Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.Г. Саетов Исламоведение Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве образовательной программы повышения квалификации по истории и культуре ислама Казань, 2012 г. УДК 297.17 ББК 86.3 C 14
Рецензент: Алмазова Л.И.. к.ф.н., сотрудник отдела истории общественной мысли и ислмоведения ИИ им. Ш.Марджани АНТ. З 24 Саетов И.Г. Исламоведение /Программа модуля по курсу повышения квалификации по истории и культуре ислама (9-11 июля 2012 г.) – Казань, 2012 – 21 с. Аннотация: В учебной программе отражены основные положения классического исламоведения. Программа содержит введение, основную часть, представляющую собой темы лекций, списки основной и рекомендованной источников и литературы по лекциям. Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов, а также для всех, интересующихся вопросами ислама. Программа подготовлена для модуля курса повышения квалификации по истории и культуре ислама, лектор - один из ведущих исламоведов России, профессор МГУ Светлана Кириллина. © Саетов И.Г., 2012 © Казанский федеральный (поволжский) университет, 2012
1. Цели освоения курса Целью освоения дисциплины «Исламоведение» является знакомство слушателей с классическим исламоведением в рамках таких тем как генезис ислама, суфизм, вакфы и других аспектов самой молодой арваамической религии. Знание истории и культуры раннего ислама является необходимым для преподавания любых исламоведческих дисциплин. Лектор – один из ведущих исламоведов России, профессор МГУ Светлана Кириллина. 2. Место курса «Исламоведение» тесно связано с такими дисциплинами как «История ислама», «Введение в регионоведение (мусульманские страны)», «Исламский фактор в международных отношениях», «Международные кризисы в 20-21 веке», «Региональная безопасность (исламский фактор)», «Арабо-мусульманская философия», «Культурно-религиозные традиции стран Востока», «Введение в историю суфизма», «Мусульманское право», «Диалог цивилизаций и ислам» и другие. Для вникания в суть предмета слушатели должны обладать знаниями по истории ислама, разбираться в основных исторических подходах, знать географию Ближнего и Среднего Востока. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса ИПТСИМ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Структура и конспект лекций курса «Исламоведение». Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 часов. Лекция 1. Исламоведение (Основы средневекового ислама) как университетский лекционный курс Предмет и задачи лекционного курса. Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Карта современного «мусульманского мира»: регионы распространения ислама, численность и этническая принадлежность его приверженцев. Критерии принадлежности к духовному миру ислама. Фактор преемственности в становлении и развитии исламского социокультурного комплекса. Многоликие региональные проявления мусульманской религии и общеисламские принципы, духовные ориентиры и ценности, объединяющие мусульман и отличающие ислам как идеологическую систему от других религий. Интеграционный потенциал ислама и его культурно-цивилизационная функция. Действенность «исламского фактора» в мировой политике. Ислам в постсоветском пространстве. Лекция 2. Проблема происхождения и генезиса раннего ислама История толкования исторической и социокультурной сущности исламской религии. Оценка ислама на Западе в средневековую эпоху. Возникновение научного исламоведения в XIX в. Проблема религиозных взаимовлияний в исламоведческой литературе. Европоцентризм как основа поисков внеисламских корней третьей мировой религии: ислам как «образец всеобъемлющего синкретизма» и «арабская адаптация библейского монотеизма» («христианская версия» происхождения ислама и версия «иудейской доминанты» в мусульманской религии). Становление отечественной историографии по проблеме: «торгово-капиталистическая», «земледельческая», «бедуинская» теории происхождения ислама; «ислам как идеология раннефеодального общества» и «ислам как продукт рабовладельческих отношений в Аравии». Интенсификация фундаментальных исламоведческих исследований в мировой науке на современном этапе. Подход к исламу как к продукту культурного развития аравийского общества, впитавшего в себя многообразные традиции ближневосточного цивилизационного массива. Теория «культурного синтеза». Социально-экономические и политические отношения в Аравии накануне зарождения ислама1. Идейно-политические факторы складывания исламского вероучения. Этнополитические процессы на Аравийском полуострове. Ислам как закономерный этап эволюции религиозного сознания населения Аравии. Полиформная религиозная ситуация в эпоху джахилийи (язычества). Древняя политеистическая традиция в Аравии – последнем бастионе семитского язычества. Идолопоклонство, тотемизм, фетишизм, астральные культы. Постепенное сложение общеаравийского пантеона божеств. Служители храмов и идолов, их социальный статус. Роль прорицателей – кахинов в религиозной жизни Аравии. Усиление позиций Мекки и ее святилища Каабы в качестве главного идеологического центра Западной Аравии. Племя курайш, его привилегированное положение. Ранние тенденции перехода к единобожию: «йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Поиски объединительной идеологии. Исконно аравийское духовное течение – ханифизм; монотеистические идеалы ханифов как один из источников мусульманского вероучения. Аравия на стыке религиозных потоков: христианство и иудаизм на Аравийском полуострове, главные пути их проникновения и основные центры; зороастризм. Древнейшие мифологические представления, адаптированные впоследствии исламом. Культурные достижения аравийцев до ислама. Уровень развития материальной культуры. Завоевания в письменной культуре: от первых протоарабских надписей до сложения алфавитного письма. Высокоразвитая устная традиция: формы сакрального языка, поэтического языка (койне), обиходно-бытового языка межплеменного общения. Роль ораторского искусства и искусства стихосложения в культуре Аравии. Этноисторические представления аравийцев. Основные вехи биографии Мухаммада (р. в 570 г.): легенды и исторические реконструкции. Источники по теме и степень их достоверности. Начало религиозной проповеди в Мекке (610 – 622 гг.). Детство и отрочество Мухаммада. Образ жизни и социокультурный фон. Род и семья. Абу Талиб. Участие в торговых предприятиях и женитьба на Хадидже. Духовные искания будущего пророка. Знакомство с содержательной стороной монотеистических учений. Подготовка к пророческой миссии. Первое откровение. Побудительные мотивы, обусловившие откровения Мухаммада. Доисламские языческие представления, определившие практику получения пророческих откровений. Усвоение социально-политического опыта общественно значимых аравийских персоналий – ханифов, провидцев и прорицателей – кахинов, племенных ораторов – хатыбов, племенных вождей – сайидов, третейских судей – хакимов, поэтов – ша‘иров. Переход от тайной к публичной проповеди нового вероучения. Формирование общины мусульман в Мекке. Содержание первоначальных проповедей Мухаммада: их оригинальные арабские черты и трансформировавшиеся в аравийской языческой среде элементы христианской и иудейской догматики. Мухаммад и его учение в восприятии современников. Успехи исламского вероучения среди жителей Мекки, недовольство мекканской верхушки и его причины. Гонения мусульман. Заключение Мухаммадом союза с жителями Ясриба. Значимость присущего исламу интегративного импульса. Мединская община Мухаммада и победа ислама в Аравии (622 – 632 гг.). Переселение Мухаммада и его сподвижников (сахаба) в Ясриб (Медину) – хиджра и ее причины. Взаимоотношения между мухаджирами и ансарами. Формирование общины и начало сложения мусульманской обрядности и догматики. Противостояние Мекки и Медины и ее исход. Первая вооруженная экспедиция мусульман против мекканцев (623 г.). Начало борьбы между Меккой и Мединой. Битва при Бадре (624 г.) и ее последствия. Разгром мусульман при горе Ухуд (625 г.). Зарождение исламской государственности: мединская община – умма как прообраз мусульманского общества и государства. Осада Медины мекканской армией и ее неудача (626г.). Попытка Мухаммада совершить паломничество в Мекку. Худайбийское перемирие (628 г.) и его пропагандистское значение. Нарушение перемирия мекканцами. Поход мусульман на Мекку и взятие города (630 г.). Распространение ислама в Аравии. Сопротивление «лжепророков». Кончина Мухаммада (632 г.) и проблемы преемства власти в мусульманской общине. Историческая роль Мухаммада. Личность Пророка в интерпретации мусульманской традиции, религиоведов и историков разных поколений.
Традиционная мусульманская концепция коранических открове-ний. История создания и «канонизации» текста Корана. Первые опыты составления Корана. Кодекс первого свода. Османова редакция. Идейно-политическая борьба, связанная с редакцией Корана. Последующая унификация коранического текста: устранение разночтений и разнописаний. Рецитация Корана (‘ильм аль-кыра’а): варианты чтений. Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Коран как историко-литературный памятник, отражающий развитие традиционных форм религиозной жизни Ближнего Востока. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране. Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Проблема названия сур. Хронология текста, ее условный характер (традиционная схема и датировка, закрепленная мусульманскими экзегетами; версии и детальные хронологии современных исследовате-лей). Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная историческая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалоговый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг характера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян. Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Тафсиры ат-Табари (838–923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1074–1143), аль-Байдави (ум. между 1282–1316 гг.), ар-Рази (ум. в 1209 г.), Джаляль ад-Дина аль-Махалли (ум. в 1459 г.) и Джаляль ад-Дина ас-Суюти (ум. в 1505 г.) («Тафсир аль-Джалялайн»). Мусульманская реформаторская экзегетика рубежа XIX – XX вв. «Тафсир аль-Манар» Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Структура тафсиров. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия подходов. «Наука рецитации Корана» (‘ильм аль-кира’а); «наука об отменяющем и отмененном айятах» (‘ильм ан-насих ва-ль-мансух); жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана. История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри).
История переводов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Основополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библиографические справочники. Лекция 5. Суфийские институты – ханака, такийа, завийа, тарика Особенности и характерные черты практического (прагматического) суфизма. Тасаввуф как «массовая религия ислама» (Р. Никольсон). Становление организационных форм исламского мистицизма. Первичные формы организации – суфийские обители, или странноприимные дома и их роль в качестве своеобразных школ мусульманского мистицизма. Их разновидности (ханака, такийя, завия): складывание и развитие в конкретных географических и хронологических границах, механизм функционирования. Совпадение их значения и функций на определенных исторических этапах как основа синонимического толкования этих терминов. Суфийские братства – турук как системный институт в мусульман-ском обществе, представляющий собой единство метода, доктрины, правил и формальной организации. Зарождение суфийских братств (конец XII в.): первые инициационные объединения суфиев – сухравардийя, кадирийя, рифаийя. Сложение в лоне хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций 12 основных (усуль) суфийских братств (XII – XIV вв.). Их многочисленные ветви, оформившиеся в самостоятельные братства. Превращение Египта в центр образования турук после захвата Ирака монголами. Распространение суфийских братств по всему мусульманскому миру (от Черной Африки до Филиппин, от Балкан до Эфиопии и от Средней Азии до Индии). Миссионерская деятельность су-фийских братств. Социальная и политическая роль тасаввуфа. Постепенное сближение адептов суфизма и носителей «официальной» исламской доктрины. «Официальные» духовные институты и разветвленные суфийские структуры как неотъемлемые части единого исламского социокультурного феномена. Представители мусульманской духовной элиты в суфийской системе. Внутренняя структура и иерархия суфийских объединений. Система наставничества: взаимосвязь «наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мурид)» – ядро дервишского братства. Институт «наместников и эмиссаров» (халифа, мукаддам) и «заместителей» (наиб). «Профессиональные» суфии и «мирские» члены братств, их обязанности. Цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к божественной благодати (сильсиля). Суфизм как специфическая религиозная практика, предполагающая жесткую самодисциплину и следование четко заданной психотехнике. Культово-обрядовый комплекс тасаввуфа. Суфийское радение – зикр как «сердцевина» религиозной практики, его виды и психологический механизм. Обряды инициации и посвящения. Участие дервишских братств в праздновании маулидов. Ритуальные и догматические различия между суфийскими братствами. Экономические основы турук, каналы финансирования. Суфийские братства в культуре и обществе мусульманских стран в средневековье и новое время. Дискуссии в мировом исламоведении по проблеме «упадка суфизма и его институтов». Роль тасаввуфа в обще-ственно-политическом развитии современного мусульманского Востока.
Культ «святых» и его связь с тасаввуфом. Сохранение под оболочкой мусульманского культа «святых» реликтов побежденных исламом религий и архаичных религиозных представлений. «Святость» и «святые» в исламе, условность этих терминов. Изначальное непризнание нормативным исламом существования «святых» и отсутствие процедуры их «канонизации». Роль мусульманских теоретиков в формулировании концепции святости (вилайя). Полемика по вопросу о соотношении святости и пророчества (нубувва). Незримая иерархия живых суфийских «святых» и ее варианты. Су-ществование обширного пантеона «святых», объявленных Божьими из-бранниками после смерти. Вера в благодетельную силу (барака) и сверхъестественные деяния мусульманских «святых» (карамат). Культ священных захоронений (кабр [мн.ч. кубур], дарих [адриха], машхад [машахид], макам, мазар, даргах). Паломничество к усыпальницам мусульманских «святых» (зияра). Роль гробницы «святого», служившей ритуальным, культурным, социальным и экономическим целям обширного социума. Формирование ритуалов зияры под влиянием местных религиозных верований в странах, завоеванных арабами. Основные особенности зияры: преемственность мест поклонения, восприятие ритуалов доисламских культов, большое разнообразие обрядов, существенно варьирующихся от одной мусульманской страны к другой. Феномен «межконфессиональных святынь», посещаемых с религиозной целью паломниками различных вероисповеданий. Отношение к культу «святых» представителей «официального» ислама. Почитание в исламе священных атрибутов и реликвий. Тесное переплете-ние в сознании мусульман веры в «святых» с магическими суевериями. Связь магии и астрологии с верой в чудодейственную силу талисманов и амулетов, считавшихся оберегом, лекарством и вместилищем магической силы «святого». Причины возрастания роли культа «святых» в мусульманском мире и активность суфиев и дервишских братств по его распространению. «Избыточность» культа аулия, его обмирщение и профанация. Культ «святых» как особое явление в духовном наследии современных стран распространения мусульманской религии, его устойчивость к историческим переменам, социальным катаклизмам и новым геополитическим реалиям. Лекция 7. Вакф как основополагающий институт ислама Источники и виды вакфа. Религиозное обоснование вакфов. История появления и распространения. Количество учредителей. Ограничения на имущество вакфа. Лекция 8. Традиционная система образования в мусульманском мире и ее институты Что говорит ислам о получении знаний? Виды знаний. Появление образовательных учреждений. 988 год – учреждение Аль-Азхара. Усложнение фикха и тем, самым обучения ему. Низамуль-мульк и его медресе. Иснады и иджазы. Лекция 9. Мечеть – символ мусульманской идентичности и исламских ценностей. Мечеть Пророка – элементы, функции. Типы мечетей. Количество мечетей на душу населения. 5. Образовательные технологии Лекционный тип занятия в программе курса занимает 100% от общего числа аудиторных занятий. На лекциях применяются инновационные технологии – показы слайдов по темам, поиск и показ карт, фотографий, иллюстраций. Слушателям до лекции рассылаются ридеры и хэндауты – материалы для предварительного чтения. На лекциях слушатели могут задавать вопросы по ходу занятий. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения курса Основным типом аттестации является тест. Примеры вопросов для теста: 1) Кто первый принял ислам после Пророка Мухаммада: а) Али б) Хадиджа в) Абу Бакр г) Зейд бин Хариса 2) В каком городе впервые появилась полноправная мусульманская община, связанная с другими договором: а) Мекка
б) Медина в) Таиф
г) Шам 3) Коран был составлен в виде единой книги при: а) Халифе Абу Бакре б) Пророке Мухаммаде в) Халифе Умаре г) Халифе Усмане
а) Один
б) Два в) Не успел совершить г) Три
а) 1552 г. б) 1716 г. в) 1778 г. г) 1805 г. 7. Учебно-методическое обеспечение курса «Исламоведение». Лекция 1. Исламоведение (Основы средневекового ислама) как университетский лекционный курс Программы по курсу «Исламоведение»:
Лекция 2. Проблема происхождения и генезиса раннего ислама
Лекция 3. Коран и коранистика
Лекция 4. Коран в фокусе российского исламоведения: традиции и современность
Лекция 5. Суфийские институты – ханака, такийа, завийа, тарика
Лекция 6. Культ святых в исламе
Лекция 7. Вакф как основополагающий институт ислама
Лекция 8. Традиционная система образования в мусульманском мире и ее институты
Лекция 9. Мечеть – символ мусульманской идентичности и исламских ценностей
в) Интернет-источники
8. Материально-техническое обеспечение курса. Проектор, экран, видеокамера, ноутбук, микрофон, динамики, диктофон. 1 Проблематика, связанная с функционированием Аравии как социоэкономического организма, состоянием общественных отношений на Аравийском полуострове и его статусом в ближневосточной политике IV – VI вв., детально освещается в курсе «История арабов в средневековье» и в общем лекционном курсе «История стран Азии и Африки в средние века» [см. соответствующие программы]. Смотрите также: Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
203.62kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
219.54kb.
1 стр.
-
244.06kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации педагогических работников
67.47kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации «современный образовательный менеджмент в свете введения федерального государственного образовательного стандарта»
692.56kb.
5 стр.
Программа курса повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительного комплекса
167.39kb.
1 стр.
Рабочая программа элективного курса по истории в 8 классе «Эпоха глазами художника» составлена на основе учебно-методического пособия Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования
67.92kb.
1 стр.
Программа повышения профессиональной квалификации «Гении психотерапии. Обучение через наблюдение. Практическая демонстрация мирового психотерапевтического опыта»
281.1kb.
1 стр.
Курсы повышения квалификации по программе «Экономика градостроительства» в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (гасис)
35.15kb.
1 стр.
Программы повышения квалификации и переподготовки для специалистов по физической культуре и спорту на 2013 год
205.02kb.
1 стр.
План повышения квалификации на второй семестр 2008/2009 учебного года факультета повышения квалификации журналистских кадров Института журналистики бгу
39.57kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации «Товароведение продовольственных товаров» 207.54kb.
1 стр.
|