Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Всероссийская школа инструкторов туризма – 2012
Дополнительная информация
Программы отдельных курсов

«Всероссийской школы инструкторов туризма – 2012»
Подготовка кадров в спортивном туризме по направлению А - инструктора


  1. Инструктор детско-юношеского туризма (положение, учебный план, программа) …………………………………………………………..………. 2 стр.




  1. Инструктор - проводник спортивного туризма 1-2 категории (учебный план, программа) ……………………………………………………………... 12 стр.




  1. Инструктор спортивного туризма (учебный план, программа) ….... 17 стр.


1. Инструктор детско-юношеского туризма
ПОЛОЖЕНИЕ

об инструкторе детско-юношеского туризма

Утверждено приказом Министерства общего и профессионального образования РФ № 769 от 23 марта 1998 г.
1. Общие положения

Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по про­грамме "Инструктор детско-юношеского туризма", совершившим зачетный поход первой кате­гории сложности и успешно сдавшим зачеты.

Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися, в том числе опыт руководства походом 3 степени сложности, могут, предоставив письменные прак­тические работы, сдать зачеты на звание "Инструктор детско-юношеского туризма" экстерном.

Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образования и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путешествиями, экскурсиями, походами 1 категории сложности. Проводить подготовку для выполнения норма­тивов на значки "Юный турист России" и "Турист России", спортивные разряды по туризму, го­товить младших инструкторов туризма, участвовать в организации и руководстве туристскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими видами тури­стско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.

Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" может учитываться при прохождении педа­гогическими работниками очередной аттестации.
2. Порядок присвоения звания

1. Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивают образовательные учреждения туристско-краеведческой направленности или учреждения, имеющие туристско-краеведческие отделы.

2. Лицам, получившим инструкторские звания выдают удостоверения единого образца, уста­новленного Центром детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (приложение 1, 2 к Положению об инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удостоверение.


3. Общие права и обязанности

1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом:

- участвовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью по­вышения туристского мастерства и квалификации;

- получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися. Ин­структор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет органи­зации, проводящей (направляющей на) мероприятие.

2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан: готовить и воспитывать туристско-краевед­ческие кадры в лучших традициях российского туризма, организовывать и возглавлять турист­ские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии, быть честным, принципиальным, требова­тельным и быть примером для юных туристов;

- проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать готовность к за­щите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма, сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобретению новых зна­ний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в природной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;

- всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Ро­дине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;

- активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой дея­тельности, охране природы, памятников истории и культуры;

- целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;

- быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за высо­кую культуру российского туризма;

- проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государст­венного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и других государ­ственных учреждений;
- постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и туристское мастерство.

3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет туристскую переподготовку.

4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечить дисциплину среди обучаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для туристов пра­вил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.
4. Взыскания

Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведческой работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.


5. Учет работы инструктора детско-юношеского туризма и норма его нагрузки

Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное учрежде­ние, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору.



Количество обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются нормативными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Министерст­вом общего и профессионального образования Российской Федерации.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма



Наименование темы

Количество часов

всего

лекций

практ.занятия

1.

История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования.

1

1

-

2

Нормативные документы по вопросам туристской и краеведческой работы с учащимися.

2

2

-

3

Организация, содержание и формы туристско-крае­ведческой работы в образовательном учреждении.

21







3.1.

Организация и планирование туристской и краевед­ческой работы в образовательном учреждении.

2

2

-

3.2.

Формы туристско-краеведческой работы.

19







3.2.1.

Работа туристско-краеведческих объединений

2

2




3.2.2.

Туристский лагерь

2

2




3.2.3.

Организация и проведение массовых туристских ме­роприятий с учащимися.

10

2

8

3.2.4.

Туристско-краеведческое движение "Отечество"

2

2

-

3.2.5.

Школьный музей.

3

1

2

3.3.

Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края.

2

2

-

4

Организация, подготовка и проведение туристских походов с учащимися.

4

4

-

4.1.

Подготовка похода.

4

4

-

4.2.

Финансовое, продовольственное и материально-хо­зяйственное обеспечение похода.

5

3

2

4.3.

Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста.

10

2

8

4.4.

Основы топографии и ориентирования.

12

4

8

4.5.

Физическая и техническая подготовка юных тури­стов.

10

2

8

4.6.

Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях.

10

2

8

4.7.

Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных заданий. Общест­венно полезная работа юных туристов.

6

2

4

4.8.

Организация и методика проведения экскурсий.

5

1

4

4.9.

День в походе.

10

2

8

4.10.

Подведение итогов похода.

2

2

-

5.

Степенной учебный поход.

24

-

24

6.

Особенности горных, лыжных, водных и велосипед­ных походов.

15

4

11

7.

Учебная и воспитательная работа инструктора дет­ско-юношеского туризма.

2

2

-

8.

Стажировка с группами учащихся. (вне сетки часов)










9.

Зачетные занятия.

3

-

3




ВСЕГО:

144

46

98




Зачетно-категорийный поход, не менее

56

-

56






ПРОГРАММА КУРСА

ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
1. История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся.
История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.
Туризм - многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной деятельности, при­витие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Туристские организации страны.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика каждого вида.
Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Туристские нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". Разрядные требо­вания по спортивному туризму. Формы туристско-краеведческой работы с учащимися. Турист­ско-краеведческое движение учащихся "Отечество". Основные направления движения.
Примеры хорошей постановки туристско-краеведческой работы в школах. Условия успешного развития туризма в этих школах.
2. Нормативные документы по вопросам туристско-краеведческой работы с учащимися.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с уча­щимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к приказу Мини­стерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293 "Об утверждении нор­мативных документов по туристско-краеведческой деятельности").
Положение о значке "Юный турист России" (приложение 2 к приказу Министерства образова­ния Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293).
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 9/32-Ф "О нормах расходов на питание в турист­ских мероприятиях").
Письмо Министерства образования Российской" Федерации от 9 июня 1994 г. № 59-М "Об ор­ганизации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися".
Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России (приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 года № 223 "Об активизации туристско-краеведческой деятельно­сти с обучающимися и подготовке летнего отдыха").
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10 июня 1997 г. № 21-54-33 ип/03 "О порядке учета средств и составления отчетности по турист­ским многодневным походам, экскурсиям и туристским лагерям учащихся".
Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися (утверждены Мини­стерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Фе­дерации по физической культуре и туризму 25 августа 1995 года).
Разрядные требования по спортивному туризму и туристскому многоборью, утвержденные по­становлением совета Туристско-спортивного союза России от 12 июня 1995 г. № 7.
3. Организация, содержание и формы туристской и краеведческой работы в образова­тельном учреждении.

3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении.


План туристско-краеведческой работы - составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, го­родских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки "Юный турист России" и "Турист России".
Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей. Утверждение годового плана.
Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреждениях.
Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.
Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.
Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.
Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.
Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных организаций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению туристско-краевед­ческой работы: центры и станции детско-юношеского туризма, дворцы и дома творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жительства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.
Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.
Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образовательном уч­реждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность. Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, литературы, учебных пособий.
Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.
3.2. Формы туристско-краеведческой работы.
Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, со­ревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, ту­ристский вечер и другие.

3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений.
Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учрежде­ниях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива - одна из главных задач работы объединения.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим работы, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.
Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в усложне­нии требований и задач.
Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании работы объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.
Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий. Методические рекомендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.
Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная символика, клубное самоуправление.
Формы работы актива в своем образовательном учреждении.
3.2.2. Туристский лагерь.
Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и самообслуживания.
Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, родительского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.
Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения продук­тами, топливом.
Содержание работы лагеря: режим дня, система самообслуживания (виды трудовой деятельно­сти и организация трудового процесса), учебная работа в лагере, графики походов, досуг в ла­гере, общественно полезная работа членов туристского лагеря, система самоуправления (работа совета командиров).
Требования к месту расположения и планировке территории лагеря. Получение разрешения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лесхозом и другими организациями.
Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.
Документация лагеря.
Оборудование и стройматериалы.
3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.
Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.
Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.
Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения массо­вых мероприятий с местными органами власти, СЭС.
Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых мероприя­тий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений дополни­тельного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.
Тематический "звездный" поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, положе­ние, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и заданий, обеспе­чение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поляне слета, помощь лесничеству, подведение итогов.
Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды соревно­ваний, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов, согласова­ние мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхозами, управлениями го­сударственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности проведения сорев­нований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжение, обеспечение дровами, под­ведение итогов и награждение.
"Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федера­ции" - основной документ при проведении туристских соревнований.
Содержание, вопросы организации и проведения соревнований по отдельным видам.

3.2.4. Туристско-краеведческое движение "Отечество".
Положение о движении "Отечество". Направления деятельности, Формы деятельности.
Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план подго­товки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкурсов, исполь­зование технических средств и необходимого оборудования, подведение итогов, награждение.

следующая страница >>
Смотрите также:
Всероссийская школа инструкторов туризма – 2012 Дополнительная информация Программы отдельных курсов «Всероссийской школы инструкторов туризма – 2012»
879.65kb.
5 стр.
Вольный ветер
673.77kb.
4 стр.
В работе стартовавшей 8 июня Центральной школы инструкторов примут участие горные гиды uiagm и эксперт из Mountaineering Commission uiaa
38.33kb.
1 стр.
Из воспоминаний учителя географии Шибанова Виктора Анатольевича об организации краеведческой работы в школе
24.4kb.
1 стр.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism development in russia
56.88kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Программа «Развитие туризма в Андреапольском районе на 2010 -2012 годы»
199.23kb.
1 стр.
О старшем инструкторе, инструкторе-переводчике по обслуживанию глухих рабочих на промышленных
108.54kb.
1 стр.
Семинар-тренинг Современные технологии разработки индивидуальных программ фитнес-тренинга
36.11kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты курсов инструкторов-дрессировщиков ксу
31.85kb.
1 стр.
Пояснительная записка На реализацию в 2012 году отраслевой целевой программы «Развитие туризма в Астраханской области на 2011-2016 годы»
78.54kb.
1 стр.
С. О. Макарова А. В. Яловенко Программа
58.69kb.
1 стр.