Главная
страница 1
Разработка музейного урока в 9 классе по теме:

« Наш край в годы Великой Отечественной войны



(1941-1945 гг.)»

Цель: 1) Создать условия для усвоения обучающимися роли советского народа и конкретно жителей села Афоньевка в освобождении оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны посредством изучения краеведческого материала.

2) Содействовать формированию исторического мышления, умения работать с документальными источниками, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3) Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к своей стране, малой родине.

МТО урока: Экспозиция музея «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Стенды:

«Стела погибшим односельчанам»

«Наши земляки, призванные на фронт в 1941-1945 гг.»

«Освобождение Волоконовского района»

«Макет Курской битвы»

«Курская Битва»

«Медаль за бой, медаль за труд»

2.Фонохрестоматия: «Священная война»

3.Кинофрагмент: «Курская Битва», «Сталинградская Битва»

4.Папки, альбомы (фотографии участников войны) статьи на военную тематику из газеты «Красный Октябрь»

Оборудование: на доске - тема, цель занятия, учебные вопросы. Карты: Белгородская область, Великая Отечественная война, Волоконовский район.

Плакаты: «Родина - Мать зовёт», серия плакатов «Великая Отечественная война», рисунки обучающихся на военную тему.

Оформлен уголок: тумбочка, на ней гильза от 75 мм, каска, цветы, осколки.

На уроке присутствуют: участник Великой Отечественной войны Ефремов И.А., председатель совета ветеранов с. Афоньевка Твиритин Н.Е..
Ход урока

В кабинете истории.

Вступление. Есть попытки переписать историю, принизить роль советского народа в победе над фашизмом, в западных средствах массовой информации отдаётся чуть ли не решающая роль в победе союзным войскам. Поэтому важно показать на живых примерах героизма наших земляков, которые проявляли самопожертвование, любовь к Родине, ненависть к врагу, страшному и жестокому, что главную роль в Победе сыграли наши простые советские люди, которые верили в победу, приближали её как могли.

(Звучит песня «Священная война», запись речи В.Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на СССР и начале Великой Отечественной войны).

-Сообщение учащейся Бабаевой А. о материально-техническом потенциале фашистской Германии, её целях при нападении на СССР.

-Учитель Колесниченко Д.Н. (на доске плакат «Мобилизация»). Называет количество призванных на фронт наших земляков по сёлам и о введении в крае военного положения. На фронт было призвано из с. Афоньевска 360 человек.



Переход в музей.

Учитель Колесниченко Д.Н. . Вот уже минуло 66- лет со времени лихолетья, но участники тех событий помнят каждый овражек, холм, каждую тропинку, широкий большак, по которым пришлось с кромешными боями двигаться к победе над злейшим врагом.

- Смоленск-Волоконовка, что общего между городом и посёлком? А связывает их вот такое событие.



Сообщение учащегося Зыбцева М.: Под Смоленском 4 дивизии стали гвардейскими. В декабре (2.12.1941 г.) на железнодорожной станции Волоконовка было вручено 1-е гвардейское знамя 100-й стрелковой дивизии: Командир Руссиянов И.Н., комиссар Филяшкин В.И., знаменосец Сороковых В.И.. В честь этого на станции Волоконовка - юго-восточной железной дороги открыта мемориальная доска (2.12.1971 года).

Следующая остановка в музее (пункт оккупации).

Учащаяся Бабаева А. зачитывает постановление Верховного Совета СССР и СНК СССР о поведении жителей в оккупированных районах. Октябрь 1941 г. – начало оккупации нашего края.

Обсуждение, итог.

Следующий пункт (пункт первых оборонительных боёв на территории района)

Экскурсовод -учащаяся 8 класса Зайцева Ю.

Врага в районе Верхних Лубянок встретила 91 –я танковая бригада под командованием подполковника (впоследствии Маршала Советского Союза И.И.Якубовского). Уже много лет спустя из архивов стало известно, что 01.07.1942 года бригада, обороняя узкий участок фронта, в течение суток сдерживала натиск целой немецкой дивизии, усиленной сотнями.



Обсуждение, итог.

Об участниках битвы за Москву наших земляков в 1941-1942 гг. подобно рассказывает учащийся 9 класса Зыбцев М.



Просмотр альбома музея о Великой Отечественной войне.

Обсуждение, итог.

Учитель Колесниченко Д.Н. подводит итог и устанавливают значение победы под Москвой (в беседе с учащимися).

Следующая остановка у альбома «Битва за Сталинград»

Просмотр кинофрагмента «Начало коренного перелома в ходе ВОВ» (Сталинград).

Дискуссия по обсуждению кинофрагмента с использованием краеведческого материала ведёт учащаяся Зайцева Ю..

Учащимся предлагаются записи воспоминаний участников Сталинградской Битвы. Демонстрируются фото военных лет.



Подвести итог по Сталинградской битве предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Ефремову И.А.

Пункт остановки «Партизанское движение в крае». Перед Курской битвой наиболее активно проявили себя партизаны. Это не только сброшенные под откос эшелоны и сотни убитых фашистов, но и добыча военных разведчиков данных.

Сообщение учащейся Бабаевой А. о деятельности Валуйского партизанского отряда на территории края. Приводим пример об операции партизан (по уничтожению полицейского поста) в с. Фощеватово.

Учитель Колесниченко Д.Н. добавляет информацию о действиях 8-ми красно - городищенских партизан, отразивших атаку на с. Красное Городище отступавших румын, итальянцев, венгров в 1943 г. со стороны с. Успенка.

Итог по этому вопросу подводит учащийся Зыбцев М.

Информацию об освобождении района в результате Острогожско - Россошанской операции даёт учащаяся Зайцева Ю..

Воспоминания очевидцев освобождения, жителей с. Афоньевка.

Демонстрация книги Николаенко А.Г. «Волоконовка в 1941-1945 гг.»

Демонстрация фотографий встречи с ветеранами.

О подвиге Курочкина И.Т., получившего звание Героя Советского Союза за Волоконовку, сообщает председатель совета ветеранов с. Афоньевка Твиритин Н.Е.

Заключительный этап урока (в кабинете)

Заключительная беседа о Курской битве проходит в стиле «Круглый стол». В начале дискуссии выступает участник Курской Битвы Ефремов И.А.



Просмотр кинофрагмента «Курская Битва».

Вопросы дискуссии:

а) Цели советского и немецкого командования перед Курской Битвой?

б) Правда и вымысел о Курской Битве.

в) Трудовой вклад населения Белгородской области в подготовку оборонительных сооружений и строительства железной дороги «Старый Оскол - Ржава».

г) Интернациональный характер участников, сражавшихся на Курской Дуге.



Подведение итогов урока для учащихся предлагается в форме викторины.

Заключительное слово предоставляется председателю совета ветеранов с. Афоньевка Твиритин Н.Е. , он призвал учащихся:

- горячо любить свою Родину;

- заботиться и помогать ветеранам труда и войны;

- оказать помощь в сборе сведений о ветеранах Великой Отечественной войне, не вернувшихся с фронта, для оформления книги Памяти;

- готовить себя к службе в Вооружённых силах морально и физически.



Викторина.

Рефлексия:

Назовите 3 самых важных имени…………

Назовите 3 самых важных события…………



Назовите 3 самых важных чувства………………….


Смотрите также:
Урока в 9 классе по теме: «Наш край в годы Великой Отечественной войны
50.79kb.
1 стр.
Конспект урока советский тыл в годы Великой Отечественной войны фио (полностью) Ерохина Ольга Викторовна
59.85kb.
1 стр.
Тема «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
96.34kb.
1 стр.
Тема регионального компонента: Воловский р/н в годы Великой Отечественной войны Тема урока: Р. К. Тула и Тульская область в ходе Великой Отечественной войны
177.87kb.
1 стр.
Урок истории в 9 классе
43.61kb.
1 стр.
Конкурса мультимедийных уроков Номинация: «Кубановедение» Учебный предмет : кубановедение тема урока : «Краснодарский край в годы Великой Отечественной Войны (1941 -1945гг.)» Класс: 9
147.72kb.
1 стр.
«Моя семья в годы Великой отечественной войны»
82.24kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Тип урока: комбинированный
85.99kb.
1 стр.
Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В. Н. Мбоу «Зачачьевская основная школа» Тема урока: " Сталинградская битва: ход, этапы, итоги"
88.39kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
135.2kb.
1 стр.
Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"
459.94kb.
1 стр.
Женщины в годы Великой Отечественной войны
120.18kb.
1 стр.