Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Соблюдение трудовых прав граждан
Право на труд – одно из важнейших прав человека, которое признано ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1 Европейской социальной хартии, закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации. Основные нормы трудового права в нашей стране регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Каждый гражданин нашей страны имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В рамках этой установки, главная обязанность государства - способствовать реализации данного права путем стимулирования экономики для создания новых рабочих мест, оказания гражданам помощи в поиске работы, контроля за условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены, а также защите права работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с работодателем, включая право на забастовку.

Реализуя свое право на труд в безопасных условиях и за справедливое вознаграждение, человек обеспечивает достойные условия жизни для себя и членов своей семьи. Поэтому обеспечение трудовых прав граждан было и остается важнейшим направлением деятельности государства.

В последние несколько лет проблема соблюдения трудовых прав граждан еще более возросла в связи с негативными последствиями мирового финансово-экономического кризиса. В условиях острого недостатка оборотных средств, руководители хозяйствующих субъектов, зачастую, решают возникшие проблемы за счет ущемления трудовых прав работников. Примерами того являются и «серые» зарплаты, и задержки выплаты заработной платы, и необоснованное сокращение численности (штата) работников без предоставления установленных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций. Работники же (или бывшие работники) не всегда знают о том, как защитить нарушенные права, а если и обращаются в суд, то в индивидуальном порядке.

В области в целом, принимаются меры по повышению заработной платы в организациях внебюджетной сферы, созданию безопасных условий труда, снижению производственного травматизма, развитию персонала на производстве и социального партнерства в трудовых отношениях. Реализация областных и территориальных мероприятий (программ) улучшения условий и охраны труда позволила за прошедший год снизить травматизм со смертельным исходом почти на 20%.

Вместе с тем в ряде муниципальных районов сохраняется низкий уровень оплаты труда, не решена проблема влияния социального партнерства на весь рыночный сектор экономики, не созданы объединения работодателей в соответствии с законодательством, соглашения и коллективные договоры по своему содержанию не всегда отвечают требованиям времени, нарушается

законодательство в трудовых отношениях. Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по области требовала выработки новых концептуальных подходов.

Одним из таких решений стало принятие Областного закона от 27.06.2012 №889-ЗС «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Ростовской области» в связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным Федеральным законом внесены дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления обязанности субъектов Российской Федерации по определению порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Областным законом установлен порядок организации и условия осуществления ведомственного контроля, порядок оформления результатов проверки, определен порядок устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, ответственность подведомственных организаций и их должностных лиц.

На сегодняшний день исполнительные органы городов и районов области разрабатывают программы реализации данного закона. Однако говорить о каких-то конкретных подвижках в связи с его принятием пока рано.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы по области в 2012 году вырос в сравнении с 2011 годом на 13,6%. Среди муниципальных районов самая высокая заработная плата отмечается в Сальском, Кагальницком и Орловском районах. Рост заключенных коллективных договоров отмечается в Зерноградском, Зимовниковском, Егорлыкском, Орловском районах.

Ключевую роль в защите интересов работников играют коллективные договоры организаций. Заключено более 10 тысяч договоров, которыми охвачено почти 70% работающих на действующих предприятиях области.

За последние годы сделан серьезный шаг к тому, чтобы на территории области соглашения, коллективные договоры стали законом внутренней жизни, профсоюзы серьезно закрепились в законодательном поле. Это, безусловно, позитивные процессы. Казалось бы, профсоюзы - единственная организация работников, имеющая свои звенья на всех уровнях, начиная с организации, предприятия, учреждения, которая может представлять работников при коллективных переговорах и заключении коллективных договоров. Но к сожалению, есть и очевидные проблемы сокращают производство и в том числе ликвидируют профсоюзные организации; некоторые из профсоюзных организаций существуют лишь на бумаге; играют незначительную роль в защите прав трудящихся. К сожалению, к представителям профсоюзов работники предприятий относятся с недоверием и поэтому в реальной жизни, несмотря на официальную «радужную» статистику, их деятельность практически сведена к нулю.

Согласно анализу поступивших обращений, проблема соблюдения трудовых прав граждан по-прежнему остается одной из самых острых. Так, в 2012 году с жалобами на нарушение трудового законодательства к Уполномоченному обратились 487 граждан, что составляет 15,8 % от общего числа обращений.

Одним из наиболее социально значимых конституционных прав граждан является право на оплату труда, которое неразрывно связано с возможностью обеспечить гражданину достойный, социально-приемлемый уровень жизни. В течение года ситуация с выплатой заработной платы была нестабильной. По данным Ростовстата, на 1 декабря 2012 года сумма задолженности по выплате заработной платы в области составила 139,9 млн. рублей, из них на 6 действующих предприятиях – 23,3 млн. рублей и на 7 предприятиях-банкротах – 116,6 млн. рублей. К концу декабря задолженность удалось незначительно снизить до 127,1 млн. рублей. Т.е. проблема невыплаты заработной платы остается достаточно острой.

Так, к Уполномоченному обратилась Т. в интересах 306 жителей г. Гуково, уволившихся из Гуковского филиала ОАО «Донская водная компания» (далее - «ДВК»), с просьбой оказать им содействие в восстановлении нарушенных трудовых прав. Автор письма сообщила, что все эти люди в декабре 2011 года и в январе 2012 не получали заработную плату, а при увольнении работодатель не произвел с ними полный расчет, как это предусмотрено трудовым законодательством. Ранее аналогичные письма заявители направляли в различные государственные органы, в том числе в прокуратуру г. Гуково, однако они не были удовлетворены решениями, принятыми по их обращениям. В интересах Т. и других работников «ДВК» Уполномоченный обратился в прокуратуру Ростовской области. По результатам проведенной проверки было установлено, что в ОАО «ДВК» действительно имеется задолженность по заработной плате в размере 10,7 млн. рублей. В отношении юридического лица и бывшего руководителя предприятия возбуждены административные производства, по результатам рассмотрения которых ОАО «ДВК» и руководитель привлечены к административной ответственности в виде штрафов. Кроме того, в связи с непредставлением сведений в органы статистики о наличии задолженности по зарплате в отношении должностного лица предприятия прокуратурой возбуждено административное производство, которое находится на рассмотрении в Ростовстате. Также, в целях восстановления нарушенных прав работников ОАО «ДВК» органами прокуратуры области в суд направлено 130 заявлений на общую сумму 4,3 млн. рублей. Погашение задолженности по заработной плате в ОАО «ДВК» находится на контроле в прокуратуре области.

В течение прошлых лет в аппарат Уполномоченного неоднократно поступали жалобы и заявления работников ООО «Ростовский автобусный завод» (далее - «РоАЗ») о нарушении их трудовых прав, выразившемся в длительной невыплате заработной платы, а также в неполучении окончательных расчетов уволившимися сотрудниками. В результате проведенных проверок доводы граждан нашли свое подтверждение. В течение 2011 года в отношении юридического лица ООО «РоАЗ» дважды применялись административные санкции в виде штрафов на общую сумму 60 тыс. руб.

Также, 2012 году было проведено заседание межведомственной комиссии по организации взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательство. Индивидуально рассматривался вопрос о нарушении трудового законодательства ООО «РоАЗ». По итогам заседания комиссии, министерством промышленности и энергетики Ростовской области совместно с руководством предприятия проведено собрание трудового коллектива. В связи с изменением юридического адреса ООО «РоАЗ» и переводом предприятия в Таганрог работодателем были подготовлены и отправлены письменные уведомления всем работникам. Службой судебных приставов Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на имущество предприятия был наложен арест. Часть имущества была реализована, что позволило снизить долги по зарплате на несколько млн. рублей, однако другая часть имущества, на оставшуюся сумму, так и не была реализована. Несмотря на принимаемые меры, долги по зарплате ООО «РоАЗ» по-прежнему исчисляются миллионами рублей. Отчаявшиеся получить деньги люди на личном приеме вновь обратились за помощь к Уполномоченному. В интересах граждан, их письменное заявление направлено в адрес главного судебного пристава области.

В минувшем году в аппарат поступило около 400 обращений от бывших работников ООО «ТагАвтоПром». В них указывалось о неправомерных действиях руководителей предприятия, выразившихся в длительной невыплате заработной платы. Несмотря на то, что многие из них имеют на руках решение суда о взыскании заработной платы, реально получить положенные выплаты не представляется возможным - в отношении предприятия введена процедура банкротства, а собственники проживают за границей.

Вместе с тем, на сегодняшний день нет реального механизма, позволяющего кредиторам получать свои средства не только от самих компаний-должников, но и от тех, кто ими реально владеет, то есть привлекать к ответственности недобросовестных владельцев компаний, в том числе и по гражданским искам. Внедрение такой практики повысит ответственность бизнеса и ограничит злоупотребления статусом юридического лица. Как правило, учредитель или владелец его имущества не отвечают по обязательствам компании. В судебной практике, к сожалению, очень мало дел о фиктивном и пренамеренном банкротстве. Предусмотрена очень слабая ответственность арбитражных управляющих за те действия (а точнее бездействие), которые они ведут в интересах должников. Нередко состояние банкротства предприятий является искусственным обстоятельством, в то время, как владелец может свободно продолжать свою деятельность в качестве нового юридического лица, переведя туда все активы и имущество предприятия-банкрота.

В разные годы в Российской Федерации возникала идея о введении механизмов страхования заработной платы трудящихся в случае финансовой несостоятельности предприятия. В 2012 году соответствующий законопроект готовился Министерством экономического развития РФ. Однако своего дальнейшего развития так и не получил. Вместе с тем, во многих странах созданы специальные фонды, в которые работодатели отчисляют средства на случай собственного банкротства и из которых работникам выплачивают образовавшуюся задолженность. Увеличивающееся с каждым годом количество предприятий-банкротов, а следовательно и людей, оставшихся без заработной платы, говорит о необходимости создания механизмов защиты работников в условиях несостоятельности предприятий, в том числе и путем создания соответствующих страховых фондов.

Следует отметить, что часть жалоб на невыплату заработной платы поступает к Уполномоченному не только от работников крупных предприятий. В основном такие нарушения трудового законодательства свойственны предприятиям малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям. В целях оказания содействия гражданам в реализации и защите их трудовых прав Уполномоченный обращался в Государственную инспекцию труда в Ростовской области, органы прокуратуры, в адрес судебных приставов. Благодаря сотрудничеству и принятым мерам в большинстве случаев трудовые права жителей области удалось восстановить.

В 2012 году также поступали жалобы на низкую заработную плату, зачастую ниже прожиточного минимума.

Одним из немаловажных факторов для успешной трудовой деятельности работников и, как следствие, высоких экономических показателей организации в целом, является рациональная организация оплаты труда ее работников и, в том числе, своевременная выплата заработной платы.

Нельзя не отметить, что работодатели при оплате труда допускают и другие нарушения прав граждан: выплата заработной платы один раз месяц; отсутствие или невыдача работнику расчетного листка; задержка выплаты заработной платы или ее части; не соблюдение сроков расчетов по заработной плате при оплате отпуска, при увольнении.

Обращения с подобными жалобами в адрес Уполномоченного нередки.

Так, поступило коллективное заявление от сотрудников кафе «Айсберг» (г. Ростов-на-Дону) о неправомерных действиях руководителя. Несмотря на их увольнение, окончательный расчет по заработной плате так и не был произведен. В интересах заявителей Уполномоченный обратился в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, а также в Государственную инспекцию труда в Ростовской области. В результате проведенной проверки, факты, указанные заявителями подтвердились. Принятыми мерами с работниками кафе был произведен окончательный расчет, в том числе с учетом компенсации за неиспользованный отпуск. Государственной инспекцией труда в Ростовской области работодателю внесено предписание с требованием начислить и выплатить заявителям проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы.

К еще одной группе нарушений прав работников можно отнести неполучение заработной платы вследствие не закрепления факта трудовых отношений письменным договором.

К сожалению, иногда граждане за возможность получения работы готовы закрыть глаза на элементарные требования законодательства, вплоть до полного отказа от оформления в организации как работника.

Многие не придают значения самой процедуре заключения трудового договора, доверяя своему будущему работодателю. Этим пользуются недобросовестные работодатели, некоторые из которых на словах обещают одни условия, подходящие работнику, а после реального допущения к исполнению обязанностей, предлагают подписать трудовой договор на иных условиях, либо вовсе используют данное обстоятельство для невыплаты заработанных денежных средств.

Так, к Уполномоченному обратился Т. с жалобой на невыплату заработной платы. Из заявления гражданина следовало, что он несколько лет состоял в трудовых отношениях с ООО «Управление Строительным Конвейером». В начале 2012 года уволился, однако расчет по зарплате так и не получил. Более того, со слов заявителя, ему не была выплачена заработная плата и за 2011 год. В интересах заявителя было принято решение обратиться в прокуратуру. В ответ на обращение Прокуратура Октябрьского района г. Ростова-на-Дону сообщила, что факт работы Т. в обозначенной организации документального подтверждения не нашел. Приказ о приеме на работу Т. не издавался, учет отработанного времени не велся, заработная плата не начислялась и, соответственно, не выплачивалась.

К сожалению, в таких случаях работникам остается один вариант разрешения ситуации – обращение в суд с заявлением об установлении самого факта осуществления трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что наряду со случаями осуществления трудовой деятельности без заключения трудового договора, на практике нередко происходит так, что работники соглашаются на получение заработной платы «в конверте» и подписывают документы с условием занижения оплаты труда. Стремясь снизить бремя налогообложения, работодатели применяют схему «серых зарплат», зачастую лишающую работников многих социальных гарантий.

Ставя подпись под таким документом, работник рискует не получить в полном объеме отпускные, расчет при увольнении; получить оплату листа нетрудоспособности исходя из низкой, «официальной», части заработной платы; почти полностью лишиться социальных гарантий, положенных при сокращении, увольнении, беременности и родам; столкнуться с трудностями с получением кредита в банке; получить отказ в выдаче визы при выезде за границу; приобрести проблемы при назначении пенсии.

Кроме того, в случае получении травмы на производстве со стойкой утратой трудоспособности, размер ежемесячной выплаты определяется как доля среднего месячного заработка, исчисленная в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности.

Среди работодателей распространена порочная практика установления различных окладов для работников, занимающих одинаковые должности. Как правило, работодатель руководствуется соображениями: зачем платить работнику больше, если он согласен работать и за меньшую плату, указанную в его резюме? Такого работника нанимают, гарантируя ему зарплату в указанном им самим размере, несмотря на то, что зарплата у сотрудников той же должности и квалификации у данного работодателя зачастую значительно превышает запрошенный новым работником оклад. Такая дифференциация размеров оклада не допускается законодательством, что следует из норм ст. 132 ТК РФ, что за равный труд полагается и равная оплата, нарушение этого правила является дискриминацией.

Аналогично обстоит ситуация с установлением меньшей зарплаты на период прохождения испытательного срока: в ТК РФ нет нормы, позволяющей работодателю устанавливать более низкий оклад на данный период, однако работодатели на практике нарушают это правило, устанавливая на испытательный срок меньшую зарплату с ее последующим увеличением после прохождения испытания.

Недопустимо и установление «вилки» окладов в штатном расписании, когда для каждой должности предусмотрен не точный размер оклада, а минимальный и максимальный размеры.

По-прежнему одной из проблем остается вопрос трудоустройства инвалидов. Процесс организации рабочих мест для инвалидов в Ростовской области осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год». Министерство труда и социального развития Ростовской области определило список из 1 656 предприятий и организаций региона, которым установлена квота для приема на работу инвалидов.

Перечень предприятий и организаций, обязанных выполнять законодательство о квотировании, обновляется ежегодно на основании сведений, предоставляемых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (Ростовстат).

Согласно областному законодательству, все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность персонала которых превышает 100 человек, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Квота составляет 4% среднесписочной численности работников организации и включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды.

В числе крупных предприятий, которые обязались предоставить в 2012 году рабочие места инвалидам, - Северо-Кавказская железная дорога (филиал ОАО "РЖД"), комбайновый завод "Ростсельмаш", маслоэкстракционный завод "Юг Руси Ростов", лакокрасочный завод "Эмпилс", производитель вертолетов "Роствертол" (все - Ростов), котлостроительный завод "Красный котельщик", металлургический завод "Тагмет" и Таганрогский морской торговый порт (все - Таганрог), а также Новочеркасский электровозостроительный завод.

Несмотря на принимаемые в Ростовской области меры, не все предприятия относятся к проблеме трудовой деятельности инвалидов добросовестно. Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение инвалида первой группы по зрению П., в котором он указал, что после 20 лет работы на ООО «Мегалист-Таганрог», был уволен и в течение нескольких месяцев не может найти работу. Для оказания содействия в трудоустройстве Уполномоченный обратился в «Центр занятости населения города Таганрога». В результате принятых мер инвалид был восстановлен по прежнему месту работы.

Одним из важных показателей соблюдения трудовых прав граждан является низкий уровень безработицы. В Ростовской области, благодаря принимаемым мерам, по сравнению с прошлым годом показатель безработицы значительно снизился, в том числе и по отношению к среднероссийским показателям.

В области сложился благоприятный инвестиционный климат. Открываются новые предприятия, создаются рабочие места. Не обделены вниманием и сами безработные – им предлагается повысить свою профессиональную подготовку, пройти курсы компьютерной грамотности, переквалифицироваться.

Сегодня в областной службе занятости насчитывается порядка 46 тысяч вакансий против 16 тысяч безработных, стоящих на учёте. Впрочем, средние цифры не отражают реального положения. Так в Тарасовском и Куйбышевском районах Ростовской области на 1 вакансию приходится 13 соискателей, в Ремонтненском – 10, тогда как в областном центре всё наоборот: на 1 зарегистрированного безработного – 10 вакансий. Такая диспропорция настораживает. Территории должны развиваться равномерно. Новые предприятия нужны не только в крупных городах и их окрестностях, но и в депрессивных, шахтёрских районах, моногородах, в сельской местности. Создание рабочих мест – лишь верхушка айсберга. Нужны люди, которые будут соответствовать требованиям, заявленным работодателем. К сожалению, с этим по-прежнему сложности. От общего числа вакансий в банке Службы занятости 80% приходятся на рабочие профессии, тогда как среди соискателей преобладают люди с высшим и средним специальным образованием. В стране нет системы среднесрочного и перспективного расчёта потребностей рынка труда.

Вместе с тем, по-прежнему острой является проблема безработицы в сельской местности. Низкий уровень жизни и низкий уровень зарплат на селе, приводят к оттоку потенциальной рабочей силы. Молодежь, после окончания училища или ВУЗа, как правило, стремиться найти работу в крупных городах области. Труд в сельской местности необходимо сделать привлекательным для бизнеса и молодежи, в том числе за счет предоставления жилья, дополнительной социальной поддержи и других мер.

Очевидно, что для решения указанных проблем в сфере обеспечения трудовых прав граждан необходимы скоординированные действия власти, как на местном уровне, так и на федеральном. В том числе и желание самих работников отстаивать и защищать свои трудовые права.

Право граждан на жилище

Создание условий, позволяющих реализовать свое право на жилище, согласно Конституции, является обязанностью государства. При этом предусмотрено, что малоимущим и иным, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. Несмотря на это, проблема доступности жилья стабильно остается одной из острых. Приобрести в собственность квартиру или дом путем их покупки для многих является неисполнимой мечтой, так как стоимость жилья баснословна велика, а доходы (и возможность их получения) мизерны. Не помощник в решении жилищной проблемы и ипотека – высокие ставки, длительный срок погашения кредита и отсутствие уверенности в стабильности имеющегося дохода не позволяют людям прибегать к ипотечным займам. Большинство граждан не имеют возможности самостоятельно, без поддержки государства улучшить свои жилищные условия. Однако за последние годы структура жилищного фонда существенно изменилась. Доля государственного и муниципального жилья значительно сократилась. Снизилось и количество жилых помещений, строящихся для обеспечения людей за счет государственных и муниципальных бюджетных источников. Приобретение жилья за свой счет на территории Ростовской области в связи с его высокой стоимостью доступно немногочисленной группе граждан.

Вместе с тем, одним из приоритетных направлений развития области является жилищное строительство. По данным официальной статистической отчетности в 2012 году в области предприятиями и организациями с учетом индивидуального жилищного строительства было построено более 10,5 тыс. квартир общей площадью 1065,7 тыс.кв.метров, что составило 102,1 процента к вводу жилых домов в 2011 году.

Основная доля введенных жилых домов в 2012 году приходится на индивидуальную застройку – это 72,1 процента от общего ввода по области, или более 768 тыс. кв.метров.

Более четверти построенного жилья с начала года занимает многоэтажное строительство. Так, предприятиями и организациями за 2012 год построено 297 тыс.кв.метров многоэтажных жилых домов, что на 35 процентов больше, чем в предыдущем году.

Ввод жилых домов в 2012 году осуществлялся во всех муниципальных образованиях области. Отдельные муниципальные образования, имея положительную динамику ввода жилья в предыдущем году, в 2012 году снизили объемы ввода жилых домов в сравнении с аналогичным периодом 2011 года.

Объемы жилищного строительства в области будут планомерно наращиваться в течение ближайших лет, всего за 2012-2015 годы в регионе планируется ввести в строй около 10 миллионов квадратных метров жилья. Такую задачу ставит для себя Правительство Ростовской области.

Также в регионе продолжается реализация Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010–2015 годы». За период действия Программы с 2010 года по первое полугодие 2012 года достигнуты следующие показатели в жилищном строительстве: в 2010 году – 1 809, в 2011 – 1 880,3, в первом полугодии 2012 – 798 тысяч квадратных метров. Таким образом, по вводу в действие жилых домов область занимает 6-е место в Российской Федерации и 2-е – в Южном федеральном округе (после Краснодарского края). А среди муниципальных образований нашей области ведущее место по данному параметру занимают 2 района (Азовский и Аксайский) и 5 городов (Азов, Батайск, Волгодонск, Ростов-на-Дону и Таганрог).

При этом стоит отметить, что граждане, относящиеся к социальным категориям, могут воспользоваться тремя подпрограммами: «Стимулирование рынка жилья», «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» и «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, и ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в Ростовской области».

Однако есть не только достижения, но и сложности. Среди них не теряют своей актуальности и сегодня проблемы в оформлении и подготовке земельных участков для жилищного строительства и реализации жилищных строительных программ, в формировании тарифов на присоединение к инженерным сетям, подготовка рабочих профессий и др.

Несмотря на принимаемые руководством области меры, защита жилищных прав по числу обращений граждан, длительности и сложности разрешения поднимаемых заявителями вопросов традиционно занимает одно из самых значимых мест в работе Уполномоченного. Количество жалоб жилищной тематики в 2012 году по сравнению с предыдущим годом не снижается и составляет 5,8 % от общего числа обращений. В них поднимаются вопросы постановки на учет и получения бесплатного жилья; отселения из ветхих и аварийных домов; обеспечения жилыми помещениями участников Великой Отечественной войны и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и другие.

Недостатки государственной жилищной политики вызывают у граждан чувство несправедливости и находят отражение в жалобах.

Ситуация с реализацией малоимущими и другими категориями граждан конституционного права на бесплатное получение жилья остается напряженной. Значительная часть десятилетиями ждет, когда будет реализовано их право на получение жилья по договору социального найма. Федеральный законодатель возложил обязанности по обеспечению населения жильем на органы местного самоуправления городских и сельских поселений. Их экономические возможности неодинаковы. Большинство муниципальных образований не в состоянии справиться с жилищной проблемой и требуют финансовой поддержки вышестоящих бюджетов.

Несмотря на высокие темпы строительства жилья в Ростовской области, количество нуждающихся в социальном жилье по-прежнему велико. Некоторое количество квартир, получаемых муниципалитетами, в основном в рамках инвестиционных соглашений с застройщиками, уходит внеочередникам. Вместе с тем, даже среди граждан, имеющих право на внеочередное предоставления жилья, также есть очередь, которая движется крайне медленно. Что говорить о тех, кто стоит в общей очереди: они вправе рассчитывать на получения жилья только благодаря стечению обстоятельств, счастливому случаю. Впрочем, шансы получения жилья также зависят и от местонахождения очередника. Так, в некоторых районах области социальное жилье почти не строится. Проблема усложняется еще и тем, что многие жилые помещения, предоставленные на условиях договора социального найма, вследствие распада семьи, обменов, возвращения лиц, отбывавших наказание, превращаются в коммунальные квартиры.

К сожалению, необдуманная приватизация большинства общежитий привела к практически полной ликвидации института социального жилья, который был неплохо развит в СССР.

Жилищный кодекс оговаривает возможность предоставления гражданам специализированного жилья, которое выделяется на определенный период времени и на определенных условиях. При этом нормы предоставления могут быть меньше установленных норм жилой площади. Кроме того, на мой взгляд, практически в любом муниципальном образовании, имеются здания, которые при некоторых финансовых вложениях могли быть использованы в качестве социального жилья.

Важно отметить, что наличие такого жилищного фонда позволило бы гражданам решить ряд насущных проблем: получить регистрацию по месту жительства, устроиться на работу, оформить социальные льготы и, наконец, встать на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, создание жилищного фонда невозможно в рамках только бюджета субъекта. Финансирование подобных программ необходимо осуществлять из федерального бюджета с участием бюджета субъекта.

Участие федерального центра необходимо также и в финансировании создания маневренного жилого фонда, который необходим для срочного отселения людей во время чрезвычайных ситуаций, пожаров, капитального ремонта и при других тяжелых жизненных обстоятельствах.

Круг лиц, которые имеют право на социальный наем, весьма ограничен, притом определение граждан в эти категории возложено на плечи муниципальных властей. Однако основную долю арендаторов жилья составляют семьи и молодые люди, которые имеют доход или жилье, не позволяющие им быть зачисленными в группу нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Спрос на арендное жилье может и должен частично заместить спрос на приобретение и получение жилья. В августе правительство РФ своим распоряжением утвердило перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и формированию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

Некоммерческая аренда должна стать более эффективной заменой механизму обеспечения граждан жильем в режиме социального найма, который дорого обходится бюджету страны из-за постоянных сдвигов сроков окончания льготной приватизации жилья.

В области продолжается реализация мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Очевидна положительная динамика: количество обращений к Уполномоченному по данному вопросов в 2012 году значительно снизилось по сравнению с прошлыми годами.

Одним из актуальных вопросов, по-прежнему остается проблема получения жилья ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2012 г. в Ростовской области 95 семей ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС получали государственные жилищные сертификаты на общую сумму 147,1 млн. рублей.

Жилищные сертификаты выдавались в 32 городах и районах области. Больше всего сертификатов получили жители Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, Неклиновского и Белокалитвинского районов.

В 2011году в регионе было распределено 74 сертификата на 109,2 млн. руб.

Вместе с тем, в адрес Уполномоченного поступило обращение председателя РРООИ «Чернобылец Дона» К. по вопросу улучшения жилищных условий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как указал заявитель, на сегодняшний день, данная категория граждан может претендовать на жилье только за счет получения государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако реализовать право на достойное жилье не представляется возможным ввиду существенной разницы между выделяемой субсидией и рыночной стоимостью жилья. Особенно это касается жителей областного центра. По государственному жилищному сертификату стоимость 1 кв. метра жилья во втором полугодии 2012 года составляет 33 000 рублей, тогда как на рынке жилья г. Ростова-на-Дону стоимость 1 кв. метра - 45 000 рублей и более. Кроме того, согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №153 от 21 марта 2006 года Правилам выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Однако на практике получается, что чем больше площадь квартиры на которую вправе претендовать чернобылец, тем выше разница суммы в сертификате и реальными ценами на рынке жилья.

Так, инвалиду ЧАЭС Б. выделен жилищный сертификат на жилое помещение площадью 90 кв. метров на сумму 2898000 рублей. Квартира такой площади в г. Ростове-на-Дону стоит значительно дороже - от 4 млн. рублей и выше (в зависимости от района города). Разницу между стоимостью жилья на рынке и суммой жилищного сертификата предлагается компенсировать из собственных средств граждан. Инвалидам, живущим на социальные выплаты, компенсировать эту разницу нечем. Нет надежды и на ипотечный кредит - ни один банк не возьмет на себя такой риск, тем более, что идти в поручители к заемщикам-чернобыльцам никто не хочет. Кроме того, на погашение сертификата закон дает девять месяцев, но за это время и реальная цена метра вырастает. В результате получается, что имеющие право на помощь государства люди  вынуждены «вписываться» в ограниченную сумму. Средняя стоимость метра в среднем по области и в областной столице может существенно различаться – в городе жилье, естественно, намного дороже. В Министерстве регионального развития считают, что получив субсидию, семья сама решает, как ею воспользоваться: если люди готовы перебираться в сельскую местность, где метры дешевле, субсидии вполне хватает. К сожалению, такой подход ведет к обострению социальной напряженности, недовольству политикой государства в отношении людей, рисковавших своей жизнью и здоровьем.

В настоящее время практически все очередники-ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС, получившие жилищные сертификаты на покупку квартир в г. Ростове-на-Дону, не могут приобрести полноценное жилье.

В Министерстве регионального развития Российской Федерации в начале 2012 года начали работать над новой методикой определения рыночной стоимости жилья, по которой стоимость квадрата планируется вычислять исходя из цены на стройматериалы, что позволит увеличить среднюю стоимость расчетного метра. Сегодня применяется индексный метод оценки стоимости. Новую методику планировалось начать использовать уже со второго квартала 2012 года. Тем не менее, во втором полугодии 2012 года вновь применялась старая методика.

На мой взгляд, необходимо внести изменения в методику расчета и приблизить стоимость квадратного метра к рыночным реалиям, что позволит не только чернобыльцам, но и иным льготным категориям граждан, в полной мере реализовать свое право на получение жилья.

Не снижается острота вопроса отселения из жилья, построенного до середины прошлого века, которое выработало свой материальный ресурс, пришло в негодность и представляет опасность для жителей. Люди требуют признания таких домов аварийным, их сноса и расселения в благоустроенные жилые помещения.

Хорошее состояние жилищного фонда является основой для обеспечения безопасного проживания и благополучия граждан. Однако, несвоевременный ремонт жилья, стремительные темпы старения жилищного фонда, недостаточное финансирование, низкое качество жилищно-коммунальных услуг приводят к постоянному ухудшению состояния жилищного фонда на территории области. В настоящее время, значительная часть жилищного фонда ветшает и постепенно разрушается. Это относится к домам, построенным не только в конце XIX - начала XX века, но и к блочным домам постройки 60 - 70-х годов.

Год от года возрастает доля непригодного для проживания жилищного фонда. С одной стороны, это объясняется снижением объемов жилищного строительства, с другой стороны, постоянно ужесточаются требования к уровню благоустройства жилья, что автоматически выводит определенную часть жилых помещений из категории пригодных для проживания. По приблизительным оценкам, объем непригодного жилья ежегодно увеличивается на 4-5%. Вместе с ростом количества непригодных для проживания жилых помещений возрастает и значимость правового регулирования вопросов признания жилых помещений непригодными, а также проблем обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем.

В минувшем году Правительством Ростовской области была утверждена областная адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в объеме 101,9 миллиона рублей.

Программа финансировалась из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (66,74 миллиона рублей), областного бюджета (26,12 миллиона рублей), а также дополнительных средств областного (7,7 миллиона рублей) и местных бюджетов (1,29 миллиона рублей), направляемых в тех случаях, когда приобретаемое жилье по норме предоставления и цене превышает нормативы Минрегионразвития РФ.

В рамках программы в 2012 году были переселены 152 человека из 12 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу. Общая отселяемая площадь 71 жилого помещения составила около 3 тысяч квадратных метров. Согласно данной программе в области стало строиться малоэтажное жилье, в которое затем переселятся люди из аварийных домов. Это удобно и востребовано в сельских районах, где старые коммунальные сети или их мощность рассчитывалась с учетом сельской местности.

Вместе с тем, в минувшем году к Уполномоченному продолжали поступать жалобы по вопросам расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Они главным образом посвящены признанию домов ветхими или аварийными, выполнению программ по сносу домов и отселению жителей, характеристикам предлагаемого для переселения жилья.

Признание домов аварийными автоматически накладывает на органы местного самоуправления обязанности по их сносу и расселению жильцов. И зачастую, органы местного самоуправления откровенно усложняют и бюрократизируют эту процедуру, в том числе и в расчете на юридическую безграмотность граждан. Так, к Уполномоченному обратился И. с жалобой на нарушение его права на переселение из аварийного дома. Из обращения и приложенных материалов следовало, что многоквартирный дом, в котором И. имеет в собственности квартиру, в октябре 2009 года признан аварийным и подлежащим сносу. Поэтому в июле 2012 года с заявителем заключено соглашение об участии в областной и городской программах «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году». Однако в сентябре 2012 года письмом без даты и номера сообщено об исключении его из Программы. В октябре заявитель был поставлен в известность, что дальнейшее проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поэтому ему, как и другим жильцам, предлагалось временно переселиться в жилые помещения муниципального маневренного (переселенческого) фонда. Кроме того, заявитель выражал несогласие с суммой оценки его жилплощади, задаваясь справедливым вопросом на каком основании его единственную жилплощадь забирают за бесценок? В интересах заявителя Уполномоченный обратился к мэру города Ростова-на-Дону. Данное обращение находится на контроле.

В то же время, при сносе дома лицу, занимающему жилое помещение по договору социального найма, а также малоимущему собственнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, будет предоставлено другое равнозначное благоустроенное жилье, тогда как владельцам жилья на праве собственности выплатят только денежную компенсацию или им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое с зачетом его стоимости в выкупную цену. Вместе с тем, цена изымаемого жилого помещения (даже рыночная), как правило, не может покрыть расходов на приобретение нового жилого помещения. В основном изымаемые жилые помещения расположены в старых домах, которые находятся в ветхом, аварийном состоянии, и их рыночная цена невысока, несоразмерна стоимости жилья на вторичном рынке. К сожалению, большинство собственников, оказавшихся в подобной ситуации, вынуждены либо доплачивать разницу между выкупной стоимостью старого жилья и рыночной стоимостью предлагаемой квартиры, либо брать деньги и самостоятельно покупать дешевое жилье снова в ветхом фонде. Такое неравное положение собственника и нанимателя, на мой взгляд, является несправедливым. Внесение изменения в федеральное законодательство, позволило бы предоставлять собственникам единственного пригодного для проживания жилья, взамен сносимого, право выбора между денежной компенсацией либо предоставлением благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Считаю, что такой подход обеспечит равные права граждан на жилище.

Но проблемы переселения – все же второй этап судьбы аварийного дома. Не менее сложно бывает добиться начала его расселения: от момента признания дома опасным для проживания до освобождения последней квартиры нередко проходят десятилетия. Например, к Уполномоченному обратилась семья К. из г. Новошахтинска по вопросу нарушения их жилищных прав. Заявители указали, что их многоквартирный жилой дом был признан аварийным еще в 2005 году и только в 2008 году их семья была включена в списки на переселение. В 2010 году заявители проинформировали администрацию города о желании приобрести жилье на вторичном рынке взамен сносимого ветхого. Однако в списки на получение социальной выплаты семья К. включена не была. В 2011 и начале 2012 году положенная выплата так и не была предоставлена. После вмешательства Уполномоченного прокуратурой города в адрес мэра города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в отношении семьи К.

Также необходимо выделить проблему, актуальность которой в дальнейшем будет только возрастать, - проблема помощи семьям с низкими доходами при оплате расходов на проведение капитального ремонта. При капитальном ремонте домов с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ собственники жилья должны внести свой вклад в размере не менее 5% от общей сметы расходов. Стоимость работ по капитальному ремонту сегодня такова, что даже вполне благополучные граждане - собственники не могут единовременно собрать необходимую сумму. При неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме условия софинансирования предоставление субсидий на капитальный ремонт не производится. Подобные случаи не единичны, а ведь есть ситуации, в которых речь идет уже не о праве на жилище, а фактически о праве на жизнь – настолько опасные условия проживания имеют место. В домах, нуждающихся в ремонте, чаще всего живут те, кто еле сводит концы с концами. И чем беднее люди, тем хуже дом и тем больше сумма, которую они обязаны заплатить. Для решения этого вопроса в некоторых субъектах приняты нормативные акты, согласно которым собственникам, не имеющим возможности внести сумму в полном объеме на капитальный ремонт единовременно, предоставляется рассрочка. Иногда такая рассрочка представляется на договорной основе между управляющей компанией (ТСЖ) и собственником жилья. В связи с чем, считаю возможным внедрение такой практики и в Ростовской области.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад о соблюдении прав человека и деятельности уполномоченного по правам человека в ростовской области в 2012 году
1419.5kb.
5 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
О роли регионального Уполномоченного по правам человека в выполнении государством международных обязательств в сфере прав человека
118.14kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2003 году
551.91kb.
3 стр.
Обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 3 Раздел Учреждение Уполномоченного по правам человека в 2006 году 5
5213.15kb.
29 стр.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
293.06kb.
1 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году архангельск
3195.93kb.
16 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
О соблюдении прав человека на территории Балаковского муниципального района
148.69kb.
1 стр.