Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Исследовательская работа:

"Инвестиционный климат

Новосибирской области"


Подготовил:

Некоммерческое партнёрство

«Информационно-аналитический центр

развития гражданских инициатив»
Директор

Е.П. Малицкая

(подпись)

_______________________

Н.П.

Новосибирск

2012

Оглавление


Введение 4

1. Анализ действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 6

1.1. Состав планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 6

1.2.1. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года 13

1.2.2. Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы 34

1.2.3. План социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года 47

1.2.4. Комплексная целевая программа мэрии г. Новосибирска «Формирование имиджа Новосибирска, как инвестиционно-привлекательного, динамично развивающегося города, центра интеллектуальной и деловой активности Сибири до 2020 г.» 52

1.2.5. Основные выводы из анализа действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 54

2. Анализ основных тенденций развития экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. 58

2.1. Сравнительная динамика основных макроэкономических показателей экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. 58

2.2. Анализ структуры экономики Новосибирской области и динамики производства добавленной стоимости основных видов экономической деятельности 61

3. Перспективы развития отдельных отраслей экономики Новосибирской области с учетом действующих мировых и общероссийских тенденций 70

3.1. Основные тенденции в сфере прямых иностранных инвестиций в мире. 70

3.2. Вступление России в ВТО: последствия для Новосибирской области 75

3.3. Оценки инвестиционного потенциала Новосибирской области 81

Приложение 1. «Основные контуры перспективной сети высокотехнологичных кластеров Новосибирской области» 93




Введение


Нарастание конкуренции между экономиками регионов Российской Федерации в условиях ограниченных финансовых ресурсов, негативных демографических процессов и нестабильности мировой экономики порождает новые вызовы для региональных властей в рамках выработки и реализации экономической политики на региональном уровне.

Актуальность вышесказанного для Новосибирской области подтверждается действующими тенденциями. Так, например, если в 1995 году отношение среднедушевого валового регионального продукта Новосибирской области к среднедушевому ВВП России находилось на уровне 87%, то практически неизменное снижение этого показателя в последующие годы привело к его падению в 2011 году до уровня 54%. Как следствие, место Новосибирской области по показателю среднедушевого ВРП в 2010 году впервые опустилось до 40-го среди всех субъектов РФ, тогда как, к примеру, в 2003 году Новосибирская область занимала по этому показателю 31 место, в 2007 году – 34-ое. Несмотря на некоторое сокращение отставания Новосибирской области по показателю среднедушевых инвестиций в основной капитал от России в целом с 59,8% в 1995 году до 71,8% в 2007 году и 70,2% в 2011 году, необходимо указать на падение места Новосибирской области среди регионов РФ по данному показателю с 38-го в 2007 году до 43-го в 2011 году.

В указанных условиях особое внимание региональных властей Новосибирской области, на наш взгляд, должно уделяться вопросам создания стратегических преимуществ и региональной специализации, что обусловливает необходимость реализации различных мер стимулирования инвестиционной активности в ключевых отраслях региональной экономики. Более того, учитывая высокий уровень межрегиональной конкуренции за инвестиционные и трудовые ресурсы особое внимание должно уделяться не только стандартным подходам повышения инвестиционной привлекательности, но и выработке принципиально новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности и привлечения частных инвестиций в экономику региона.

В данном отчете представлены результаты исследований, посвященных решению трех важных задач, тесно связанных с вопросами активизации инвестиционной деятельности в Новосибирской области:

1) оценка действующих планово-прогнозных документов, определяющих экономическую политику Новосибирской области и города Новосибирска, на предмет полноты, согласованности, соответствия задачам активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области, учета мировых и общероссийских тенденций;

2) оценка тенденций развития экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. и определение видов экономической деятельности, характеризующихся наиболее высокой инвестиционной привлекательностью, исходя из принятых приоритетов и задач региональной экономической политики, действующих тенденций и ограничений развития;

3) определение видов экономической деятельности, стимулированию развития которых уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание, при том что их опережающее развитие может дать значительный стимулирующий эффект для экономики и инвестиционной сферы Новосибирской области.


1. Анализ действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области

1.1. Состав планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области

Состав планово-прогнозных документов Новосибирской области определен Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» (в редакции от 07.07.2011г.):

1) прогноз социально-экономического развития области (документ, содержащий сбалансированную систему ожидаемых в перспективе показателей социально-экономического развития области, видов деятельности, которые используются для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой области, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития области, одобряется Правительством Новосибирской области);

2) стратегия социально-экономического развития области (документ, содержащий обоснованную систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития области, оценку ресурсных возможностей, а также комплекс условий, обеспечивающих достижение поставленных целей, утверждается Правительством Новосибирской области);

3) схема территориального планирования области (утверждается Правительством Новосибирской области);

4) долгосрочная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и важнейшим ресурсам, направленных на достижение стратегических целей или решение проблем, требующих комплексного подхода);

5) программа социально-экономического развития области (документ, конкретизирующий систему целей и приоритетов государственной политики в экономике и социальной сфере, важнейшие механизмы и условия для их достижения в рамках стратегии социально-экономического развития области, утверждается законом Новосибирской области);

6) план социально-экономического развития области (документ, содержащий цели, значения целевых показателей социально-экономического развития области, задачи, основные направления и планируемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению поставленных целей в соответствии с располагаемыми ресурсами);

7) областная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и обеспечивающих эффективное решение особо значимых проблем социально-экономического развития области);

8) ведомственная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам, направленных на решение задач, стоящих перед главным распорядителем средств областного бюджета Новосибирской области);

9) межмуниципальная программа (вид долгосрочной или ведомственной целевой программы, предназначенной для решения отдельных вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов области);

10) иные планово-прогнозные документы.

Ключевые планово-прогнозные документы и связи между ними представлены на Схеме 1.

Схема 1. Система планово-прогнозных документов Новосибирской области


Законом № 166-ОЗ устанавливаются следующие требования к основным планово-прогнозным документам Новосибирской области. В частности:

1. Планово-прогнозные документы области формируются на основе комплексного анализа демографической ситуации, производственного, научно-технического, трудового и финансового потенциала, социальной инфраструктуры, состояния природных ресурсов, внешних экономических, политических условий, иных факторов и перспектив их изменения.

2. Прогнозы социально-экономического развития области разрабатываются с учетом вероятного воздействия на развитие экономики и социальной сферы внутренних и внешних политических, экономических, научно-технических и других факторов. Прогноз содержит количественные показатели, характеризующие темпы и пропорции экономического и социального развития Новосибирской области, качество жизни населения.



Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на период свыше пяти лет. На основе долгосрочного прогноза осуществляется разработка стратегии социально-экономического развития области, программы социально-экономического развития области, долгосрочных целевых программ.

Прогноз на среднесрочную перспективу (среднесрочный прогноз) разрабатывается на период от трех до пяти лет с разбивкой по годам и ежегодно уточняется. Данные среднесрочного прогноза являются основой для разработки Плана, областного бюджета, ведомственных целевых программ.

3. Стратегия социально-экономического развития области разрабатывается на период 15 - 20 лет, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, программы социально-экономического развития области и содержит:

1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период (не менее пяти лет);

2) характеристику социально-экономического положения области;

3) оценку конкурентных преимуществ и потенциала области, в том числе природоресурсного, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;

4) анализ проблем в экономике и социальной сфере области;

5) систему стратегических целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития области;

6) механизмы и условия достижения поставленных целей.

4. Схема территориального планирования области разрабатывается на период до 25 лет с целью определения стратегии и характера градостроительных решений, направленных на создание предпосылок эффективного использования природного, трудового, интеллектуального и научно-производственного потенциала области. Схема и Стратегия являются взаимоувязанными документами.

5. Долгосрочная целевая программа содержит:

1) обоснование необходимости разработки программы;

2) цели и целевые индикаторы;

3) задачи государственной политики, поставленные для решения выявленных проблем, достижения поставленных целей;

4) систему мероприятий, направленных на решение задач, с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей;

5) механизмы реализации, включая организационное обеспечение, систему мониторинга и контроля реализации, порядок корректировки в случае необходимости;

6) ресурсное обеспечение;

7) ожидаемые результаты реализации.

6. Программа социально-экономического развития области, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и Планов, разрабатывается на срок пять и более лет и содержит:

1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период;

2) систему целей и задач государственной политики в экономике и социальной сфере;

3) систему целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость степени достижения целей и решения задач программы социально-экономического развития области;

4) важнейшие механизмы достижения поставленных целей;

5) ресурсное обеспечение программы социально-экономического развития области.

7. План социально-экономического развития области формируется ежегодно сроком на три года - очередной календарный год и плановый период - на основе среднесрочного прогноза, всех ранее утвержденных планово-прогнозных документов области и содержит:

1) анализ социально-экономического развития области за текущий год и два последних отчетных года и проблем, сдерживающих развитие экономики и социальной сферы области;

2) приоритетные направления социально-экономической политики;

3) целевые показатели социально-экономического развития области, включая показатели, характеризующие качество жизни населения и эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;

4) направления деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению целевых показателей и ожидаемые социально значимые результаты.
Анализ законодательной базы разработки планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон НСО № 166-ОЗ устанавливает, что основой для разработки плановых документов социально-экономического развития области является прогноз социально-экономического развития Новосибирской области. Законом не предусмотрена корректировка показателей прогнозов социально-экономического развития Новосибирской области исходя из принимаемых на их базе плановых документов социально-экономического развития. Закон также не устанавливает требования к обязательному содержанию в прогнозе социально-экономического развития области оценки ключевых рисков, негативных тенденций и ограничений социально-экономического развития на прогнозную перспективу. Включение данного требования к подготовке прогноза социально-экономического развития области, с одной стороны, позволило бы повысить его значимость и степень ответственности за его разработку. С другой стороны, это позволило бы придать программе и плану социально-экономического развития статус документов, призванных нейтрализовать негативные последствия в случае реализации неблагоприятных для экономики региона сценариев, снизить риски и смягчить ограничения социально-экономического развития региона.

2. Законом не определена необходимость сопоставления целевых показателей, содержащихся в плановых документах социально-экономического развития области, с показателями прогноза социально-экономического развития области, что снижает возможности адекватной оценки эффективности реализации мер (как априорной, так и апостериорной), заложенных в плановых документах социально-экономического развития Новосибирской области.

3. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области разрабатывается сроком на 15-20 лет, что, на наш взгляд, должно означать необходимость каждые 5 лет осуществлять пересмотр долгосрочных приоритетов развития области и обновления стратегических целей и задач, исходя из изменения социально-экономической и институциональной среды, новых вызовов для региона и опыта реализации завершенных этапов стратегии. В особенности это актуально в настоящее время в связи с глобальным экономическим кризисом 2008 года и его дальнейшими последствиями.


1.2. Анализ отдельных плановых документов социально-экономического развития Новосибирской области





следующая страница >>
Смотрите также:
Исследовательская работа: "Инвестиционный климат Новосибирской области"
1576.68kb.
9 стр.
Инвестиционный климат: методика оценки
3290.06kb.
24 стр.
Закон Новосибирской области от 15 мая 2006 г. N 12-оз "О нормативах финансирования образования в Новосибирской области "
77.01kb.
1 стр.
Инвестиционный климат свердловской области
42.18kb.
1 стр.
Инвестиционный климат и регулирование в области прямых иностранных инвестиций в Италии
33.97kb.
1 стр.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
302.72kb.
1 стр.
Пояснительная записка о правозащитной работе Федерации профсоюзов Новосибирской области за 2007 год
191.56kb.
1 стр.
Закон о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития новосибирской области
171.84kb.
1 стр.
1. Настоящее отраслевое тарифное соглашение (далее Соглашение) регулирует условия оплаты труда работников учреждений образования Новосибирской области
1235.64kb.
9 стр.
«Инвестиционный климат Португалии»
110.99kb.
1 стр.
Программа «Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы»
97.69kb.
1 стр.
Законодательное Собрание Новосибирской области Организационное управление Отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1770.54kb.
10 стр.