собака-поводырь, человек, ведущий слепого по хорошей дороге, помогающий...)

  • А что необычного в рассказе? (Слепой учитель помог нерусскому мальчику стать на верный путь по тропе жизни)

  • Да, давайте докажем ваши мысли текстом рассказа.

  • Как выглядел учитель? (текст)

  • Почему он поддержал именно этого мальчика? (один, мог попасть в дурную компанию)

  • Как помог учитель? (раскрывал способности) текст

  • Какими качествами характера обладал учитель музыки? Качество-текст

  • За что ругает себя герой рассказа? (За то, что не проявлял должного внимания к учителю, когда закончил школу ) текст

  • Но в результате отблагодарил своего «поводыря»? (Да, текст)

  • Чему учит рассказ? Быть благодарным, отзывчивым, сострадательным.

  • После прочтения рассказа некоторые ребята захотели нарисовать иллюстрации. На уроке у нас присутствует учитель ИЗО Ольга Алексеевна. Она помогала ученикам в работе над иллюстрациями.

  • А чем помогает в прочтении произведения иллюстрация вообще и в рассказе «Поводырь»?

Слово учителя ИЗО.

- Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством взаимного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Восприятие и осознание читаемого происходит у вас не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.

- Что же такое иллюстрация?

( Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст . Это область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения).

- Иллюстрация в сочетании с литературным текстом и есть то, что называют детской книгой, которая оставляет в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Ребята, какой текст легче воспринимать просто печатный или с иллюстрациями? Почему?

- Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание.

Иногда нам сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.

- Обратимся к произведению «Поводырь». Представьте себя художниками – иллюстраторами . Какие эпизоды, на ваш взгляд, можно выразительно проиллюстрировать?

( Мальчик Магомед заглядывает впервые в актовый зал, где идет занятие Антонина Карловича.) ( Магомед увлеченно занимается с любимым учителем.) ( Дети с издевкой относятся к учителю на уроках.) (Магомед провожает учителя по ночным улицам.) ( Магомед прощается с Антонином Карловичем в доме престарелых .) ( Баян как память об учителе.)

- А почему именно эти эпизоды?

(Они раскрывают увлеченность и любовь к музыке, чуткое и отзывчивое отношение Магомеда к учителю, низость поступков других детей по отношению к учителю, тяжесть расставания, горечь утраты).

-Какой колорит вы бы использовали в иллюстрациях изображающих любовь, увлеченность, чуткость, доброту? (Светлыми, теплыми, яркими) Почему?

( Светлые тона- символ нравственной чистоты; теплые – душевность, чуткость; яркие тона позволяют акцентировать внимание читателя).

-Какие цветовые оттенки вы бы использовали для передачи горечи, боли, низости поступков? Почему ? ( Темные, холодные тона, так как эти поступки демонстрируют безнравственность, холод человеческих душ, трагичность жизненных ситуаций.)


  • Итак, ребята.

  • Мы все учимся в школе, находимся в одном сообществе. Как можно решить проблему нравственности у нас? Давайте посмотрим, какой кодекс нравственности вырабатывали наши аналитики.

  • Каким должен быть учитель?

  • А ученик? (Кодекс нравственности на интерактивной доске).

Итог:

- О какой же проблеме мы с вами говорили на уроке? Эта проблема существует в обществе, в нашей школе? Как можно решить ее? А нужно ли? (ответы учеников)



- Что вы узнали на уроке? (ответы учащихся)

Д/з: Написать эссе на тему: «Каждый из нас должен быть поводырем в жизни другого человека» и проиллюстрировать любой понравившийся эпизод из рассказа «Поводырь».


Смотрите также:
Урок по рассказу носит исследовательский характер. Класс определяется по творческим группам. Их пять
56.1kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
148.05kb.
1 стр.
Рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос»
50.33kb.
1 стр.
Урок по рассказу К. Г. Паустовского «Разлив реки». 9 класс. // Уроки литературы. 2005. №10. С. 11. Шмидт «Прибавить к зрению человека немного зоркости»
9.57kb.
1 стр.
Урок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
90.5kb.
1 стр.
Федерация гандбола россии
83.37kb.
1 стр.
Союз гандболистов россии
82.98kb.
1 стр.
Лекция «Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе»
65.86kb.
1 стр.
Урок-размышление. «Лошадь тоже человек» по рассказу Ф. А. Абрамова "О чем плачут лошади"
59.4kb.
1 стр.
Нелитературные слова
46.75kb.
1 стр.
Задания для проведения II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
417.09kb.
4 стр.