Главная
страница 1
СЦЕНАРИЙ

классного часа «Эхо Бесланской печали»,

посвященного событиям в г. Беслане РСО-Алании 01.09.2004г.
1. Беседа учителя с детьми о понятии «терроризм».

Последние десять лет август в России – это месяц катастроф: гремят взрывы, падают самолеты, рушится экономика.

В августе 1999 года началось вторжение боевиков Басаева в Дагестан, которое послужило началом второй чеченской войны и серии терактов: в сентябре были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Август следующего 2000 года запомнился взрывом на Пушкинской площади в Москве. 1 августа 2003 года был взорван военный госпиталь в Моздоке. В прошлом году рухнул самолет, летевший из Анапы. Но, пожалуй, как самый страшный запомнился август 2004 года, когда цепь терактов (взрывы на остановках, общественного транспорта в Воронеже и Москве, взрывы двух пассажирских самолетов, взрыв на площади Рижского вокзала ) завершилась катастрофой Беслана.

Звучит песня Романа Разума «Обернись назад».

1 сентября 2004 года линейка в школе № 1 в городе Беслан началась на час раньше положенного: всех учеников пред­варительно обзванивали классные руководители с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра.

Многие школьники пришли с родителями, младшими братьями и сестрами: по странному стечению обстоя­тельств, в то утро все детские сады и ясли. Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять малышей с собой в школу. Как отмечают очевидцы, празднич­ная линейка в том году была самой многолюдной за всю историю города.

Примерно в 9 часов 20 минут утра в школьном дворе появились люди в масках, стреляющие в воздух из автома­тов. Они объявили о захвате школы и стали сгонять за­ложников в спортзал. Как отмечают заложники, напав­ших боевиков было очень много, примерно несколько де­сятков человек, и часть из них уже ожидала детей внут­ри школы.



ЗВУКИ.

«Больше всего мне запомнился звук выстрела автома­та... Я люблю играть в компьютерные игры- стрелялки. Ну, то есть, хорошо знал звук выстрела. Но в школе я был просто поражен. Это совсем другой звук! В компью­терной игре он глухой, раскатистый... какой-то даже при­ятный для уха... А настоящий звучит воспринимаешь совсем по-другому. Так громко! Так резко! Перепонки лопаются! Это самый ужас­ный звук, который я слышал в своей жизни...»



Вова, заложник, 9 лет

Кадр: заложники в школе.


В ходе предварительного подсчета выяснилось, что в школе находится около 1300—1500 человек, большинство из которых - дети.

Около полутора тысяч человек содержа­лись в тесном спортзале бесланской школы в нечеловечес­ких условиях. Они были лишены еды, а на второй день — еще и воды. Люди сидели на корточках в душном помеще­нии, температура за окном — около 30 градусов жары. На второй день дети стали пить собственную мочу и есть цветы, которые были принесены на праздничную линейку.



ЕДА.

«На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то очень сладкая...»


«Учительница давала нам листья каланхоэ. Они такие толстые, хрустящие! Когда зубами прижимаешь листочек, он словно лопается, и соком брызгает. Это самый вкусный цветок, потому что в нем много воды».

Анжела, заложница

«Хризантемы есть нельзя, они очень горькие. Ими даже отравиться можно! Жалко, что в школу идут в сентябре: осенью как раз цветут хризантемы, и поэтому многие пришли на линейку с ними. Лучше бы было больше роз и алоэ, они самые вкусные».



Руслан, 10 лет, заложник

«…чувствую — что-то у меня во рту. Достаю, — а это лепестки цветов! Ну и ну, думаю, это ж надо, до чего я дошла: сама цветы ем. Дети вокруг увидели, что я жую лепестки, и стали тогда все букеты обдирать как липку. Второго сентября цветов в школе уже не осталось».


Бэлла, заложница


Кто-то из детей теряет сознание. У одного из семиклассников начинается эпилептический припадок. Родители в отчаянии передают детей вперед, ближе к проходу, и умоляют террори­стов дать им воды. Террористы угрожают застрелить детей и палят в потолок.

ВОДА.

«Больше всего в спортзале я думала о воде. Раньше я никогда не думала, что вода — самое ценное для челове­ка. Без воды мы умирали. В первый день я думала о своей маме, которая осталась дома, и плакала, представив, что будет с ней, если я умру. А на второй и третий день я могла думать только о воде.

Хотя бы глоточек, хотя бы несколько капель!..»

Ирина, заложница

«Когда мы вырвались на свободу, я сразу побежал к колонке с водой. И залпом выпил 3-литровый баллон воды! Никогда не думал, что в меня столько поместится! А тут вода текла и текла, словно в пересохшую пусты­ню, — я ее даже не чувствовал. Только я закончил пить, как у меня началась жуткая рвота. И все три литра вышли наружу. После длительного обезвоживания воду можно пить ма-а-аленькими глоточками, и лучше — горячий чай, — так нас учила учительница, Галина Хаджимуратовна. Она погибла в школе и никогда уже даже глотка воды не сделает...»



Амран, заложник, 14 лет

ЖЕЛАНИЕ.

«На вторые сутки я мечтала только о стакане холод­ной воды или о чашечке кофе. Никогда не думала, что последнее желание может быть таким простым...»



Анета, заложница

В зале такая жара и теснота, что некоторые из заложников укладываются спать на пакеты из-под взрывчатки, прямо под большими бомбами в баскетбольных корзинах.

У многих детей поднялась температура.

На исходе вторых суток в зале стали умирать люди.

Третьего сентября в 13.03 со стороны школы раздается взрыв, мощный удар. Это начало конца. Наступает хаос, но трудно понять, что стало причиной. Ясно только, что первый взрыв в зале, который вызвал все последующие реакции, произошел в одной их баскетбольных корзин. Впечатление такое, что одна из многочисленных бомб в спортзале взорвалась случайно – или потому, что где-то ослаб крепеж, или где-то случайно замкнулся контакт, или один из беспорядочных выстрелов боевиков случайно попал во взрывное устройство.

Во всяком случае, слышно было, как в зале раздались три сильных взрыва. Между первыми двумя был небольшой пере­рыв, а третий раздался минут двадцать спустя. За ним последо­вало много мелких, непонятных. Сразу после первых двух взры­вов заложники стали пробиваться на свободу через разбитые окна - сначала поодиночке, потом десятками, по территории школы, спасая свои жизни. Они бежали к соседним домам, в прилегающие улицы, а сзади по ним стреляли террористы.

Большинство заложников были тяжело ранены и не могли самостоятельно покинуть зда­ние школы. Одновременно с первым взрывом поразитель­ным образом воспламенилась и крыша спортзала; потолок начал плавиться и гореть, люди вспыхивали, как факелы, и горели заживо.

Штурмовавшие вели ожесточен­ный бой с оставшимися в школе боевиками примерно до девяти вечера. Спецназ ФСБ понес рекордные за всю свою историю боевые потери — 12 убитых и около тридцати раненых ( и это только по официальным данным ), что го­ворит о невероятно высоком уровне подготовленности тер­рористов.

После подведения итогов штурма, предпринятого ФСБ РФ, руководство республики объявило о создании нового — дополнительного — кладбища в г. Беслане. Через несколь­ко дней на пустыре за городом было выкопано более 500 мо­гил. Жертв бесланской трагедии хоронили в течение не­скольких месяцев, так как часть детей сгорела, и от них остались лишь фрагменты, которые идентифицировались по ДНК в 124-й судебно-медицинской лаборатории в г. Рос­тове-на-Дону.

По официальным данным, в спортзале бесланской шко­лы погиб 331 человек, из них 186 — дети. В эту статистику не вошли скончавшиеся от тяже­лейших ран и увечий, погибшие после официальной даты штурма (3 сентября), а также умершие вслед за детьми родные, не перенесшие горя потери.

Последняя — 332-я — официальная жертва бесланской бойни, 30-летняя Марина Жукаева, скончалась 1 августа 2005 года, не приходя в себя после годовой комы. Две ее дочери остались сиротами.

ОСКОЛКИ.

«После операций у нее начались адские боли. В ее теле осталось столько осколков! Штук тридцать изъяли, но это не все, много осталось внутри. Достать их невозмож­но — совсем крохотные и находятся в таких местах, что хирурги боятся туда забираться.

Один, например, в районе позвоночника. Мы врачей просим: достаньте же вы всю эту дрянь из нее, освобо­дите ее от этих мучений...

Как она кричит перед дождем, Боже милостивый!

Осколки — мы их ни с чем не спутаем, мы их сразу узнаем по ее крику. Глаза на пол-лица и раскрытый рот... По дивану катается, руки кусает... «Мама... мамочка... мама!»

Как погода меняется, у людей давление падает, суста­вы крутит, а у моей девятилетней девочки позвоночник разламывается от боли... и ноги, спина, руки - все, все...

Как после войны, Господи...

Кто бы мне сказал год назад, что мой ребенок вер­нется из школы с тяжелейшими военными ранениями... Ну, так вот, простите, я немного отвлеклась... Врачи бо­ятся вынимать из нее засевшие внутри осколки. Говорят: если начать оперировать позвоночник, нет гарантии, что она не останется прикованной к постели или к инвалид­ной коляске... Поэтому жить она будет с кусками железа внутри.

...Так ей и придется кричать всю жизнь перед дождем».

Светлана, мать 9-летней Ани

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
«Я свой осколок храню в жестяной банке из-под кофе. Он мне дорог, как первый молочный зуб, который у меня перед первым классом выпал. Вот он, смотрите... Болтик без шляпки. Большой, да? Красивый. Да, вроде бы медь... Похожа по цвету, по крайней мере. Эта штука у меня в шее была. Еще полмиллиметра — и я бы лежал со всеми остальными на кладбище. Так что мой болт оказался не­дурным парнем... Знал, где нужно остановиться. И я его за это берегу. Полмиллиметра, — представьте! — и я по­койник. Вот он, мой трофей. Врач на память подарил. А пацаны поменьше вообще помешались на своих оскол­ках, друг перед другом хвастают, у кого он больше. Ужас, как в душевой прямо! Я же говорю, все пацаны посходи­ли с ума: разговоров только про осколки, оружие и спец­наз. Это называется, как его... Мам, скажи, как психолог сказал? А, посттравматический синдром это, вот».

Заурбек, 13 лет

ПУСТЫРНИК.
«Валерианка мне уже не помогала. Я совершенно пе­рестала ее чувствовать. Врач выписал мне настойку пус­тырника. Вроде как успокоительное.

Мне очень тяжело без Эмки... Вроде бы она была млад­шей, но у нас получилось так, что все на нее равнялись, все за ней тянулись. Она как солнце, всех нас согревала. Без нее все стало темно и тихо. Мы сидим с мамой в этом пустом, холодном доме. Не слышно ее смеха, ее голоса.

Когда мы начинаем смотреть ее фотографии, — такая неуклюжая попытка ее оживить, вернуться в те дни, ког­да все мы были счастливы, — становится так плохо, мы начинаем рыдать, и сердце — оно как будто сходит с ума.

Я пью пустырник, так сказал врач. Это такая горькая трава, она успокаивает... Три раза в день перед едой. Каж­дый день пустырник, чтобы не сойти с ума от всего этого...»



Тома, сестра

СТИХИ.
Я уйду туда, туда,

Где все есть и где все можно,

Надоело больше ждать,

Это просто невозможно!


Это все произошло

И не рано, и не поздно,

Потому что — навсегда.

Потому что все так сложно.


Мне билет заказан в рай,

И туда добраться скоро

Первым рейсом я смогу.

Это будет чуть попроще...


Аза Гумецова, август 2004 г. Через месяц сгорит в школе № 1
Кровопролитие, которое учинили боевики в Беслане, можно описать или выразить в цифрах, но и сегодня невозможно постичь.

В течение нескольких дней террористы подвергали истязаниям по официальным данным –1120 заложников, 330 из них погибли, в том числе 176 детей от одиннадцатиклассников до грудных. 783 человека получили ранения – и среди них опять масса детей.

А Беслан, до этого тихий городок на фоне Кавказского хребта, стал воплощением горя, городом, который обретен жить с не утихающей болью.

АНГЕЛЫ

«Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А про­снувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей... Ка­кой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные.

Он рассказывал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно ле­тят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках.

— Когда на Земле умирает ребенок, Бог забирает его к себе, дает ему крылья и превращает в ангела, — так сказал этот мальчик.

Когда он говорил, стояла такая тишина, что я слы­шала стук своего сердца. Мне вдруг показалось, что уми­рать совсем не страшно...

И когда кто-то сказал, что ангелов не бывает, все на него зашикали. Мы, конечно, уже думали о смерти: за­канчивался второй день, мы уже перестали есть и пить, и трудно было дышать... Да, мы думали о смерти... И маль­чик тоже думал. Поэтому он и стал рассказывать нам про ангелов. Мне показалось, что так он готовил нас к смер­ти, давал нам привыкнуть к этой мысли, успокаивал и не давал отчаяться».



Бэлла, 12 лет, заложница

  1. О чем бы дети не рассказывали, что бы ни видели, ни пережили, они все равно

говорят языком любви, потому что еще чисты и безвинны, как ангелы.

Учитель предлагает детям изготовить из заранее приготовленных трафаретов бумажных ангелочков.





Звучит песня Наташи Власовой «Беслан».

3. Беседа: Могут такие дети как вы победить Зло? Что нужно сделать для этого?

Литература:


  1. «Бесланский словарь». Ю.Юзик, Захаров • Москва,2006г.

  2. «01.09 бесланское досье». Уве Бузе, изд-во «Ад Маргинем», 2005г.

  3. «Эхо бесланской печали». Цаликов Ф., Владикавказ, ч.1,ч. 2, 2005г.

  4. «Эхо иссякшей силы» – песни о Беслане.

  5. Документальный фильм «Граждане Беслана».


СЦЕНАРИЙ проведения Дня памяти

«И мы не забудем, и вы не забудьте, что горе – народно,



здесь, в отчем краю».
Волохова В.В. заместитель директора

по воспитательной работе

прогимназия № 1774
Участники: 1-4 классы.

Звучит осетинская народная музыка

Классы выстраиваются на линейку во дворе прогимназии.

Каждый ребенок с белым шаром, надутым гелием и привязанным к нему

бумажным ангелочком.
Ведущий учитель: Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем, прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвящаем мы линейку памяти:
«И мы не забудем, и вы не забудьте,

Что горе – народно, здесь, в отчем краю».

Дети:


  1. Жесток и беспощаден ХХΙ век!

Таким его мы сделали все сами

Ты стал чудовищем, презренный человек,

Подняв свой автомат на жителей Беслана.


  1. Сентябрь, ты не виноват,

Что стал кровавым и проклятым.

Виновнее тот, кто в ранний час

Впустил их в школу с автоматом.


  1. Уснули дети вечным сном,

В кроватках сложены игрушки,

А мамы позабыли сон.

И плачут в детские подушки.

4. Жесток и беспощаден ХХΙ век!

Таким его мы сделали все сами

Ты стал чудовищем, презренный человек,

Подняв свой автомат на жителей Беслана.

Ведущий учитель: Около полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы в нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на второй день – еще и воды.

Велика боль утраты и бесконечен список погибших, по официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети.



Взрослый :

Самое святое на свете –

Это наши любимые дети!

О чем они все мечтают, мы знаем

И их желания всегда мы выполняем.

Дети:

1. Мечта детей Беслана в те роковые дни:

-«Хоть чашечку, стаканчик, ну хоть глоток-

ВОДЫ!
2. Последнее желанье, последний крик души:

«Ну, дайте нам водички!


Все дети: Воды! Воды! Воды!»
3.А вечером, второго, заснуть все не могли.

И пить очень хотели, и съели все цветы.


4. Вдруг разговор о смерти тихонько завели.
5.Мальчишка им поведал историю о том,

Что ангелов красивых недавно видел он:


Мальчик: «Летели и смеялись, со шлейфами они,

И на детей похожи. Наверно – это мы!?

Мы полетим далеко, на небо, прямо в рай.

Ведь умирать не страшно, не плачь, не унывай!

(Автор стихотворения учитель английского языка

прогимназии № 1774 Афанасьева И.В.)



Ведущий учитель: О чем бы дети не рассказывали, что бы ни видели, ни пережили, они все равно говорят языком любви, потому что еще чисты и безвинны, как ангелы.

Пусть же улетают в чистое сентябрьское небо наши бумажные ангелочки.



Звучит бой колоколов. Минута молчания.

«Утро» Э.Григ



Дети:

  1. Пусть солнышко ярко лучится и мирно

нам светит всегда!



  1. Пусть небо над миром раздастся в плечах!

  2. Пусть ветер разгонит все тучи на свете!




  1. Пусть всюду смеются здоровые дети!




  1. И пусть им подарит каждая мать

Счастье родиться и счастье мечтать!


  1. Пусть всегда будет солнце,




  1. Пусть всегда будет небо,




  1. Пусть всегда будут мамы,




  1. Пусть всегда будут папы,




  1. Пусть всегда будет радость!




  1. Пусть всегда будет мир!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце…»,

все подпевают.

Ведущий

учитель: В дорогу, девочки!

В дорогу, мальчики!

По лесенке знаний шагайте смелей!

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней!

И пусть никогда не случится с нами

лихая беда…

Учащиеся под музыку покидают линейку.



СЦЕНАРИЙ проведения Дня памяти



« Горе высказать можно душою, глазами…»
Волохова В.В. заместитель директора

по воспитательной работе

прогимназия № 1774

Место проведения: школьный двор прогимназии.

Участники: 1-4 классы.

Звучит осетинская народная музыка.



Ведущий учитель: В истории России было немало трагических страниц и тяжелых испытаний. На земле Южной Осетии произошла страшная трагедия. Все последние дни каждый из нас глубоко страдал и пропускал через свое сердце все, что происходило в городе Цхинвале. И сегодня 3 сентября – в день борьбы с терроризмом мы посвящаем линейку памяти «Горе высказать можно душою, глазами…» всем, кто погиб от рук агрессоров и террористов. И сегодня мы обращаемся со словами поддержки и сопереживания к жителям города Беслана, потерявшим самое дорогое в жизни – своих детей, своих родных и близких.

Дети:

1.Слушайте, слушайте! Просим внимания!

Мы здесь собрались, чтобы вспомнить о том,

Сколько приносят войны страдания.

И горе в Беслане это не сон.
2.Голос звучит, будто звонкий набат:

«Как это случилось? И кто виноват?»

Память тревожно бьётся как птица,

Пусть больше такое не повторится!


3. Дети в школу шли утром в сентябре.

Радость на лице и цветы в руке.

Мы еще не знали этим утром рано,

Что пришла беда к школьникам Беслана.


Как цветочное поле,

В первый день сентября

От бинтов и букетов

Возле школы земля.


Хоть бы что говорило

О грозящей беде!

Только то, что случится,

Не бывало нигде.


Без воды и без пищи

Сотни малых детей,

Три дня страшного ада,

Трое жутких ночей.

Вы запомните, люди,

Этот "школьный" урок

И прервите террора

Затянувшийся срок!


Ты ж, Осетия в трауре,

От детей прогимназии

Состраданье и помощь

Как от друга прими...


Ведущий учитель:

Велика боль утраты и бесконечен список погибших, по официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети.


Когда несчастные дети полуголые

Попытались выбраться с мамами из школы,

Пули засвистели, убивая их

Превращались в ангелов дети, в золотых.


Ведущий учитель:

Пусть же улетают в чистое сентябрьское небо бумажные ангелочки, сделанные первоклассниками.



«Утро» Э.Григ
Мы против террора, против войны

Насилию твёрдое НЕТ – скажем мы.

За что пострадали люди в Цхинвале?

Ответ не находят взрослые сами.


Президенты, политики, лидеры, главы

Вы правите странами не для забавы!

Ведь главный вопрос – Это МИР во всём мире.

Откройте границы для дружбы пошире.

Жить в мире без войн сегодня хотим

Планету ладошками мы защитим

От бед и слёз, от бомб и террора,

Вот наши ладошки – взрослым опора.


Запустим их в небо и пусть полетят

От бомб и снарядов планету хранят.

( стихи написала учитель англ. языка

прогимназии Афанасьева И.В.)



Музыка.

Выпускают шары с прикрепленными к ним

цветными ладошками учащиеся 2-4-х классов.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтоб детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны!
Мир – это главное слово на свете!

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым, мир нужен детям,

Мир нужен ВСЕМ!



Ведущий учитель: Нам надо научиться жить по-новому. Без ненависти. Без гнева. И без неистовства. Нам надо научиться жить у наших детей. Без войн. Безо лжи. И без лицемерия. Нам надо научиться слышать друг друга. Нам надо научиться слушать друг друга. Нам надо научиться понимать друг друга. Нам надо научиться дорожить друг другом. И не важно, какого оттенка наши лица, когда у всех людей одного цвета кровь...


Смотрите также:
Сценарий классного часа «Эхо Бесланской печали»
154.6kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Москва и москвичи»
52.56kb.
1 стр.
Сценарий классного часа толерантность, как составляющая часть дружбы
64.19kb.
1 стр.
Сценарий классного часа ко Дню Отца
95.25kb.
1 стр.
Сценарий классного часа с использованием it-технологий
182.12kb.
1 стр.
Сценарий классного часа, посвящённого Герою Советского Союза Анатолию Николаевичу Левченко
40.67kb.
1 стр.
Сценарий классного часа: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!»
141.28kb.
1 стр.
С. Курья 2009 г Цель классного часа
91.02kb.
1 стр.
Сценарий открытого классного часа, приуроченного к 1000-летию единения Российского народа с мордовским
351.98kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя»
75.84kb.
1 стр.
Сценарий классного часа
215.71kb.
1 стр.
Сценарий тематического классного часа
96.42kb.
1 стр.