Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 классного часа «Эхо Бесланской печали», посвященного событиям в г. Беслане РСО-Алании 01.09.2004г. 1. Беседа учителя с детьми о понятии «терроризм». Последние десять лет август в России – это месяц катастроф: гремят взрывы, падают самолеты, рушится экономика. В августе 1999 года началось вторжение боевиков Басаева в Дагестан, которое послужило началом второй чеченской войны и серии терактов: в сентябре были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Август следующего 2000 года запомнился взрывом на Пушкинской площади в Москве. 1 августа 2003 года был взорван военный госпиталь в Моздоке. В прошлом году рухнул самолет, летевший из Анапы. Но, пожалуй, как самый страшный запомнился август 2004 года, когда цепь терактов (взрывы на остановках, общественного транспорта в Воронеже и Москве, взрывы двух пассажирских самолетов, взрыв на площади Рижского вокзала ) завершилась катастрофой Беслана.
1 сентября 2004 года линейка в школе № 1 в городе Беслан началась на час раньше положенного: всех учеников предварительно обзванивали классные руководители с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра. Многие школьники пришли с родителями, младшими братьями и сестрами: по странному стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли. Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять малышей с собой в школу. Как отмечают очевидцы, праздничная линейка в том году была самой многолюдной за всю историю города. Примерно в 9 часов 20 минут утра в школьном дворе появились люди в масках, стреляющие в воздух из автоматов. Они объявили о захвате школы и стали сгонять заложников в спортзал. Как отмечают заложники, напавших боевиков было очень много, примерно несколько десятков человек, и часть из них уже ожидала детей внутри школы. ЗВУКИ. «Больше всего мне запомнился звук выстрела автомата... Я люблю играть в компьютерные игры- стрелялки. Ну, то есть, хорошо знал звук выстрела. Но в школе я был просто поражен. Это совсем другой звук! В компьютерной игре он глухой, раскатистый... какой-то даже приятный для уха... А настоящий звучит воспринимаешь совсем по-другому. Так громко! Так резко! Перепонки лопаются! Это самый ужасный звук, который я слышал в своей жизни...» Вова, заложник, 9 лет Кадр: заложники в школе.В ходе предварительного подсчета выяснилось, что в школе находится около 1300—1500 человек, большинство из которых - дети. Около полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы в нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на второй день — еще и воды. Люди сидели на корточках в душном помещении, температура за окном — около 30 градусов жары. На второй день дети стали пить собственную мочу и есть цветы, которые были принесены на праздничную линейку. ЕДА. «На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то очень сладкая...» «Учительница давала нам листья каланхоэ. Они такие толстые, хрустящие! Когда зубами прижимаешь листочек, он словно лопается, и соком брызгает. Это самый вкусный цветок, потому что в нем много воды». Анжела, заложница «Хризантемы есть нельзя, они очень горькие. Ими даже отравиться можно! Жалко, что в школу идут в сентябре: осенью как раз цветут хризантемы, и поэтому многие пришли на линейку с ними. Лучше бы было больше роз и алоэ, они самые вкусные». Руслан, 10 лет, заложник «…чувствую — что-то у меня во рту. Достаю, — а это лепестки цветов! Ну и ну, думаю, это ж надо, до чего я дошла: сама цветы ем. Дети вокруг увидели, что я жую лепестки, и стали тогда все букеты обдирать как липку. Второго сентября цветов в школе уже не осталось». Бэлла, заложницаКто-то из детей теряет сознание. У одного из семиклассников начинается эпилептический припадок. Родители в отчаянии передают детей вперед, ближе к проходу, и умоляют террористов дать им воды. Террористы угрожают застрелить детей и палят в потолок. ВОДА. «Больше всего в спортзале я думала о воде. Раньше я никогда не думала, что вода — самое ценное для человека. Без воды мы умирали. В первый день я думала о своей маме, которая осталась дома, и плакала, представив, что будет с ней, если я умру. А на второй и третий день я могла думать только о воде. Хотя бы глоточек, хотя бы несколько капель!..»
«Когда мы вырвались на свободу, я сразу побежал к колонке с водой. И залпом выпил 3-литровый баллон воды! Никогда не думал, что в меня столько поместится! А тут вода текла и текла, словно в пересохшую пустыню, — я ее даже не чувствовал. Только я закончил пить, как у меня началась жуткая рвота. И все три литра вышли наружу. После длительного обезвоживания воду можно пить ма-а-аленькими глоточками, и лучше — горячий чай, — так нас учила учительница, Галина Хаджимуратовна. Она погибла в школе и никогда уже даже глотка воды не сделает...» Амран, заложник, 14 лет ЖЕЛАНИЕ. «На вторые сутки я мечтала только о стакане холодной воды или о чашечке кофе. Никогда не думала, что последнее желание может быть таким простым...» Анета, заложница В зале такая жара и теснота, что некоторые из заложников укладываются спать на пакеты из-под взрывчатки, прямо под большими бомбами в баскетбольных корзинах. У многих детей поднялась температура. На исходе вторых суток в зале стали умирать люди. Третьего сентября в 13.03 со стороны школы раздается взрыв, мощный удар. Это начало конца. Наступает хаос, но трудно понять, что стало причиной. Ясно только, что первый взрыв в зале, который вызвал все последующие реакции, произошел в одной их баскетбольных корзин. Впечатление такое, что одна из многочисленных бомб в спортзале взорвалась случайно – или потому, что где-то ослаб крепеж, или где-то случайно замкнулся контакт, или один из беспорядочных выстрелов боевиков случайно попал во взрывное устройство. Во всяком случае, слышно было, как в зале раздались три сильных взрыва. Между первыми двумя был небольшой перерыв, а третий раздался минут двадцать спустя. За ним последовало много мелких, непонятных. Сразу после первых двух взрывов заложники стали пробиваться на свободу через разбитые окна - сначала поодиночке, потом десятками, по территории школы, спасая свои жизни. Они бежали к соседним домам, в прилегающие улицы, а сзади по ним стреляли террористы. Большинство заложников были тяжело ранены и не могли самостоятельно покинуть здание школы. Одновременно с первым взрывом поразительным образом воспламенилась и крыша спортзала; потолок начал плавиться и гореть, люди вспыхивали, как факелы, и горели заживо. Штурмовавшие вели ожесточенный бой с оставшимися в школе боевиками примерно до девяти вечера. Спецназ ФСБ понес рекордные за всю свою историю боевые потери — 12 убитых и около тридцати раненых ( и это только по официальным данным ), что говорит о невероятно высоком уровне подготовленности террористов. После подведения итогов штурма, предпринятого ФСБ РФ, руководство республики объявило о создании нового — дополнительного — кладбища в г. Беслане. Через несколько дней на пустыре за городом было выкопано более 500 могил. Жертв бесланской трагедии хоронили в течение нескольких месяцев, так как часть детей сгорела, и от них остались лишь фрагменты, которые идентифицировались по ДНК в 124-й судебно-медицинской лаборатории в г. Ростове-на-Дону. По официальным данным, в спортзале бесланской школы погиб 331 человек, из них 186 — дети. В эту статистику не вошли скончавшиеся от тяжелейших ран и увечий, погибшие после официальной даты штурма (3 сентября), а также умершие вслед за детьми родные, не перенесшие горя потери. Последняя — 332-я — официальная жертва бесланской бойни, 30-летняя Марина Жукаева, скончалась 1 августа 2005 года, не приходя в себя после годовой комы. Две ее дочери остались сиротами.
«После операций у нее начались адские боли. В ее теле осталось столько осколков! Штук тридцать изъяли, но это не все, много осталось внутри. Достать их невозможно — совсем крохотные и находятся в таких местах, что хирурги боятся туда забираться. Один, например, в районе позвоночника. Мы врачей просим: достаньте же вы всю эту дрянь из нее, освободите ее от этих мучений... Как она кричит перед дождем, Боже милостивый! Осколки — мы их ни с чем не спутаем, мы их сразу узнаем по ее крику. Глаза на пол-лица и раскрытый рот... По дивану катается, руки кусает... «Мама... мамочка... мама!» Как погода меняется, у людей давление падает, суставы крутит, а у моей девятилетней девочки позвоночник разламывается от боли... и ноги, спина, руки - все, все... Как после войны, Господи... Кто бы мне сказал год назад, что мой ребенок вернется из школы с тяжелейшими военными ранениями... Ну, так вот, простите, я немного отвлеклась... Врачи боятся вынимать из нее засевшие внутри осколки. Говорят: если начать оперировать позвоночник, нет гарантии, что она не останется прикованной к постели или к инвалидной коляске... Поэтому жить она будет с кусками железа внутри. ...Так ей и придется кричать всю жизнь перед дождем».
Мне очень тяжело без Эмки... Вроде бы она была младшей, но у нас получилось так, что все на нее равнялись, все за ней тянулись. Она как солнце, всех нас согревала. Без нее все стало темно и тихо. Мы сидим с мамой в этом пустом, холодном доме. Не слышно ее смеха, ее голоса. Когда мы начинаем смотреть ее фотографии, — такая неуклюжая попытка ее оживить, вернуться в те дни, когда все мы были счастливы, — становится так плохо, мы начинаем рыдать, и сердце — оно как будто сходит с ума. Я пью пустырник, так сказал врач. Это такая горькая трава, она успокаивает... Три раза в день перед едой. Каждый день пустырник, чтобы не сойти с ума от всего этого...» Тома, сестра СТИХИ. Я уйду туда, туда, Где все есть и где все можно, Надоело больше ждать, Это просто невозможно! Это все произошло И не рано, и не поздно, Потому что — навсегда. Потому что все так сложно. Мне билет заказан в рай, И туда добраться скоро Первым рейсом я смогу. Это будет чуть попроще... Аза Гумецова, август 2004 г. Через месяц сгорит в школе № 1 Кровопролитие, которое учинили боевики в Беслане, можно описать или выразить в цифрах, но и сегодня невозможно постичь. В течение нескольких дней террористы подвергали истязаниям по официальным данным –1120 заложников, 330 из них погибли, в том числе 176 детей от одиннадцатиклассников до грудных. 783 человека получили ранения – и среди них опять масса детей. А Беслан, до этого тихий городок на фоне Кавказского хребта, стал воплощением горя, городом, который обретен жить с не утихающей болью.
«Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А проснувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей... Какой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные. Он рассказывал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно летят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках. — Когда на Земле умирает ребенок, Бог забирает его к себе, дает ему крылья и превращает в ангела, — так сказал этот мальчик. Когда он говорил, стояла такая тишина, что я слышала стук своего сердца. Мне вдруг показалось, что умирать совсем не страшно... И когда кто-то сказал, что ангелов не бывает, все на него зашикали. Мы, конечно, уже думали о смерти: заканчивался второй день, мы уже перестали есть и пить, и трудно было дышать... Да, мы думали о смерти... И мальчик тоже думал. Поэтому он и стал рассказывать нам про ангелов. Мне показалось, что так он готовил нас к смерти, давал нам привыкнуть к этой мысли, успокаивал и не давал отчаяться». Бэлла, 12 лет, заложница
говорят языком любви, потому что еще чисты и безвинны, как ангелы. Учитель предлагает детям изготовить из заранее приготовленных трафаретов бумажных ангелочков. ![]() ![]() Звучит песня Наташи Власовой «Беслан». 3. Беседа: Могут такие дети как вы победить Зло? Что нужно сделать для этого? Литература:
СЦЕНАРИЙ проведения Дня памяти«И мы не забудем, и вы не забудьте, что горе – народно, здесь, в отчем краю». Волохова В.В. заместитель директора по воспитательной работе прогимназия № 1774
Звучит осетинская народная музыка Классы выстраиваются на линейку во дворе прогимназии. Каждый ребенок с белым шаром, надутым гелием и привязанным к нему бумажным ангелочком.
Таким его мы сделали все сами Ты стал чудовищем, презренный человек, Подняв свой автомат на жителей Беслана.
Что стал кровавым и проклятым. Виновнее тот, кто в ранний час Впустил их в школу с автоматом.
В кроватках сложены игрушки, А мамы позабыли сон. И плачут в детские подушки. 4. Жесток и беспощаден ХХΙ век! Таким его мы сделали все сами Ты стал чудовищем, презренный человек, Подняв свой автомат на жителей Беслана.
Велика боль утраты и бесконечен список погибших, по официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети. Взрослый : Самое святое на свете – Это наши любимые дети! О чем они все мечтают, мы знаем И их желания всегда мы выполняем.
-«Хоть чашечку, стаканчик, ну хоть глоток- ВОДЫ!
«Ну, дайте нам водички! Все дети: Воды! Воды! Воды!» 3.А вечером, второго, заснуть все не могли. И пить очень хотели, и съели все цветы. 4. Вдруг разговор о смерти тихонько завели. 5.Мальчишка им поведал историю о том, Что ангелов красивых недавно видел он: Мальчик: «Летели и смеялись, со шлейфами они, И на детей похожи. Наверно – это мы!? Мы полетим далеко, на небо, прямо в рай. Ведь умирать не страшно, не плачь, не унывай! (Автор стихотворения учитель английского языка прогимназии № 1774 Афанасьева И.В.) Ведущий учитель: О чем бы дети не рассказывали, что бы ни видели, ни пережили, они все равно говорят языком любви, потому что еще чисты и безвинны, как ангелы. Пусть же улетают в чистое сентябрьское небо наши бумажные ангелочки. Звучит бой колоколов. Минута молчания. «Утро» Э.Григ Дети:
нам светит всегда!
Счастье родиться и счастье мечтать!
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце…», все подпевают.
В дорогу, мальчики! По лесенке знаний шагайте смелей! Чудесные встречи и добрые книжки Ступеньками будут на ней! И пусть никогда не случится с нами лихая беда… Учащиеся под музыку покидают линейку. СЦЕНАРИЙ проведения Дня памяти« Горе высказать можно душою, глазами…» Волохова В.В. заместитель директора по воспитательной работе прогимназия № 1774 Место проведения: школьный двор прогимназии. Участники: 1-4 классы. Звучит осетинская народная музыка. Ведущий учитель: В истории России было немало трагических страниц и тяжелых испытаний. На земле Южной Осетии произошла страшная трагедия. Все последние дни каждый из нас глубоко страдал и пропускал через свое сердце все, что происходило в городе Цхинвале. И сегодня 3 сентября – в день борьбы с терроризмом мы посвящаем линейку памяти «Горе высказать можно душою, глазами…» всем, кто погиб от рук агрессоров и террористов. И сегодня мы обращаемся со словами поддержки и сопереживания к жителям города Беслана, потерявшим самое дорогое в жизни – своих детей, своих родных и близких. Дети: 1.Слушайте, слушайте! Просим внимания! Мы здесь собрались, чтобы вспомнить о том, Сколько приносят войны страдания. И горе в Беслане это не сон.
«Как это случилось? И кто виноват?» Память тревожно бьётся как птица, Пусть больше такое не повторится! 3. Дети в школу шли утром в сентябре. Радость на лице и цветы в руке. Мы еще не знали этим утром рано, Что пришла беда к школьникам Беслана. Как цветочное поле, В первый день сентября От бинтов и букетов Возле школы земля. Хоть бы что говорило О грозящей беде! Только то, что случится, Не бывало нигде. Без воды и без пищи Сотни малых детей, Три дня страшного ада, Трое жутких ночей. Вы запомните, люди, Этот "школьный" урок И прервите террора Затянувшийся срок! Ты ж, Осетия в трауре, От детей прогимназии Состраданье и помощь Как от друга прими... Ведущий учитель: Велика боль утраты и бесконечен список погибших, по официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 332 человека, 186 из них - дети. Когда несчастные дети полуголые Попытались выбраться с мамами из школы, Пули засвистели, убивая их Превращались в ангелов дети, в золотых. Ведущий учитель: Пусть же улетают в чистое сентябрьское небо бумажные ангелочки, сделанные первоклассниками. «Утро» Э.Григ Мы против террора, против войны Насилию твёрдое НЕТ – скажем мы. За что пострадали люди в Цхинвале? Ответ не находят взрослые сами. Президенты, политики, лидеры, главы Вы правите странами не для забавы! Ведь главный вопрос – Это МИР во всём мире. Откройте границы для дружбы пошире. Жить в мире без войн сегодня хотим Планету ладошками мы защитим От бед и слёз, от бомб и террора, Вот наши ладошки – взрослым опора. Запустим их в небо и пусть полетят От бомб и снарядов планету хранят. ( стихи написала учитель англ. языка прогимназии Афанасьева И.В.) Музыка. Выпускают шары с прикрепленными к ним цветными ладошками учащиеся 2-4-х классов. Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтоб детям снились радостные сны, Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире не было войны!
Мир очень нужен нашей планете! Мир нужен взрослым, мир нужен детям, Мир нужен ВСЕМ! Ведущий учитель: Нам надо научиться жить по-новому. Без ненависти. Без гнева. И без неистовства. Нам надо научиться жить у наших детей. Без войн. Безо лжи. И без лицемерия. Нам надо научиться слышать друг друга. Нам надо научиться слушать друг друга. Нам надо научиться понимать друг друга. Нам надо научиться дорожить друг другом. И не важно, какого оттенка наши лица, когда у всех людей одного цвета кровь... Смотрите также: Сценарий классного часа «Эхо Бесланской печали»
154.6kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Москва и москвичи»
52.56kb.
1 стр.
Сценарий классного часа толерантность, как составляющая часть дружбы
64.19kb.
1 стр.
Сценарий классного часа ко Дню Отца
95.25kb.
1 стр.
Сценарий классного часа с использованием it-технологий
182.12kb.
1 стр.
Сценарий классного часа, посвящённого Герою Советского Союза Анатолию Николаевичу Левченко
40.67kb.
1 стр.
Сценарий классного часа: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!»
141.28kb.
1 стр.
С. Курья 2009 г Цель классного часа
91.02kb.
1 стр.
Сценарий открытого классного часа, приуроченного к 1000-летию единения Российского народа с мордовским
351.98kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя»
75.84kb.
1 стр.
Сценарий классного часа
215.71kb.
1 стр.
Сценарий тематического классного часа 96.42kb.
1 стр.
|