Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9 "Инвестиционный климат Новосибирской области" Подготовил: Некоммерческое партнёрство «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» Директор Е.П. Малицкая (подпись) _______________________ Н.П. Новосибирск 2012
Введение 4 1. Анализ действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 6 1.1. Состав планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 6 1.2.1. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года 13 1.2.2. Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы 34 1.2.3. План социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года 47 1.2.4. Комплексная целевая программа мэрии г. Новосибирска «Формирование имиджа Новосибирска, как инвестиционно-привлекательного, динамично развивающегося города, центра интеллектуальной и деловой активности Сибири до 2020 г.» 52 1.2.5. Основные выводы из анализа действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области 54 2. Анализ основных тенденций развития экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. 58 2.1. Сравнительная динамика основных макроэкономических показателей экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. 58 2.2. Анализ структуры экономики Новосибирской области и динамики производства добавленной стоимости основных видов экономической деятельности 61 3. Перспективы развития отдельных отраслей экономики Новосибирской области с учетом действующих мировых и общероссийских тенденций 70 3.1. Основные тенденции в сфере прямых иностранных инвестиций в мире. 70 3.2. Вступление России в ВТО: последствия для Новосибирской области 75 3.3. Оценки инвестиционного потенциала Новосибирской области 81 Приложение 1. «Основные контуры перспективной сети высокотехнологичных кластеров Новосибирской области» 93 ВведениеНарастание конкуренции между экономиками регионов Российской Федерации в условиях ограниченных финансовых ресурсов, негативных демографических процессов и нестабильности мировой экономики порождает новые вызовы для региональных властей в рамках выработки и реализации экономической политики на региональном уровне. Актуальность вышесказанного для Новосибирской области подтверждается действующими тенденциями. Так, например, если в 1995 году отношение среднедушевого валового регионального продукта Новосибирской области к среднедушевому ВВП России находилось на уровне 87%, то практически неизменное снижение этого показателя в последующие годы привело к его падению в 2011 году до уровня 54%. Как следствие, место Новосибирской области по показателю среднедушевого ВРП в 2010 году впервые опустилось до 40-го среди всех субъектов РФ, тогда как, к примеру, в 2003 году Новосибирская область занимала по этому показателю 31 место, в 2007 году – 34-ое. Несмотря на некоторое сокращение отставания Новосибирской области по показателю среднедушевых инвестиций в основной капитал от России в целом с 59,8% в 1995 году до 71,8% в 2007 году и 70,2% в 2011 году, необходимо указать на падение места Новосибирской области среди регионов РФ по данному показателю с 38-го в 2007 году до 43-го в 2011 году. В указанных условиях особое внимание региональных властей Новосибирской области, на наш взгляд, должно уделяться вопросам создания стратегических преимуществ и региональной специализации, что обусловливает необходимость реализации различных мер стимулирования инвестиционной активности в ключевых отраслях региональной экономики. Более того, учитывая высокий уровень межрегиональной конкуренции за инвестиционные и трудовые ресурсы особое внимание должно уделяться не только стандартным подходам повышения инвестиционной привлекательности, но и выработке принципиально новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности и привлечения частных инвестиций в экономику региона. В данном отчете представлены результаты исследований, посвященных решению трех важных задач, тесно связанных с вопросами активизации инвестиционной деятельности в Новосибирской области: 1) оценка действующих планово-прогнозных документов, определяющих экономическую политику Новосибирской области и города Новосибирска, на предмет полноты, согласованности, соответствия задачам активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области, учета мировых и общероссийских тенденций; 2) оценка тенденций развития экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. и определение видов экономической деятельности, характеризующихся наиболее высокой инвестиционной привлекательностью, исходя из принятых приоритетов и задач региональной экономической политики, действующих тенденций и ограничений развития; 3) определение видов экономической деятельности, стимулированию развития которых уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание, при том что их опережающее развитие может дать значительный стимулирующий эффект для экономики и инвестиционной сферы Новосибирской области. 1. Анализ действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области1.1. Состав планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской областиСостав планово-прогнозных документов Новосибирской области определен Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» (в редакции от 07.07.2011г.): 1) прогноз социально-экономического развития области (документ, содержащий сбалансированную систему ожидаемых в перспективе показателей социально-экономического развития области, видов деятельности, которые используются для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой области, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития области, одобряется Правительством Новосибирской области); 2) стратегия социально-экономического развития области (документ, содержащий обоснованную систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития области, оценку ресурсных возможностей, а также комплекс условий, обеспечивающих достижение поставленных целей, утверждается Правительством Новосибирской области); 3) схема территориального планирования области (утверждается Правительством Новосибирской области); 4) долгосрочная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и важнейшим ресурсам, направленных на достижение стратегических целей или решение проблем, требующих комплексного подхода); 5) программа социально-экономического развития области (документ, конкретизирующий систему целей и приоритетов государственной политики в экономике и социальной сфере, важнейшие механизмы и условия для их достижения в рамках стратегии социально-экономического развития области, утверждается законом Новосибирской области); 6) план социально-экономического развития области (документ, содержащий цели, значения целевых показателей социально-экономического развития области, задачи, основные направления и планируемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению поставленных целей в соответствии с располагаемыми ресурсами); 7) областная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и обеспечивающих эффективное решение особо значимых проблем социально-экономического развития области); 8) ведомственная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам, направленных на решение задач, стоящих перед главным распорядителем средств областного бюджета Новосибирской области); 9) межмуниципальная программа (вид долгосрочной или ведомственной целевой программы, предназначенной для решения отдельных вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов области); 10) иные планово-прогнозные документы. Ключевые планово-прогнозные документы и связи между ними представлены на Схеме 1.
Схема 1. Система планово-прогнозных документов Новосибирской области Законом № 166-ОЗ устанавливаются следующие требования к основным планово-прогнозным документам Новосибирской области. В частности: 1. Планово-прогнозные документы области формируются на основе комплексного анализа демографической ситуации, производственного, научно-технического, трудового и финансового потенциала, социальной инфраструктуры, состояния природных ресурсов, внешних экономических, политических условий, иных факторов и перспектив их изменения. 2. Прогнозы социально-экономического развития области разрабатываются с учетом вероятного воздействия на развитие экономики и социальной сферы внутренних и внешних политических, экономических, научно-технических и других факторов. Прогноз содержит количественные показатели, характеризующие темпы и пропорции экономического и социального развития Новосибирской области, качество жизни населения. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на период свыше пяти лет. На основе долгосрочного прогноза осуществляется разработка стратегии социально-экономического развития области, программы социально-экономического развития области, долгосрочных целевых программ. Прогноз на среднесрочную перспективу (среднесрочный прогноз) разрабатывается на период от трех до пяти лет с разбивкой по годам и ежегодно уточняется. Данные среднесрочного прогноза являются основой для разработки Плана, областного бюджета, ведомственных целевых программ. 3. Стратегия социально-экономического развития области разрабатывается на период 15 - 20 лет, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, программы социально-экономического развития области и содержит: 1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период (не менее пяти лет); 2) характеристику социально-экономического положения области; 3) оценку конкурентных преимуществ и потенциала области, в том числе природоресурсного, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов; 4) анализ проблем в экономике и социальной сфере области; 5) систему стратегических целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития области; 6) механизмы и условия достижения поставленных целей. 4. Схема территориального планирования области разрабатывается на период до 25 лет с целью определения стратегии и характера градостроительных решений, направленных на создание предпосылок эффективного использования природного, трудового, интеллектуального и научно-производственного потенциала области. Схема и Стратегия являются взаимоувязанными документами.
1) обоснование необходимости разработки программы; 2) цели и целевые индикаторы; 3) задачи государственной политики, поставленные для решения выявленных проблем, достижения поставленных целей; 4) систему мероприятий, направленных на решение задач, с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей; 5) механизмы реализации, включая организационное обеспечение, систему мониторинга и контроля реализации, порядок корректировки в случае необходимости; 6) ресурсное обеспечение; 7) ожидаемые результаты реализации. 6. Программа социально-экономического развития области, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и Планов, разрабатывается на срок пять и более лет и содержит: 1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период; 2) систему целей и задач государственной политики в экономике и социальной сфере; 3) систему целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость степени достижения целей и решения задач программы социально-экономического развития области; 4) важнейшие механизмы достижения поставленных целей; 5) ресурсное обеспечение программы социально-экономического развития области. 7. План социально-экономического развития области формируется ежегодно сроком на три года - очередной календарный год и плановый период - на основе среднесрочного прогноза, всех ранее утвержденных планово-прогнозных документов области и содержит: 1) анализ социально-экономического развития области за текущий год и два последних отчетных года и проблем, сдерживающих развитие экономики и социальной сферы области; 2) приоритетные направления социально-экономической политики; 3) целевые показатели социально-экономического развития области, включая показатели, характеризующие качество жизни населения и эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; 4) направления деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению целевых показателей и ожидаемые социально значимые результаты.
1. Закон НСО № 166-ОЗ устанавливает, что основой для разработки плановых документов социально-экономического развития области является прогноз социально-экономического развития Новосибирской области. Законом не предусмотрена корректировка показателей прогнозов социально-экономического развития Новосибирской области исходя из принимаемых на их базе плановых документов социально-экономического развития. Закон также не устанавливает требования к обязательному содержанию в прогнозе социально-экономического развития области оценки ключевых рисков, негативных тенденций и ограничений социально-экономического развития на прогнозную перспективу. Включение данного требования к подготовке прогноза социально-экономического развития области, с одной стороны, позволило бы повысить его значимость и степень ответственности за его разработку. С другой стороны, это позволило бы придать программе и плану социально-экономического развития статус документов, призванных нейтрализовать негативные последствия в случае реализации неблагоприятных для экономики региона сценариев, снизить риски и смягчить ограничения социально-экономического развития региона. 2. Законом не определена необходимость сопоставления целевых показателей, содержащихся в плановых документах социально-экономического развития области, с показателями прогноза социально-экономического развития области, что снижает возможности адекватной оценки эффективности реализации мер (как априорной, так и апостериорной), заложенных в плановых документах социально-экономического развития Новосибирской области. 3. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области разрабатывается сроком на 15-20 лет, что, на наш взгляд, должно означать необходимость каждые 5 лет осуществлять пересмотр долгосрочных приоритетов развития области и обновления стратегических целей и задач, исходя из изменения социально-экономической и институциональной среды, новых вызовов для региона и опыта реализации завершенных этапов стратегии. В особенности это актуально в настоящее время в связи с глобальным экономическим кризисом 2008 года и его дальнейшими последствиями.
1.2. Анализ отдельных плановых документов социально-экономического развития Новосибирской областиСмотрите также: Исследовательская работа: "Инвестиционный климат Новосибирской области"
1576.68kb.
9 стр.
Инвестиционный климат: методика оценки
3290.06kb.
24 стр.
Закон Новосибирской области от 15 мая 2006 г. N 12-оз "О нормативах финансирования образования в Новосибирской области "
77.01kb.
1 стр.
Инвестиционный климат свердловской области
42.18kb.
1 стр.
Инвестиционный климат и регулирование в области прямых иностранных инвестиций в Италии
33.97kb.
1 стр.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
302.72kb.
1 стр.
Пояснительная записка о правозащитной работе Федерации профсоюзов Новосибирской области за 2007 год
191.56kb.
1 стр.
Закон о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития новосибирской области
171.84kb.
1 стр.
1. Настоящее отраслевое тарифное соглашение (далее Соглашение) регулирует условия оплаты труда работников учреждений образования Новосибирской области
1235.64kb.
9 стр.
«Инвестиционный климат Португалии»
110.99kb.
1 стр.
Программа «Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы»
97.69kb.
1 стр.
Законодательное Собрание Новосибирской области Организационное управление Отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления 1770.54kb.
10 стр.
|