Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
FORTUM (Финляндия) – производство тепла и электроэнергии, покупка контрольного пакета акций открытого акционерного общества «ТГК-10», инвестиции 1880 млн. долларов США; ведет работу по созданию системы закольцовки теплоснабжения города Челябинска, модернизации Аргаяшской ТЭЦ и ТЭЦ-1 города Челябинска;файл:flag of finland.svg
REXAM (Великобритания) – завод по производству алюминиевых банок для напитков, инвестиции более 80 млн. долларов США;united_kingdom

FLEMING FAMILY & PARTNERS (Великобритания) - ведет работу по подготовке к строительству горно-металлургического комбината в городе Нязепетровске;

TEREX (Великобритания) открыта линии по сборке крупных карьерных самосвалов корпорации Terex в г. Челябинске;
ROCKWOOL (Дания) – производство изделий из каменной ваты, объем инвестиций 60, 8 млн. долларов США (за счет Троицкого завода минераловатных плит мощности увеличены на 50%);flag of denmark.svg
СARBO CERAMICS (США) – завод по производству проппантов, объем инвестиций 30 млн. долларов США;картинка 6 из 70705

EMERSON (США) – создание производства интеллектуальных средств автоматизации, объем инвестиций 20 млн. долларов США; реализуется проект развития глобального инженерного центра, системы инжиниринга, а также создания единого центра обслуживания клиентов на территории стран СНГ;

KNAUF (Германия) – завод по производству цементных смесей;германия

HENKEL BAUTECKNIK (Германия) – завод по производству сухих строительных смесей, инвестиции более 13,8 млн. долларов США;

SMS-CHELTEC (Германия) – создание производства по восстановлению медных пластин кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок;
SAINT-GOBAIN (Франция) – завод по производству теплоизоляционных материалов, объем инвестиций 80 млн. евро;франция

LAFARGE (Франция) – завод по производству цемента;
VALLE ISARCO PLOSE – модернизация горнолыжного курорта «Солнечная долина»;http://www.italynews.ru/files/italia.gif

CIVIDALE – строительство литейно-кузнечного завода по производству высококачественных крупногабаритных отливок и поковок;

DANIELI – строительство сервисного центра-завода по производству и обслуживанию металлургического оборудования компании «Даниэли». Объем инвестиций 40-50 миллионов евро;

SINOMA (КНР) – строительство цементно-клинкерного завода совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Урал»;http://www.tofocus.info/images/flags/china-flag.gif

SANEI (КНР) – строительства завода по производству лифтов;

NORTH NEOPLAN (КНР) – проект строительства завода по производству пассажирских автобусов и грузовиков;

EASTFIELD (Словакия) – модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Челябинской области.http://states-world.ru/flags/138.png

Факторы, сдерживающие инвестиционную активность.

Высокая степень напряженности криминогенной обстановки

(значимость фактора – (-1)


В Челябинской области на криминогенную обстановку негативно влияют последствия имевших место кризисных явлений в экономике и связанные с ними проблемы, существующие на рынке труда, распространение алкоголизма, ослабление контроля за детьми, возникновение конфликтов на бытовой почве, увеличение числа преступлений, совершаемых гражданами, не имеющими постоянного источника доходов, и ранее судимыми лицами; незаконная миграция и сопутствующие ей различные виды правонарушений, а также общественный резонанс, вызываемый ими.

Предупреждение правонарушений и борьба с преступностью, обеспечение общественной безопасности являются непременным условием стабильного существования и поступательного развития общества, создания достойных условий и уровня жизни граждан.

Вместе с тем в 2011 году количество преступлений, зарегистрированных в Челябинской области, снизилось на 8,6 процента. Количество раскрытых преступлений возросло на 0,6 процента.

Доля тяжких и особо тяжких посягательств, в общей структуре преступности, уменьшилась с 23,5 процента до 23,0 процентов.

Уменьшилось на 30,8 процента число грабежей, на 11,0 процентов – разбойных нападений. Снизилось на 10,8 процента общее количество краж, в том числе на 29,5 процента – карманных краж, на 25,4 процента – краж мобильных телефонов, на 9,6 процента – транспортных средств, на 11,2 процента краж из квартир, на 7,9 процента уменьшилось число фактов неправомерного завладения автотранспортом.

В результате активизации работы органов внутренних дел по защите экономики от преступных посягательств на 3,4 процента больше выявлено экономических преступлений.

Стабилизировалась ситуация на дорогах области. Количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 0,4%.

На 27 процентов снизилось количество изъятых из незаконного оборота наркотиков.


Сложившееся мнение о неблагополучной экологической ситуации

(значимость фактора – (-2)

В Уральском регионе значимое радиационное воздействие на население оказали авария 1957 года на федеральном государственном унитарном предприятии «Производственное объединение «Маяк» (далее именуется - ПО «Маяк») и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в период 1949-1956 годов, в результате которых произошло радиоактивное загрязнение определенных территорий Челябинской области и облучение повышенными дозами радиации населения, проживающего на этих территориях. Сейчас зона заражения именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС).

Затраты на ликвидацию последствий аварий несли на себе бюджеты Союза Советских Социалистических Республик и Российской Федерации. Начиная с 1992 года задачи по преодолению последствий радиационных аварий в Челябинской области решаются в рамках федеральных, а с 2003 года и областных целевых программ по радиационной и социальной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие аварий на ПО «Маяк».

В настоящее время действует федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» и областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области на 2011-2015 годы», направленные на достижение следующих задач:

- социально-экономическая реабилитация пострадавших районов и обеспечение безопасных условий проживания населения в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ПО «Маяк»;

- реализация комплекса мероприятий по обеспечению условий радиационно-безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию;

- реализация комплекса мер в сфере защиты здоровья населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ПО «Маяк»;

- развитие систем контроля за радиационной обстановкой в населенных пунктах Челябинской области, расположенных по периметру ВУРСа, в пойме реки Теча, а также в зоне влияния ПО «Маяк»;

- реализация информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения радиационной безопасности населения и социальной защиты граждан определенных категорий и др.

Радиационный фон Челябинской области всегда находился в пределах нормы. Ведется постоянный мониторинг экологической обстановки.

Еще одна проблемная точка области – город Карабаш, который с легкой руки журналистов был назван «Самой грязной точкой планеты». Вместе с тем ситуация по выбросам в Карабаше улучшается год от года: это подтверждают официальные источники.

В соответствии с Протоколом Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 28.07.2010 г. под руководством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, город Карабаш был включен в перечень монопрофильных территорий для оказания финансовой поддержки в 2010 году. Согласно Комплексному инвестиционному плану (далее именуется – КИП) закрытое акционерное общество «Карабашмедь» в период с 2010 по 2015 годы планирует инвестировать 7500 млн. рублей в проект модернизации производства предприятия.

Основные объекты:

Газоохладитель за печью Аусмелт;

Роторная печь- отстойник фирмы Куммера;

Строительство серно-кислотного цех;

Конвертера фирмы Куммера;

Газоочистка конвертерных газов;

Реконструкция электроснабжения;

Воздухоразделительная установка фирмы Линде;

Анодные печи с участком разливки анодов.

2/3 от общего объема инвестиции (4950 млн. рублей) направлены на снижение воздействия производства на окружающую среду, из них 4500 млн. рублей – строительство нового сернокислотного цеха, 450 млн. рублей – строительство газоочистных сооружений новых конверторов.

Выбросы вредных веществ в атмосферу на 1 тонну готовой продукции сократятся на 47%, с 270 килограммов до 145 килограммов.

Проект модернизации закрытого акционерного общества «Карабашмедь» предусматривает строительство аспирационных систем сооружений, полностью исключающих неорганизованные (крышные) выбросы в атмосферу, которые на данный момент наиболее негативно влияют на экологию города. Реконструкция производства предусматривает и в дальнейшем (после 2015 года) улучшение экологической ситуации.

Кроме того, в Челябинской области планируется создание новой системы экологического мониторинга, позволяющей осуществлять регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды и ее компонентами, а также обеспечивать оперативное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и населения данными об уровнях, динамике и тенденциях загрязнения окружающей среды. Мониторинг должен охватить 17 городов, где будет установлено 30 стационарных автоматизированных постов и организованы три передвижные лаборатории автоматизированного контроля воздушной среды. Предполагается создание единого ситуационного центра, куда будут поступать результаты всех измерений.

Наблюдения будут использованы для принятия оперативных надзорных мер и управленческих решений.
Структура экономики с преобладанием металлургического производства (значимость фактора – (-2)
Металлургическая промышленность одна из старейших отраслей области, сформировавшаяся на богатой местной сырьевой базе. Доминирование металлургии в экономике области приводит к зависимости от конъюнктуры цен на мировом рынке металлов.

Деятельность металлургических предприятий – производителей цветных металлов напрямую зависит от котировок на бирже. Продолжительное падение цен на цветные металлы на Лондонской бирже вызвало снижение производства на предприятиях: закрытое акционерное общество «Карабашмедь», закрытое акционерное общество «Кыштымский медеэлектролитный завод», открытое акционерное общество «Уфалейникель», открытое акционерное общество «Челябинский цинковый завод».

Предприятия металлургической отрасли, являются основными налогоплательщиками области в предкризисный период с 2005 по 2008 год обеспечивали налоговые доходы бюджета в объеме до 30 процентов.
В ближайшие три года данные предприятия будут обеспечивать не более 15 процентов налоговых доходов области.
Диспропорция в социально-экономическом развитии муниципальных образований (значимость фактора – (-2)
Важнейшей задачей экономического регулирования на региональном уровне является сбалансированное социально-экономическое развитие муниципальных образований. Исполнение расходных обязательств муниципалитетов часто напрямую зависит от соответствующей финансовой помощи из областного бюджета. Такая зависимость порождает целый ряд проблем, важнейшие из которых – это слабые стимулы для самостоятельного решения экономических проблем на муниципальном уровне и повышенная нагрузка на региональный бюджет. Использование инструментов регулирования территориальной дифференциации должно способствовать не только решению текущих финансовых проблем муниципалитетов, но также поддерживать долгосрочное развитие территории региона.

Для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований:

- разработаны инвестиционные паспорта территорий;

- формируются Каталоги инвестиционных проектов области, свободных земельных участков и незадействованных мощностей;

- проводятся семинары с руководителями муниципальных образований.
Значительные затраты на топливно-энергетические ресурсы

в связи со сложными природно-климатическими условиями

(значимость фактора – (-3)
Проблема высокой энергоемкости экономики, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетном секторе актуальны как для России в целом, так и для Челябинской области в частности. Челябинская область является энергодефицитным регионом, получающим 100 процентов природного газа за счет внешних поставок и до 35 процентов потребляемой электроэнергии с оптового рынка электроэнергии, поэтому решение вопросов повышения энергоэффективности региональной экономики имеет приоритетное значение.

Схема 10
Взаимовлияние ключевых факторов, определяющие инвестиционную привлекательность Челябинской области


Развитое малое и среднее предпринимательство

Развитый промышленный потенциал региона



Развитый агропромышленный комплекс

Экономические связи

Развитая административная среда

Наличие развитой финансовой инфраструктуры

Развитая транспортная, телекоммуникационная инфраструктура

Научный потенциал

Кадровый потенциал

Внедрение Стандарта в Челябинской области озволит:

иродные ресурсы

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Высокие затраты на топливно-энергетические ресурсы

Высокая степень напряженности криминогенной обстановки

Напряженная экологическая ситуация в регионе

Структура экономики с преобладанием металлургического производства

Диспропорция в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Глава 7. Основные показатели инвестиционной деятельности
За период 2004-2011 годов инвестиции в основной капитал по области возросли в 1,9 раза (соответствует темпам роста по России в целом).
Диаграмма 33
Темпы роста инвестиций в основной капитал
Важным показателем инвестиционной активности является доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, которая в Челябинской области увеличилась с 20 процентов в 2006 году до 23 процентов в 2011 году (по России в целом с 17,6 процента до 19,7 процента).
Диаграмма 34
Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
Область занимает высокие места среди субъектов Российской Федерации. По итогам 2011 года:

- 6 место по объёму иностранных инвестиций (на душу населения –


9 место);

- 18 место по объёму инвестиций в основной капитал (на душу


населения - 46 место).

Таблица 9


Основные показатели инвестиционной деятельности в области


Показатель

Единица измерения

годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой региональный продукт

млрд. рублей

446,9

575,6

665,0

557,0

645,9

757,0

в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах

110,6

113,4

101,5

85,9

106,0

105,8

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП

в процентах

20,0

22,7

27,2

26,1

23,4

23,0

Инвестиции в основной капитал

млрд. рублей

89,2

130,9

181,0

145,4

151,1

174,4

в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,2

126,9

113,8

79,4

99,2

106,2

Инвестиции в основной капитал на душу населения

тыс. рублей

25,3

37,3

51,6

41,5

43,5

50,1

Иностранные инвестиции

млн. долларов США

1463,2

1325,8

3166,6

2557,6

3326,9

3795,2

в процентах к предыдущему году

175,7

90,6

238,8

80,8

130,1

114,1

Другой важной характеристикой развития инвестиционной деятельности в области являются источники финансирования инвестиций. Для экономики области характерна высокая доля собственных средств предприятий (более 50 процентов). В структуре привлеченных средств наибольшая доля приходится на кредиты банков и бюджетные средства.


Диаграмма 35
Источники финансирования инвестиций в основной капитал

по Российской Федерации (в % к итогу)


Доля собственных средств предприятий в финансировании инвестиционной деятельности по Российской Федерации за период с 2006 по 2011 годы практически не изменилась и по состоянию на 2011 год составила 42,7 процента. В структуре привлеченных средств наблюдается снижение доли банковских кредитов до 7,7 процентов и бюджетных средств до 17,7 процентов при этом наблюдается рост прочих привлеченных финансовых ресурсов до 31,9 процентов, что в свою очередь указывает на увеличение объема корпоративных облигационных займов и увеличением доли предприятий прошедших IPO (первичное публичное размещение).
Диаграмма 36
Источники финансирования инвестиций в основной капитал

по Уральскому федеральному округу (в % к итогу)


В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал по Уральскому федеральному округу основную долю составляют собственные средства предприятий, за период с 2006 по 2011 год их доля сократилась на 1,1 процента и составила 51,9 процента. В структуре привлеченного капитала за рассматриваемый период наблюдается рост доли прочих привлеченных ресурсов на 3,3 процента и по состоянию на 2011 год данный показатель составил 30,9 процента. Доля бюджетных средств в общей структуре сократилась на 3,5 процента и на конец периода составила 9,5 процента. Доля кредитных ресурсов банков в период до 2009 года увеличилась на 2,4 процента и составила 8,8 процента, однако в 2010 году доля привлеченных банковских кредитов снизилась до уровня 2006 года и составила 6,4 процента (снижение обусловлено влиянием мирового финансового кризиса), но уже по состоянию на 2011 год, предприятия вновь стали привлекать банковские ресурсы для реализации своих инвестиционных проектов, в связи с чем их доля в структуре источников финансирования возросла до 7,7 процента.
Диаграмма 37
Источники финансирования инвестиций в основной капитал

по Челябинской области (в % к итогу)


За период с 2006 по 2011 годы в Челябинской области наблюдается незначительное снижение доли собственных средств предприятий и бюджетных ресурсов в инвестиционном процессе (с 58,7 до 54,1 процента и с 15,4 до 13,8 процента соответственно) с одновременным ростом кредитов банков (с 12,3 до 21,9 процента).

Диаграмма 38


Распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности

в Российской Федерации (в % к итогу)


Диаграмма 39
Распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности

в Челябинской области (в % к итогу)

Структура распределения инвестиций по формам собственности также различается. С 2006 по 2011 год в области наблюдается снижение доли государственной и муниципальной собственности за счет роста частных инвестиций.

Диаграмма 40


Распределение инвестиций в основной капитал по видам основных фондов

в Российской Федерации (в % к итогу)

Диаграмма 41
Распределение инвестиций в основной капитал по видам основных фондов

в Челябинской области (в % к итогу)


В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов основная доля инвестиций за период с 2006 по 2011 годы направлялась на техническое перевооружение и модернизацию производства, о чем свидетельствуют следующие наиболее финансируемые статьи: здания и сооружения (32,9 процента) и машины и оборудование, транспортные средства (44,2 процента). Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, рост производства. Ориентация производителей на проведение модернизации и реконструкции производства вызвала повышение спроса на машины и оборудование практически во всех видах экономической деятельности. При сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала на внутреннем рынке усилилось влияние импортных поставок машин и оборудования.

Кроме того, за счет реализации областных целевых программ, направленных на развитие жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья, в области наблюдается увеличение доли инвестиций в жилье.

Для структуры инвестиций Челябинской области характерна высокая доля обрабатывающих производств - 49,5 процента, что втрое выше, чем в среднем по стране. Учитывая специализацию области, в обрабатывающих отраслях наибольшая доля приходится на металлургическое производство
(38,4 процента).

Диаграмма 42


Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Российской Федерации в 2011 году


Диаграмма 43
Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Челябинской области в 2011 году

Для структуры инвестиций Челябинской области характерна высокая доля обрабатывающих производств - 49,5 процента, что втрое выше, чем в среднем по стране. Учитывая специализацию области, в обрабатывающих отраслях наибольшая доля приходится на металлургическое производство (38,4 процента), транспорт и связь (15,7 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,5 процента).

Диаграмма 44


Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,

по странам (в процентах к итогу)


В 2011 году в экономику области поступили инвестиции из 52 стран. Основные страны-инвесторы: Швейцария, Германия, Нидерланды, Франция, Казахстан. К концу 2011 года объем накопленного иностранного капитала составил 4484,0 млн. долларов США.
Диаграмма 45
Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Российской Федерации в 2010 году


Диаграмма 46
Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Челябинской области в 2010 году


Диаграмма 47
Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Российской Федерации в 2011 году

Доля обрабатывающих производств в поступивших иностранных инвестициях в области более чем в четыре раза выше средних показателей по стране, доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды более чем в девять раз.

Динамика поступлений иностранных инвестиций по типам свидетельствует об их неравномерности.

В Челябинской области, как и в России в целом, зарубежные инвесторы более охотно предоставляют организациям торговые и прочие кредиты (за последние три года их доля по области составляет более 98 процентов).
Диаграмма 48
Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу) в Челябинской области в 2011 году


Диаграмма 49
Структура поступивших в Российскую Федерацию иностранных инвестиций

по типам (в % к итогу)


Диаграмма 50
Структура поступивших в Челябинскую область иностранных инвестиций

по типам (в % к итогу)


Динамика поступлений иностранных инвестиций по типам свидетельствует об их неравномерности.

В Челябинской области, как и в России в целом, зарубежные инвесторы более охотно предоставляют организациям торговые и прочие кредиты (за последние три года их доля по области составляет более 98 процентов).

Структура иностранных инвестиций в России и в Челябинской области говорит о том, что зарубежные инвесторы не готовы взять на себя риск организации собственного производства на российской территории, поэтому преимущественно кредитуют российскую банковскую систему. Риск при кредитовании банков существенно ниже, чем при осуществлении инвестиций в отдельное производство. Во-первых, отечественная банковская система регулируется довольно жестко. Во-вторых, в случае ее системного кризиса Центральный банк и стоящее за ним государство с его финансовыми и иными ресурсами не допускают катастрофического развития событий.

Таблица 10

Внешняя оценка инвестиционного климата Челябинской области

Оценка Челябинской области Рейтинговыми агентствами




п/п


Наименование Агентства

Присвоенный рейтинг (либо место Челябинской области)

Примечание

1.

Standard & Poor's

В 2010 – 2012 годы:

- долгосрочный рейтинг в иностранной валюте - «ВВ+»;

- долгосрочный рейтинг в национальной валюте – «ВВ+»;

- долгосрочный рейтинг по национальной школе – «ruАА+».

Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный»


Выше уровня Челябинской области (4): Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург».
На одном уровне с Челябинской областью (7): Красноярский край; Ленинградская, Самарская, Свердловская области; Республики Башкортостан и Саха (Якутия)
Ниже уровня Челябинской области (4): Иркутская, Томская и Тверская области; Ставропольский край




Fitch Ratings

В 2012 году:

- долгосрочный рейтинг в иностранной валюте - «ВВ+»;

- краткосрочный рейтинг в иностранной валюте – «В»;

- долгосрочный рейтинг в национальной валюте – «ВВ+»;

- долгосрочный рейтинг по национальной школе –

«АА (rus)».

Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Позитивный»


Выше уровня Челябинской области (4): Республики Татарстан и Саха (Якутия), города Москва и Санкт-Петербург».
На одном уровне с Челябинской областью (9): Алтайский, Краснодарский, Красноярский края; Ленинградская, Новосибирская, области; Республики Чувашия, Хакасия и Коми
Ниже уровня Челябинской области (21): Республики Карелия, Хакасия, Марий Эл; Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская, Ярославская области

2.

Эксперт РА

12 место – по инвестиционному потенциалу, 31 – по уровню инвестиционных рисков;

Присвоен рейтинг – 2В, средний потенциал – умеренный риск



Входит в первую десятку по производственному, инновационному, потребительскому, трудовому и туристическому потенциалам

3.

Forbes

Рейтинг «Лучшие регионы для бизнеса-2011» – 9 место.

Город Челябинск наравне с Екатеринбургом и Самарой признан самыми удобным городом для развития малого бизнеса



Рейтинг ранжировали по 15 параметрам, разбитым на шесть групп, описывающих разные стороны экономической жизни: социально-демографические характеристики, деловой климат, обеспеченность населения, экономическое положение, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса. В список попали 30 наиболее привлекательных для ведения предпринимательской деятельности регионов. При составлении рейтинга использовались материалы Федерального казначейства, Росстата, региональных и городских администраций

4.

AK&M


Рейтинг относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации:

- 15 место по объему доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- 17 место по отношению объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- 21 место по отношению объема доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к общему объему доходов



В исследовании оценивались относительные возможности субъектов Российской Федерации выполнять свои долговые обязательства

5.

Евразийский институт конкурентоспособности

Рейтинг международной конкурентоспособности 30 российских регионов:

- 5-6 место (вместе с Самарской областью).

Челябинская область получила высший балл по доступности офисных помещений, выбору финансовых услуг для бизнеса и развитию транспортной инфраструктуры


Исследование проведено в форме опроса мнения тысяч руководителей компаний, также использовались статистические данные. Выделены пять слагаемых международной конкурентоспособности регионов: национальные факторы, базовые условия, портфель кластеров, бизнес-климат, эффективность и стратегический фокус администрации

6.

Опора России


Рейтинг 39 регионов по Индексу условий для развития малого и среднего бизнеса. 2 место (уступив Московской области)

Индекс представляет собой интегральную оценку качества условий развития малого и среднего предпринимательства в секторе обрабатывающих производств и включают в себя 5 слагаемых, каждое из которых входит в его состав с равным весом:

- недвижимость и инфраструктура;

- людские ресурсы;

- финансовые ресурсы;

-административный климат, безопасность и коррупция;

- система поставщиков



Глава 8. SWOT-анализ долгосрочного развития Челябинской области и стратегические направления активизации инвестиционной деятельности


Таблица 11
Матрица SWOT–анализа факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Челябинской области


Конкурентные преимущества

(сильные стороны)



Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)

  1. Расположение области в географическом центре России, обеспечивающее доступ к рынкам Урало-Сибирского региона и Средней Азии, а также позволяющее использовать транзитное движение товаров, услуг, капиталов. Наличие внешней границы.

  2. Наличие развитой транспортной инфраструктуры (Южно-Уральская железная дорога, федеральные автомобильные трассы М5, М36 и М51, международные аэропорты в городах Челябинске и Магнитогорске).

  3. Более 300 месторождений полезных ископаемых (железная руда, медно-цинковые руды, золото, огнеупорное сырье, тальк, графит, кварц, каолин, барит, фосфориты и прочее), а также приближенность переработки к источникам этого сырья.

  4. Наличие квалифицированной рабочей силы, в экономике области занято около 1,8 млн. человек или 51 процент населения области.

  5. Наличие свободных земельных, водных, лесных ресурсов.

  6. Наличие крупных конкурентоспособных товаропроизводителей продукции – предприятия области производят 27 процентов всероссийского выпуска стали и проката, 10 процентов российских стальных труб, 22 процента российских макаронных изделий (по итогам 2011 года среди регионов Российской Федерации).

  7. Положительный опыт взаимодействия с иностранными инвесторами при реализации ряда проектов: «Фортум» (Финляндия), «Рексам» (Великобритания), «Карбокерамикс» (Соединенные Штаты Америки), «Омиа» (Швейцария), «Хенкель-Баутехник» (Германия), «СМС-Челтек» (Германия) и другие.

  8. Высокий уровень предпринимательской активности и развития финансовой инфраструктуры.

  9. Наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки высоко квалифицированных кадров.

  10. Демографическая ситуация в области приобретает устойчивую положительную тенденцию. В 2011 году впервые с 1999 года зафиксирован общий прирост населения: численность постоянного населения на 01.01.2012 года по сравнению с 01.01.2011 года увеличилась на 4,5 тыс.человек.

  11. Наличие отелей бизнес-класса и люкс сегмента.

  12. Уникальные природно-климатические ресурсы: в области насчитывается около 20 горнолыжных комплексов, более 3 тыс. озер, свыше 450 памятников археологии, истории и культуры, природных достопримечательностей, более 150 особо охраняемых территорий.

  13. Наличие:

1) Долгосрочных кредитных рейтингов:

- Standard & Poor's – прогноз «Стабильный»,

- Fitch Ratings – прогноз «Позитивный»;

2) Рейтинга инвестиционного потенциала и рисков «Эксперт РА» – средний потенциал и умеренный риск.



  1. Наличие стратегии регионального развития и нацеленность руководства области на повышение инвестиционной привлекательности.

  2. Наличие нормативно-правовой базы инвестиционной направленности (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим, предоставление областных государственных гарантий).

  1. Структура экономики с преобладанием металлургического производства.

  2. Зависимость крупнейших предприятий от конъюнктуры мировых рынков.

  3. Недостаточный приток инвестиций в инфраструктурные отрасли (энергетику, развитие транспортной сети, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм).

  4. Недостаточное развитие сферы услуг.

  5. Негативный экологический имидж региона, связанный с деятельностью крупнейших предприятий.

  6. Жесткая ценовая политика естественных монополий при технологическом присоединении объектов.

  7. Недостаточное развитие географии авиарейсов.



Возможности внешней среды

Угрозы со стороны внешней среды

  1. Усиление инвестиционно привлекательного имиджа области за счет вхождения в число 15 наиболее развитых регионов России.

  2. Активизация товарооборота со странами Центральной и средней Азии за счет создания логистического кластера.

  3. Диверсификация экономики области за счет сформированного агрокластера по производству мяса птицы, свинины и мясопереработки, а также повышенной инвестиционной активности в агросекторе и вовлечения неиспользуемых земельных и водных ресурсов.

  4. Расширение возможностей для сбыта продукции Челябинской области за счет вступления России в Всемирную торговую организацию и в другие международные соглашения (Шанхайская организация сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИК и другие).

  5. Увеличение средней продолжительности жизни не менее чем до 75 лет, снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, повышение рождаемости.

  6. Превращение области в крупнейший российский туристический центр на уровне мировых стандартов (горнолыжный туризм, оказание санаторно-курортных услуг).

  7. Улучшение экологической обстановки в регионе.

  1. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение уровня спроса на продукцию металлургического комплекса Челябинской области в результате роста металлургического производства в Китае.

  2. Экспансия импортных товаров на внутреннем рынке области, связанная с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

  3. Техногенные катастрофы, связанные с высокой степенью износа основных фондов на отдельных производствах.

  4. Рост нелегальной миграции, функционирование наркотрафика из-за приграничного расположения Челябинской области и приближенности к государствам Центральной Азии.

  5. Колебание рыночной конъюнктуры цен, валютных курсов, изменение налогового законодательства (не в интересах субъектов Российской Федерации).

  6. Снижение деловой активности вследствие кризиса «еврозоны».

  7. Невысокие международные инвестиционные рейтинги Российской Федерации в целом.

Таблица 12


Стратегические направления активизации инвестиционной деятельности

Челябинской области




Расширение внутренних возможностей на основе использования преимуществ (сильные стороны)

Избегание угроз путем использования преимуществ

  1. Реализация мероприятий по информационному освещению возможностей области и предложений по совместному государственно-частному освоению ресурсно-сырьевой, промышленной и туристической сферы.

  2. Развитие перспективных направлений привлечения инвестиций в промышленный сектор: металлургическое производство, обрабатывающее производство, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов.

  3. Развитие межрегиональной кооперации.

  4. Поддержка малого и среднего предпринимательства.

  5. Развитие и реализация инновационных проектов в областном и муниципальных инновационных бизнес-инкубаторах, стимулирование создание инновационных технопарков на базе промышленных предприятий.

  6. Формирование и развитие единого информационного пространства.

  1. Проведение выставочно-конгрессных мероприятий для позиционирования области на российском и международном уровнях.

  2. Разработка побудительных механизмов для инвесторов в виде форм государственной поддержки с целью формирования более благоприятных условий для инвестирования в Челябинской области по сравнению с соседними регионами.

  3. Усиление мер по повышению конкурентоспособности продукции металлургического комплекса Челябинской области на внешнеэкономическом рынке.

  4. Повышение конкурентоспособности и экспорта товаров, производимых на территории области.

  5. Усиление контроля за нелегальной миграцией, функционирующим наркотрафиком с помощью мер, реализуемых в рамках федеральных, областных целевых и ведомственных программ.

Преодоление слабых сторон путем использования возможностей

Устранение (ослабление) недостатков для избегания угроз

  1. Понижение уровня криминального и экологического рисков через реализацию федеральных, областных и ведомственных целевых программ.

  2. Использование механизмов государственно-частного партнерства, государственных заказов при реализации инвестиционных проектов.

  3. Привлечение средств федерального бюджета с целью создания современной инвестиционной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

  4. Участие в инвестиционных форумах, выставках.

  5. Разработка электронной базы данных инвестиционных проектов и потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов.

  1. Создание площадок, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой (создаваемая площадка – Парк индустриальных инноваций в поселке Малая Сосновка).

  2. Создание и развитие региональной инновационной системы.

  3. Разработка перспективных направлений развития монотерриторий области.

  4. Организация эффективной работы:

- Комиссии по инвестициям при Губернаторе Челябинской области;

- Совета при Губернаторе Челябинской области по улучшению инвестиционного климата

с целью создания условий для повышения инвестиционной привлекательности и увеличения инвестиционной активности на территории области.


  1. Обеспечение работы канала прямой связи инвесторов с органами государственной власти Челябинской области.

Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Общие положения и область применения инвестиционной стратегии челябинской области
1853.12kb.
7 стр.
Закон челябинской области о стимулировании инвестиционной деятельности в челябинской области принят
142.21kb.
1 стр.
Министр образования и науки
399.99kb.
2 стр.
План реализации Инвестиционной стратегии Калужской области на период до 2020 года
168.05kb.
1 стр.
Закон челябинской области о пожарной безопасности в Челябинской области Принят постановлением
101.4kb.
1 стр.
Фап ог область применения общие случаи применения
331.65kb.
1 стр.
Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных и газовых месторождений в Республике Казахстан Раздел Общие положения Подраздел Область применения
3279.64kb.
14 стр.
Инвестиционный меморандум липецкой области на 2013 год Общие положения
438.31kb.
2 стр.
Закон пензенской области об инвестиционной стратегии пензенской области принят Законодательным Собранием
2819.5kb.
13 стр.
Методические рекомендации по организации автоматизированных рабочих мест системы исполнения регламентов предоставления государственных
115.21kb.
1 стр.
О приобретении имущества в государственную собственность Челябинской области
26.49kb.
1 стр.
Программа «Развитие культурно-досуговой деятельности, народного творчества, национальных культур Челябинской области»
177.34kb.
1 стр.