Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Педагог вывешивает на доске газету, которая выглядит следующим образом: вверху название такое же, как тема занятия, под ним паровоз, на котором написано: «Право на семью», этот паровоз везет два вагона со стихотворением:

Каждый день в ожидании встречи

Я спешу к себе домой,

Чтобы прожить этот новый вечер,

Вместе с моей семьей.

Здесь всегда мне будут рады,

Здесь меня ждут друзья,

Снова мы вместе, и слов не надо,

Ведь это моя награда,

Это моя семья.

Слева под паровозом нарисована «говорящая» книга, рядом с которой указаны статьи 7, 9, 16, 18, 19, 20 Конвенции ООН о праве ребенка на семью. В этом же ряду слева направо нарисована грамота под названием «Зачем человеку семья?», «мешок жалоб», соты с названием «Как живешь, семья большая?». Над сотами изображено солнце и радуга. На солнце написано: «Статистика класса», а на радуге – сколько семей в классе, сколько в них всего детей, сколько у них родителей.

В нижнем ряду газеты нарисованы сердце и на нем написано: «Люблю тебя, моя семья», цветок «Праздник в нашем доме», телевизор «Интересы и увлечения моей семья и дерево «История нашего рода».

Педагог: Ребята, почти каждый человек с рождения имеет свою семью. Но кроме этого, он имеет право её иметь, и это право каждому ребенку гарантировано таким важным документом, как Конвенция ООН о правах ребенка. Вот послушайте, я зачитаю вам, что там говорится. Читает текст статьи.

Педагог: Ребята, при любом нарушении права ребенка на семью со стороны кого бы то ни было, ребенок имеет право на защиту. Но где, же найти эту защиту? Это может быть суд и прокуратура, инспектор по охране детства, учитель, участковый милиционер.

Педагог: Теперь ребята, мы с вами познакомимся со следующей рубрикой нашей газеты «Зачем человеку семья?». И сейчас я вам предлагаю прочитать ваши сочинения на эту тему.

Обучающиеся зачитывают свои мини-сочинения (тексты мини-сочинений обучающихся к занятию представлены в приложении 2).

Педагог: Итак, мы с вами выяснили, что семья нужна для продолжения рода, воспитания детей, поддержки друг друга. Семья дает уверенность в том, что тебя любят и понимают, в семье не чувствуешь себя одиноким, можно проявить заботу друг о друге, почувствовать себя защищенными и т.д. Хорошо.

Педагог: А теперь поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы его закончите «Человеку нужна семья, чтобы…»

(ответы детей: чтобы готовить еду, покупать одежду и подарки, успокаивать и поддерживать, помогать в трудную минуту и т.д.).

Педагог: А сейчас Никита познакомит вас с данными статистики класса.

Ученик сообщает обучающимся, что в классе …..семей, в которых воспитывается … детей и …мам и пап.

Педагог: Теперь ребята вы знаете, сколько у вас семей, сколько родителей и детей.

А теперь мы с вами узнаем, кто, чем занимается в семье, и у кого какие обязанности. Педагог раздает сердечки, вырезанные из бумаги определённому количеству детей. Давайте поиграем. Посмотрите, на сердечки, которые лежат перед вами, и отгадайте, что обозначают написанные на них буквы Б, Д, М, П, Р, обозначающие, что ребенку отводится роль бабушки, дедушки, мамы, папы или ребенка. Расшифровав свою букву, дети объединяются по группам: «папы», «мамы», «бабушки», «дедушки».

Педагог: А теперь ребята, вам надо за три минуты заполнить лежащие перед вами листочки с заданиями. На этих листочках написаны разные обязанности. Вам надо внимательно прочитать их и написать, кому как вы думаете, подходят эти обязанности. Например: ремонтирует, водит машину, смотрит телевизор, зарабатывает деньги; или готовит, убирает, моет пол, ходит в магазин и т.д. (карточки с примерами заданий представлены в приложении 1).

Обучающиеся выполняют задание.

После проведения физкультминутки педагог предлагает обучающимся узнать, какими бывают семьи. Для этого проводится игра: «Что изменилось?» обучающиеся закрывают глаза, а педагог добавляет на доску фигурки персонажей, и спрашивает:

- Что изменилось? Какой стала семья? (Например, многодетной)

Затем продолжаем игру «Что изменилось?» - убираются фигурки двоих детей и папы.

- Что изменилось теперь? Как называется такая семья? (неполная)

Педагог: К сожалению, в жизни бывают и такие семьи, где не сложились отношения между взрослыми людьми и они расстаются.

Педагог: В нашей газете «бьется» интересное сердечко, которое называется «Люблю тебя, моя семья». Я хочу, чтобы вы сейчас выступили в роли корреспондентов и сказали в эту рубрику по одному доброму, сердечному слову о своей семье. А начните так: я люблю тебя, моя семья, потому что ты ….(учащиеся по очереди говорят о своей семье).

Педагог: Открываем следующую рубрику нашей газеты, которую будут вести (обучающиеся, которым заранее было дано задание). Эта рубрика называется «Праздник в нашем доме». Обучающиеся рассказывают, какие праздники отмечают в их семье.

Сейчас мы перейдем к рубрике «Интересы и увлечения моей семьи». И я хочу, чтобы вы прочитали свои мини-сочинения на эту тему.

Обучающиеся читают мини-сочинения (тексты мини-сочинений обучающихся к занятию представлены в приложении 2).

Педагог: Спасибо, вам. А теперь ребята, посмотрите на ту рубрику, которую мы все время с вами пропускали. Это «мешок жалоб». Мешочек из ткани несколько дней стоял у вас в классе, и посмотрим, что в нём оказалось.

Педагог знакомится с жалобами и если есть необходимость, разбирается с ними, а также можно познакомить с ними родителей. А теперь мы сложим в этот мешок жалобы, завяжем его и выбросим.

Работу по газете завершает рубрика «История нашего рода». И я предлагаю прочитать ваши мини-сочинения на эту тему.

Обучающиеся читают мини-сочинения.

III этап: Итоговый

Педагог: Ребята, давайте встанем с вами так, чтобы получился круг. Посмотрите, а ведь класс это тоже семья. А теперь внимательно послушайте, я хочу прочитать вам стихотворение, которое написано в нарисованных вагончиках. Педагог читает стихотворение. Скажите мне, какой вы мечтаете видеть свою семью. Обучающиеся по кругу говорят свои ответы. Ребята расскажите мне, что интересного вы узнали на занятии?

Ответы детей.

Данное занятие представлено в методических рекомендациях «Организация правового воспитания младших школьников» – автор-составитель Маргарита Михайловна Шевцова [11].

План-конспект классного часа в форме практикума для учащихся среднего и старшего школьного возраста «Семья есть благо»
Цель: формирование мотивации учащихся к проблемам семьи, умения находить выход из конфликтных семейных ситуаций.

Задачи:

  • формировать представления о важности семьи в жизни человека;

  • воспитывать терпимость, уважительное отношение друг к другу.

Оформление:

  1. Столы в виде полукруга, за ними сидят учащиеся. На столах букеты из живых и неживых цветов, составленные по теме «Семья, любовь, дружба». Букеты подписаны, названия букетов защищаются в конце классного часа.

  2. Перед сидящей аудиторией – два стола для тест-практикумов. За этими столами проходит тестирование, анкетирование, проигрывание тупиковых ситуаций, анекдотов.

  3. На доске цитата:

Не иди впереди меня –

Я могу пойти не вслед.

Не иди позади меня –

Я могу не суметь возглавить.

Иди рядом со мной

И будь не просто другом.



  1. Цитаты для оформления мероприятия. Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело.

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.

Древнеиндийский трактат «Ветки персика»

Любовь одна, но подделок под нее тысячи.

Ларошфуко

Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться.

Н. Г. Чернышевский

Ход практикума


  1. Вступительное слово классного руководителя.

На фоне песни «Погода в доме» (сл. М. Танича, муз Р. Горобца).

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном по-домашнему зале, чтобы поговорить о самом важном в жизни – о любви, счастье, браке, взаимоотношениях в семье, о проблемах, которые бывают в каждом доме, в каждой семье, поговорим о том, как легче выйти из различных тупиковых ситуаций, как предотвратить или не допустить ссоры в семье.

Поэтому не случайно мы выбрали такое название классному часу – «Семья есть благо». Итак, начинаем наш разговор. Его первый блок посвящен истории такого явления, как семья.


  1. Основная часть. Семья есть благо.

1-й блок. История семьи

1-й ведущий. Создание семьи – событие государственной важности. В семье мы учимся любить, черпать силы, сюда несем свои удачи и надежды, свою усталость и потребность во внимании и понимании. Все это надо сохранить в себе и в другом до конца дней, не дать померкнуть в холоде взаимного непонимания. А это не так легко, оказывается, беречь любовь и семью надо учиться.

Но отношение к браку радикально меняется. В настоящее время многие мужчины начинают брать на себя некоторые домашние обязанности и более активной участвуют в процессе воспитания детей.

Однако следует отметить, что стал подвергаться сомнению сам институт официального брака – отдельные пары живут вместе без юридического оформления своих отношений.

2-й ведущий. А как вы себе представляете совместную семью?

На самых ранних этапах зарождения брака отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами.



Если обратиться к истории, то можно выделить некоторые типы существовавших когда-то семей.

Экзогамный брак – межродовой, межплеменной.

Групповой – у одного мужчины несколько жен и наоборот (24-25 тыс. лет).

Парный брак – муж, жена, дети. Но биологическое равенство необязательно. Дети могли быть от другого мужчины, но муж имел право брать материальное вознаграждение с любовника.

Моногамная семья – с возникновением частной собственности, современная форма брака.

3-й ведущий. Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что при заключении брака надо знать, из какой семьи молодой человек берет жену или в какую семью родители отдают свою дочь. В Афинах и Спарте в праздник весны подвергали телесному наказанию – секли розгами за уклонение от вступления в брак.

В Средние века отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. В эпоху Возрождения и Реформации начали открыто говорить о правах женщин и стал распространяться взгляд на барк как на духовное единство мужа и жены. А как вы смотрите на это?

- В Библии – это апология чувственной любви. Евангелие понимает любовь предельно как духовную симпатию, как преодоление эгоизма.

- Коран обращен исключительно к мужчинам, в нем отсутствуют указания на чувственные и эмоциональные моменты брака.



3-й блок. Тест-практикум

1-й ведущий. Брак по расчету. Брак ради духовного союза. Романтический брак. Брак-товарищество. Брак, основанный на любви. Каждому из вас когда-либо предстоит вступить в брак. Есть ли у вас необходимые для счастливого брака качества? Предлагаем вам поиграть.

Эти маленькие тесты мы приготовили для…. скажем….потенциальных пар. По их ответам на вопросы мы сможем увидеть, будут ли они конфликтовать или прекрасно поделят между собой заботы семьи и будут счастливы. Решать им.

Раздает задание двум-трем парам, представленные в таблице 6.

Таблица 6



Тест-практикум

Работа по дому


Кто ее выполняет:

мужчина

женщина

вместе

1

2

3

4

Мытье посуды.










Домашний ремонт.










Уход за садом










Домашняя уборка.










Покупка продуктов.










Приготовление еды.










Заработок.










Ведение домашней бухгалтерии.










Принятие решений о крупных покупках.










Воспитание детей.










Уход за больным ребенком.










Игра с детьми.










Планирование отпуска.










Организация отпуска.












2-й ведущий. Пока наши пары будут работать, мы проведем параллельный тест. Встречаются два человека – юноша и девушка, и каждый их них расценивает друг друга как партнера, свою половинку…. На что вы обратите внимание при первой встрече, из чего будут складываться первые впечатления.

Тест-практикум «Первые впечатления»

При первой встрече я обращаю внимание на:



  1. внешность – приятно разговаривать с красивым, опрятным человеком;

  2. слова – очень важно, что он говорит, как отзывается обо мне;

  3. действия – что из действий вашего партнера вас привлекло, оттолкнуло?

  4. Хотели бы вы, чтобы ваш будущий муж (жена) был похож на вашего папу (маму)?

Ответить знаком «+» - да; «-» - нет.

Пока наши почти будущие семьи решают, быть им вместе или не быть, пока молодые люди делятся своими первыми впечатлениями, давайте вместе с вами ответим на вопрос: зачем, для чего создаются браки?

Каждый из вас, конечно же, задумывается над этим. И все же для чего?

Учащиеся высказывают свои мнения, после чего ведущие подводят итоги: для чего создаются браки?



Примерные ответы учащихся:

  1. Для упорядочения своей жизни.

  2. В целях безопасности (Девушки).

  3. Чтобы облегчить ведение домашнего хозяйства.

  4. Чтобы иметь какие-то обязательства перед партнером, ответственность.

  5. Чтобы долго и преданно любить.

  6. И т.д.

3-й ведущий. Видите, как много причин ведут двух людей к образованию семьи.

При встрече, оказывается, мы более всего обращаем внимание на внешность, затем на слова, какие вам говорят друзья противоположного пола, на действия их. Значит, и быть опрятным, красивым, и уметь сказать вежливые слова, и даже что-то сделать: подарить ли цветы, пригласить куда-нибудь – все это имеет значение. Поэтому, дорогие мои, всегда следите за собой, своей речью, словами, действиями. Это очень важно в выборе себе партнера.



4-й ведущий. А как проявляют свои чувства, выбирая себе партнера, животные, птицы? Давайте поговорим вот о чем: а как происходит выбор, именно брачный выбор в мире животных? В мире животных есть целые ритуалы знакомства и дарения подарков, танцы и многое другое.

Чаще всего в мире животных в брачную пору «поют самцы». У каждого вида своя песня. На эту песню откликаются самки только своего вида. Другие просто эту песню не слышат. Некоторые птицы не стесняются включать в репертуар своих любовных серенад любые звуки, которые они слышат. Песня лирохвоста, например, может состоять из подражания автомобильным, паровозным гудкам, колокольному звону, собачьему лаю, причем все это он не просто воспроизводит, подобно магнитофону, а создает из этого весьма гармоничную мелодию. Безголосые, не умеющие петь, остаются холостыми, бобылями, не оставляют потомства.



1-й ведущий. До какой степени «холостяку хочется жениться», говорит количество повторений песни. Ученые подсчитали, что за день самец пеночки может пропеть свой призыв 2340 раз, лесной конек – 3370 раз. И на следующий день, и на следующий. Одному очень грустно…. И по этим песням самки отыскивают женихов.

У многих видов животных принято дарить подарки. Причем подарок может быть принят или отвергнут. Так, у некоторых видов мух самцы дарят самке пустой шелковый шарик (ткут его сами) или шелковый пакетик, внутри которого находится лепесток цветка. Цапли иногда дарят друг другу палочки. У свиристелок самец приносит самке ягоду, она возвращает ее самцу, он снова передает ей, и так много-много раз.

У крачек самец гордо вышагивает по берегу с рыбиной в клюве и постоянно останавливается то у одной, то у другой крачки-самки, заглядывая ей в глаза. Одна отворачивается, другая сначала принимает дар, а потом возвращает; третья, наконец, берет рыбину и оставляет ее у себя. Тогда самец начинает тянуть рыбину к себе. Та не отдает, тем самым подписывает «брачный договор».

Вот так находят друг друга животные птицы. Люди тоже различными способами пытаются привлечь внимание к себе. Как дорогу человеку внимание, самое разное. Но иногда возникают такие ситуации, когда необходимо найти компромисс. Возникающие тупиковые ситуации приводят к таким глупым обидам, которые накапливаются……и потом непременно выплескиваются.



2-й ведущий. А как это происходит, мы сейчас увидим.

Проигрывание семейных ситуаций, которые приводят к ссорам, а иногда и к необратимым процессам.

а) Сценка «Посмотри, что я из-за тебя сделал?». Жена просит мужа помочь ей прибить картину на стену. Муж соглашается. Жена начинает диктовать, куда лучше прибить: выше, ниже, вправо, левее, косо и т.д., но вот муж ударяет молотком себе по пальцу и прекращает работу.

б) Сценка «Тупиковая ситуация». Жена предлагает мужу сходить в театр. Он соглашается, жена начинает перебирать свои наряды, капризничает, сердится, ворчит, так как не находит в чем ей идти в театр. Муж уходит один на прогулку.



3-й ведущий. Видите, как все в жизни имеет значение. Поэтому очень важно следить за своими действиями, выражениями, словами. Проведем викторину, в которой нужно заменить грубые выражения мягкими, теплыми…

Я тысячу раз говорил, что……

Сколько раз надо повторять….

О чем ты только думаешь…

Неужели тебе трудно запомнить, что….

Неужели ты не видишь, что.

Неужели тебе не понятно, что…

Ты стал таким скучным….

Все люди, а ты…

Что ты ко мне пристал……

Ты такой же, как твои родители…

Варианты замены:

Ты у меня самый умный….

Ты у меня самый красивый…

С тобой мне так легко…

Ты всегда правильно понимаешь…

Я никому так не верю, как тебе…

У меня нет никого ближе…

Ты у меня молодец….

Посоветуй мне, ты так хорошо разбираешься….

Я бы никогда так не сумела сделать…

Я так тебе благодарен…

4-й ведущий. Приказания, грубость вызывают противоречия, а когда ласково, нежно попросят, человек сам хочет выполнить, чтобы доставить тебе приятное. Поэтому-то семейная жизнь и построена на взаимопонимании, доверии, доброжелательности.

Не бойтесь говорить друг другу комплименты…

Ведь это все любви счастливые моменты….

Чтобы жить счастливо и красиво, нужно каждодневно работать над собой, вырабатывать в себе чувство терпимости, бережного отношения друг к другу.



1-й ведущий. Готовясь к классному часу, мы дали задание нашим группам назвать как можно больше пословиц и поговорок о семье и браке.

Какая же группа их знает больше? (Лучшей группе приз)



2-й ведущий. А сейчас мы проведем конкурс на лучший анекдот о семье

Заключительное слово классного руководителя.

Дорогие ребята, мы сегодня пофантазировали, поиграли, провели тесты-практикумы и, очень хочется верить, задумались о большом и важном. До новых встреч, до новых интересных тем для разговора.



Учащиеся покидают зал под песню «Погода в доме» (сл. М. Танича, муз. Р. Горобца) [12].

Учитывая, что данное мероприятие очень объемное, его можно видоизменять, адаптировать.


Беседа «Для чего нужна семья?»

(для учащихся старших классов)
Особенные отличия приобретают отношения мужчины и женщины, решивших создать семью. Спросите своих знакомых: «Что такое семья?». Вы увидите, что все понимают это слово по-разному. Нет единства в определении семьи и в науке. Особенно несговорчивы в этом вопросе представители разных наук, изучающих человека и человеческое сообщество: педагоги, философы, социологи, медики, психологи, историки и т. д.

По определению Н. Я. Соловьева, семья — это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А. Г. Харчев дает ей такое определение: семья — малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Не надо много говорить о том, какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом — ее значение велико, и это признается всеми. Люди, удовлетворенные своей семейной жизнью и любовью к своему супругу, редко говорят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, или находятся в депрессии. К счастью, большинство женатых людей действительно заявляют, что чувствуют себя в браке счастливыми. Почти две трети опрошенных супругов считают, что у них «очень счастливый» брак. Трое из четверых заявляют, что их супруг(а) — их лучший друг. Какой же вывод? Большинство этих людей чувствуют себя в целом удовлетворенными жизнью. Но семья создает почву для счастья еще и по другим причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга.

Как серьезная причина завести семью выступает возможность постоянства интимных отношений. Хотя для некоторых мужчин и женщин периодическая смена партнеров кажется более привлекательной благодаря новизне и неожиданности встречи, все же большинство людей желает иметь надежные и постоянные интимные отношения. Более приемлемой жизненной позицией, которая их полностью устраивает, становится уверенность в том, что такой постоянный партнер у них уже есть. Существует еще одна, более простая причина того, что семья способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях. Предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Успешность супружества также подразумевает вознаграждение, способствует укреплению личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

Таким образом, каким бы ни был семейный союз, но он создавался и создается для решения входящими туда людьми определенных задач, удовлетворения их стремлений и мечтаний. В данном случае мы можем говорить о функциях семьи, о сферах жизнедеятельности семьи, непосредственно связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Давайте более четко обозначим эти основные функции семьи в обществе:



  1. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. У каждого, кто собрался создать семью, уже есть планы, определяющие, сколько будет детей, мальчик это будет или девочка. И молодые родители могут бесконечно спорить на эту тему, если их представления не совпадают. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.

  2. Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. Объединив свои усилия, супругам легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйствование. В этом смысле семья также обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

  3. Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Партнеры вместе переживают радости и горести, переносят боль, восторгаются успехами детей. Невозможно себе представить семью, где плохое или хорошее настроение одного из супругов не передавалось бы остальным членам семьи. Здесь в полной мере действуют психологические законы заражения. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

  4. Функция духовного общения проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества. Как правило, члены семьи имеют одни и те же духовные пристрастия, они читают' и обсуждают одни и те же книги и журналы, они смотрят одни и те же фильмы и спектакли, им нравится проводить время в одних и тех же местах. В данном случае супруг может выступать в качестве собеседника, с которым можно поделиться своими мыслями и наблюдениями.

  5. Семья выполняет и функцию первичного социального контроля, требуя от членов семьи выполнения социальных норм. Это в особенности касается подрастающего поколения, которое не всегда ведет себя в полном соответствии с социальными нормами. Вспомните известный стишок, где отец объясняет крохе сыну, «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь это не что иное, как обучение правилам поведения в обществе, стремление сохранить и стабилизировать социальные нормы.

  6. Сексуально-эротическая функция реализуется в удовлетворении интимных потребностей членов семьи. Семья в этом смысле обеспечивает стабильные и надежные сексуальные связи. Осуществляет регулирование сексуально-эротической направленности поведения членов семьи. Благодаря этой функции семья обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.

В каждой семье соотношение указанных функций и их значение может быть различным. Кроме того, в зависимости от социальных условий со временем в содержании и значимости различных функций семьи также могут происходить изменения. Так, если раньше ведущей функцией семьи была хозяйственная, то в современном обществе значительно возросло значение таких функций семьи, как эмоциональная и духовного общения. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно-материальных.

Следует обратить внимание, что нередко возникают осложнения, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

Среди основных факторов, мешающих реализации семьей ее функций, могут быть:



  • личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т. п.);

  • взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье;

  • определенные условия жизни семьи.

Например, если попытаться назвать причины, препятствующие выполнению семьей ее воспитательной функции, то сюда можно включить:

  • неполный состав семьи;

  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

  • конфликтные отношения между родителями;

  • вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и т. д.

Не менее важной характеристикой семьи является ее структура. Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто — исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи (централизованный, авторитарный стиль): и семьи, в которых все члены принимают равное участие в ее жизнедеятельности (демократическая система отношений).

Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления — равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине.

Наиболее распространенной структурой семьи в нашем обществе является разновозрастная, включающая мужа и жену, детей, а также нередко кого-нибудь из старшего поколения (бабушки и дедушки). (Материал для беседы по книге Е. И. Рогова «Психология отношений мужчины и женщины», издательство: «Владос-Пресс», М., 2002 г.)

Помимо приведенных планов-конспектов занятия и мероприятия предлагаем педагогам использовать методику «Моя семья» (для учащихся 4-11 классов), анкеты: «Характер внутрисемейных отношений», «Знаешь ли ты?», «Семья глазами ребенка», анкету–интервью «Семейные реликвии – что это такое?». Данный материал представлен в приложениях 3 и 4.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
4 стр.
Материалы о проведении «Уроков семьи и семейных ценностей»
266.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
543.78kb.
3 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга по подготовке к Всероссийской переписи населения 14-25 октября 2010 г
490.24kb.
2 стр.
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В. А. Пучкова
2344.29kb.
15 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий Тематика практических занятий Тема №1 Образование множественного числа имен существительных. Грамматические категории существительного
42.18kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура 17-19вв.»
362.2kb.
1 стр.
Информация департамента культуры и национальной политики Кемеровской области
124.07kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков литературы с использованием пк
131.03kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с работающим населением в области гражданской обороны и защиты
6617.91kb.
28 стр.