Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
Нервная система. Органы чувств. Принципы строения и понятие о функциях. Основные показатели оценки для управления тренировоч­ным процессом.

Пищеварительная система. Принципы строения и понятие о функ­циях. Особенности функционирования при физических нагрузках. По­нятие об обмене веществ. Физиологические принципы питания при фи­зических нагрузках и в восстановительном периоде. Возрастные особенности развития и питания

Эндокринная система. Понятие о строении и функциях. Участие желез внутренней секреции в регулировании деятельности при нагруз­ках. Понятие о структуре и функциях.

Мочеполовая система. Понятие о структуре и функциях.

Иммунная система. Понятие о струк­туре и функциях. Иммунитет при физических нагрузках.
3.4.3.Основные понятия физиологии тренировочного процесса. Понятие о срочной и долговременной адаптации к физическим на­грузкам. Срочная адаптация - изменения физиологических функций при под­готовке и проведении физической работы и при отдыхе после нее ("предстартовая" реакция, врабатывание; период устойчивой работо­способности; утомление; восстановительные процессы). Признаки утомления. Эффект сверх восстановления и его использование в трени­ровке. "Физиологическая кривая" занятия. Долговременная адаптация. Общие сведения об анатомо-физиологических изменениях, развивающихся в процессе тренировки (развитие мышечной массы и структуры мышц, согласование функций сердечной, дыхательной, нервной и других систем организма). Ускорение и повы­шение эффективности процессов врабатывания и восстановления, уве­личение продолжительности устойчивой работоспособности. Экономизация функций и энергозатрат. Физиологическое обоснование цикличности тренировочных нагрузок. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки в тренировке туристов. Измерение величин нагрузок с помощью внешних (интенсивности, характер, число и продолжительность повторений упражнений, величина, число и характер интерва­лов отдыха и др.) и внутренних (частота сердечных сокращений ЧСС и др.) параметров. Использование аэробных и анаэробных нагру­зок для достижения различных компонентов физической подготовленно­сти туриста-спортсмена. Возрастные особенности развития и тренировки.
3.4.4.Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса. Этапы медико-педагогического контроля в туристской трениров­ке: входной, текущий, предпоходный, на маршруте и в послепоходный период. Задачи и методы входного контроля: оценка состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; разработка рекомендаций по индивидуальным планам тренировки. Задачи и методы текущего контроля в ходе тренировок; оценка изменений в состоянии здоровья, допуск к занятиям после перенесенных травм и заболеваний, гигиенический контроль за условиями тренировки и режимом туриста-спортсмена; ранее выявление переутомления и перенапряжения, про­филактика травматизма, контроль эффективности тренировок; двига­тельные тесты, повторные нагрузки соответственно виду туризма, кор­ректировка планов тренировки. Выходной контроль: оценка подготов­ленности, определение допустимых нагрузок в походе; выработка ре­комендаций. Медико-педагогический контроль в походе - задачи и методы. Послепоходный контроль - задачи, методы, оценка подготов­ленности к выполненному походу, динамики состояния в походе, раз­работка рекомендаций по дальнейшей туристско-спортивной подготов­ке. Методы самоконтроля для туриста-спортсмена.

Литература

Туризм и спортивное ориентирование. Сост. Ганопольский В.И. М; Физкультура и спорт, 1987.

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988.

Анатомия человека. М; Физкультура и спорт, 1984.

Спортивная физиология. М; Физкультура и спорт, 1986.

Медицинский справочник тренера. М; Физкультура и спорт, 1976.

Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л; Меди­цина, 1984.

Спортивная медицина. М; Медицина, 1984.


3.4.5.Развитие основных физических качеств, при подготовке туристов-спортсменов. Упражнения и методики их исполь­зования (по видам туризма). Общая характеристика физических нагрузок в туризме и обосно­вание необходимости регулярных физических тренировок. Физическая подготовленность и ее составляющие: физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.) и двигательные навыки, их взаимосвязи. Физическая подготовка как многоэтапный процесс достижения физической подготовленности. Этапы обшей, специальной физической и комплексной подготовки в тренировке туриста, задачи и средства физической подготовки. Физические упражнения в походе, на сорев­нованиях и в восстановительном периоде. Примерные объемы физичес­кой подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса. Упражнение как основное средство физической тренировки. Виды упражнений и их классификация (по структуре, интенсивности, режи­му сокращения мышц, направленности и др.). Методы использования упражнений (равномерный, фартлек, интервальный, переменный и др.), их основные характеристики, применение. Методики развития основных физических качеств, характерные упражнения, используемые при общей и специальной физической под­готовке. Принципы организации и проведения занятий по физической под­готовке. Упражнения для физической подготовки туристов-спортсме­нов (по видам туризма). Общие и характерные для различных видов туризма двигательные действия. Принципы конструирования упражнений для физической под­готовки туристов. Комплексы упражнений для физической подготовки туристов (по видам туризма).

Литература

Шевченко А.К., Перевошиков Ю.А. Основы физического воспитания. К; Виша школа, 1984.

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М; Физкульту­ра и спорт, 1987.

Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготов­ка студентов технических ВУЗов. М; Высш.школа, 1985.

Романенко В.В., Максимович В.А. Круговая тренировка при мас­совых занятиях физической культурой. М; Физкультурами спорт, 1986.

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1986.

Михайлов Б.А., Федотов Ю.Н.и др. Физическая подготов­ка туристов. М; ЦРИБ "Турист", 1985.

Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных турис­тов. К; Здоровья, 1986.

Кузьмин Н.И., Рукодельников Б.Л. Тренировка альпинистов. М; Физкультура и спорт, 1961.

Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ "Турист", 1975.

Федотов Н.Г. Метод. рекомендации по круглогодичной под­готовке туриста-водника. М; ЦРИБ, 1982.

Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М; Физкультура и спорт, 1975.

Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. М; ЦРИБ "Турист". 1979.

Бутин И.М. Лыжный спорт. М; Просвещение, 1983.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1985.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., т.2, М., 1952.

Новосельский В.Ф. Физическая подготовка допризывников. К; Здоровья, 1985.

Пути повышения спортивной работоспособности (технические и военно-прикладные виды спорта). Сб. статей, сост. В.С. Разводовский. М; ДОСААФ, 1982.
3.4.6.Техническая тренировка. Особенности использования дидактических принципов обучения применительно к технической тренировке в СТ (научность, на­глядность, систематичность, последовательность, постепенность, непрерывность, направленность к максимальным нагрузкам и доступ­ность, цикличность тренировочного процесса и разнообразность на­грузок, коллективность и индивидуализация, сознательность и актив­ность занимающихся при ведущей роли тренера, специализация и единство обшей и специальной подготовки). Основы методики обучения двигательным действиям, этапы овла­дения техническими приемами (знание, умение, навык) и обучения движения (начальное разучивание, детализированное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование). Оценка качества ус­воения технического приема. Конкретно-методические рекомендации по технической трениров­ке в различных видах туризма. Перечни технических приемов для обу­чения на этапах туристско-спортивной подготовки.
Литература:

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; ФиС, 1988.

Теория и методика физического воспитания (Под ред.Л.П. Мат­веева и А.Д. Новикова, т.1,2. - М., 1976.

Боген М.М. Обучение двигательным действия. М; ФиС, 1985.

Турист. М. ФиС, 1974, с.70-113; 129-137; 153-155; 199-205; 223-230; 239-243; 264-265;

Берман А. Путешествия на лыжах. М. ФиС, 1968.

Лукоянов П.И. Методические рекомендации по подготовке турис­тов-лыжников, Техника и тактика. М; ЦРИБ "Турист", 1979.

Шимановский В.Ф. Горнолыжный туризм. М. ФиС, 1965.

Захаров П.П. Инструктору альпинизма. М. ФиС, 1988.

Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М. ФиС, 1987.

Аркин Н.Г. и др. Горный туризм. Таллин; Ээсти раамат, 1981.

Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М. ФиС, 1974.

Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ "Турист", 1975.

Григорьев В.Н. и др. Путешествия на гребных судах. М. ФиС, 1979.

Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М. ФиС, 1985.

Харин С.Я. Безопасность путешествий на плотах. 4.2. М. ЦРИБ "Турист", 1984.

Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М. ФиС, 1975.

Кулюткин М., Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985.



Тер-Ованесян А.К., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоровья, 1986.
3.4.7.Тактическая подготовка туристов. Краткий обзор и повторение темы 2.2. БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспе­чения безопасности. Тактика группы в условиях первопрохождения. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршру­та. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обу­чения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль уровня усвоения тем на всех этапах обучения. Тактические игры и решение тактических задач.
3.4.8.Морально-волевая и психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о структуре и направленности личности, ее формиро­вании и совершенствовании (мировоззрение, потребности, мотивы, интересы, нравственные качества). Принципы воспитания: комплексность, требовательность и уважение, опора на коллектив и учет индивидуальных особенностей, систематичность. Понятие о средствах воспитания: убеждение, выработка общего мнения, принуждение, сти­мулирование, положительный пример. Приемы воспитания нравственных качеств в работе тренера туризма. Развитие волевых качеств в туристской тренировке. Сила воли как способность преодолевать трудности. Волевые качества личности (трудолюбие, настойчивость, терпение, выдержка и самообладание, решительность, мужество и смелость и др.). Трудности - как повод для включения волевых усилий. Трудности внешние (физические, технические, тактические, климатические и др.) и внут­ренние, личного характера. Мобилизующие и организующие волевые усилия. Совершенствование познавательного, эмоционального и испол­нительного компонентов воли. Факторы развития, средства и правила воспитания волевых качеств в туризме, овладение сложной техникой преодоления естественных препятствий, выполнение значительных объемов работы, преодоление боли и усталости, сохранение самообла­дания и работоспособности в экстремальных условиях, соблюдение установленного режима дня, применение интенсивных нагрузок, в т.ч. и "до отказа", создание варьирующих по составу и возрастающих по силе препятствий выполнению задания, четкая, предварительно огово­ренная, дисциплина на занятиях, проведение занятий и соревнований совместно с опытными туристами, решение сложных задач в различных условиях выполнения, в любую погоду, в приближенных к походным условиях, включение элементов, требующих смелости и мужества, по­степенность развития волевых качеств, подтверждаемая практикой действительная необходимость выполнения упражнений для развития во­ли. Психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о психических процессах и состояниях. Психологические характеристики личности, туристской деятельности и отдельных ви­дов туризма. Психологическая модель туриста видовика, тренера по туризму, требования к личности тренера. Методики диагностики (тесты, наблюдение), совершенствования и самосовершенствования психических процессов и свойств личности (характера, способностей, внимания, памяти, скорости реакции и др.). Эмоциональные состояния, их диагностика. Психогигиена и регу­лирование эмоциональных состояний в работе тренера. Психологичес­кое саморегулирование. Социально-психологические особенности туристских групп. Роле­вая структура. Формирование группы, психологическая совместимость (возрастные, психофизиологические и др. факторы), единство группо­вых и личностных целей и ожиданий, культура и правила группового поведения и их выработка в тренировках и походах. Формирование самоуправляющегося коллектива в туристской группе. Конфликты, их профилактика и разрешение. Психологическая тактика руководства туристской группой.

Литература

Психология. Учеб. для техн. физ.культуры. М; Физкультура и спорт, 1984.

Социальная психология. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М; Просвещение, 1987.

Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоров'я, 1986.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М; Физкультура и спорт, 1986.

Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1985.

Алексеев А.В. Себя преодолеть. М; Физкультура и спорт, 1985.

Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М; Физкультура и спорт, 1984.

Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин; Валгус, 1981.

Ковылев С.В. Психология современной семьи. М; Просвещение, 1988,. .

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л; Меди­цина, 1988.

Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М; Физкультура и спорт, 1981.



Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на лю­дей. "ЭКО - экономика и организация промышленного производства", 1978, № 4-6; 1979, № 1-3.
3.4.9. Планирование и организация тренировочного процесса. План работы тренера. Организационная работа: набор и формирование групп, утверждение плана на инструкторско-преподавательском совете (ИПС); учебно-методическая работа - составление годичных планов тренировок, индивидуальных планов для наиболее сильных туристов, тестирование, участие в контрольно-учебных и внешних соревнованиях и походах; медицинское обеспечение - медицинские обследования, обучение приемам само- и взаимопомощи, обеспечение медикаментами и медимуществом для походов; идейно-воспитательная работа: мате­риально-техническое обеспечение. Тренировочные циклы. Соотношение многолетней подготовки, го­дичного макроцикла и менее продолжительных мезо и микроцик­лов тренировки. Тренировочные занятия различной направленности и принципы формирования из них микроциклов различной продолжительности (не­деля, декада, др.). Мезоциклы туристской тренировки, принципы их планирования. Подготовительный, походный (соревновательный), вос­становительный периоды макроцикла туристской тренировки, решаемые задачи и их содержание.
3.5.Воспитательная работа в учебных мероприятиях. Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструктора – основной метод воспитания в туризме. Манера поведения, отношение инструктора к туризму и туристам. Необходимость личного совершенствования инструктора.
3.6.Обучение в учебно-тренировочном походе. Задачи учебно-тренировочного похода (УТП), его отличия от спортивного, особенности построения маршрута. Специфика УТП для различных видов туризма. Разработка УТП, подготовка средства материально-технического обеспечения с привлечением слушателей. Организация учебных занятий на маршруте. Специфические формы обучения в период УТП: совместное обсуждение препятствий, выбор техники и тактики их преодоления, регулярные разборы действий группы и отдельных участников. Роль инструктора в УТП. Особенности работы инструктора в учебном отделении. Основная задача — обеспечение учебного процесса. Использование элементов соревнования между учебными отделениями. Другие формы обучения в УТП. Учебная практика слушателей в проведения занятий в период УТП – дежурный руководитель (разбор его действий). Планирование учебной работы на день. Разбор занятий. Конт­роль усвоения учебного материала.
3.7.Организация и проведение зачётов и экзаменов (основные принципы и понятия). Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Виды контрольных работ. Место и методика их проведения. Анализ, обсуждение и оценка знаний. Необходимость и целесо­образность подведения итогов практических занятий с оценкой дей­ствий каждого слушателя. Ошибки, допускаемые при подведении ито­гов занятий. Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Общий перечень вопросов, распределение вопросов по билетам. Ут­верждение билетов в комиссии по туристским общественным кадрам. Порядок приема экзаменов, расчет времени, Форма проверки: свободное собеседование, опрос по билетам. Преимущество билетной системы. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий (топодиктанты, меню-раскладки, методические разработки и т.п.). Итоговое обсуждение. Учебная практика стажёров — работа в экзаменационной комиссии. Выставление итоговых оценок за практи­ческие занятия инструкторами отделений». Экзаменационная ведомость и ее содержание и правила запол­нения.

Цель - умение подводить итоги занятий, составления экзаме­национных билетов, проведения экзаменов.



На данном этапе подготовки даются методические рекомендации по чтению лекций, проведению семинарских и практических занятий по конкретным разделам программы специальной подготовки начального и базового уровней, применительно к конкретному виду СТ.
4.1. Организация, подготовка и проведения СП, СПТ, П. Особенности УТП. Цель и задачи и главные требования к УТП. Комплектование учебных групп, распределение обязанностей. Основные этапы предпоходной подготовки. План подготовки похода. Выбор и изучение района похода. Сос­тавление и изучение маршрута движения. Планирование учебной работы, подготовка к занятиям на маршруте. Роль инструктора в подготовке группы к походу и во время УТП. Отличия учебно-тренировочного похода от спортивного. Основная задача - обеспечение учебного процесса. Специфичес­кие формы обучения в период учебного похода: регулярные разборы занятий, обсуждение препятствий, выбор тактики их преодоления, ана­лиз действий занимающихся. Стратегическая задача походов 1-2 к.сл. – организация быта в полевых условиях.
4.2. Снаряжение. Методика подбора снаряжения в зависимости от сложности маршрута похода, походных условий и района. Виды снаряжения. Критерии оценки пригодности снаряжения. Использование, изготовление и ремонт снаряжения.
4.3. Питание. Методические указания к проведению занятия. Выдача домашнего задания. Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Основные моменты: зависимость дневного рациона питания от режима похода. Особенности приготовления пищи в походе. Отработка практических навыков и умений по теме. Характерные ошибки. Оценка слушателей. Разбор занятия.
4.4.Топография и 4.5. Ориентирование на местности (особенности вида). Методы обучения умению работать с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его составления. Приемы обучения ориентированию на местности. Способы контроля эффективности обучения. Использование соревнований по ориентированию, маркированных трасс, игровых методов на различных этапах обучения и в разное время года. Современные методики контроля правильности выполнения заданий.
4.6. Стратегия и тактика СП и УТП, СПТ и П (1 - 2 к.с.) Краткий обзор и повторение темы 2.2. БУ-2 с учётом результатов тестирования слушателей. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспе­чения безопасности. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршру­та. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обу­чения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль за уровнем подготовленности на всех этапах обучения. Тактические игры и решения задач по тактическим ситуациям.
4.7. Основы техники движения и преодоления естественных препятствий. Методика обучения техники движения и преодоления естественных препятствий. Характеристика естественных препятствий, встречающихся в походах различных категорий сложности. Техника движения на маршруте. Способы преодоления препятствий. Страховка и самостраховка. Мето­дические приемы обучения отдельным упражнениям. Оценка опасных уча­стков маршрута. Выбор места для проведения практических занятий. Подготовка к занятиям. Обеспечение безопасности.
4.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Методические указания к проведению занятий. Важность основных моментов: выбор безопасных и удобных мест привалов и ночлегов. Обеспечение бивачным снаряжением в зависимости от условий похода. Дежурство. Приемы закрепления навыков и умений по организации биваков. Важность оценки деятельности слушателей. Разбор занятий.
4.9. Причины травматизма и обеспечение безопасности. Основная причина несчастных случаев – человеческий фактор (не умение правильно оценить обстановку). Особые требования по обеспечению безопасности практических занятий. Составление плана-конспекта и методических указаний к нему. Основные моменты: выбор мест страховки, надежность страховки и самостраховки, особенность страховки на различных видах рельефа, границы применимости каждого вида и способа страховки. Организация работы с группой на практических занятиях. Разбор занятия. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение. Примеры накопленного опыта обеспечения безопасности в походах. Необходимость систематического статистического анализа данных.
4.10. Взаимоотношения в туристской группе. Психология спортивной и учебной группы и особенности их формирования. Виды учебных групп, их характеристики. Ролевая структура и лидерство в учебной груп­пе. Стили руководства в учебной группе. Конфликты и условия их появления. Оптимальный психологичес­кий климат в группе, способы его формирования. Цель - умение научить руководить учебной группой с учетом психологи­ческих особенностей каждого слушателя.
4.11. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с., первая медицинская помощь. Методика проведения практических занятий по медицинскому обеспечению, обработке ран, наложению повязок, способам реанимации и транспортировке пострадавшего. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Разбор.
4.12. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. Методические указания к проведению занятий. Основные моменты: необходимость психологической и физической разминки, чередование нагрузки и отдыха, повышение внешней грузки и ее регулирования, внесение точных элементов закрепляемого движения или навыка, элементов нового. Контроль уровня подготовки. Недопустимость перегрузок. Включение элементов соревнований. Приемы, оценки, поощрения и наказания. Разбор.
4.13. Основы выживания. Действия в экстремальных ситуациях. Методические указания по проведению занятий. Анализ ситуаций при организации спасработ. Разработка плана поисково-спасательных работ. Отработка навыков активного проведения поисково-спасательных работ. Характерно ошибки. Разбор практических занятий. Методика обучения. Поиск пострадавшего в лавине. Правила и тактика зондирования и откапывания, своевременного оказания помощи пострадавшему. Действия группы при затягивании поисков. Методические указания к практическим занятиям.
4.14. Обзор района проведения спортивного похода или УТП. Методика проведения занятий по теме 2.2. СУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и тестирования слушателей. Обратить особое внимания на характерные препятствия района и потенциальные опасности, а также разработку запасных и аварийных вариантов маршрута.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Всероссийская школа инструкторов туризма – 2012 Дополнительная информация Программы отдельных курсов «Всероссийской школы инструкторов туризма – 2012»
879.65kb.
5 стр.
Вольный ветер
673.77kb.
4 стр.
В работе стартовавшей 8 июня Центральной школы инструкторов примут участие горные гиды uiagm и эксперт из Mountaineering Commission uiaa
38.33kb.
1 стр.
Из воспоминаний учителя географии Шибанова Виктора Анатольевича об организации краеведческой работы в школе
24.4kb.
1 стр.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism development in russia
56.88kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Программа «Развитие туризма в Андреапольском районе на 2010 -2012 годы»
199.23kb.
1 стр.
О старшем инструкторе, инструкторе-переводчике по обслуживанию глухих рабочих на промышленных
108.54kb.
1 стр.
Семинар-тренинг Современные технологии разработки индивидуальных программ фитнес-тренинга
36.11kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты курсов инструкторов-дрессировщиков ксу
31.85kb.
1 стр.
Пояснительная записка На реализацию в 2012 году отраслевой целевой программы «Развитие туризма в Астраханской области на 2011-2016 годы»
78.54kb.
1 стр.
С. О. Макарова А. В. Яловенко Программа
58.69kb.
1 стр.