Главная
страница 1страница 2
Опубликовано:

Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : Сборник научных трудов. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. – С. 19-38.


Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С.

Факультет менеджмента ГУ-ВШЭ

Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию
Аннотация
В статье представлены результаты исследования 280 выпускников факультета менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики за 1999-2006 годы. На примере престижных видов деятельности, в которые включаются выпускники факультета, условий успеха их профессиональной карьеры, авторы рассматривают социальную организацию российского бизнеса в целом. Рассмотрены как ценностно-мотивационные аспекты карьеры выпускников, так и первые результаты их профессионального пути – достигнутые позиции в компаниях и уровень заработков, приводится социальный портрет «успешных» и «неуспешных» выпускников. Авторы приходят к выводу о том, что карьерные стратегии выпускников факультета менеджмента проецируют сложившиеся на данный момент сегменты российской деловой среды. Ориентация на разные типы карьеры обусловливает разную роль образования для различных групп выпускников – «лифта» социальной мобильности либо элемента «престижного потребления».
Ключевые слова: выпускники, карьера, бизнес-образование.

Azer Efendiev, Evgeniya Balabanova

HSE Faculty of Management
Professional Career of the Alumni of Management Faculty
Summary
The article presents the results of the study of the 1999-2006 alumni of Faculty of Management, State University – Higher School of Economics (N=280). By the example of prestigious activities which Faculty alumni are involved in, conditions of their career success, authors explore social organisation of the Russian business as a whole. Motivational aspects of the career, first results of professional trajectories (positions in companies and wages), and the social portrait of “successful” and “unsuccessful" alumni are examined. Authors come to conclusion that career strategies of Management Faculty’s alumni matches the segments existing in today’s Russian business environment. Orientation to different types of career determines different role of education for different groups of alumni – either "lift" of social mobility or an element of "prestigious consumption".
Keywords: alumni, career, business education.


Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С.

Факультет менеджмента ГУ-ВШЭ

Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию

Отмечающийся в последние полтора десятилетия высокий спрос на образовательные услуги в сфере подготовки по специальностям экономико-менеджериального профиля формируется исходя из имеющихся у населения общих представлений о том, какие специальности сегодня на российском рынке труда являются наиболее востребованными. Между тем, как неоднократно отмечалось экспертами в области образования и рынка труда, при поступлении в вуз большинство студентов не представляют, где будут работать. Вузы, в свою очередь, тоже мало озабочены судьбами своих выпускников, ориентированы на удовлетворение кратковременного рыночного спроса, «рынка родительских амбиций». В результате, по оценкам сотрудников Института развития образования ГУ-ВШЭ, 36% выпускников российских вузов работают не по специальности, а 30% и не планировали по ней работать; 60% недовольны своим трудоустройством (Старцев, 2008).

Одно из важнейших условий обеспечения долгосрочного преимущества вуза на рынке образовательных услуг – это наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников. Этому было посвящено исследование профессиональной карьеры выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ. Кроме своей практической значимости (выяснения степени востребованности выпускников на рынке труда, адекватности содержания и уровня обучения потребностям рынка труда), это исследование вывело нас и на более широкие проблемы факторов успеха молодых специалистов в современной российской бизнес-среде, куда попадают наши выпускники. С чем связан успех в бизнесе – с опытом практической деятельности выпускника, ранним (или поздним) началом работы в студенческие годы, успехами в учебе, высокой квалификацией, «блатом» или социальным происхождением? Насколько жизненный, в том числе материальный, успех связан со специальностью выпускников бизнес-факультета, отличаются ли траектории их карьеры в зависимости от профиля деятельности? Каковы критерии вознаграждений в бизнес-среде – являются ли они, по терминологии Т. Парсонса (Парсонс, 2002), достиженческими или аскриптивными? При этом важно на примере престижных видов деятельности, за карьерными продвижениями выпускников одного из крупнейших факультетов менеджмента, специализирующегося на подготовке управленцев для бизнеса, увидеть социальную организацию российского бизнеса и более широко – российского общества. Кто, как и благодаря чему достиг успеха в современном российском обществе, какие устремления, установки, образцы поведения в наибольшей степени адекватны утвердившимся в современном российском обществе правилам, практикам? Ответам на эти вопросы посвящена настоящая статья.

Наш анализ публикаций последних лет, посвященных социологическим исследованиям выпускников, выявил следующие наиболее распространенные ограничения их эмпирической базы. Во-первых, большинство из них основаны на опросах студентов, работодателей либо молодых сотрудников организаций без привязки к тем вузам, выпускниками которых они являются. Лонгитюдные проекты, отслеживающие выпускников конкретных учебных заведений, ограничены малыми отрезками времени, небольшими выборками и «качественными» исследовательскими методами, не претендующими на репрезентативность. Во-вторых, большинство исследований нацелены преимущественно на изучение установок респондентов и в меньшей степени – на реальные результаты профессиональной карьеры [cм., например, (Аврамова, Верпаховская, 2006), (Волкова, 2006), (Иванченко, 2005), (Гончарова, 2003)]. В исследовании, некоторые результаты которого приведены в настоящей статье, нами была предпринята попытка преодолеть указанные ограничения.



Организация исследования и характеристика выборки. Наше исследование было основано на стандартизованном анкетном опросе выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ. Опрос проводился в марте-июне 2007 г. путем электронной рассылки анкет с последующими многократными напоминаниями по электронной почте и телефону. Поскольку, в отличие от студентов, выпускники территориально распылены, надежность результатов опроса зависела от возможности найти максимальное количество респондентов. Такая работа была проделана сотрудниками деканата, секретарями кафедр факультета, студентами магистратуры1. В результате было опрошено 280 из 986 имеющихся в базе данных выпускников специалитета и магистратуры факультета за 1999-2006 гг. Таким образом, была обеспечена представительная, почти 30-процентная, выборка выпускников за все 8 лет «самостоятельных» выпусков факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, то есть тех выпускников, которые проучились на факультете с первого по пятый курс.

Из 280 респондентов мужчины составили 43% выборки, женщины – 57%. Медианный возраст респондентов – 26 лет. По годам выпуска респонденты распределились следующим образом: 1999-2001 годы – 14%, 2002-2003 годы – 21%, 2004 г. – 18%, 2005 г. – 16%, 2006 год – 31%. 83% респондентов ныне живут в Москве, 10% - в Московской области, 6% - в других регионах России и СНГ (Санкт-Петербург, Центральная Россия, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, Украина, Казахстан). 48% выборки составили выпускники, обучавшиеся по профилю «общий и стратегический менеджмент», 18% - по направлению «маркетинг», 17% - «управление человеческими ресурсами», 10% - по профилю «логистика», 6% - «информационные технологии управления».



Характерной особенностью выпускников факультета менеджмента является то, что практически все они работают в частном секторе экономики. На момент проведения опроса больше всего – 15% респондентов – работали в банковском секторе, страховании и недвижимости; 14% - в консалтинге. За ними следуют отрасли «IT, телекоммуникации, мобильная связь», «торговля» - по 10%; в рекламе, PR – 11%. Более половины респондентов работают в отечественных компаниях, 29% - в компаниях с иностранным собственником, 9% - в компаниях совместной собственности. Самая большая доля выпускников – 44% - на момент исследования работали в крупных компаниях с численностью работающих свыше 500 человек; 28% - в мелких компаниях с численностью занятых 100 и менее человек, 19% - в компаниях среднего размера (101-500 чел.). Достаточно высока трудовая мобильность выпускников: 2/3 респондентов успели проработать в более чем в одной компании после окончания вуза. Среди наших выпускников достаточно высок показатель удовлетворенности выпускников своим трудоустройством: 90% респондентов отметили, что довольны своим нынешним местом работы.


  1. Ценностно-мотивационные аспекты карьеры выпускников и способы их трудоустройства.

Рассмотрение ценностно-мотивационных аспектов карьеры позволяет нарисовать социальный портрет выпускников, выяснить, какой «человеческий материал» выходит из стен факультета. На вопрос общего характера о том, что необходимо молодому человеку для успеха в жизни, были получены результаты, представленные в Таблице 1.

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос «Что сегодня нужнее всего молодому человеку

для успеха в жизни?» (до 3-х ответов)

Условия успеха в жизни

Всего, %

В том числе по специальностям, % по столбцам

Общий и стратегический менеджмент

Управление человеческими ресурсами

Маркетинг

Логистика

Качественное образование

66

66

70

59

70

Трудолюбие

58

62

75

37

41

Природная одаренность, способности

48

42

49

49

63

Предприимчивость

46

51

43

41

37

Связи и знакомства, поддержка влиятельных лиц

34

36

26

43

37

Везение, удачное стечение обстоятельств

24

24

15

20

37

Перспективная специальность

11

5

13

22

26

Умение "устраивать свои дела" всеми доступными средствами

7

7

2

16

7

Материальная поддержка родителей (родственников)

3

4

0

6

0

Как видим, в мировоззренческих ориентациях выпускников абсолютно преобладающими оказались ценности качественного образования и трудолюбия, недостиженческие же ориентации на «связи и знакомства» отметил лишь каждый третий. Много это или мало? Данные опросов других исследователей дают существенно более высокие рейтинги значимости социальных связей. Например, Е. Аврамова и Ю. Верпаховская отмечают, что сами же работодатели в списке своих требований к нанимаемым сотрудникам ставят «наличие нужных связей» рангом выше, чем «знания и трудовые навыки»: эти варианты набирали, соответственно, 71 и 60% (Аврамова, Верпаховская, 2006. С. 39).

В разрезе специальностей наибольший интерес для нас как социологов представлял социальный портрет и профессиональный путь выпускников магистратуры по специальности «управление человеческими ресурсами» (УЧР). Кафедра с одноименным названием является единственной на нашем факультете социологической кафедрой. Как видим из Таблицы 1, социологи с бизнес-образованием по ряду позиций существенно отличаются от выпускников других специальностей. В структуре их представлений об условиях жизненного успеха заметно выше ценность трудолюбия и ниже ориентации на связи, везение и моральную беспринципность.

Конкретным преломлением ценностных установок наших выпускников в сфере труда является мотивация их последнего трудоустройства (Табл. 2).



Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос «На что Вы, прежде всего, ориентировались, принимая решение о трудоустройстве на последнем месте работы?» (до 3-х ответов)

Ориентировались на…

Всего, %

В том числе по специальностям, % по столбцам

Общий и стратегический менеджмент

Управление человеческими ресурсами

Маркетинг

Логистика

Возможность сделать карьеру, повысить должность

59

62

60

47

59

Возможность более полно реализовать свои знания, замыслы, идеи

54

57

57

43

56

Хорошая заработная плата

50

53

51

37

63

Желание работать в известной на рынке, престижной компании

25

25

28

24

26

Психологически комфортная атмосфера на работе

23

25

15

29

15

Удобный график работы

11

13

6

8

15

Желание открыть свой бизнес

9

10

4

14

7

Желание самостоятельности

9

11

9

4

7

Привлекательный социальный пакет

6

8

9

6

4

Желание работать со своими знакомыми, друзьями, родственниками

5

5

6

6

0

Близость к дому

3

3

0

2

0

Нужно было устроиться на какую-нибудь работу

3

2

6

0

0

Анализ иерархии мотивации последнего трудоустройства также позволяет делать оптимистичный вывод об абсолютном преобладании «достиженческих» мотивов у выпускников факультета. Высокая значимость переменных, отражающих возможности саморазвития, значимости содержания труда, возможности реализовать свой деятельностный потенциал, характерная для наших выпускников, сближает их с наиболее экономически благополучными группами российского общества (Попова, 2004). И, напротив, абсолютными аутсайдерами оказались мотивы, связанные с социальной защищенностью на рабочем месте, близостью к дому, возможностью пользоваться льготами, значимость которых обычно наиболее высока среди «слабых» социальных групп (Балабанова, 2006).



Что касается выпускников по профилю УЧР, то, не выделяясь по главным критериям выбора рабочего места, они придают несколько большее значение бренду компании-работодателя и заметно меньшее – «социально-защитным» факторам рабочего места – комфортной атмосфере, удобному графику, близости к дому. В сочетании с уже упомянутой высокой ценностью трудолюбия как фактора жизненного успеха вырисовывается социальный портрет менеджера-УЧРовца как «рабочей пчелки», готовой работать много и добросовестно. Увы, немногие невостребованные выпускники, которым надо было устроиться хоть куда-нибудь, представлены в основном УЧРовцами.

Способы трудоустройства, которые использовали выпускники на своем последнем месте работы, были разделены нами на четыре группы (Табл. 3).

Таблица 3.

Распределение способов устройства выпускников на последнее место работы

Каналы трудоустройства

Всего, %

В том числе по специальностям, % по столбцам

Общий и стратегический менеджмент

Управление человеческими ресурсами

Маркетинг

Логистика

Формализованные

43

39

51

37

48

Неформальные служебно-учебные (репутационные)

19

20

23

12

26

Неформальные родственно-приятельские

15

19

2

20

11

Полуформализованные

8

8

13

2

11

Не искал работу, открыл собственный бизнес

7

6

4

12

7

1) Формализованные – поиск работы через СМИ, объявления, Интернет, а также вариант «меня сами нашли» через службу персонала. Наибольшая значимость таких способов оказалась среди выпускников, работающих в крупных компаниях и в компаниях с иностранным капиталом (по 57%). К ним чаще обращаются бывшие «хорошисты», «отличники» и обладатели красных дипломов, а также выпускники, обучавшиеся по профилю «управление человеческими ресурсами».

2) Неформальные служебно-учебные – устроились на нынешнее место работы с помощью товарищей по вузу или коллег по прежней работе. Использующих каналы репутационного трудоустройства больше всего среди наиболее мобильных на рынке труда выпускников (работающих на последнем месте менее года); выпускников без московских корней. Наиболее эффективными неформальные служебно-учебные каналы оказываются при трудоустройстве в мелкие компании, а в отраслевом разрезе – в рекламе, PR-деятельности.

3) Неформальные родственно-приятельские, то есть использовали при трудоустройстве на нынешнюю работу родственников, знакомых, товарищей по школе. Эти каналы трудоустройства оказались тесно связанными с репутационными. Наиболее активно они используются выпускниками, обучавшимся по профилям «общий и стратегический менеджмент» и «маркетинг», в то время как среди специалистов-УЧРовцев устраивающихся на работу «по знакомству» - единицы.

4) Полуформализованные – узнали о вакансиях от преподавателей ГУ-ВШЭ, по объявлению в вузе, на Дне карьеры. Большую роль факультета в своем трудоустройстве чаще всего отмечают выпускники, устроившиеся работать в крупные компании и «укоренившиеся» на данном месте работы (те, кто работает на данном месте 3 года и более). Чаще их отмечают выпускники по специальности «управление человеческими ресурсами».

Как видим, абсолютное большинство выпускников факультета – 83% - при трудоустройстве использовали каналы трудоустройства, предполагающие либо прохождение через сито формального (конкурсного) отбора, либо доказательство собственной профпригодности на прежнем месте работы. Обратим внимание на аномально низкие (для России) рейтинги неформальных каналов трудоустройства – суммарно варианты 2 и 3 составляют всего 34%. Данные других исследователей дают существенно большие цифры – до 70-75% (Барсукова, 2003; Аврамова, Верпаховская, 2006. С. 42).

Из всего массива опрошенных четко выделяется небольшая группа выпускников, ориентированных на собственный бизнес. Вариант ответа в таблице «не искал работу, открыл собственный бизнес» тесно связан с «желанием открыть свой бизнес» как мотивации трудоустройства и отрицательно – с мотивом «возможность сделать карьеру, повысить должность». Факторный анализ ответов респондентов на приведенные выше вопросы показал наличие дихотомии карьерных стратегий выпускников – ориентация на собственный бизнес vs. Ориентация на карьеру менеджера. Обращает на себя внимание очень красноречивый факт, что с карьерной стратегией бизнесмена тесно связана переменная, отражающая значимость родственных связей и знакомств. Ориентированных на собственный бизнес значительно больше среди мужчин, москвичей и, что особенно важно, детей высших руководителей и предпринимателей. В этой группе выше, чем в среднем по выборке, доля бывших «троечников», а также доля как студентов, которые совмещали работу с учебой, уже начиная с 1 курса, так и тех, кто вообще не работал в студенческие годы. Как видим, даже небольшая группа «бизнесменов» оказывается неоднородной: с одной стороны, это бывшие студенты, которые целенаправленно зарабатывали себе деловую репутацию со студенческих лет, с другой – дети состоятельных родителей, которые не утруждали себя ни работой, ни учебой, а по окончании вуза «пришли на готовое».

Противоположность группе «бизнесменов» – это выпускники, ориентированные на карьеру менеджера как специалиста-управленца. Их больше, чем в среднем по выборке, среди тех, кто учился на «хорошо» и «отлично». По своему социальному происхождению это – дети руководителей среднего звена. Наиболее последовательные приверженцы карьеры специалиста-управленца работают в крупных, т.е. численностью более 500 человек, компаниях с иностранным или совместным капиталом, где высокий «потолок» карьеры наиболее привлекателен для таких респондентов. Ярче всего ориентация на карьеру управленца выражена у выпускников по профилю «управление человеческими ресурсами».

Итак, ответы выпускников на вопросы об условиях жизненного успеха, мотивации и каналах трудоустройства рисуют нам общую картину амбициозных, достиженчески ориентированных выпускников престижного факультета престижного вуза. При абсолютном преобладании карьерной стратегии менеджера, формализованных каналов трудоустройства и выраженных ориентаций на профессионализм, среди респондентов выделяется небольшая группа, ориентированная на «воспроизводство аскриптивности» в российском бизнесе. Представители этой группы были относительно слабыми студентами и демонстрируют низкие ориентации на профессионализм. Однако, будучи выходцами из бизнес- и государственной элиты, они используют семейный капитал и родительские связи для основания собственного бизнеса.


следующая страница >>
Смотрите также:
Е. С. Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : Сборник
373.57kb.
2 стр.
Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования
214.42kb.
1 стр.
Современный менеджмент: проблемы и перспективы
68.68kb.
1 стр.
А. Г. Эфендиев, Е. С. Балабанова Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента
284.69kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1139.15kb.
12 стр.
10 пожеланий российскому бизнесу Год назад «Секрет фирмы» написал о 15 вещах, которых не хватает российскому бизнесу, и пожелал поскорее восполнить эти пробелы. За минувший год более чем в половине пунктов произошли позитивные изменения
74.63kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
2338.83kb.
21 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2035.38kb.
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу Финансовый менеджмент
212.22kb.
1 стр.
«Современный менеджмент: проблемы и перспективы»
68.62kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1092.12kb.
6 стр.
В казани будет запущен уникальный курс для менеджеров здравоохранения 14 апреля состоится торжественное открытие учебного курса «Современный подход к управлению здравоохранением»
49.56kb.
1 стр.