Главная
страница 1
Кисловодский гуманитарно-технический институт

Программа дисциплины «Производственный менеджмент»
для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр)

Кисловодск

2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Гочияева Р. Ш.

«___» «_____________» 20 г.

Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.

Рабочая программа дисциплины «Производственный менеджмент» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр). – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 8 с.




Кафедра экономики и управления на предприятии

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г.


Зав кафедрой

Цель и задачи учебной дисциплины

Дисциплина «Производственный менеджмент» предназначена для изучения студентами научно-теоретических основ управления производством, формирования у студентов конкретных знаний о содержании производственного процесса на предприятиях различных сфер деятельности и навыков по его организации, получения студентами практических навыков по определению необходимых характеристик в процессе выработки решений при управлении различными стадиями производства.

В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины «Производственный менеджмент», задачами курса являются сформированные системные знания студентов:


  • о роли управления производством и операциями в системе функций управления развитием организации;

  • о значении производственной стратегии, ее связи со стратегией всей организации;

  • об условиях, в которых принимаются производственные и сервисные решения;

  • об операционном подходе в структурных решениях;

  • о системе внутризаводского планирования и ее взаимосвязи с производственным циклом;

  • о логике процессов материально-технического снабжения и сбыта.


Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины «Производственный менеджмент» слушатель должен знать:



  • основные понятия операционного менеджмента;

  • структуру элементов производственной стратегии;

  • основные этапы процесса принятия производственного (сервисного) решения;

  • виды производственных и организационных структур;

  • методы оценки и выбора производственных процессов.

Студент должен уметь:

 осуществлять выбор целей, задач и стратегий производственной и сервисной деятельности в соответствии с общими целями и стратегиями организации;

 моделировать процесс разработки стратегии производства;

 строить дерево решений и использовать его для решения проблемы, возникшей в процессе производства или оказания услуг;

 определить и измерить производственные мощности;

 установить взаимосвязи и партнерства с поставщиками ресурсов и продавцами продукции.



В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

педагогическая деятельность

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).


Формы и методы проведения учебных занятий.

В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.

В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.

Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.



Итоговый контроль – устный опрос/тест.
Распределение часов по темам и видам занятий.
Общая трудоемкость дисциплины

№ п/п

Виды занятий

Дневная форма обучения (4 года),

Заочная форма обучения (5 лет),

1.

Лекции

18 часов

10 часов

2.

Практические занятия

36 часов

6 часов

4.

Самостоятельная работа

122 часа

155 часов

5.

Контрольная работа

-

V

6.

Форма контроля

Экзамен

Экзамен


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «Производственный менеджмент» для студентов очной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего







1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

1

-

1

-

1

2.

Тема 1. Актуальные проблемы менеджмента

2

4

6

16

22

3.

Тема 2. Задачи производственного менеджмента.

2

4

6

16

22

4.

Тема 3. Стратегии производственного менеджмента.

3

6

9

20

29

5.

Тема 4. Стратегия товара.

2

6

8

18

26

6.

Тема 5. Переход к производству.

3

6

9

17

26

7.

Тема 6. Производственный процесс.

3

6

9

18

27

8.

Тема 7. Организация сбыта товара.

2

4

6

17

23




Итого:

18

36

54

122

180


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «Производственный менеджмент» для студентов заочной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего







1

2

3

4

5

6

7

1.

Ведение

1

-

1

-

1

2.

Тема 1. Актуальные проблемы менеджмента

1

-

1

20

21

3.

Тема 2. Задачи производственного менеджмента.

1

1

2

20

22

4.

Тема 3. Стратегии производственного менеджмента.

1

1

2

24

26

5.

Тема 4. Стратегия товара.

1

1

2

23

25

6.

Тема 5. Переход к производству.

2

1

3

23

26

7.

Тема 6. Производственный процесс.

2

1

3

25

28

8.

Тема 7. Организация сбыта товара.

1

1

2

20

22




Итого:

10

6

16

155

180


Содержание дисциплины.
Тема 1. Актуальные проблемы менеджмента

Концепция жизненного цикла предприятия и пути продления деятельности этого цикла. Общемировые тенденции в совершенствовании управления промышленными фирмами. Новые управленческие идеи. Признаки предприятия будущего.


Тема 2. Задачи производственного / операционного менеджмента

Производственный/операционный менеджмент как вид деятельности. Организация создания товаров и услуг. Процесс производственного / опе-рационного менеджмента. Производительность как задача производственного /операционного менеджмента.


Тема 3. Стратегии производственного / операционного менеджмента

Процесс разработки стратегии: миссия организации, стратегия организации, производственная стратегия организации. Стратегические и тактические решения в производственном /операционном менеджменте: стратегия товара, стратегия процесса, стратегия выбора местоположения, стратегия размещения, стратегия людских ресурсов, стратегия поставок, тактика управления запасами, тактика составления расписаний, тактика по качеству, тактика надежности и ремонта.


Тема 4. Стратегия товара

Выбор товара. Развитие товара. Влияние жизненного цикла товара на операционные стратегии. Определение и документирование товара. Производственные документы. Сервисные услуги. Проектирование товара. Модель процесса проектирования товара.


Тема 5. Переход к производству

Задачи этапа перехода к производству. Организация перехода на выпуск новых видов продукции: временное прекращение выпуска продукции; параллельный переход, безостановочный переход, постепенное увеличение выпуска новых изделий с параллельным снижением выпуска старых. Модель процесса перехода к производству.


Тема 6. Производственный процесс

Классификация организаций по типам. Различия в технологиях и различия в организационных структурах. Тип технологии и система управления в организации. Система производственных программ. Организация работы по выполнению производственных программ и заданий.


Тема 7. Организация сбыта товара

Функции каналов сбыта. Потоки в каналах сбыта. Методы сбыта.


Экзаменационные вопросы.

  1. Определение производительности: понятие производительности.

  2. Задачи по определению производительности.

  3. Процесс разработки стратегии.

  4. Модели разработки стратегии: дерево решений.

  5. Другие методы формирования и анализа альтернатив.

  6. Выбор товара.

  7. Развитие товара.

  8. Методы прогнозирования.

  9. Жизненный цикл товара.

  10. Задачи теории очередей.

  11. Дерево решений выбора производственной стратегии.

  12. Задачи этапа перехода к производству.

  13. Организация перехода на выпуск новых видов продукции.

  14. Задачи формирования стратегии процессов.

  15. Агрегатное планирование.

  16. Управление запасами.

  17. Планирование потребности в материалах, деталях и узлах.

  18. Методы краткосрочного планирования.

  19. Оперативно-производственное планирование дискретного производства.

  20. Управление проектами.

  21. Концепция жизненного цикла предприятия

  22. Процесс производственного менеджмента.

  23. Стратегические и тактические решения в производственном менеджменте

  24. Стратегия товара, стратегия процесса, стратегия поставок

  25. Стратегия выбора местоположения, стратегия размещения

  26. Тактика управления запасами, тактика составления расписаний

  27. Тактика по качеству, тактика надежности и ремонта.

  28. Влияние жизненного цикла товара на операционные стратегии.

  29. Определение и документирование товара.

  30. Производственные документы.

  31. Сервисные услуги.

  32. Проектирование товара. Модель процесса проектирования товара.

  33. Модели процесса перехода к производству.

  34. Классификация организаций по типам.

  35. Различия в технологиях и различия в организационных структурах.

  36. Тип технологии и система управления в организации.

  37. Система производственных программ.

  38. Организация работы по выполнению производственных программ и заданий.

  39. Функции каналов сбыта.

  40. Потоки в каналах сбыта. Методы сбыта.

Список литературы

Основная:

  1. Веснин Р.В. Основы менеджмента :учебник. Проспект ,2011

  2. Одинцов А.А. Менеджмент организаций .Введение в специальность :учеб.пособие для вузов.Академия ,2009

  3. Кузнецов В. И. Производственный менеджмент. Учебное пособие - М.: Евразийский открытый институт, 2011.

  4. Коротков Э. М. Менеджмент. Учебник - М.: ЮРАЙТ, 2012. Михненков О. В. Производственный менеджмент. Учебное пособие - М.: Книжный мир, 2009.

  5. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии :учеб.пособие для вузов.-6-е изд.,доп.и перераб. Феникс, 2010


Дополнительная:

  1. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;

  2. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;

  3. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.

  4. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент.  СПб.: Специальная литература, 1998.

  5. Ипатов М.И., Туровец О.Г. Экономика, организация и планирование технической подготовки производства.  М.: Высшая школа, 1987.

  6. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы.  М.: ИНФРА-М, 1996.

  7. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина.  М.: ИНФРА-М, 1995.

  8. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршиева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.  М.: ИНФРА-М, 1999.

  1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина.  М.: ИНФРА-М, 1995;

  2. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции.  Новосибирск: Наука, 1996;

  3. Мироносецкий Н.Б., Кирина Л.В. и др. Модели управления научно-техническим прогрессом на предприятии.  Новосибирск: Наука, 1988.

  4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент.  М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;

  5. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент.  М.: ПРИОР, 1998

  6. Новая технология и организационные структуры / Под ред. Й. Пиннингс, А. Бьюитандам.  М.: Экономика, 1990.


Смотрите также:
Программа дисциплины «Производственный менеджмент»
219.1kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов направления 080200 «Менеджмент» профилей «Производственный менеджмент»
378.56kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1139.15kb.
12 стр.
Программа дисциплины «Стратегический финансовый менеджмент»
308.74kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Операционный менеджмент»
331.56kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Риск-менеджмент инвестиционного проектов»
9.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины Основы менеджмента  для направления 080200. 68 «Менеджмент», для магистерской программы «Менеджмент»
422.08kb.
5 стр.
Программа дисциплины Инновационный менеджмент
247.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Управление разработкой и внедрением нового продукта Направление подготовки 080200 «менеджмент»
1364.01kb.
8 стр.
Программа дисциплины Моделирование бизнес-процессов (в логистике) направления 080200. 62 «Менеджмент»
85.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Событийный менеджмент»
317.29kb.
1 стр.