Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Методические рекомендации.

Итоги исследований.

Сценарии


Т. Ю. Шорец,

методист НБ ОмГУПС
Чтение художественной литературы

студентами ОмГУПС
Современное состояние нашего общества характеризуется системным кризисом читательской культуры. Сравнительно низкий уровень об­щекультурной компетентности населения России недостаточен для ус­пешного решения накопленных сложных проблем. Ведь от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безо­пасность и конкурентоспособность страны. Поэтому низкий уровень читательской культуры препятствует реализации глоба­лизации качества жизни в нашей стране соответственно общепризнанным мировым стандартам.

В связи с пониманием необходимости комплексной модернизации в России и ро­ли чтения для развития страны была создана «Национальная программа поддержки и развития чтения». Реализация данной программы должна осуществиться в течение 13 лет (2007-2020 гг.). По мнению разработчиков программы, ее реализация поможет существен­ным образом изменить и в обществе, и в государ­ственных структурах отношение к книжной, чита­тельской культуре.

Оказать помощь в реализации национальной программы призваны и университетские библиотеки. Существуя в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства, университетские библиотеки несли ответственность за выполнение задач по воспитанию молодежи, которые ставил перед ними социум. В условиях экономического и политического реформирования общества изменились функции, ранее присущие библиотекам вузов. Многие совсем отказались от реализации воспитательных функций. Однако сегодня стало ясно, что библиотека способна внести свой вклад в развитие личности читателя, используя разнообразные формы работы.

Художественная литература играет большую роль в воспитании чувств, развитии нравственности, становлении личностных ценностей.

В целях изучения чтения художественной литературы необходимо проводить комплексные исследования читателей абонемента художественной литературы (АХЛ). Научная библиотека ОмГУПС на протяжении шести месяцев 2008 года проводила исследование «Чтение художественной литературы как форма культурно-досуговой деятельности студента».

При изучении чтения студентов использовались общенаучный (анкетирование) и специальный (анализ комплектования фонда художественной литературы и книговыдачи) методы исследования.

На первом этапе исследования было выявлено, что с 2003 по 2007 гг. на абонемент художественной литературы поступили 2052 книги, причем, 52 % из них приходится на 2005 г. В разные годы данного промежутка времени доля художественной литературы в общем фонде поступления составляла не более 1-3 %.

Чтобы соответствовать читательскому спросу, НБ ОмГУПС ставит перед собой задачу комплектовать фонд художественной литературы произведениями современных авторов и классиков.

Для изучения интересов студенческой читающей аудитории была составлена анкета и проанализирована книговыдача на абонементе художественной литературы за ноябрь-март 2008 года.

Анкета, состоящая из закрытых, открытых и полузакрытых вопросов, была анонимна. Необходимо было только указать пол, курс и факультет.

Проанализировав ответы 115 студентов разных курсов и факультетов, мы поняли, что основная масса студентов считает, что с момента поступления в вуз они стали читать больше художественной литературы, чем раньше. При этом за книгой обращаются, в основном, на АХЛ. И только третьекурсники немного чаще покупают книги в магазине, чем берут в библиотеке. В тоже время, достаточно большое количество студентов читают книги из домашней библиотеки. И, несмотря на интенсивное развитие информационных технологий, студенты практически не читают ХЛ в глобальной сети. Это можно объяснить объективными причинами – отсутствием возможности выхода в Интернет (в ОмГУПСе много иногородних студентов, проживающих в общежитиях). Поэтому 86 % опрошенных хотят, чтобы в локальной сети ОмГУПС была электронная библиотека художественных произведений.

Активность посещений АХЛ во многом зависит от учебного процесса:



  • во время сессии студенты практически не читают ХЛ. Таким образом, со второй половины декабря и до середины февраля студенты не берут на АХЛ новых книг;

  • основными читателями являются студенты пятого и третьего курса. Они менее обременены большим числом учебных дисциплин, чем студенты первых курсов. Соответственно, у них больше времени на досуг;

  • значительная книговыдача приходится на студентов ИАТИТ (Институт автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий) и ИМЭК (Институт менеджмента и экономики), так как их по количеству больше, чем учащихся ТЭФ (Теплоэнергетический факультет) и ЭМФ (Электромеханический факультет). В то же время, если рассматривать все факультеты по числу учащихся на нем студентов и количеству книговыдач ХЛ, то можно с уверенностью утверждать, что студенты
    ИАТИТ чаще посещают АХЛ.

Основное влияние на выбор чтения оказывают личные предпочтения (71 %), любимый автор (32 %) и авторитетные люди (36 %). При этом 71 % студентов читают как российскую, так и зарубежную беллетристику.

Студенческие предпочтения соответствуют общероссийской тенденции. Остаются по-прежнему популярны такие жанры, как детектив, приключение, фантастика, фэнтези, мистика, исторический роман.


К этому списку добавился психологический роман (эзотерика). Именно этот жанр, по результатам анкетирования, у студентов является наиболее востребованным.

Как ни странно, студенты не указали авторов этих жанров в первых рядах в ответе на вопрос о любимых авторах и произведениях.


К тому же, ответы на данный вопрос не вывели нас на подтверждения гипотезы о том, что у студентов схожие интересы и одинаковые предпочтения. Всего студентами было указано 74 любимых автора. В основном у каждого автора было не более одного – пяти почитателей. И лишь 15 человек указали, что их любимым автором является М. Булгаков. В порядке убывания фамилии любимых авторов выглядели так: Ф. Достоевский – 8, Б. Акунин – 7, Х. Мураками – 6.

Анализ книговыдачи выявил более точное число обращений к тому или иному жанру. Предпочтительными жанрами для студентов являются роман и детектив. Причем романы исторического содержания (А. Дюма, Е. Съянова, любовные романы (С. Шелдон, Е. Вильмонт, С. Браун) и другие произведения, написанные русскими и зарубежными классиками (М. Булгаков, И. Бунин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Куприн, Э. Золя) значительно преобладают над творениями современников (Х. Мураками, Д. Браун, Я. Вишневский, В. Пелевин). Популярным автором детективов у учащихся является Б. Акунин. Его произведения берут на АХЛ столько же читателей, сколько в совокупности читают авторов «бульварных» детективов (Д. Донцову, А. Маринину, Ю. Шилову. Т. Полякову).

На третьем месте по популярности находится фантастика. Лидеры этого жанра – А. Стругацкий, С. Кинг, С. Лукьяненко.

В последнее время эзотерика становится модным литературно – художественным жанром. Поэтому четвертое место принадлежит


П. Коэльо, К. Кастанеда и А. Кутье.

Прочитанное всегда (47 человек) или иногда (57) оказывает влияние на мировоззрение студентов, поэтому практически все ждут от процесса чтения получения новых эмоций и знаний.

Несмотря на отсутствие как такового имиджа библиотеки, большинство студентов разных курсов уважительно относятся к библиотекарям и считают, что они могут повлиять на их выбор ХЛ. Поэтому
62 % студентов желали бы иметь информацию о новых поступлениях ХЛ. Причем по результатам анкетирования нельзя проследить особых предпочтений студентов о средствах получения данной информации. Можно лишь выделить, что для второго, третьего и пятого курсов главным информатором является библиотечный стенд, а для первого – литературные вечера. Некоторые студенты пожелали получать информацию о художественной литературе через сайт библиотеки или SMS.

Кроме информирования о новых поступлениях, 51 % хотят знать содержание книги, 20 % интересно мнение библиотекаря о прочитанной книге.

Таким образом, подводя итог исследования, можно утверждать, что популяризация чтения для студентов библиотеками вузов является важной частью реализации национальной программы.

Данное исследование позволило сделать вывод о необходимости: приобщения студентов вузов к чтению классической и элитарной литературы; популяризации литературно-художественных журналов; информирования студентов о новом поступлении ХЛ; создания локальной электронной библиотеки ХЛ; проведения совместных литературных вечеров, встреч, в том числе совместно с актерами омских театров.

Решение перечисленных задач позволит повысить уровень читательской культуры и увеличить число посещений АХЛ.
Ю.В. Гурова, зав. сектором обслуживания читателей-детей Межпоселенческой библиотеки им. М. А.Ульянова

ММУК «Централизованная библиотечная система» Муромцевского района
Овеяны легендой:

сценарий часа памяти, посвященного

100-летию со дня рождения В. А. Лекомцева
Мероприятие сопровождает слайд-презентация «Овеяны легендой».
Оформление сцены: на экране – название мероприятия «Овеяны легендой». На заднике сцены – изображение ордена «Победа».
В числе приглашенных гостей: В. В. Лекомцев – врач муромцевской районной больницы, сын В. А. Лекомцева; Татьяна Томилко – учащаяся
11 класса МОУ «Гуровская СОШ», участница научно-практической конференции школьников Муромцевского района и областной историко-краеведческой конференции «Летопись сибирских деревень» (автор реферата «Человек из легенды»), соведущая мероприятия; А. А. Барчевская учитель химии и географии МОУ «Гуровская СОШ», научный руководитель
Т. Томилко, написавшей реферат «Человек из легенды»;

Мелодия № 1: Звучит фрагмент торжественного марша.
Слайд 1: Рядом с названием мероприятия – «Овеяны легендой» – портрет В. А. Лекомцева времен Великой Отечественной войны в окружении боевых друзей.
Музыка стихает. Выходят ведущие.
1 ведущий: Добрый день, наши уважаемые гости!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас в стенах Межпоселенческой библиотеки им. М.А. Ульянова.

1 ведущий: Скоро мы будем встречать один из главных праздников нашей страны – День Победы.

2 ведущий: 64 года назад отгремели последние орудийные залпы. Почти четыре года, 1418 дней шла война. Это были годы лишений, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Слайд 2: Поверженные фашистские штандарты на Параде Победы.
1 ведущий: День 9 мая дорог каждому россиянину. Он означал конец самой тяжелой и жестокой из всех войн в истории нашего Отечества, знаменовал выстраданную победу нашего народа и военно-политическое крушение фашистского государства-агрессора.
Слайд 3: Салют Победы над Кремлем.
2 ведущий: Праздничные салюты расцвечивают небо, возлагаются цветы у подножия обелисков, звучат стихи и песни в этот святой для всех нас день.
Мелодия № 2: Звучит песня «День Победы»

(Муз. Д. Тухманова; Сл. В. Харитонова (1 куплет).
1 ведущий: А начиналось все так.
Слайд 4: Раннее утро 22 июня 1941г., немецкие солдаты на боевых позициях ждут сигнала начала военных действий.
Мелодия № 3: Звучит фрагмент лирической мелодии.
Чтец 1:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!..



С. Щипачев «22 июня 1941 года»

Мелодия № 4: Звучит трагическая мелодия.
Слайд 5: Горящая деревня.
1 ведущий: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Тысячи орудий открыли огонь по пограничным сооружениям.
Слайд 6: Фашистские самолеты, сбрасывающие бомбы.
Слайд 7: 22 июня 1941г. Дети в укрытии.

1 ведущий: Самолеты со свастикой на крыльях обрушили бомбовые удары на мирные советские города: Киев, Житомир, Севастополь, Минск, Смоленск, Ригу, Каунас и другие.
Слайд 8: Мотоциклетное подразделение немцев двигается к границе СССР.

1 ведущий: Фашистские войска перешли границы СССР. План «Барбаросса» был приведен в действие.
Слайд 9: Граждане слушают извещение о нападении гитлеровской Германии на СССР.
2 ведущий: Начавшаяся война круто изменила жизнь каждого человека, и народа в целом. Изменила она и жизнь тех, о ком мы хотим вам поведать сегодня.
Мелодия № 5: Фрагмент песни «Священная война» (Муз. А. Александрова, Сл. В. Лебедева-Кумача), пауза между словами ведущих.
Слайд 10: Заставка «Человек из легенды».
1 ведущий: «Человек из легенды» – так назвала свою работу учащаяся 11 класса Гуровской средней общеобразовательной школы Татьяна Томилко, которую представила на школьную районную научно-практическую конференцию.
Слайд 11: Портрет заслуженного врача Российской Федерации
В. А. Лекомцева.

Посвящена она нашему земляку, ветерану Великой Отечественной войны, заслуженному врачу Российской Федерации Виктору Алексеевичу Лекомцеву. Продумывая сценарий нашего мероприятия, мы решили объединить его с работой Татьяны.

Сегодня у нас в гостях сын Виктора Алексеевича Лекомцева – Владимир Викторович, учащаяся Гуровской средней школы Татьяна Томилко и научный руководитель ее работы – учитель Антонина Александровна Барчевская. Давайте поприветствуем наших гостей!

Таня, мы приглашаем тебя присоединиться к нам.

У меня к тебе вопрос: «Почему ты выбрала именно эту тему?»


Соведущий: Судьба Виктора Алексеевича Лекомцева меня поразила своей необычностью, яркостью, легендарностью. И люди, с которыми его сводила жизнь, тоже были необыкновенными личностями.
В 2009 году Виктору Алексеевичу исполнилось 100 лет со дня рождения. Эта юбилейная дата еще более укрепила мое решение рассказать об этом замечательном человеке.

В.А. Лекомцев родился 5 февраля 1909 года в г. Уфе, в семье железнодорожника. Юность пролетела так же, как у большинства молодых людей того времени: окончил школу, работал чернорабочим, землекопом, молотобойцем, бетонщиком, на торфоразработках около Шатуры, строил кожкомбинат в г. Москве, Московское метро. Немало положил он бетона на станции «Смоленская». Принимал участие в строительстве двух зданий в Москве, в одном из которых находилось Министерство сельского хозяйства, в другом – Дом книги. Затем поступил во 2-й Московский медицинский институт и в 1936 году успешно закончил его. В качестве врача был призван в армию. Участвовал в войне с белофиннами.


Слайд 12: Фото В. А. Лекомцева в начале войны.
С 1939 по 1941 год военврач третьего ранга Лекомцев находился в должности врача медсанчасти автобатальона 7-й танковой дивизии, расположенной в белорусском городе Волковыск Гродненской области.
Слайд 13: Немецкие танки в деревне.
2 ведущий: Город Волковыск находился у самой границы с Польшей, которая еще в 1939 году была оккупирована фашистами. В первый же день войны немцы, перейдя границу СССР, оказались в районе Гродненской области.
Мелодия № 6 Звучит трагическая мелодия.
Слайд14: Немецкие самолет направляются бомбить мирные территории.
1 ведущий: На стороне фашистских агрессоров было значительное численное превосходство в людях и качественное преимущество в области вооружения. К 1941 году вся военная промышленность Европы работала на вооруженные силы Вермахта. Для ведения войны против Советского Союза Германия и ее союзники сосредоточили на его границе 190 дивизий. И вот, 22 июня, вся эта людская и стальная армада, как цунами, обрушилась на пограничные районы Западной Белоруссии.
Слайд15: Страшные дороги отступления. Лето 1941 года.
2 ведущий: Вероломное нападение фашистской Германии поставило советские вооруженные силы в чрезвычайно тяжелое положение. Советское главнокомандование не представляло себе в полном объеме обстановку, в которой оказались застигнутые врасплох войска Красной Армии.
Слайд16: Карта военных действий.
1 ведущий: Немцы рвались к столице Белоруссии – Минску, и города Гродно, Волковыск, Белосток и ряд других населенных пунктов оказались глубоко в тылу врага. Минск пал 28 июня.
Слайд17: «Комбат. В атаку!»
Соведущий: То были тяжелые дни. Лекомцев принял первый бой под Белостоком.
Слайд 18: На поле боя.
Дивизия, в которой он находился, попала в окружение. Появилось много убитых и раненых. Виктор Алексеевич оперировал в большой палатке, в середине которой стоял стол. Только за один из первых дней войны он провел 17 операций.
Слайд19: Беженцы.
Гражданское население срочно эвакуировалось на восток. Поезда, машины, подводы, колонны беженцев подвергались бомбовым ударам и обстрелам с воздуха. В одном из поездов, во время бомбежки, погибла семья Виктора Алексеевича – жена и четырехлетняя дочь.
Слайд 20: Заставка «Овеяны легендой».
24 июня 1941 года, при сопровождении раненых в тыл, Лекомцев попал в плен. Пленных привезли в город Ружаны и поместили в церкви (всего было более 600 человек). В течение пяти дней пленных не кормили и не давали даже воды, в результате такого обращения и ранений умерло более ста человек. Виктор Алексеевич вместе с фельдшером Аркадием Пилипенко оказывал помощь раненым. Затем их несколько раз перевозили с места на место и окончательно разместили в Брестском лагере для военнопленных. Лекомцев решил бежать из немецкой неволи. План побега долго разрабатывали с лазаретными врачами. Решили бежать по паропроводу, расположенному под землей. В течение двух месяцев перепиливали двухдюймовые доски, которыми был перекрыт проход. Все это приходилось делать, соблюдая строжайшую конспирацию. Малейшая неосторожность могла стоить жизни. Побег был совершен с 9 на 10 ноября 1941 года.

Пробираясь от деревни к деревне, они добрались до села Куриловичи Мостовского района Гродненской области и здесь остались на зиму, обслуживая жителей этих мест как медики. В это время и произошла встреча Виктора Алексеевича с его будущей женой Верой Петровной.


Слайд 21: Портрет В. П. Лекомцевой.
1 ведущий: Вера Петровна Лекомцева (Сонец) родилась 20 февраля 1920 года в д. Жидоусово Сорокинского района Тюменской области. В 1938 году закончила курсы медсестер. В июне 1941 года поехала в отпуск к своей тете в Белоруссию, Гродненскую область.
21 июня 1941 года в 10 часов вечера она пришла со станции в деревне Малые Озерки, где жила тетя.
Слайд 22: Заставка «Овеяны легендой».
Утром Вера поехала на станцию Зельва, чтобы взять из камеры хранения свой тяжёлый чемодан, который она не смогла бы донести до Малых Озерков: путь не близкий – 12 километров. Лошадь резво бежала по лесной дороге. Подъезжая к станции, Вера увидела зарево. Горели пассажирские вагоны, цистерны с бензином.

– Война, дочка. Немцы напали, – сказал ей кладовщик, выдавая ей чемодан.

На вокзале стонали раненые, суетливо бегали люди. Плакали женщины и дети. Поезда стояли. Пожарники гасили огонь водой и песком. Дым лез в глаза, высоко поднимался в небо, как чёрные вороны, кружились вражеские самолёты.

Вера поспешила в деревню.


…Однажды зимой три немца приехали на мотоциклах в деревню. Они застали Веру у колодца. Девушка вытащила ведро воды и пошла домой.

– Русиш, комиссара жена! – немец схватил Веру за руки. Другой солдат вылил на неё ведро холодной воды. Вера задрожала, а фашисты потащили её к мотоциклу.

– Оставьте мою дочь! – потребовала тётя Феня, подбежав на выручку. – Она больная! – и вырвала племянницу из рук извергов.

Ночью Вера заболела. Много дней лежала с высокой температурой. Тетя лечила племянницу домашними средствами, но безуспешно. Кто-то из деревенских подсказал, что в соседнем селе есть врач. Его пригласили к больной. Этим врачом оказался


В. А. Лекомцев.

Ночью Виктор Алексеевич приехал к больной.

– Воспаление лёгких, – сказал он, послушав Веру. – Будем лечить.

Лекомцев несколько раз наведывался к больной, привозил лекарства. К новому году Вера поправилась.

– Не попадайся фрицам на глаза, – посоветовал, прощаясь Виктор. – Меня больше не ждите: ухожу к партизанам.

– И я с вами, – заявила Вера. – Не хочу сидеть сложа руки. Да ещё полицаи зачастили... Всякие вопросы задают, грозят....

И они ушли в местечко Волчьи Норы, где находился партизанский отряд. Шла весна 1942 года.
Слайд 23: П. В. Пронягин – командир партизанского отряда, в котором воевали супруги Лекомцевы, Герой Советского Союза. Отряд действовал в Брестской области. Им командовал Павел Пронягин. В мае 1942 года в отряде насчитывалось 30 человек, а к августу – 800.
Слайд 24: Партизанская семья, Белоруссия.
Мелодия №7 – Звучит партизанская песня «Друзья, припомним боевые дни,

наш боевой салют» (муз. И. Любан; Сл. Бровки,)

пауза между словами ведущих.
Слайд 25: Карта «Основные районы боевой деятельности партизан в тылу врага».
2 ведущий: Чем значительнее были боевые успехи партизан, тем большее влияние оказывали они на численный рост отрядов народных мстителей. Гитлеровцы даже не думали, что народная борьба в тылу врага примет столь широкий размах.
Слайд 26: Местные жители встречают партизан, освободивших деревню. В этой борьбе партизаны не были одиноки.
Слайд 27: Хлеб для партизан.
Они опирались на всестороннюю поддержку населения, которое собирало для партизан вооружение, оставшееся от отступающих войск, обеспечивало партизан одеждой, обувью, продовольствием.
Слайд 28: Плакат В. Корецкого и В. Гицевича «Партизаны, бейте врага без пощады!», 1941 г.
«Первая битва, которую проиграл Вермахт во второй мировой войне», – пишет один из военачальников немецкой армии – «была битва против советских партизан зимой 1941/42 года. Затем последовали дальнейшие поражения в этой борьбе… В основном они состояли в том, что с самого начала инициатива находилась у партизан и осталась у них до конца войны».
Мелодия № 8: Звучит патетическая мелодия.
Слайд 29: Партизан в засаде.
1 ведущий: Партизанские отряды, соединения, бесчисленные диверсионные группы.
Слайд 30: Сборка оружия в мастерской партизанского соединения.
Подпольные организации днем и ночью подстерегали вражеские эшелоны.
Слайд 31: Партизаны-подрывники минируют один из мостов.
Устраивали крушения, сбрасывали их с рельсов, пускали под откос, подвергали их обстрелу из всех видов оружия, нанося этим противнику непоправимый ущерб.
Слайд 32: Взорванный мост.
Они взрывали мосты и железнодорожные пути, овладевали станциями и узлами, нарушали систему железнодорожной телефонно-телеграфной связи. В действиях партизан всегда было много выдумки, блестящей импровизации, которые каждый раз ставили захватчиков в тупик.
Слайд 33: Плакат «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!».


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации. Итоги исследований. Сценарии Т. Ю. Шорец
698.14kb.
4 стр.
Методические рекомендации. Итоги исследований. Программы З. П. Гурьян
604.04kb.
4 стр.
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические рекомендации подготовлены специалистами Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (сопсиЭС), Всероссийского нии технико-экономических исследований в промышленности
132.34kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Реабилитация больных с диплопией методические рекомендации
262.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных
686.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.