Главная
страница 1
Крайним в очереди на достойную жизнь остается Крайний Север ?
Особенности условий жизни населения по регионам России оп­ределяют необходимость формирования разного уровня доходов на­селения и средней заработной платы работников, а также пенсий, стипендий и пособий на детей и других социальных выплат.

Для выравнивания условий воспроизводства рабочей силы в ре­гионах с разными природно-климатическими характеристиками дей­ствующим законодательством предусмотрено для работающих и про­живающих в северных и восточных районах установление к заработ­ной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям на детей районных коэф­фициентов, а также отдельных компенсаций. Эти элементы, механиз­мы относятся к территориальному регулированию денежных доходов на­селения.


Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по террито­рии страны определяются прежде всего разницей в потреб­ностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местны­ми особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Особенности метеорологических и природных факторов и их вли­яние на потребление населения в определенной мере нашли отраже­ние в наборе потребительской корзины для основных социально-де­мографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

По особенностям потребления продуктов питания субъекты Рос­сийской Федерации распределены на 16 зон. В первую (самую суро­вую) включены: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, северная часть Архангельской области и Республики Коми; во вто­рую — северная часть Республики Саха (Якутия) и Красноярского края, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные окру­га, а в 15-ю и 16-ю зоны (с наиболее теплым климатом) — Красно­дарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Рос­товская и Саратовская области, Республика Калмыкия и все северо­кавказские республики.
В нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные в 1991 году, внесены отдельные изменения в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, калорийность пи­тания населения в которых на 10-15% выше, чем в других зонах.

Набор (наименование) продуктов питания, включенных в потре­бительскую корзину, одинаков для всех природно-климатических зон, но отличается по нормам потребления, например, по мясным, хлеб­ным продуктам и т.д.

В зависимости от суровости климата построены наборы одежды, обуви и т.д., а от продолжительности отопительного периода и све­тового дня в зимний период — наборы жилищно-коммунальных услуг. Для определения наборов непродовольственных товаров и услуг выделены три зоны:

• с холодным и резко континентальным климатом;

• с умеренным климатом;

• с теплым климатом.

К зоне с холодным и резко континентальным климатом по не­продовольственным товарам отнесены европейский Север, северная часть Урала, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. К зоне с теплым климатом отнесены Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и республики Северного Кавказа.

Второй фактор, определяющий стоимость воспроизводства рабо­чей силы, — различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.

До либерализации цен в 1992 году на основные продукты питания было установлено три пояса государственных розничных цен. На фрукты, овощи, яйца и ряд других продуктов применялись местные цены. Различия в поясных государственных розничных ценах были несущественными: например, цена 1 кг хлеба пшеничного в III поя­се на 28% выше, чем в I поясе, говядины — на 13,3, масла сливочно­го — на 5,7, растительного масла — на 16,1, 1 литра молока — на 50% и так далее.

После либерализации цен в розничной торговле стали применять­ся свободные цены, уровень которых, кроме себестоимости товаров и торговых наценок, в значительной степени зависит от тарифов на их доставку от производителя до потребителя, а также спроса и пред­ложения на рынке продаж. С 1992 года дифференциация в ценах на про­дукты питания по регионам значительно возросла. Так, по официальным данным, цена 1 литра молока 2,5-3,2% жирности в пакетах различается почти в 10 раз, 1 кг сливочного масла—в 4,5 раза, говядины — в 3 раза, яблок — в 10 раз, стоимость дивана-кровати — в 4,5 раза, кроссовок для взрослых — в 3,8 раза, куска мыла хозяйственного — в 5 раз.

Особенно велика разница в тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Если квартплата за 1 м2 общей площади в домах муниципального жилищного фонда различается по регионам в 4-4,5 раза, то плата за горячее водоснабжение на одного человека в месяц — до 13 раз.

По уровню цен на продукты питания и отдельные непродоволь­ственные товары можно выделить три группы регионов:

• регионы, где получили развитие сельское хозяйство и отрасли промышленности, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (европейская часть России, кроме Севера, Урал, южные районы Сибири и Дальнего Востока);

• регионы, которые завозят сельскохозяйственную продукцию, но имеют хорошую транспортную доступность (европейский Север);

• регионы, отдаленные и труднодоступные в транспортном от­ношении (Чукотский автономный округ, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия).

В стоимости потребительской корзины нельзя не учитывать экс­тремальность природно-климатических условий в пустынных и безводных, а также высокогорных местностях, отрица­тельно влияющих на жизнедеятельность


Исходной базой для разработки региональной политики, в том числе территориального регулирования оплаты труда, является рай­онирование территории России по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населе­ния.

В период подготовки к упорядочению заработной платы в 1958-1962 годы Институтом географии АН СССР было проведено райониро­вание территории страны по пяти природно-климатическим зонам, которое использовалось для обоснования наборов потребительских корзин нормативных потребительских бюджетов (минимальных и ра­циональных). В 1986-1987 годах при подготовке концепции районного регулирования оплаты труда на перспективу по заданию Госкомтруда СССР Институт географии АН СССР продолжил работу по райони­рованию территории России по природным условиям жизни населения, в основу которого положена дискомфортность (неблагоприят­ность) природно-климатических условии для жизнедеятельности.

В дальнейшем в соответствии с постановлением Совета Мини­стров РСФСР №76 от 4 февраля 1991 году коллективом ученых ИЭП Кольского научного центра РАН, Института географии РАН, Инсти­тута труда и других научных учреждений была выполнена работа по принципиально новому районированию территории России с исполь­зованием критерия дискомфортности условий прожи­вания населения. Под дискомфортностью понимается состоя­ние окружающей среды, влияющее на жизнедеятельность человека и его здоровье. При районировании по критерию дискомфортности в наибольшей степени учтена пригодность территории для заселения, что позволяет выделить местности, где для воспроизводства рабочей силы требуются дополнительные компенсации.

В дополнение к физико-географическому и медико-географичес­кому районированию для определения уровня дискомфортности ус­ловий жизни населения на любой территории и уточнения границ зон дискомфортности разработана методика интегральной оценки степени дискомфортности, учитывающая комплекс факторов, влия­ющих на жизнедеятельность населения. Интегральная оценка выра­жается в баллах.

На территории России выделено пять зон дискомфортности (не­благоприятности) условий проживания: 1-я — абсолютно диском­фортная; 2-я — экстремально дискомфортная; 3-я — умеренно дис­комфортная; 4-я — относительно комфортная; 5-я — комфортная.

Территория Севера включена в первые три зоны дискомфортнос­ти. Кроме того, в абсолютно дискомфортной зоне выделены терри­тории Арктики и Субарктики и проведены их границы. К территориям с благоприятными природно-климатическими условиями для прожи­вания человека можно отнести экономические районы: Северо-Западный (центр и юг), Центральный (центр и юг), Центрально-Чер­ноземный, Поволжский (исключая полупустыни), Уральский (юг), Северо-Кавказский (исключая полупустынные и высокогорные мест­ности). В Западной Сибири и на Дальнем Востоке незначительную часть территорий также можно отнести к комфортным зонам.

Указанное районирование использовано при разра­ботке:

• социально-экономических программ развития регионов и Рос­сии в целом;

• проведения расселенческой политики, а в современных усло­виях — переселения с северных территорий;

• разработки набора потребительских корзин для разных групп населения по регионам и определения на ее основе прожиточных ми­нимумов;

• обоснования системы компенсаций для работающих и прожи­вающих на территориях с экстремальными природно-климатически­ми условиями.

На Юге России на несколько других методических принци­пах, чем на Севере, выделены полупустынные и безводные местности, проживание в которых также неблагоприятно для жиз­недеятельности человека. В летний период под влиянием жаркого и сухого климата резко снижаются работоспособность человека и про­изводительность его труда, а плохая обеспеченность питьевой водой или использование ее без предварительной очистки (минерализован­ная, бактериально загрязненная и т.д.) приводят к заболеваниям.

К полупустынным и безводным местностям отнесены территории Астраханской области (за исключением Волго-Ахтубинской поймы), Республики Калмыкия, северной части Республики Дагестан (по линии железной дороги Грозный — Махачкала), а также отдельные местности в Алтайском крае и Саратовской области.

В республиках Северного Кавказа, Алтай, Тыва встречаются вы­сокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, где пребывание некоренного населения осложнено возникно­вением гипоксии (горной болезни).


Основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда являются районные коэффициенты, которые применя­ются к заработной плате более 2/5 работающих в России.

Районные коэффициенты — надбавка к заработной плате, уста­новленная в процентном отношении к ней. Они призваны компен­сировать работникам различие в стоимости жизни по регионам, обу­словленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. В 60—80-е гг. размеры районных коэффициентов определя­лись на основании различий в стоимости минимальных потребитель­ских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанав­ливались выше указанных различий, то они, кроме компенсацион­ной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.

Районные коэффициенты, установленные выше различий в сто­имости жизни сравниваемого и базисного районов, как правило, при­менялись на предприятиях (организациях), которые имели в тот пе­риод особую народно-хозяйственную значимость, а также на стро­ительстве промышленных объектов или освоении природных ресур­сов в отдаленных и малообжитых местностях.

Районные коэффициенты первоначально устанавливались к за­работной плате работников производственных отраслей в северных и восточных районах, затем — работников бюджетной сферы. Вслед за южными районами Дальнего Востока и Восточной Сибири они были введены для работников предприятий и организаций юга За­падной Сибири и Урала, а также южных районов европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская область).

Действующие районные коэффициенты установлены в следую­щих размерах:
Районы Крайнего Севера:

север Дальнего Востока 1,60-2,0

север Западной и Восточной Сибири 1,40-1,80

север европейской части России 1,40-1,80

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

дальневосточные районы 1,40-1,60

остальные районы 1,20-1,40

южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,20-1,30

южные районы Западной Сибири, Урал 1,15; 1,20; 1,25
После 1958-1962 гг. районные коэффициенты повышались пре­имущественно для отдельных территорий и предприятий. Постанов­лением Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социаль­но-экономическому развитию районов Севера» от 4 февраля 1991 г. № 76 местным органам исполнительной власти по согласованию с профсоюзными органами предоставлено право устанавливать район­ные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пре­делах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предпри­ятий и организаций, бюджетов республик, краев, областей и авто­номных округов, местных бюджетов.

Районные коэффициенты не образуют тарифных ставок и долж­ностных окладов и начисляются на ежемесячный заработок, в кото­рый включаются: оплата труда по сдельным расценкам или за отра­ботанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквар­тально или единовременно.

Чтобы не допускать излишеств в заработной плате, районный ко­эффициент длительный период начислялся на заработок, не превы­шающий 300 руб. в месяц. В 1991 году в условиях ожидаемой инфля­ции ограничение размера заработка, на который начислялся район­ный коэффициент, было отменено. В ст. 10 Закона Российской Фе­дерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и ком­пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и не­производственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ог­раничения ее максимального размера. Выплаты районного коэффи­циента учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы. Этот порядок начисления районных коэффициентов распро­страняется на южные районы Западной и Восточной Сибири, Даль­него Востока и Уральский район.

За 40 лет, прошедших после введения в практику системы район­ного регулирования заработной платы, экономическая ситуация в стране изменилась. Поэтому необходимо оценить, насколько изме­нились территориальные различия в стоимости жизни населения и в какой мере введенные ранее районные коэффициенты соответствуют этим различиям.

В Институте труда Минтруда РФ проведены расчеты территори­альных различий в стоимости жизни по регионам на основе мини­мальных потребительских бюджетов (МПБ) мужчины трудоспособ­ного возраста и определены их различия по сравнению с базисным районом (Московская область).




Республики, края, области




Различие в стоимости

минимального

потребительского бюджета

мужчины трудоспособного


Размер


районного

коэффициента



Мурманская область

152,5

1,40-1,50

Магаданская область

215,8

1,70

Республика Саха (Якутия)

238,1

1,40; 1,50; до 2,0

Камчатская область

215,2

1,60; 1,80

Архангельская область (центр и юг)

121,1

1,20-1,40

Республика Карелия (юг)

111,3

1,15

Свердловская область

118,0

1,20

Новосибирская область

116,4

1,15

Иркутская область

132,6

1,20; 1,30

Читинская область

135,1

1,20; 1,30

Приморский край

153,6

1,20; 1,30

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для выполнения районными коэффициентами основной функции — компенсации различий в стоимости жизни населения — они в ряде северных и вос­точных регионов должны быть повышены, особенно для работников бюджетной сферы.

В соответствии со ст. 9, 20, 23 и 30 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 годы районные коэффициенты начис­ляются на пособия по безработице; на стипендию лицам, обучаю­щимся в общеобразовательных учреждениях начального профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского професси­онального образования; на размеры компенсаций семьям, имеющим детей; трудовые и социальные пенсии. То есть необходимость принятия данных мер носит острый социальный характер.
В тоже время численность населения республики, имеющего доход ниже прожиточного минимума, в 2005 году составила 204 тыс.человек или 21,4% от общей численности населения. Бюджет прожиточного минимума является бюджетом «физиологического минимума», не обеспечивающим в полной мере физического минимума всех основных средств существования, а также не соответствует реальным потребностям жителей республики, расположенного в таких неблагоприятных климатических условиях.
Показатели, характеризующие среднедушевые денежные доходы, величину прожиточного минимума и численность малоимущего населения в 2005 году по регионам ДФО приведены на графике и представляют довольно радужную картину.

По официальным данным отмечается тенденция роста удельного веса потребительских расходов в общем объеме денежных доходов населения по регионам Дальневосточного федерального округа.

удельный вес ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ населения

(в процентах от общего объема денежных доходов населения)






2001

2002

2003

2004

2005

Российская Федерация

74,6

73,2

69,1

69,7

72,8

Республика Саха (Якутия)

56,6

56,1

59,7

59,1

61,8

Приморский край

80,8

79,8

71,9

71,8

71,8

Хабаровский край

69,8

66,1

61,4

62,0

65,1

Амурская область

65,9

66,4

60,6

64,5

61,8

Камчатская область

58,7

52,5

52,8

51,9

52,7

в т.ч. Корякский АО

36,2

31,7

30,4

34,9

36,9

Магаданская область

48,7

46,6

48,3

49,1

50,4

Сахалинская область

61,5

60,9

56,8

59,7

62,0

Еврейская АО

66,9

61,5

60,0

63,9

64,3

Чукотская АО

30,4

33,9

34,5

36,2

45,4

Подчеркивается рост покупательной способности т.е. товарного эквивалента среднедушевого денежного дохода по товарам и услугам. Изменение покупательной способности – результат соотношения темпов роста среднедушевых денежных доходов и темпов роста цен на товары и услуги: если темпы роста доходов выше темпов роста цен, то покупательная способность растет, если ниже – то покупательная способность снижается.

В динамике с 2001 года покупательная способность по большинству приведенным продовольственным товарам имела тенденцию роста. В 2005 году по сравнению с 2001 годом наибольшее увеличение покупательной способности наблюдается по сахару-песку (в 1,7 раза), яйцам, молоку цельному, капусте свежей (в 1,6 раза).
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ ТОВАРАМ



(кг - в месяц)




2001

2002

2003

2004

2005

2005 в % к 2001

Говядина (кроме бескостного мяса)

66,3

71,2

84,4

88,6

80,9

122,0

Рыба мороженая (без деликатесной)

159,0

178,3

199,7

205,3

200,4

126,0

Масло сливочное

59,4

72,5

84,2

87,2

91,0

153,2

Масло подсолнечное

144,4

135,5

160,7

180,6

201,4

139,5

Молоко цельное, литров

319,3

365,3

416,1

459,9

508,5

159,3

Яйца, дес. штук

191

226

290

304

313

163,9

Сахар-песок

230,9

289,6

307,3

343,8

388,5

168,3

Хлеб и булочные изделия из

пшеничной муки 1 и II сорта



371,1

424,7

434,1

412,1

436,3

117,6

Мука пшеничная

442,2

570,9

703,0

585,8

663,2

150,0

Картофель

408,3

439,7

537,1

527,8

551,3

135,0

Капуста свежая

255,7

327,3

386,1

374,5

406,2

158,9

Однако динамика годового потребления основных продуктов питания свидетельствует о иных тенденциях.


ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В РОССИИ, .кг на человека в год

Наименование продуктов

1990

1995

2000

Ф.н.п.*

Справочно

США, 2000



Мясо и мясопродукты

75


55

40,3

81

114

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

376

265

220

392

305

Сахар

47,2

35

35,4

33

30

Растительное масло

10,2

7,4

10,7

13

24

Картофель

106

124

130

118

57

Хлеб и хлебобулочные изделия

119

121

121

110

112

Овощи и бахчевые культуры

79

71

85

139

119

Фрукты и ягоды.

35

29

31

71

105

*ф.н.п. – физиологическая норма питания. Дана по расчетам Института питания РАМН.
По данным таблицы видно, что годовое потребление мяса снизилось 75 до 40,3 кг, молока и молочных продуктов - с 376 до 220, рыбы - с 20 до 7 кг. В целом общая калорийность питания снизилась с 3350 до 2200 ккал. Потребление наиболее ценных продуктов питания составляет около 70% физиологической нормы питания. С учетом того, что приведенные данные являются средними по России, необходимо отметить плачевность ситуации по нашей республике.

Степан Юрьевич Петров


Февраль 2007 года


Смотрите также:
Крайним в очереди на достойную жизнь остается Крайний Север ?
196.43kb.
1 стр.
Приложение 2 ( Для учителя) Животные Крайнего Севера
154.97kb.
1 стр.
Серия особый ребенок
2641.74kb.
12 стр.
Реферат По отряду Рукокрылые Степаненко Мирослав 2006г. Отряд Рукокрылые, общая характеристика
147.42kb.
1 стр.
51. Крайний север Труд лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностям
14.82kb.
1 стр.
С поправками от 30 декабря 2008 г
3325.83kb.
30 стр.
Пчелка джулия и госпожа жизнь
111.41kb.
1 стр.
1 Предмет АдП
3936.21kb.
56 стр.
2. стеки и очереди спецификация стека и очереди
212.74kb.
1 стр.
Значение сказок в жизни ребенка
27.25kb.
1 стр.
Закона Томской области «социальный кодекс томской области»
2506.06kb.
15 стр.
Общественная экологическая экспертиза
1364.21kb.
6 стр.