Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


Программа: Специализированный уровень туристской подготовки
1.1. Развитие туризма на современном этапе. Туризм, природа, право. Современное состояние развития спортивного туризма. Законы об охране природы, охоте и рыболовстве. Охраняемые территории, заповедники, охраняемые зоны, заказники; права и обязанности администрации и туристов. Случаи нарушения прав туристов. Взаимодействие с местной администрацией.
1.2. История развития туризма (вида) в стране. Истоки зарождения развития видового туризма, его становление, развитие и состояние на современном этапе.
1.3. Основные руководящие материалы по спортивному туризму. Изменения и дополнения в нормативных документах.
1.4. Структура и деятельность общественных ТСО и туристских клубов. Туристско-спортивные организации и клубы. Положение и содержание работы комиссий по видам туризма и направлениям работы. Положение о маршрутно-квалификационной комиссии, ее права и обязанности, роль в подготовке туристских кадров, порядок создания и организация работы.
1.5. Возможности родного края для проведения тренировочных походов. Места проведения видовых тренировок и маршруты тренировочных походов.
1.6. Наблюдения в походе и метеорология. Виды простейших наблюдений. Природные условия: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную погоду и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Формы общественно-полезной деятельности туристов в походе: исследовательская работа (по заданию научных и хозяйственных организаций); краеведческая (сбор исторического и фольклорного материала, коллекций и гербариев, регистрация фенологических явлений и т. п.): работа среди населения (беседы, лекции, и т. п.); работа по охране природы.
1.7. Категорирование туристских маршрутов (3-4 к.сл.) и их препятствий. Классификация маршрутов (краткое повторение). Принципы, требования и технология классификации. Основные показатели (с учётом вида), определяющие категорию сложности маршрута: вид, разнообразие, трудность и количество, нормативная продолжительность и протяжённость. Примеры классификации маршрутов 3-4 к.сл.
1.8. Разрядные требования в туризме, оформления разрядов и званий. Разрядные требования и нормативы по спортивному туризму. Порядок оформления разрядов.
1.9. Отчёт о походе 3-4 к.сл., участие в Чемпионатах. Подведение итогов путешествия (краткое повторение), разбор похода, подготовка письменного отчёта и его защита в МКК.
2.1. Организация, подготовка и проведение СП, СПТ и П 3-4 к.с. (краткий обзор и повторение темы 2.1 БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей). Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта.
2.2. Снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.2.БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Особенности индивидуального и группового снаряжения применяемого в безлесных зонах (среднегорье и тундровые районы). Характеристика специального, индивидуального и группового снаряжения, применяемого в лыжных походах 3 - 4 к.с. для преодоления препятствий по 2А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке. Особенности применения вышеуказанного снаряжения в зимних условиях.
2.3. Питание. Краткий обзор и повторение темы 2.4. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. «Горячие» и «холодные» обеды. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для готовок в безлесных участках и районах. Применение «облегчённых» рационов. Роль и задачи завхоза. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи.
2.4. Топография и ориентирование на местности, особенности вида. Краткий обзор и повторение темы 2.5 и 2.6. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Глазомерная съёмка. Возможности определения перевалов и прокладывание маршрутов по фотографическим материалам, картам, картосхемам, без карты. Развитие навыков чтения, запоминания и привязки к местности картосхем, зарисовок и фотоснимков. Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам. Выбор ориентиров по карте и местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Ориентирование на сложном горном рельефе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюдения. Особая роль разведки и восхождений на обзорные точки. Особенности ориентирования зимой в тундровой местности, а также в ледовых районах. Работа с приборами глобального позиционирования (GPS): принцип, методика и техника работы, подготовка реперных точек маршрута, на маршруте.
2.5. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (3 - 4 к.с.). Варианты построения маршрутов 3-4 к.с., их содержание и отличие от маршрутов 1-2 к.с. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный - их возможности, преимущества и недостатки. Важнейшая задача стратегии и тактики - безопасное проведение похода. Зависимость стратегии прохождения маршрута от целей путешествия, района, времени года, сложности маршрута, подготовленности и схоженности группы, материального обеспечения, условий и возможности обеспечения безопасности. Выбор снаряжения и состава набора продуктов. Тактика движения группы на маршруте и преодоления препятствий, встречающихся в лыжных походах 3 - 4 к.с. (по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады). Роль и особенности тактики и стратегии на маршруте при наличии лавинной опасности и резком ухудшении погодных условий.
2.6. Техника движения и преодоления характерных препятствий. Характеристика препятствий, встречающихся в лыжных походах 3 - 4 к.с. по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады. Горная техника в лыжном путешествии: движение на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальная и групповая, приёмы страховки и самостраховки. Особенности техники прохождения вышеуказанных препятствий в зимних условиях.

2.7. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.10. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Обеденный привал на открытой местности. Установка палатки в неудобных местах (в стесненных условиях: на скальной полке, в каньоне, на льду, при малом количестве или полном отсутствии снега). Особенности палаток и группового снаряжения для ночлегов в безлесной зоне. Ночлег в палатке в безлесной зоне: выбор места, ветрозащитная стенка и штормовые оттяжки. Устройство пещер в снегу и сооружение иглу. Выбор места для установки иглу или рытья пещеры. Определение пригодности сне­га для строительства иглу и рытья пещеры. Ночлег в снежной пещере или иглу. Приготовление пищи на примусах. Меры предосто­рожности при пользовании примусами в палатке. Сушка и хранение одежды и обуви. Вынужденная холодная ночевка. Максимально полезное исполь­зование имеющегося снаряжения, естественных укрытий.
2.8. Анализ несчастных случаев, причины травматизма на маршрутах 3-4 к.с. Данные о случаях травматизма и несчастных случаях в лыжных походах 1-4 к.с., их причины и анализ, объективные и субъективные причины. Случаи гибели в лавинах. Их соотношение по остальным нес­частным случаям. Анализ причин: неумение правильно оценить лавин­ную опасность склона и выбрать безопасный путь движения, непра­вильная тактика преодоления лавиноопасного участка, отсутствие самостраховки, четкого руководства при прохождении сложных и лавиноопасных мест, стандартных или самодельных средств обнаружения и откапывания засыпанных лавиной, неумение быстро органи­зовать и провести поисковые работы силами участников группы, из­менение состава группы без ведома и согласия МКК.
2.9. Обеспечение безопасности. Безопасность — основное и важнейшее требование к походам. Опасности явные и мнимые. Планирование безопасного прохождения маршрута. Меры предупреждения опасности и обеспечение безопасности при: движении на маршруте и на привалах, преодолении естественных препятствий. Возрастание роли ряда неблагоприятных факторов с увеличением сложности похода. Причины возникновения несчастного случая: а) зависящие от самого человека, его промахов и заблуждений (недостаточная дисциплина, пренебрежение правилами путешествий, низкое общественное сознание, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, границ применения этих приемов, тактические ошибки и недостаточный тактический опыт, индивидуальная предрасположенность к авариям в зависимости от уровня психологической, физической подготовки и состояния здоровья участников); б) непосредственно не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения). Анализ аварийных случаев. Реальная авария — следствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при решающей роли некоторых из них. Примеры. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение. Примеры накопленного опыта обеспечения безопасности в походах. Значение страховки и самостраховки в походе. Страховочное снаряжение и требование к нему. Комплектование страховочного и лавинного снаряжения в зависимости от нитки маршрута, сезона и района путешествия. Самостраховка на месте и в движении. Выбор и подготовка мест страховки и самостраховки. Необходимость учета направления рывка и взаимного расположения точек страховки и самостраховки. Верхняя и нижняя страховка. Область применения и пределы эффективности приемов и средств страховки на различных формах горного рельефа и видах снежного покрова. Особенности страховки при движении на осыпных, скальных и ледовых склонах. Работа связок. Двойки и тройки. Порядок передвижения. Перильная страховка. Цель: научить слушателей до автоматизма выполнению основных технических приемов при движении по снегу и фирну, льду и ска­лам.
2.10. Медицинское обеспечение похода 3 - 4 к.с., первая медицинская помощь в походе. Краткий обзор и повторение темы 2.8. БУ-2 с учётом тестирования участников. Комплекс мер и особенности медицинского обеспечения лыжного похода. Необходимость и недостаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным походам и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Организация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Обучение ответственного и всех участников группы методам диагностики травм и болезней. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в походах. Массаж и самомассаж, их значение при больших физических и психических нагрузках. Основные приемы массажа и самомассажа. Подготовка к сеансу. Порядок массирования конечностей, спины, поясницы, груди и живота, шеи и головы. Физиологические особенности организма в высокогорье. Гипоксия, как определяющая особенность воздействия горного комплекса. Горная болезнь, особенность ее проявления, средства предупреждения. Механизм воздействия многоступенчатой активной акклиматизации. Механизм воздействия витаминизации, пищевого фактора, фармакологических препаратов. Психотерапия. Организация индивидуального медицинского наблюдения, контроля и самоконтроля в период акклиматизации и похода. Комплектование медицинской аптечки с учетом особенностей конкретного маршрута. Применение специальных медикаментозных средств. Меры против обморожения и переохлаждения организма, их признаки. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременного оказания. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Причины, признаки, первая помощь и лечение при (повторение и углубление навыков): кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, переохлаждениях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, переломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внутренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах, горной болезни, острой сердечно-сосудистой недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, желудочных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Проведение искусственного дыхания способами "рот-рот". Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания (инъекции) лекарственных препаратов.
2.11. Действия в экстремальных ситуациях. Действия группы при: ухудшении погодных условий, потере продуктов или снаряжения, потере участника и в лавиноопасной местности. Факторы определяющие формирование снежного покрова и лавин­ную опасность. Причины схода лавин, их виды и характер воздействия. Овладение методами всестороннего критического анализа реаль­ных условий снежной обстановки, погоды, температуры и других фак­торов. Признаки, при которых запрещается преодоление склона. Выработка тактического плана на преодоление заснеженного склона, меры страховки и самостраховки.
2.12. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Спасательная служба страны. Ее задачи, организация, права и обязанности. Взаимодействие со спасателями. Тактика поисково-спасательных работ силами группы. Организация поисковых работ отставших от группы. Поисково-спасательные работы в лавинах. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств и организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния на различном рельефе.
2.13. Обзор района проведения похода. Физико-географический обзор и характерные особенности. Транспортные возможности. Национальные особенности и обычаи местного населения. Краткая история туристского освоения и туристские возможности, варианты построения маршрутов. Характеристика естественных препятствий. Маршруты походов по данному району, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Перспективы и задачи планируемого похода: нитка маршрута, продолжительность и протяжённость, перепады высот, препятствия, запасные и аварийные варианты, потенциальные опасности на маршруте. Визуальное знакомство с районом (фото и видеоматериалы).
3.1. Система подготовки туристских общественных кадров для СТ. Нормативные документы по подготовке кадров. Система подготовки туристских общественных кадров. Туристский общественный актив, его права и обязанности. Инструкторы-тренеры туризма, как основная категория туристских обществен­ных кадров. Квалификационные характеристики. Организация обучения в самодеятельном туризме. Схема систе­мы обучения и краткая характеристика отдельных элементов системы. Требования к слушателям учебных мероприятий. Взаимосвязь учебных планов и программ обучения на различных уровнях подготовки. Характеристика учебных мероприятий различных подсистем. Порядок присвоения инструкторских званий.
3.2.Организация и проведение учебных мероприятий. Формы подготовки кадров спортивного туризма. Школы и семинары (сборы), их характерные особенности. Организационная структура школы, сбора и семинара. Организация школ НУ и БУ: назначение руководства, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов и лекторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса (составление расписания занятий и методических указаний к ним, разработка маршрутов практических занятий на местности, подбор пособий), утверждение в МКК, формирование учебных отделений. Учебный процесс. Внутренний распорядок, формы учебной работы в допоходный период. Учебная работа в учебно-тренировочном походе (УТП). Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Учебная документация. Работа со стажёрами. Завершающий период работы школы: подготовка экзаменационных билетов. Преподавательский состав: начальник учебной части, инструкторы-тренеры учебных отделений, лекторы, приглашаемые со стороны. Основная задача завуча — создание единого коллектива преподавателей. Роль заведующего учебной частью. Инструкторский (тренерский) совет, его работа в допоходный период и во время УТП. Учебное отделение. Задачи инструктора-тренера и стажёра учебного отделения. Основная задача инструктора: работа в учебных отделениях, подготовка и проведение семинарских и практических занятий по учебному плану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода.

3.3.Учебная работа инструктора. Основы обучения. Система обучения в туризме. Краткая характеристика различных программ обучения. Общие принципы обучения. Существующие массовые формы обучения, их сравнительная характеристика. Методы обучения: словесное (устное), предметное, практическое, с применением технических средств. Основная цель учебной работы в допоходный период - достижение соответствия физической, тактико-технической и психологической под­готовленности к условиям конкретного похода. Основной критерий подготовленности - осознанное, грамотное и стабильное выполнение технических приемов. Средства достижения основной цели - трени­ровочные занятия и походы. Тренировочный поход: постановка част­ных целей, выбор средств, контроль результатов. Основная цель тренировочной работы в походе - скорейшая адаптация к походным условиям. Средства достижения этой цели: полигонные занятия на дневках, занятия на маршруте. Средства, контроль результата. Разборы как одна из форм обучения в походе. Подготовка и проведение лекций и бесед. Этапы подготовки: разработка развернутого плана занятия, изучение материала, оформление текста. На последнем этапе — распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций, предварительное чтение, контроль времени. Чтение лекций. Значение формы изложения, поведения лектора, умение установить контакт со слушателями. Зависимость изложения материала от состава слушателей. Подача материала: дикция, темп речи. Значение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, особенности их проведения. Подготовка и проведение практических занятий. Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, его содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Конструктивный подход к основной части (содержанию и ходу) занятия. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок.

Литература

Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М; Профиздат, 1973, с.136.


3.4.Тренерская подготовка

3.4.1.Основные принципы и компоненты спортивно-туристской подготовки и тренировки (общие понятия и принципы). Методы контроля и самоконтроля. Виды туристской подготовки: общая, специальная, физическая, интегральная. Части специальной подготовки: организационная, техническая, тактическая, психологическая, топографическая, подготовка по обеспечению безопасности. Физическая подготовка: общефизическая, специальная физическая. Интегральная подготовка - моделирование условий соревновательной (походной) деятельности. Объемы подготовки (часы, км, другие показатели). Интенсивность занятий (по ЧСС, по скорости, по другим показателям). Характеристика физических качеств человека: выносливость (общая и специальная), сила, быстрота, координация, гибкость. Цель, задачи, принципы и методы тренировки. Методы тренировки: равномерный, переменный, интервальный, круговой, игровой. Характеристика физических нагрузок по объему и интенсивности в различных частях тренировочного занятия. Динамика интенсивности выполнения физической нагрузки по пульсовой характеристике в подготовительной – разминочной части, в основной тренировочной части, в заключительной части. Средства – упражнения для развития физических качеств. Тренажёры, приспособления, искусственные и естественные препятствия, используемые в тренировочном процессе туристов-спортсменов. Направленности тренировочного процесса: спортивная, рекреационная. Основные отличия спортивных и рекреационных занятий по форме и содержанию, объему и интенсивности нагрузок, по результатам занятий. Текущий врачебно-педагогический контроль. Стандартное и специальное тестирование. Основная задача допоходных тренировок - развитие и совер­шенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Тренировка как основной элемент физической подготовки в допоходном периоде. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. Индивидуальная физическая подготовка слушателей (гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, велосипед и т.д.), её орга­низация и контроль. Тренировочные походы выходного дня: план их проведения, разработка маршрутов с учетом возрастания нагрузки. Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств. Зависи­мость вида тренировок от характера предстоящего похода. Общая и специальная физическая подготовка во время допоходных трениро­вок. Закаливание организма. Методы контроля за физической и специальной технической под­готовкой туристов. Основные сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Общая и специальная физическая подготовка и их роль в спортивной тренировке. Особенности тренировочного процесса для данного вида СТ. Развитие основных физических качеств в подготовке туристов. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки во время тренировочного процесса. Организация круглогодичной тренировки спортивной группы. Разбор тренировок, дневник спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Литература

Ю.Н.Федотов и И.Е.Востоков. Спортивно-оздоровительный туризм. М; Советский спорт, 2002г.


3.4.2. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.

Опорно-двигательная система. Понятие о строении мышц, костей, связочного и суставного аппарата. Слабые места и типичные места травматизма. Понятие о биомеханике, группы мышц, ответственные за основные виды движений в суставах.

Сердечно-сосудистая система. Принципы строения и понятие о функциях. Основные параметры оценки ее работоспособности.

Дыхательная система. Принципы строения и понятие о функциях, основные показатели внешнего дыхания. Понятие о тканевом дыхании и транспорте кислорода к тканям. Показатели оценки работоспособности кардиореспираторной сис­темы для управления тренировочным процессом.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Всероссийская школа инструкторов туризма – 2012 Дополнительная информация Программы отдельных курсов «Всероссийской школы инструкторов туризма – 2012»
879.65kb.
5 стр.
Вольный ветер
673.77kb.
4 стр.
В работе стартовавшей 8 июня Центральной школы инструкторов примут участие горные гиды uiagm и эксперт из Mountaineering Commission uiaa
38.33kb.
1 стр.
Из воспоминаний учителя географии Шибанова Виктора Анатольевича об организации краеведческой работы в школе
24.4kb.
1 стр.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism development in russia
56.88kb.
1 стр.
Программа подготовки инструкторов альпинизма
14.8kb.
1 стр.
Программа «Развитие туризма в Андреапольском районе на 2010 -2012 годы»
199.23kb.
1 стр.
О старшем инструкторе, инструкторе-переводчике по обслуживанию глухих рабочих на промышленных
108.54kb.
1 стр.
Семинар-тренинг Современные технологии разработки индивидуальных программ фитнес-тренинга
36.11kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты курсов инструкторов-дрессировщиков ксу
31.85kb.
1 стр.
Пояснительная записка На реализацию в 2012 году отраслевой целевой программы «Развитие туризма в Астраханской области на 2011-2016 годы»
78.54kb.
1 стр.
С. О. Макарова А. В. Яловенко Программа
58.69kb.
1 стр.