Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5 Ростовской области ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ г. Ростов-на-Дону 2013 год Содержание Введение Анализ обращений граждан, поступивших и рассмотренных Уполномоченным по правам человека в Ростовской области в 2012 году Права граждан на социальное обеспечение и медицинское обслуживание Соблюдение трудовых прав граждан Право граждан на жилище Право граждан на жилищно-коммунальное обслуживание Соблюдение прав граждан в сфере миграционных правоотношений Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания Соблюдение прав человека в уголовном судопроизводствеНеисполнение судебных решений Право граждан на благоприятную окружающую среду Заключение Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Областного закона Ростовской области от 15 марта 2007 года № 643-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» на основе мониторинга правозащитной ситуации, осуществляемого путем обобщения результатов рассмотрения письменных обращений граждан; сведений, полученных в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата; материалов проверок ИВС отделов внутренних дел, мест лишения свободы, домов-интернатов, психиатрических больниц и других учреждений; информации, представленной государственными органами; публикаций средств массовой информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в области. В докладе дается общая оценка положения дел с правами человека в области, состояние и динамика наиболее важных правозащитных проблем 2012 года и приводится информация о деятельности Уполномоченного, в том числе о реакции государственных органов и должностных лиц на его обращения и предложения. Главная цель доклада – информировать высших должностных лиц исполнительной и представительной власти области о проблемах региона, связанных с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина, и о результатах деятельности института Уполномоченного в данной сфере. А также привлечь внимание областных и муниципальных органов власти, депутатского корпуса, судейского сообщества, правоохранительных структур, институтов гражданского общества к проблемам нарушения прав человека и возможным способам их решения. Выражаю признательность всем тем, кто в течение прошедшего года оказывал содействие Уполномоченному в восстановлении нарушенных прав граждан. Анализ обращений граждан, поступивших и рассмотренных Уполномоченным по правам человека в Ростовской области в 2012 году Анализ актуальных проблем соблюдения прав человека и гражданина на территории области в 2012 году сделан на основании обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного в течение года. Так, в адрес Уполномоченного в 2012 году поступило 3078 обращений, что на 213 (7 %) больше, чем в предыдущем году. Количество письменных обращений по сравнению с 2011 годом значительно увеличилось и составляет 1821 или 59 % (в 2011 году – 1396), число устных обращений, напротив, уменьшилось - 1257 или 41 % (в 2011 году – 1469). На личном приеме принято 1064 гражданина, из которых Уполномоченным - 243 человека, сотрудниками аппарата - 821. Возможностью получить юридическую консультацию в телефонном режиме воспользовались 193 человека. В 2012 году были продолжены совместные приемы Уполномоченного и руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области, которые проводились с выездом в города и районы области. Проведение таких приемов стало возможно благодаря заключенному между ними в 2011 году Соглашению. Продолжают работать 11 общественных приемных Уполномоченного в городах и районах области, в которых 2012 году получили квалифицированную правовую консультацию 713 человек (в 2011 году – 658). Из общего количества обращений по-прежнему наибольшее число поступило от жителей г. Ростова-на-Дону –1415, что составляет 46,9 % от всего числа обращений. Прежде всего, это объясняется плотностью населения областного центра и возможностью его жителей на непосредственное обращение к Уполномоченному. Из г. Таганрога поступило 457 обращений (15,15 %), г. Новочеркасска – 224 (7,42 %), г. Шахты – 129 (4,28 %), г. Батайска – 94 (3,12 %). Число обращений, поступивших из других регионов России, осталось на прежнем уровне – 48 (1,57 %). Гендерная характеристика заявителей свидетельствует о том, что в 2012 от мужчин поступило меньше обращений, чем в прошлом году – 1452 (в 2011 - 1536), а от женщин наоборот больше – 1603 (в 2011 - 1308). По-прежнему чаще всего к Уполномоченному обращаются люди из так называемых наименее социально защищенных слоев населения: пенсионеры, инвалиды, участники Великой Отечественной войны (диаграмма № 1).
Вместе с тем, следует отметить, что в 2012 году уменьшилось количество обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подсудимых и обвиняемых в совершении преступлений – 399 (в 2011 году - 481). Как и в прошлом году, почти каждое третье обращение, поступившее в адрес Уполномоченного, приходится на нарушения социальных прав граждан. Однако наибольший рост жалоб наблюдается по вопросам нарушения трудовых прав граждан - 487 (в 2011 году - 160). Спектр поднимаемых гражданами вопросов представлен в таблице № 2.
Однако лидирующее место, как и в прошлом году, занимают жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов – 548 (17,8 %), выразившиеся в необоснованном возбуждении уголовных дел либо отказе в возбуждении уголовных дел, непринятии заявлений о совершенных преступлениях; злоупотреблении должностными полномочиями; применении недозволенных методов следствия, дознания, и пр. Достаточно много поступает жалоб на решения, действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. В 2012 году - 247 (8%). Как правило, в них утверждается о нарушении прав в области жилищного законодательства, непринятии мер должностными лицами по фактам этих нарушений. По сравнению с предыдущим годом несколько уменьшилось количество обращений по вопросам гражданского судопроизводства и уголовного судопроизводства. Жалоб такого содержания в 2012 году поступило 431 (14 %). В 2012 году к Уполномоченному поступило 170 жалоб (5,5 %) о нарушении прав иностранных граждан (лиц без гражданства), пребывающих (проживающих) на территорию области, жалобы на волокиту и грубое отношение со стороны чиновников миграционной службы, необоснованные отказы в выдаче паспортов РФ и другие. По сравнению с 2011 годом число обращений по вопросам гражданства, выдачи паспортов, регистрации фактически продолжает оставаться на том же уровне. В результате работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан по 2361 даны соответствующие разъяснения, процент удовлетворенных обращений в 2012 году немного вырос по сравнению с предыдущим годом и составил 23% (в 2011 - 21%). Для разрешения проблем, поднимаемых гражданами, чуть более половины (59,2 %) письменных обращений направлено для рассмотрения по существу в органы государственной власти и местного самоуправления (таблица № 3).
По сравнению с предыдущим годом количество направленных в федеральные органы государственной власти заявлений увеличилось на 184, при этом наблюдается рост обращений, рассмотрение поднимаемых вопросов в которых подведомственно органам местного самоуправления. Ежегодный рост обращений свидетельствует о том, что Уполномоченный снискал доверие у жителей области. Вместе с тем, анализ рассмотренных жалоб показал, что многие проблемы возникают не только по вине чиновников, но и от правовой неграмотности граждан и незнания своих прав и обязанностей. Не найдя решения либо разъяснения вопроса в компетентных органах, люди идут за помощью к донскому правозащитнику. И ни одно обращение не остается без внимания. Права граждан на социальное обеспечение и медицинское обслуживание Право на социальное обеспечение – одно из важнейших социальных прав человека. Право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице закреплено в статье 12 Европейской социальной хартии, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ст. 39 Конституции Российской Федерации. Ст. 7 Конституции провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепила, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Поэтому, защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства. В 2012 году по вопросам социального и пенсионного обеспечения в адрес Уполномоченного поступило 123 обращения, что составляет 4 % от общего числа обращений. Как и прежде характер жалоб по вопросам пенсионного обеспечения заключался в основном в несогласии с расчетом пенсии, по вопросам неправильного определения стажа и размера заработной платы, необходимых для назначения или перерасчета пенсии. Однако проводимые проверки по поступившим обращениям случаев ошибочного расчета пенсий и иных нарушений не выявили. Следует отметить, что Пенсионным фондом Ростовской области успешно проводится работа по обеспечению правильного и своевременного назначения и выплаты пенсий и других социальных выплат, в короткие сроки реализуются все принимаемые нормативные акты, направленные на улучшение пенсионного обеспечения граждан. В результате - выплата пенсий и других социальных выплат осуществляется своевременно и в полном объеме, регулярно в соответствии с действующим законодательством производится индексация страховой части трудовой и социальных пенсий. В 2012 году были проиндексированы: трудовые пенсии с 1 февраля 2012 года на 7%, с 1 апреля - на 3,41%, а социальные пенсии – на 14,1%. Вместе с тем, в сфере пенсионного обеспечения остается по-прежнему много проблем. Несмотря на ежегодную индексацию, размер пенсии большинства жителей области позволяет удовлетворять лишь минимальные потребности. Прожить на такую пенсию в течение месяца действительно сложно, особенно пожилым людям, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в дорогостоящих лекарственных препаратах. Повышение пенсий настолько незначительны, что, учитывая рост инфляции, коммунальных платежей и цен, с сожалением приходиться констатировать, что многие пенсионеры живут за чертой бедности. Вопрос о незначительных размерах пенсий, не позволяющих пенсионерам реализовывать свое заслуженное право на полноценную, достойную жизнь, в последнее время все чаще и чаще поднимается на федеральном уровне. Очевидна необходимость внесения изменений в пенсионное законодательство. Сегодня пенсия россиянина напрямую зависит от величины отчислений в Пенсионный фонд, которые делали его работодатели. При расчёте размера пенсии используется понятие расчётного пенсионного капитала. Это величина средств, накопленная на персональном пенсионном счёте пенсионера. Фактически из этих денег осуществляются выплаты пенсионерам. По достижению человеком пенсионного возраста государство обязуется выплачивать пенсионеру пенсию из накопленных им денег. Стаж сегодня напрямую не влияет на размер пенсии. Конечно, те работники, за которых отчисляли страховые взносы большее число лет, смогут претендовать на более существенные выплаты в старости. Однако значительная часть россиян получают невысокую зарплату и, даже имея многолетний стаж, не смогут рассчитывать на благополучную старость. Не получат хорошую пенсию и те обладатели солидного стажа, чьи работодатели экономили на налогах и страховых взносах, не перечисляя их в бюджет и Пенсионный фонд, а платили зарплату по «серым» схемам. Минимальный размер стажа, который позволяет претендовать на страховую пенсию, сейчас составляет пять лет. Для сравнения: в СССР этот срок составлял 20 лет для женщин, и 25 – для мужчин. Министерство труда и социального развития РФ предлагает вернуться к учёту трудового стажа при начислении пенсии, что позволит обеспечить справедливую шкалу размеров пенсий в зависимости от трудового вклада работника. Вместе с тем минимальная пенсия будет выплачиваться всем гражданам без учета стажа. В 2012 году продолжали поступать обращения о ненадлежащем социальном обеспечении и непредоставлении гражданам положенных мер социальной поддержки. Оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируется Федеральным законом №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Федеральное законодательство предоставляет указной категории граждан право выбора - получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично, упрощена процедура отказа от получения социальных услуг в натуральной форме в пользу денежного эквивалента. Достаточно один раз подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд, санаторно-курортное лечение и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. Казалось бы, делая выбор между деньгами и услугами, гражданин вправе рассчитывать на равные условия их получения. Однако, поступающие в адрес Уполномоченного обращения, показывают, что некоторые льготы не предоставляются должным образом. Так, продолжали поступать письма жителей области, которые не могут реализовать свое право на получение санаторно-курортного лечения. Предоставление путевки приходится ждать длительное время. К Уполномоченному на личном приеме обратился инвалид II группы Ш. по вопросу отказа региональным отделением Фонда социального страхования в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение по мотиву отсутствия финансирования из федерального бюджета. После вмешательства Уполномоченного в данную ситуацию, заявителю путевка была предоставлена. Этот пример не является единичным. Вместе с тем, действующим законодательством право гражданина на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению социальной помощи возлагаются на Фонд социального страхования РФ, с учетом потребностей каждого субъекта. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» закрепляет право определенной категории граждан на получение санаторно-курортной путевки. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение санаторно-курортной путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении. Тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. Не остаются без внимания Уполномоченного и проблемы инвалидов. Согласно статистическим данным, сегодня в России около 13 млн. инвалидов, из них почти 370 тысяч - жители Ростовской области. Наша страна, являясь полноправным участником международных организаций, естественно была призвана выполнять нормативные положения, касающиеся жизнедеятельности инвалидов, прежде всего, это «Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов» Организации объединённых наций. Тем самым, государство признало право инвалидов на полноценное участие в общественной жизни и начало работу по их интеграции и адаптации в современных условиях. Но все люди, имеющие физические ограничения или ограничения по интеллектуальному развитию, несмотря на обобщающее название инвалиды, совершенно естественно имеют разные возможности для ведения активной, независимой жизни. Невозможно равнять потребности скажем инвалида на коляске и невидящего человека. И даже в рамках одного типа физических ограничений очень сильно разнятся интересы, желания и просто жизненные устремления конкретных людей. Поэтому и возвращение каждого инвалида к полноценной жизни это индивидуальный процесс. Для учёта всех особенностей реабилитации каждого инвалида и была задумана Индивидуальная программа реабилитации. С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид». В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности. Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов. В Российской Федерации уже второй год действует федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Постановлением Администрации Ростовской области от 15 сентября 2010 года №184 принята Областная долгосрочная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». В 2012 году на реализацию программы из областного бюджета выделено 58,1 млн. рублей С 2011 года министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с муниципальными образованиями области начато обследование объектов, которые нуждаются в специальных приспособлениях (пандусах) для инвалидов. В области таких объектов более трёх тысяч – это аптеки, больницы, муниципальные административные здания, банки, парикмахерские. На реконструкцию этих зданий требуется около 300 миллионов рублей. В течение 2012 года проводилась паспортизация и классификация объектов. В 2014-2015 годах органам исполнительной власти будут представлены конкретные сведения о том, какая сумма требуется для реконструкции объектов каждого муниципального образования области. Для реализации таких масштабных проектов требуются значительные финансовые затраты и длительное время. На сегодняшний день инвалиды по-прежнему лишены права на свободное передвижение. В 2012 году продолжает свое действие, стартовавший, в февраля 2011 года, интернет-проект «Интерактивная карта». Такие карты позволяют любому человеку сообщить о здании, необорудованном перекрестке дороги и прочих объектах, которые нуждаются в создании доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, но о которых не знают муниципальные органы власти. Открываются пункты диспетчерской связи для глухих. В этих пунктах с помощью диспетчера осуществляется телефонная, видео- и интернет-связь. Узловой центр находится в Ростовском региональном отделении Всероссийского общества глухих. Пункты видеотелефонной связи также открыты в министерстве труда и социального развития области, в департаменте труда и социального развития города Шахты, в управлениях социальной защиты населения Ленинского района Ростова-на-Дону, Красносулинского района, в Белокалитвенском районе, в городах Каменске-Шахтинском, Волгодонске, Батайске. В любое время, с девяти утра до шести вечера, инвалид по слуху может прийти в диспетчерский пункт независимо от места жительства. Диспетчер-сурдопереводчик поможет передать информацию от глухого к слышащему, записать инвалида в поликлинику, узнать расписание транспорта, заказать ему ж/д и авиабилет. Можно также связаться с диспетчерской службой по смс, факсу или скайпу, не выходя из дома. Следует отметить, что в 2012 году по сравнению с прошлыми годами количество жалоб в адрес Уполномоченного от инвалидов значительно уменьшилось. Несмотря на существенные подвижки в области защиты прав инвалидов, эти люди нуждаются в большей моральной и материальной поддержке государства, чем есть в настоящий момент. Задача власти всех уровней, а также простых граждан обеспечить максимальное полноценное участие инвалидов в общественной жизни. По-прежнему в области остается еще много проблем. Это вопросы обеспечения лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, трудоустройства, повышения размера социальной пенсии по инвалидности, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и услугам, правосудию, объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Так, в аппарат Уполномоченного обратилась инвалид I группы гр. Г. Заявительница указала, что в связи с тяжелым состоянием здоровья, лечащим врачом, ей была рекомендована инвалидная коляска с электроприводом. Однако территориальным бюро МСЭ № 24 ей было отказано в предоставлении инвалидной коляски с электроприводом. Отказ был мотивирован тем, что ей положена только механическая коляска, поскольку она не осуществляет трудовую деятельность. У заявительницы двое детей и с помощью коляски с электроприводом она могла бы оказывать посильную помощь в уходе за собой и младшим сыном, что являлось бы дополнительной мерой реабилитации для инвалида. После вмешательства Уполномоченного, ГБ МСЭ по Ростовской области было принято решение по обеспечению Г. креслом-коляской с электроприводом В минувшем году Уполномоченным много внимания уделялось соблюдению прав людей, проживающих в интернатах для престарелых и инвалидов, и в психоневрологических интернатах. Уполномоченный и сотрудники аппарата посетили ряд учреждений области: Семикаракорский психоневрологический интернат, Новошахтинский филиал ГКУЗ «Психоневрологический диспансер», Егорлыкский филиал ГКУЗ «Психоневрологический диспансер», Неклиновский филиал ГКУЗ «Психоневрологический диспансер», Новочеркасский психоневрологический интернат , «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Шахты», Новоегорлыкскский дом-интернат для престарелых и инвалидов, «Специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации». Нельзя не отметить, что уровень социально-бытовых условий в домах-интернатах и психоневрологических интернатах значительно улучшился и, что немаловажно, работа в этом направлении продолжается. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В настоящее время медицинская помощь населению области оказывается в 216 государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (из них 5 - федерального подчинения), в том числе в 111 больницах, 9 диспансерах, 47 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 25 самостоятельных стоматологических поликлиниках, 1 самостоятельной станции скорой медицинской помощи, 1 станции переливания крови, 8 санаториях, 7 домах ребенка и 5 учреждениях особого типа. Медицинская помощь ненадлежащего качества является фактором, оказывающим негативное влияние как на показатели смертности, утраты трудоспособности и рождаемости, так и на эффективность применения бюджетных средств, выделяемых на развитие здравоохранения. Согласно статистическим данным рождаемость в Ростовской области по сравнению с прошлым годом выросла на примерно 7%, а смертность снизилась на 3,6%. Повышение доступности качественной и бесплатной медицинской помощи для населения является одной из основных задач в сфере здравоохранения. Для достижения этой цели на уровне области сформирована законодательная база развития областного здравоохранения. В области действуют различные целевые программы: Областная долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010 - 2014 годы" и Областная долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2015 - 2020 годы", а так же Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011 - 2012 годы", которые направлены на укрепление ресурсной базы здравоохранения области, внедрение стандартов оказания медицинской помощи и современных информационных технологий в здравоохранении. С 1 января 2012 г. согласно нормам федерального законодательства произошло разграничение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья в части оказания первичной медико-санитарной помощи. Финансирование расходов по оказанию скорой медицинской помощи, медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, патологоанатомическими бюро, хосписами, домами сестринского ухода, санаториями производится в виде субвенции областного бюджета. С 2013 года в связи с переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования планируется осуществление финансового обеспечения скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и медперсонала детских дошкольных учреждений. Кроме того, планируется расширение перечня расходов, включаемых в тариф на оплату медицинской помощи. Поэтапно осуществляются мероприятия по оптимизации численности технического, финансово-хозяйственного и иного немедицинского персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с целью повышения эффективности управления кадровыми ресурсами. Реализация указанных областных программ и мероприятий в сфере здравоохранения позволит уже в ближайшие годы сформировать в области эффективную инновационную модель медицинского обслуживания населения области. Вместе с тем, к Уполномоченному продолжают поступать жалобы на медицинское обслуживание, грубое отношение к пациентам со стороны врачей, отказ в проведении бесплатных операций, работу медико-социальной экспертизы и другие. Вызывают определенные вопросы и стандарты лечения отдельных заболеваний, практически не учитывающие индивидуальные особенности больного и характер течения заболевания. Так, в аппарат Уполномоченного поступило обращение инвалида III группы Р., страдающей тяжелым заболеванием - рассеянным склерозом. Заявительница указала, что по медицинским показаниям она имеет право на получение определенного медицинского препарата (Авонекс), который ей помогает, однако лечащий врач выписывает рецепты на другой препарат, не подходящий заявительнице. Заявление об отказе от препарата из-за нежелательных явлений заявительница надлежащим образом оформила и передала в областной центр рассеянного склероза. Однако подходящее ей лекарство так и не было назначено. В интересах заявительницы Уполномоченный обратился в министерство здравоохранения Ростовской области. Из-за плохой переносимости и выраженных побочных эффектов, лекарственный препарат был отменен и назначен прежний препарат. В 2012 году по-прежнему остается актуальными вопросы, связанные с оказанием помощи людям, страдающим хронической почечной недостаточностью. Из обращений, поступивших в адрес Уполномоченного следует, что в медицинских учреждениях области существенно не хватает отделений, осуществляющих процедуры гемодиализа. Также граждане поднимают вопрос о транспортировке больных в медицинские учреждения для прохождения процедуры гемодиализа. Преодолеть большое расстояние 3-4 раза в неделю до оборудованных отделений гемодиализа самостоятельно им крайне затруднительно, особенно инвалидам, а также учитывая, что в большинстве случаев, больные почечной недостаточностью страдают сопутствующими тяжелыми заболеваниями. В тоже время, в некоторых регионах Российской Федерации (Свердловская область, Москва и др.) как на уровне субъектов, так и на уровне органов местного самоуправления приняты нормативные акты, регулирующие порядок транспортировки больных в отделения гемодиализа. Обеспеченность диализной помощью в Ростовской области пока ниже среднероссийских показателей. Согласно данным министерства здравоохранения, на 2012 год было запланировано открытие трех новых отделений гемодиализа в г. Таганроге, г. Волгодонске и г. Шахты. Однако эти планы были реализованы только частично: новое отделение открылось только в Волгодонске. Так, в аппарат поступили письма П. и Л. по вопросу организации транспортировки на гемодиализ в больницу и обратно. В интересах заявительниц Уполномоченный обратился в администрацию Ленинского и Октябрьского районов г. Ростова-на-Дону, которые направили соответствующие запросы в Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону. Как следовало из полученных ответов, транспортировка больных не является обязанностью ни муниципального образования, ни службы скорой помощи. А указанный вопрос может быть решен только после принятия соответствующего нормативно-правового акта и при наличии средств на эти цели в муниципальном бюджете. Не найдя поддержки у местных чиновников, заявительницы были вынуждены обратиться к Президенту РФ. По указанию Президента женщин принял на личном приеме Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, который поручил мэру г. Ростова-на-Дону обеспечить транспортировку П. и Л. на программный гемодиализ в клинико-дианостический центр «Здоровье». За больными закреплена бригада скорой помощи, составлен график транспортировки. Через полгода «мытарств» вопрос разрешился положительно и без нормативно-правового акта, но для этого надо было вмешаться Президенту и Губернатору. Так стоило ли мэрии г. Ростова-на-Дону запускать людей по такому долгому кругу? Качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от кадрового состава. В системе здравоохранения Ростовской области по состоянию на 1 января 2012 г. работало 14,76 тыс. врачей и 35,16 тыс. среднего медицинского персонала (в 2010 году - 14,75 тыс. и 35,15 тыс.). Численность врачей (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 тыс. населения составила 28,3 человек (2010 год - 29,5), численность среднего медицинского персонала (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 тыс. населения составила - 78,1 человек (2010 год - 79,0). Количество врачей на душу населения в Ростовской области меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Уровень оказания медицинской помощи и показатели здоровья населения области свидетельствуют о недостаточной эффективности функционирования системы медицинской помощи, а также квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию. Наблюдается диспропорция в распределении врачебных кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликлинических. Выпускники медучреждений не торопятся занимать пустующие кабинеты, в первую очередь из-за огромного количества работы и, конечно, высокой ответственности. Молодые специалисты стараются попасть в стационарные отделения больниц или устроиться в частные клиники, где зарплаты выше. Отсюда — нескончаемые и многочасовые очереди в поликлиниках, особенно к «узким» специалистам, которые выстоять больному человеку бывает просто не под силу. Времени на подробную беседу с пациентом у врача просто не остается. Зачастую, внимание врачей к своим болезням гражданам приходится привлекать с помощью «конверта». Кроме того, соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в области, как и в других регионах России, значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Среди проблем в сфере управления медицинскими кадрами, следует отметить низкую заработную плату медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда медицинского персонала, низкие социальную защищенность и престиж медицинской профессии, неадаптированность федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования современным потребностям здравоохранения, недостаточную профессиональную подготовку медицинских и управленческих кадров в здравоохранении. В рамках реализации Программы модернизации Ростовской области на 2011-2012 годы из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинским кадрами, в течение 2005-2010 годов подготовлено по новым специальностям свыше 800 врачей, из них по общей врачебной практике - 100 врачей участковых больниц, амбулаторий и поликлиник. За счет средств, выделенных из областного бюджета на жилищное субсидирование, улучшить свои жилищные условия смогли свыше 500 специалистов областных и муниципальных учреждений здравоохранения. В результате проводимых мероприятий наметилась устойчивая тенденция к стабилизации ситуации, связанной с проблемой дефицита квалифицированных медицинских кадров. Проводимая в течение последних пяти лет за счет средств областного бюджета подготовка врачебных кадров способствовала увеличению показателя укомплектованности врачами до 70,5 процента, а запланированная потребность физических лиц врачей позволит увеличить укомплектованность амбулаторно-поликлинического звена до 83,83 процента и снизить коэффициент совместительства до 1,25, увеличить укомплектованность врачами стационаров до 86,93 процента и снизить коэффициент совместительства до 1,4. Обозначенный кадровый ресурс обеспечит необходимые объемы оказания медицинской помощи в рамках Программы. Кроме того, для привлечения медицинских кадров в сельские районы введены дополнительные стимулы для врачей, переезжающих для работы в сельскую местность. В 2012 году стартовала Федеральная программа поддержки молодых врачей на селе, согласно которой субъектам РФ выделяются финансовые средства из расчета 1 миллион рублей на одного молодого специалиста, готового переехать в сельскую местность на работу. Федеральный центр выделяет деньги, а регионы привлекают молодых специалистов на село. По прогнозам специалистов, переезд в сельскую местность может ликвидировать региональные и структурные диспропорции, связанные с распределением кадров, а также решить «квартирный» вопрос, как правило, выступающий сдерживающим фактором в решении молодого специалиста отправиться работать сельским доктором. В нашей области участвовать в данной программе изъявили желание 35 человек. В современных условиях достижение достойного уровня качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач по обеспечению функционирования системы здравоохранения. Основными показателями качества медицинской помощи являются ее доступность, оптимальное соответствие стандартам качества, безопасность, удовлетворенность пациента от взаимодействия с системой здравоохранения. Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному, как видимая часть айсберга, отражают лишь некоторые проблемы в сфере медицинских услуг. Ведь не многие граждане, столкнувшись с несправедливым отношением, будь то грубое поведение врача или отказ в проведении бесплатной операции, обращаются за помощью в государственные органы. Страх за свое здоровье и здоровье близких вынуждают решать проблему что называется «на месте»: платить врачу за операцию, терпеть грубость. Поэтому, в целях получения объективной информации о качестве медицинской помощи для принятия решений по ее совершенствованию, на территории области, на мой взгляд, целесообразно провести мониторинг удовлетворенности населения оказываемыми медицинскими услугами в системе обязательного медицинского страхования. Оценка системы здравоохранения непосредственно населением позволит выделить ключевые проблемы медицинского обслуживания в области и разработать пути их решения.
Смотрите также: Доклад о соблюдении прав человека и деятельности уполномоченного по правам человека в ростовской области в 2012 году
1419.5kb.
5 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
О роли регионального Уполномоченного по правам человека в выполнении государством международных обязательств в сфере прав человека
118.14kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2003 году
551.91kb.
3 стр.
Обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 3 Раздел Учреждение Уполномоченного по правам человека в 2006 году 5
5213.15kb.
29 стр.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
293.06kb.
1 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году архангельск
3195.93kb.
16 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
О соблюдении прав человека на территории Балаковского муниципального района 148.69kb.
1 стр.
|