Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Мариинско-Посадский филиал ФГБОУ ВПО «ПГТУ»



Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине

«Защита зелёных насаждений»
для студентов заочной формы обучения

специальности 250109.51 (250203.51) «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных и специальных дисциплин специальности

250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Протокол № _____ «____»___________20 _ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________________________ (_____________________)




Одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных и специальных дисциплин специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Протокол № _______ «____»___________20_ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ________/____________________/


Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Зам. директора по учебно-методической работе и производственному обучению

_______________ /Васильева Е.Н./

«____»____________2012 г.


Составитель: Лаптева И.Г., преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:
Ямукова О.В.– преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, председатель цикловой комиссии специальности 250109 .51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Мариинско-Посадского филиала ФГБОУ ВПО «ПГТУ»

Пояснительная записка
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» составлены на основе рабочей программы дисциплины и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 2-го поколения, предназначенного для специальности 250203.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Методические указания включают последовательность и краткое содержание тем для самостоятельного изучения материала, тестовые задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, перечень вопросов для выполнения контрольной работы № 1. В подготовке специалиста по направлению 250109.51(250203.51) «Садово-парковое и ландшафтное строительство» дисциплине «Защита зеленых насаждений» отводится важная роль, так как умения и навыки, которыми овладевает специалист, изучая данный курс, необходимы ему в повседневной деятельности. Знание основ энтомологии, фитопатологии, значения зверей и птиц в жизни лесных и агробиогеоценозов, а так же методов, техники и организации защиты зеленых насаждений - одно из необходимых условий успешной работы на производстве.

Дисциплина «Защита зеленых насаждений» базируется на знаниях таких базовых общеобразовательных дисциплин, как: «Химия», «Биология», а так же тесно взаимосвязана с дисциплинами общепрофессионального цикла, например, является сопутствующей для преподавания общепрофессиональных дисциплин (ОПД): Ботаника» - ОПД.02 , «Почвоведение» - ОПД.03., «Дендрология» - ОПД.04; специальных дисциплин (СД): «Цветоводство» - СД.01, и других, так как на старших курсах при изучении данных дисциплин, выполнении курсовых проектов, будут востребованы знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Защита зеленых насаждений».

Целью дисциплины является профессиональная подготовка будущих техников садово-паркового и ландшафтного строительства в области защиты зелёных насаждений.

Задачи дисциплины:

- Изучить основы энтомологии и классификацию насекомых по группам вредности;

- Изучить основы фитопатологии, основных возбудителей болезней зелёных насаждений, классификацию болезней зелёных насаждений, а так же методы, технику и организацию борьбы с болезнями зелёных насаждений.



В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

—о важнейших видах насекомых – вредителей зелёных насаждений, о теории образования их очагов и прогнозировании их численности;

— о диагностических признаках важнейших болезней зелёных насаждений, биологии и экологии их возбудителей;

знать:

— главнейшие виды вредителей и болезней зелёных насаждений;

— методы, способы и средства борьбы при защите зелёных насаждений от вредителей и болезней;

— разрешенные биологические препараты и пестициды, технологию их применения;



уметь:

— определять виды болезней и вредителей зелёных насаждений,

— определять виды повреждений зелёных насаждений;

— проводить мониторинг патологий зелёных насаждений;

— осуществлять борьбу с вредителями и болезнями зелёных насаждений;

— свободно оперировать прикладной профессиональной компьютерной программой.


Данная дисциплина изучается на 5 курсе (в 5 и 6 семестрах) специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Курс состоит из 4 разделов. Каждый раздел разбит на темы.

По итогам 5 курса, по окончании 6 семестра студенты сдают контрольную работу № 1 и итоговый экзамен.



Содержание дисциплины

Введение

Студент должен

иметь представление:

— о задачах, содержании и связи защиты зелёных насаждений с другими дисциплинами, об истории развития защиты зелёных насаждений;

— о современном состоянии и перспективах дальнейшего развития зелёных насаждений.

Краткая история развития, современное состояние и перспективы дальнейшего развития защиты зелёных насаждений.



Раздел 1. Основы энтомологии

Тема 1.1 Внешнее и внутреннее строение насекомых, их развитие и размножение.

Студент должен

иметь представление:

— о физиологических функциях внутренних органов насекомых.

Знать:

— строение тела насекомых,



— фазы развития насекомых;

— жизненный цикл насекомых.



Уметь:

— составлять фенограммы развития насекомых.

Место насекомых в системе животного мира. Основные части тела насекомых и их строение. Кожные покровы, железы, мускулатура. Органы пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения и их работа. Нервная система, органы чувств и поведение насекомых. Органы и способы размножения, плодовитость. Размножение насекомых, фазы развития и их характеристика. Полиморфизм, половой диморфизм. Понятие о генерации, диапаузе и фенологии насекомых.

Тема 1.2 Классификация и экология насекомых

Студент должен иметь представление:

— о принципах систематики насекомых;



Знать:

— характеристику главнейших отрядов насекомых, классификацию насекомых по группам вредности;

— экологические факторы, влияющие на популяцию.

Уметь:

— определять отряды насекомых с помощью определителя;

— визуально определять отряды насекомых по морфологическим признакам.

Понятие о видах и других таксономических единицах насекомых, характеристика главнейших отрядов насекомых: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, перепончатокрылые, двукрылые.

Классификация насекомых по группам вредности:

Группа 1- Вредители плодов и семян

Главнейшие виды: шишковая смолевка, шишковая огневка, листовертка, лиственничная муха, желудевая плодожорка, желудевый долгоносик.

Группа 2- Вредители молодняков:

Главнейшие семейства: хрущи, слоники, побеговьюны, листоеды

Группа З- Хвое-и листогрызущие вредители.

Главнейшие виды: волнянки, пяденицы, совки, листовертки.

Группа 4- Стволовые вредители

Главнейшие виды: короеды, усачи, златки, древоточцы, стеклянницы, рогохвосты, слоники.

Группа 5- Технические вредители

Главнейшие виды: точильщики, усачи.

Понятие об экологии насекомых, их ареале, факторах среды, биологической пластичности.



Тема 1.3 Характеристика вредных насекомых

Студент должен

Знать:

— основные виды вредителей, группы, отряды;

— систематику, морфологию и биологию видов;

— основные виды вредителей плодов и семян;

— вредителя корней, культур, листвы, побегов;

— меры борьбы с вредными насекомыми;

— фенограммы развития насекомых;

Уметь:

— определять виды насекомых;

— визуально определять основные виды вредных насекомых по морфологическим признакам;

— определять виды вредителей корней по характерным признакам имаго и личинок.

Общая характеристика вредителей. Главнейшие виды: на хвойных породах - смолевка, огневка, листовертка; на лиственных - желудевый долгоносик и плодожорка. Вредители корней - хрущи (майский, мраморный, июньский), щелкуны, чернотелки, медведки. Вредители культур хвойных пород - побеговьюны, сосновый подкорный клоп, большой сосновый долгоносик. Вредители листвы побегов - листоеды, кокциды, тли, галлицы. Хвое-и листогрызущие вредители. Биологические особенности и общая характеристика группы. Фазы развития вспышек массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения. Вредители хвои сибирский и сосновый коконопряды, монашенка; сосновые - пяденица, совка, пилильщики. Лиственничная серая листовертка. Вредители листвы - непарный шелкопряд, златогузка, кольчатый коконопряд, зимняя пяденица и др. виды пядениц. Дубовая зеленая листовертка. Общая характеристика группы стволовых вредителей. Очаги массового размножения и защита насаждений. Прогнозирование вспышек массового размножения. Характеристика семейств и главнейших видов короедов, усачей, смолевок, златок, рогохвостов, древоточцев, стеклянниц. Технические вредители древесины. Общая характеристика, семейства и главнейшие виды точильщиков, усачей. Краткие сведения по надзору и мерам борьбы с ними. Действующая нормативная документация.

Тема 1.4 Полезные насекомые

Студент должен

иметь представление:

— об основных видах полезных насекомых;



Знать:

— хищных и паразитических насекомых;

— опылителей растений;

— охрану, методы, способы их использования;

— охрану и расселение муравейников;

Уметь:

— проводить инвентаризацию муравьиных колоний и их охрану;

— визуально определять основные виды полезных насекомых по морфологическим признакам.

Паразитические насекомые. Хищные насекомые. Опылители растений. Охрана их, методы и способы использования. Охрана и расселение муравейников.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

Iч- Ознакомление со строением основных частей тела насекомого, их придатками;

Iч- Ознакомление с фазами развития насекомых, их основными типами.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

Iч- Определение с помощью определительной таблицы представителей класса насекомых;

Iч- Ознакомление с типами повреждений, наносимых насекомыми древесным породам.

3. Лабораторно-практическое занятие №3

Iч- Определение личинок почвообитающих насекомых, ознакомление с отличительными признаками имаго;

1 ч- Ознакомление с биологическими коллекциями основных видов хвое-и листогрызущих вредителей.

4. Лабораторно-практическое занятие №4

2ч- Определение с помощью определительных таблиц видов вредителей по кладкам яиц, личинкам, куколкам и коконам.

5. Лабораторно-практическое занятие №5

2ч- Определение стволовых вредителей по наносимым ими повреждениям, личинкам, имаго. Зарисовка отличительных признаков личинок и схем ходов главнейших видов стволовых вредителей;

6. Лабораторно-практическое занятие №6

2ч- Ознакомление с биологическими коллекциями энтомофагов. Определение с помощью определительных таблиц видов муравьев.



Раздел 2. Основы фитопатологии.

Тема 2.1 Общие сведения о болезнях зелёных насаждений

Студент должен

иметь представление:

— о патогенезе болезней, его этапах и физиолого-биохимических нарушениях в организме больного растения.



Знать:

— болезни растений, их причины;

— типы заболеваний зелёных насаждений;

— об иммунитете растений и его видах.



Уметь:

— определять виды болезней зелёных насаждений.

Понятие о болезнях растений и их причинах. Патогенез болезней растений и его основные этапы. Анатомо-морфологические изменения и физиолого-биохимические нарушения у больного растения. Типы заболеваний зелёных насаждений. Понятие об иммунитете растений к инфекционным болезням. Влияние условий внешней среды, возраста и состояния растений на их устойчивость к болезням. Условия возникновения и затухания эпифитотий.

Тема 2.2 Грибы как возбудители болезней зелёных насаждений.

Студент должен иметь представление:

— о месте грибов в системе растительного мира, об их размножении, образе жизни;



Знать:

— строение вегетативного тела грибов, видоизменения грибницы;

— цикл развития грибов;

— типы грибных болезней, их развитие в зависимости от условий окружающей среды;



Уметь:

— классифицировать грибы по отделам и классам.

Место грибов в системе растительного мира. Строение клетки и вегетативного тела грибов, видоизменения грибницы. Понятие о цикле развития грибов. Пути распространения, питание и требование грибов к условиям окружающей среды. Систематика грибов.

Тема 2.3 Бактерии, вирусы, цветковые растения - паразиты и другие возбудители болезней зелёных насаждений.

Студент должен

иметь представление:

— о месте бактерий, вирусов в системе растительного мира, их размножении;



Знать:

— строение бактериальной клетки, размножение и распространение бактерии в природе;

— типы бактериальных болезней зелёных насаждений;

— строение, формы, размножение, распространение вирусов;

— типы вирусных болезней;

— характеристику цветковых растений-паразитов;

— представителей стеблевых и корневых паразитов на зелёных насаждениях.

Уметь:

— определять типы заболеваний зелёных насаждений.

Место бактерий в системе растительного мира. Строение бактериальной клетки, размножение и распространение бактерий в природе. Влияние условий окружающей среды на развитие бактерии. Типы бактериальных болезней древесных пород.

Общие сведения о вирусах. Строение и формы вирусных частиц. Размножение и распространение вирусов. Типы вирусных болезней лесных растений.

Общая характеристика цветковых растений-паразитов. Важнейшие представители стеблевых и корневых паразитов на древесных породах и кустарниках (омела, повилика, Петров крест, Иван-да-Марья), причиняемый ими вред и меры борьбы с ними.

Тема 2.4 Болезни плодов и семян, сеянцев и молодняков

Студент должен иметь представление:

— о болезнях, развивающихся в течение вегетационного периода и при хранении плодов, семян;



Знать:

— основные виды болезней и их влияние на растения;

— условия развития и распространения болезней, повреждающих плоды и семена, сеянцы и молодняки;

— защиту плодов и семян, сеянцев и молодняков от болезней.



Уметь:

— определять виды болезней с помощью определителя.

Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Мумификация семян (семян березы, желудей дуба). Ржавчина шишек. Деформация плодов и семян. Гнили плодов и семян. Плесневение плодов и семян. Поверхностное загрязнение семян спорами фитопатогенных грибов. Загнивание проростков, увядание и полегание всходов и молодых сеянцев. Болезни типа шютте. Болезни, вызываемые ржавчинными грибами. Мучнистая роса. Выпревание сеянцев. Пятнистости листьев.

Тема 2.5 Некрозно-раковые и сосудистые болезни зелёных насаждений.

Студент должен

Знать:

— сосудистые болезни лиственных пород зелёных насаждений;

— биологические особенности возбудителей;

— некрозные болезни, распространение вреда, причиняемого ими;

— типы раковых болезней, распространение, биологические особенности

Уметь:

— определять признаки и особенности болезней ветвей и стволов взрослых насаждений.

Общая характеристика некрозно-раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов. Диагностические особенности, условия развития и распространения.

Некрозные болезни ветвей и стволов. Раковые заболевания: ступенчатый рак, смоляной рак, опухолевидный рак. Сосудистые болезни зелёных насаждений.



Тема 2.6 Гнилевые болезни зелёных насаждений.

Студент должен

Знать:

— возбудителей гнилевых болезней;

— диагностические признаки и классификацию гнилей;

— типы и стадии гнилей;

— вред, причиняемый гнилевыми болезнями, меры борьбы с ними;

— основы профилактики заболеваемости зелёных насаждений и системы борьбы в насаждениях различного состава и возраста;



Уметь:

— определять трутовые грибы, стволовые, напенные и корневые гнили.

Гниение древесины и возбудители этого процесса. Диагностические признаки и классификация гнилей. Типы и стадии гниения. Вред, причиняемый гнилевыми болезнями. Корневые, напенные и стволовые гнили. Предупредительные меры борьбы. Защита насаждений от корневых и стволовых гнилей. Методы и техника выявления зараженности насаждений гнилями. Основы профилактики заболеваемости зелёных насаждений. Система мер борьбы с корневой губкой и опенком в зелёных насаждениях различного состава и возраста.

Тема 2.7 Поражение древесины на складах, в технических сооружениях и зданиях.

Студент должен

Знать:

— особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;

— условия, способствующие развитию грибов;

— биологические особенности домовых грибов;



Уметь:

— определять дереворазрушающие грибы по определительным таблицам.

Поражение древесины дереворазрушающими грибами. Разрушение древесины на складах и грибы, вызывающие этот процесс.

Разрушение древесины в постройках. Важнейшие виды домовых грибов, их биология, условия развития и распространения. Признаки поражения домовыми грибами и причиняемый ими вред. Краткие сведения о предупредительных мерах борьбы.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий.

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

2ч-Рассмотрение и зарисовка грибницы и ее видоизменений.

Ознакомление с внешним строением грибов. Классификация предложенного набора грибов по отделам и классам.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

1ч- Определение признаков и особенностей болезней плодов и семян;

1ч- Определение признаков и особенностей болезней сеянцев, молодняков, представленных в наборах.

3. Лабораторно-практическое занятие №3

2ч- Определение признаков и особенностей некрозно-раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов взрослых зелёных насаждений.

4. Лабораторно-практическое занятие №4

2ч- Определение признаков и особенностей главнейших стволовых и корневых гнилей и их возбудителей.

Раздел 3. Птицы и звери

Тема 3.1 Птицы

Студент должен иметь представление:

— о принципе систематики и классификации птиц.



Знать:

— основные отряды птиц и их значение для защиты зелёных насаждений;

— строение тела птиц;

— годовой жизненный цикл птиц;

— роль птиц в жизни леса;

— охрану и привлечение птиц.



Уметь:

— определять отряды птиц.

Место птиц в системе животного мира. Краткая характеристика их строения, функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой жизненный цикл птиц. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов. Насекомоядные: отряд воробьиные (семейства -вороновые, скворцовые, иволговые, пищуховые, поползневые, синицевые, сорокопутовые, мухоловковые, славковые, дроздовые), кукушки, козодои, дятлообразные. Хищные: семейства соколиные, ястребиные, совы. Охотничье - промысловые: отряды куриные, голубиные. Роль птиц в защите зелёных насаждений. Охрана и привлечение птиц.

Тема 3.2 Звери

Студент должен иметь представление:

— о систематике, классификации млекопитающих;

— физиологических функциях органов внутреннего строения;

Знать:

— основы классификации, строение тела зверей;

— годовой цикл жизни млекопитающих;

— главнейшие отряды, семейства и виды зверей, важных для защиты зелёных насаждений;

— роль зверей в защите зелёных насаждений, их охрана;

Уметь:

— определять отряды, семейства и виды зверей, важных в защите зелёных насаждений.

Место зверей в системе животного мира. Краткая характеристика их строения и функций отдельных органов. Основы классификации. Годовой цикл жизни млекопитающих. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов зверей, важных в защите зелёных насаждений. Полезные и вредные звери. Насекомоядные звери (семейства кротовые, ежовые, землеройковые); рукокрылые или летучие мыши; зайцеобразные; грызуны (семейства беличьи, бобровые, соневые, мышиные, хомякообразные); хищные (семейства медведевые, куньи, собачьи, кошачьи); парнокопытные (семейства свиней, кабарги, оленя, полорогие). Роль зверей в защите зелёных насаждений. Охрана фауны в нашей стране.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

1ч- Ознакомление в внешним строением и частями тела птиц;

1 ч- Обзор главнейших отрядов, семейств и видов (к/ф) или составление таблиц.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

1ч- Изучение представителей отрядов (составление кроссвордов или показ учебного видеофильма).

1ч- Определение отряда предложенного набора птиц;

3. Лабораторно-практическое занятие №3

1ч- Ознакомление с морфологией млекопитающих;

1ч- Обзор главнейших отрядов, семейств и видов ( показ видеофильмов или составление таблицы)

4.Лабораторно-практическое занятие №4

Iч- Защита рефератов;

Iч- Определение представителей отрядов в наборе.



Раздел 4. Методы, техника и организация защиты зелёных насаждений.

Тема 4.1 Методы защиты зелёных насаждений.

Студент должен

Знать:

— классификацию мероприятий по защите зелёных насаждений;

— надзор за появлением и распространением вредителей и болезней зелёных насаждений;

— виды надзора;

— карантин растений, методы борьбы с вредителями и болезнями зелёных насаждений

— особенности патологического надзора в системе защиты зелёных насаждений;

— учет численности энтомовредителей и степень поражённости зелёных насаждений инфекционными заболеваниями в зонах радиоактивного загрязнения;

Уметь:

— определять степень угрозы зелёным насаждениям от хвое-и листогрызущих и стволовых вредителей;

— заполнять документацию по надзору и защите зелёных насаждений;

— выбирать методы борьбы с вредителями и болезнями зелёных насаждений;

— рассчитывать концентрацию и нормы расходов химических средств защиты зелёных насаждений;

Классификация мероприятий по защите зелёных насаждений. Понятие о службе защиты зелёных насаждений в садово-парковом и лесном хозяйствах, о зональных системах мероприятий по защите зелёных насаждений. Система мониторинга по защите зелёных насаждений. Надзор за массовым появлением и распространением вредителей и болезней зелёных насаждений. Виды надзора. Организация общего надзора, техника его проведения и необходимая документация. Специальный надзор, его виды, техника проведения лесопатологические обследования, их виды, задачи и организация. Учет очагов. Карантин растений, садово-парковые и лесохозяйственные меры борьбы. Значение садово-парковой и лесной профилактики для выращивания здоровых зелёных насаждений. Санитарные правила в парках, садах и лесах.

Биологические методы борьбы. Основные положения биометода, преимущества и перспективность. Использование микроорганизмов, вирусов, энтомофагов и позвоночных животных для защиты зелёных насаждений. Характеристика основных биопрепаратов.

Химические методы борьбы. Преимущества и недостатки химической защиты растений. Классификация пестицидов и требования, предъявляемые к ним. Влияние ядохимикатов на растения, животных и человека. Понятие о токсичности, дозе, концентрации и норме расхода пестицидов. Рабочие составы пестицидов. Характеристика главнейших инсектицидов, фунгицидов и зооцидов. Способы применения пестицидов.

Биофизические и механические методы борьбы. Простейшие приемы механического уничтожения вредных организмов. Использование ловушек различных конструкций, аттрактантов, половой стерилизации вредных насекомых и др. средств борьбы. Интегрированный метод борьбы и его перспективность.


следующая страница >>
Смотрите также:
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений»
425.29kb.
3 стр.
Закон города москвы о защите зеленых насаждений
205.13kb.
1 стр.
Экологическое состояние дендрофлоры городского парка
496.23kb.
4 стр.
Закон Брянской области от 9 апреля 2008 г. N 26-з "О защите зеленых насаждений"
62.71kb.
1 стр.
Закон об охране зеленых насаждений в населенных пунктах воронежской области
158.25kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о зеленых насаждениях в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
1928.38kb.
10 стр.
Закон санкт-петербурга о зеленых насаждениях в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
2043.65kb.
10 стр.
Закон санкт-петербурга о зеленых насаждениях в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
1861.07kb.
10 стр.
Контрольные вопросы по дисциплине Понятие о врожденных пороках развития человека
51.3kb.
1 стр.
Об утверждении Правил эксплуатации, восстановления и охраны зеленых насаждений города Чебоксары
573.14kb.
3 стр.
Срубите сухостой: в соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10. 09. 2002 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений г. Москвы»
32.71kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по дисциплине «История экономических учений»
15.9kb.
1 стр.