Главная
страница 1страница 2 ... страница 16страница 17

ПРОЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ

1.3. Нормативно-правовая база в области управления радиоактивными отходами в странах Центральной Азии 9

1.4. Анализ и оценка институционального потенциала управления радиоактивными отходами 12

3.1. Выводы и анализ факторов, препятствующих эффективной реабилитации загрязненных территорий в трансграничном контексте 34

3.2. Национальные приоритеты 36

3.3. Развитие эффективной системы мониторинга во всех странах ЦАР 38

3.4. Рекомендации по межгосударственному сотрудничеству 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

ПРЕДИСЛОВИЕ
Президент Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики и ПРООН выступили инициаторами проведения Международного форума высокого уровня по проблеме урановых хвостохранилищ в Центральной Азии для привлечения внимания международного сообщества и мобилизации донорской помощи с целью сокращения региональных и трансграничных угроз воздействия радиоактивных отходов на людей и окружающую среду, усиления устойчивого развития стран региона.

Одним из этапов подготовки к Международному форуму стало проведение Региональной конференции «Урановые хвостохранилища: местные проблемы, региональные последствия, глобальное решение». На Региональной конференции в Бишкеке (Кыргызстан), состоявшейся 21-24 апреля 2009г. представители правительственных структур и эксперты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также международных организаций обсудили, существующие в регионе проблемы управления радиоактивными отходами.

Настоящий проект Рамочного документа содержит результаты анализа управления радиоактивными отходами в национальном и трансграничном контекстах, оценки влияния этих отходов на состояние окружающей среды. Представленная в документе аналитическая информация отражает институциональные, экологические и социально-экономические проблемы в перечисленных выше странах региона.

Подход с точки зрения окружающей среды и безопасности населения направлен не только на анализ и решение национальных и региональных экологических проблем, но и на ослабление потенциальных источников напряженности и укрепление межгосударственного сотрудничества стран региона. Это в полной мере относится к рекомендациям и действиям, направленным на решение комплекса проблем в так называемых экологически «горячих точках» уранового наследия в странах региона. Рекомендации данного документа основаны на местных знаниях и опыте, и включают усиление трансграничного сотрудничества в рамках совместных проектов; совершенствование и гармонизацию радиационно-экологического мониторинга, институциональных и законодательных мер на национальном и региональном уровнях; вовлечение частного сектора в решение экологических проблем путем вторичной переработки отходов

Информационные материалы и рекомендации, представленные в настоящем проекте Рамочного документа, обсуждались на подготовительном этапе, а также в ходе Региональной конференции в Бишкеке с участием национальных и международных экспертов.

При всем многообразии, разработанных в прошлом межправительственных соглашений об управлении радиоактивными отходами в регионе ЦА, существует серьезная проблема их реализации, во многом вследствие дефицита финансовых и технических средств для реализации рекомендованных мер и действий. В этой связи проект Рамочного документа адресован международным организациям и финансовым институтам для привлечения заинтересованности к проблеме уранового наследия в Центральной Азии со стороны доноров и частного сектора во время Международного форума в Женеве 29 июня 2009 г., а также для дальнейших двусторонних переговоров между Правительствами, донорами и частным сектором.



Введение
Страны Центральной Азии были основными поставщиками урана в бывшем СССР. Крупномасштабная деятельность по добыче и переработке урановых руд привела к образованию в регионе огромного количества радиоактивных отходов (РАО), размещенных в горных отвалах и хвостохранилищах. Наибольшую угрозу представляют хвостохранилища действующих и закрытых горно-рудных предприятий вследствие своей слабой защищенности от стихийных бедствий, близости к основным водным артериям региона ЦА, городам и государственным границам, а также в виду прежних неоднократных аварий.

После распада СССР и беспорядочного свертывания уранового производства в ряде стран региона (Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане) остро стал вопрос обеспечения радиационно-экологической безопасности урановых рудников, отвалов и хвостохранилищ. Прежняя единая система контроля за состоянием этих объектов, была перераспределена между новыми независимыми государствами Центральной Азии и претерпела значительные изменения. На фоне экономических, политических и социальных проблем переходного периода ухудшились технические условия содержания радиоактивных отходов.

Следует отметить, что в Центральной Азии урановые «хвосты» сконцентрированы в густонаселенной Ферганской долине, в частности, в Согдийской области Таджикистана, в Джалалабадской области Кыргызстана, а также в Ташкентской и Навоийской областях Узбекистана. Эти хвостохранилища таят огромную угрозу для людей и окружающей среды (ОС). Существует реальная опасность загрязнения подземных вод, а также рек водного бассейна всей Центральной Азии. Риск очень высок и последствия возможных аварий могут быть очень масштабными, причем не только для миллионов людей, но и для окружающей среды, для всего процесса устойчивого развития.

Проблема урановых хвостохранилищ и промышленных токсичных отходов в Центральной Азии является чрезвычайно серьезной и, если не обеспечить её срочного и эффективного решения, она может стать причиной экологических катастроф регионального масштаба и трансграничного характера. На ликвидацию последствий подобных аварий и катастроф могут потребоваться десятки лет и значительные средства. В настоящее время Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан не имеют достаточных финансовых и технических возможностей для обеспечения должного содержания, реконструкции хранилищ РАО, реабилитации загрязненных территорий.

Правительство Кыргызстана сделало многое, чтобы привлечь внимание международной общественности к проблемам урановых хвостохранилищ. Ему удалось добиться финансирования Всемирным Банком проведения исследовательских, проектно-изыскательских и практических работ по улучшению ситуации в наиболее опасном районе г. Майлуу-Суу. В последнее время и Таджикистан выходит на контакты с международными организациями в связи с проблемой РАО. Узбекистан пока стремится привлечь международное внимание к проблеме содержания отходов от добычи урана не столько на своей территории, сколько на территории Кыргызстана, хотя и признает, что угроза исходит с территории обоих государств.

Очевидно, что только при условии значительной целенаправленной и скоординированной помощи со стороны международного сообщества будет возможно решить комплекс проблем уранового наследия в регионе. Учитывая все эти факты и проявляя глубокую озабоченность проблемой урановых хвостохранилищ Президент К.С. Бакиев и Правительство Кыргызстана инициировали проведение работы по координации усилий в региональном и международном контексте и обратились к ПРООН с просьбой об оказании поддержки и помощи в решении проблем, связанных с урановым наследием.

ООН, МАГАТЭ, международное сообщество проявляет интерес к данным проблемам не только для того, чтобы предотвратить экологические риски национального и регионального масштаба, риски гуманитарного кризиса и обеспечить устойчивое развитие стран региона ЦА, но также и для предотвращения риска использования РАО в целях экстремизма и терроризма.

Непосредственная работа по консолидации усилий для сокращения рисков воздействия РАО на людей и ОС, усиления устойчивого развития стран региона ЦА, мобилизации донорской помощи частного бизнеса и международных организаций началась с апреля 2009 г., когда в г. Бишкеке по инициативе Президента, Правительства Кыргызской Республики и при поддержке ПРООН состоялась Региональная конференция «Урановые хвостохранилища: местные проблемы, региональные последствия, глобальное решение».

Одним из главных итогов этой конференции стал, разработанный совместными усилиями представителей правительственных структур и экспертов стран региона, международных организаций (МАГАТЭ, ПРООН, ОБСЕ, ВБ), гражданского общества настоящий проект Рамочного документа (РД). Он содержит результаты анализа управления РАО в национальном и трансграничном контексте, современного состояния хранилищ РАО в странах региона и их влияния на жизнедеятельность людей и ОС.

Представленные в РД информационно-аналитические материалы нацелены на выявление институциональных, экологических и социально-экономических проблем в странах региона ЦА. Практические рекомендации по рекультивации урановых хвостохранилищ, реабилитации загрязненных территорий, организации радиационно-экологического мониторинга, совершенствованию механизма управления РАО адресованы международным организациям и финансовым институтам в качестве основы для рассмотрения и оказания поддержки в реализации приоритетных мероприятий, направленных на устранение трансграничных рисков радиоактивного загрязнения в Центральной Азии и координации деятельности потенциальных доноров, заинтересованных представителей частного сектора, в том числе для глубокой переработки содержимого урановых хвостохранилищ и отвалов.



ГЛАВА 1. Анализ и оценка управления радиоактивными отходами в Центральной Азии в трансграничном контексте.

1.1.Основные сведения о странах Центральной Азии.
Территория Центральной Азии (ЦА) простирается от Каспийского моря на западе до Монголии на востоке, и от Сибири на севере до горной системы Гиндукуша на юге. Это область пустынь, степей и мощных горных цепей. Здесь находятся обширные пустыни Кызылкумы и Каракумы, крупнейшие горные системы мира – Тянь-Шань и Памиро-Алай. Рассматриваемая в настоящем проекте Рамочного документа (РД) часть ЦА включает 4 страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (рис.1). Вся территория этих стран ЦА занимает свыше 3,5 млн.кв.км.(табл.1).


Рис. 1. Государства Центральной Азии
Из-за контрастности природно-климатических условий, сложности историко-экономических процессов, этнических особенностей и неравнозначности ресурсного потенциала отдельных стран и их областей отмечается большая неравномерность в размещении населения по территории Центральноазиатского региона. При общей численности населения 55,2 млн. чел. средняя плотность населения региона составляет 15,7 чел/кв.км. Наиболее плотно заселены долины рек, предгорные зоны и оазисы. Так, например, в наиболее густонаселенной Ферганской долине, занимающей лишь 3% территории региона проживает свыше 10 млн.чел., а средняя плотность населения составляет 360 чел/кв.км, достигая 500 чел/кв.км. в Узбекской части долины. В пустынных и высокогорных регионах плотность населения не превышает 1 чел./кв.км.
Таблица1. Общие сведения о странах Центральной Азии.

Страна


Площадь

(тыс.кв.км)



Население (млн.чел.)

Плотность населения (чел./кв.км.)

1995


1990а

2007а

Республика Казахстан

2717,3

16,4

15,5

5,7

Кыргызская Республика

198,5

4,3

5,2

26,2

Республика Таджикистан

143,1

5,3

7,1

49,6

Республика Узбекистан

447,4

20,6

27,4

61,2

Центральная Азия

3506,3

46,6

55,2

15,7


Источник: a – Asian Development Bank, Key Indicators for Asia and the Pacific 2008, 39th Edition.
Положение ЦА в центре Евроазиатского континента, ее удаленность от океанов и морей, соседство крупнейших пустынь обуславливают формирование в регионе резко-континентального климата с чертами аридности. Температуры резко меняются не только в зависимости от высоты и широты местности, но и от времени года и суток. Одна крайность – жара и засушливость долин и предгорий со средней температурой июля более 26оС и января –около 0оС. На другом краю спектра – холодные температуры и обильные осадки в горах со средней температурой января ниже -28оС и средней температурой июля, не превышающей +7оС.

В природно-географическом отношении ЦА представляет собой единую территорию. Это единство обеспечивается речными системами, прежде всего двумя основными водными артериями Сырдарьей и Амударьей, относящимся к бассейну Аральского моря (Рис.1). Водные ресурсы, их распределение во времени и пространстве являются важнейшим, определяющим фактором и экономики, и экологии региона.

Поскольку речные системы объединяют регион ЦА в единое целое, а вода - самый важный для региона и дефицитный природный ресурс, проблемы, связанные с водными ресурсами и их использованием имеют наивысший приоритет для межгосударственного сотрудничества.

В Центральноазиатском регионе, характеризующемся большим разнообразием природно-климатических, геологических и ландшафтно-экологических условий, активно развиваются опасные природные процессы и проявляются стихийные бедствия. К особенно неблагоприятным и распространенным из них относятся землетрясения, обвалы и оползни, сели и паводки, катастрофические погодные явления (лавины, ураганы, ливни и град, заморозки, засуха и пр.).

Происходящее ныне изменение климата в регионе, сопровождается обострением опасных природных процессов и явлений, в частности увеличением повторяемости и разрушительной силой оползней, селей и паводков в районах размещения хранилищ радиоактивных отходов (РАО) и соответственно нарастанием угрозы их разрушения с катастрофическими, экологическими последствиями регионального и трансграничного масштаба. Это обусловлено тем, что как источники и потоки загрязнения речных систем, так и места аккумуляции загрязнений оказались по разные стороны государственных границ в ЦА после обретения странами региона независимости.

К числу других опасных природно-техногенных процессов, представляющих серьезную угрозу в регионе, относятся: опустынивание; подтопление долинных районов; деградация оледенения; наведенная сейсмичность в районе крупных гидроузлов (Токтогульского в Кыргызстане и Нурекского в Таджикистане); аварии на крупных инженерных сооружениях (нефте-и газопроводах, плотинах, дамбах и хвостохранилищах).

Все эти разные по своему происхождению и режиму бедствия и природно-техногенные катастрофы имеют много общих черт: невысокую надежность, а в случае землетрясений и практическую невозможность прогнозирования, высокую разрушительную силу, сопряженную с гибелью людей, громадным социально-экономическим и экологическим ущербом. Неблагоприятное экологические последствия стихийных бедствий и природно-техногенных катастроф и социально-экономический ущерб могут многократно возрасти и приобрести трансграничный характер в случаях, если в эпицентре или в зонах воздействий и/или транзита подобных катастроф окажутся хранилища радиоактивных отходов (РАО), оставшиеся на территории региона в качестве наследия от Военно-промышленного комплекса (ВПК) бывшего СССР.
1.2. Социально-экономическое положение и экологическая обстановка в странах региона.
Особенности географического положения и климата, наличие природных ресурсов, специфика сложившейся в прошлом экономики и производственных навыков населения, проблемы унаследованные от СССР и развитие стран ЦА после обретения суверенитета – все это в значительной степени обусловило различие стран региона не только по размерам территории и численности населения (табл. 1) но и в социально-экономическом плане (табл. 2).

Казахстан характеризуется относительно развитой экономикой и более высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) по сравнению с другими странами региона (табл.1). В стране отмечается один из самых низких уровень бедности среди стран Центральной Азии. Во многом это объясняется тем, что экономика Казахстана базируется в основном на добыче и экспорте энергоресурсов и полезных ископаемых. В 2005 г. Казахстан вошел в тройку ведущих стран – производителей урана, а по его разведанным запасам страна занимает второе место в мире после Австралии.



Таблица 2 Экономические показатели стран Центральной Азии


Рейтинг страны по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Валовый внутренний продукт (ВВП)

ВВП на душу населения


Коэффициент Джинни 


2003г.

Млрд. долл. США

2005 г.


ППС в млрд. долл. США 2005 г.

Долл. США
2005 г.

ППС в долл. США 2005 г.

Годовые темпы роста (%)

1975-2005

1990-2005

73 Казахстан

57,1

119,0

3772

7857

2,0

2,0

33,9

113 Узбекистан

14,0

54,0

533

2063

-0,4

0,3

36,8

116 Кыргызстан

2,4

9,9

475

1927

-2,3

-1,3

30,3

122 Таджикистан

2,3

8,8

355

1356

-6,3

-4,0

32,6

Примечание: ППС – Паритет покупательской способности.;  – значение О представляет абсолютное равенство,а значение 100 – абсолютное неравенство.

Источник – Доклад о развитии человека 2007/2008: Борьба с изменениями климата: Человеческая солидарность в разделенном мире, ПРООН 2007.

Узбекистан относится к числу индустриально-аграрных стран, также наделенных богатыми природными ресурсами, к числу которых относятся богатые запасы угля, газа, руд цветных и редких металлов. В частности, по разведенным запасам урана страна занимает девятое место в мире. Значительные земельные ресурсы, быстрый рост населения, положение в центре региона способствуют развитию экономики. Вместе с тем централизация механизмов управления и низкие темпы экономических реформ сказываются на конкурентноспособности экономики. По индексу развития человеческого потенциала Узбекистан лишь немного опережает такие бедные страны региона как Кыргызстан и Таджикистан. Недостаток водных ресурсов сдерживает и ослабляет развитие экономики Узбекистана.

Развитие Кыргызстана и Таджикистана – двух небольших по площади и численности населения горных республик после обретения независимости во многом было сходным и определялось теми ресурсами, потенциалом населения и проблемами, которые они унаследовали от СССР.

По данным Всемирного Банка (ВБ) в Кыргызстане 48%, а в Таджикистане свыше 80% населения проживают за чертой бедности, особенно это касается сельского населения, несмотря на то, что сельское хозяйство в этих странах является основной отраслью экономики. Рост безработицы, удорожание жизни, миграция работоспособной части населения, усиливающиеся в связи с экономическим кризисом характерны для этих стран региона.

По результатом исследований проведенных Всемирным экономическим форумом в 2001 году государства региона попали в список экологически неустойчивых стран и занимают среди 122 стран в рейтинге: Узбекистан (41,6 балла) – 90-е, Казахстан (41,6 балла) – 91-е, Кыргызстан (39,6 балла) – 98-е, места соответственно. Индекс экологической устойчивости (Environmental Sustainability Index - ESI) включает в себя 22 различных индикативных параметра, которые можно объединить в 5 основных групп: экологическая система (воздух, почва, вода); степень антропогенного загрязнения; институциональный фактор; восприимчивость человека к изменениям ОС, глобальное сотрудничество. Низкий рейтинг стран региона по Индексу экологической устойчивости обусловлен плохим состоянием двух компонентов – экологической системы (загрязнение среды) и институционального фактора (несовершенное законодательство, безразличие населения из-за его бедности, коррупция и т.д.).

Наиболее неблагоприятная социально-экономическая и экологическая ситуация складывается почти во всех населенных пунктах и регионах, где осуществлялась добыча и переработка урановых руд на территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Обстановка бедности, опустошенности, безысходности характерная для большинства этих населенных пунктов, связана не только с закрытием предприятий урановой промышленности, но и с ухудшением социально-экономической и экологической ситуации в районах этих населенных пунктов. Экономический упадок этих некогда цветущих городов проявляется в общем ухудшении состояния и функционирования перепрофилированных промышленных, коммунально-бытовых предприятий, объектов инфраструктуры, снижении качества в области образования, здравоохранения, ограничении доступа к источникам чистой питьевой воды, незагрязненным продуктам питания.

В поисках средств для выживания наиболее бедные слои местного населения горнопромышленных районов вскрывают хранилища радиоактивных отходов (РАО), проникают в законсервированные урановые шахты и горные выработки для извлечения из них загрязненных металлов, электротехнической и кабельной продукции (рис.2). Повсеместно практикуется выпас скота на территории хранилищ РАО, использование материалов горных отвалов для строительных и хозяйственных нужд.

Рис 2.Массовые раскопки радиоактивных отходов в г Майлуу-Суу (Кыргызстан).
Все это еще больше усугубляет неблагоприятную экологическую ситуацию в этих районах, ухудшение которой в свою очередь усиливает бедность. Менее благоприятное экономическое положение старых горнопромышленных районов, рудников и шахт, их относительная недоступность связаны с хищнической эксплуатацией минеральных ресурсов, вызвавшей деградацию ОС и последующее обнищание жителей. Поэтому становится очевидной необходимость особого внимания к проблеме реабилитации таких районов, поддержки социальной среды, здоровья и благополучия жителей.


следующая страница >>
Смотрите также:
Нормативно-правовая база в области управления радиоактивными отходами в странах Центральной Азии 9
2308.97kb.
17 стр.
Техническое задание на проведение опросных исследований в целях оценки возможностей и выявлению потребностей продвижения связанных с водными ресурсами экосистемных услуг в странах Центральной Азии
28.16kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база
311.86kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база по ведению сайтов и электронных журналов в общеобразовательных учреждениях г. Казани рт
13.19kb.
1 стр.
Отчет о готовности мбоу
39.72kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база адаптивной физической культуры
105.59kb.
1 стр.
Справка по торгово-экономическому сотрудничеству
134.86kb.
1 стр.
Техническое задание для партнеров проекта «Профессиональная молодежная журналистика в Центральной Азии»
49.43kb.
1 стр.
Банковская система, банковская деятельность и банковские правоотношения; принципы, нормативно правовая база
840.2kb.
3 стр.
Доклад семинара „Интегрированный подход к упрощению процедур торговли и государственно-частное сотрудничество в Центральной Азии“
186.59kb.
1 стр.
Технико-экономическое обоснование программных мероприятий
379.63kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области
71.13kb.
1 стр.