Главная
страница 1
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Санкт-Петербург, 14 –15 октября 2010



Фонд Форда, Фонд Э. Гагарина, Институт «Открытое общество», программа искусства и гуманитарные науки, филологический факультет СПбГУ
Конференция «Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета» нацелена на развитие взаимодействия между академическим сообществом и гражданским обществом в России.

Высшее образование в современной России характеризуется, с одной стороны, недостаточным включением университетов в решение социальных проблем, а с другой - отсутствием у выпускников практических навыков и умений, необходимых для решения важных для общества задач. Часто научные работы, создаваемые и изучаемые в России, воспроизводят стереотипные и устаревшие недемократические воззрения на социальные процессы в мире. Или же, напротив, западная социальная теория импортируется и используется в нашей стране без необходимого критического понимания её сути.

Такие структурные проблемы имеют глобальный характер. По всему миру – и особенно в Европе – происходит институциональная трансформация университетов: они получили экономическую автономию, их управление и оценка качества работы ученых стали рациональны и подотчетны. В ситуации, когда институты высшего образования открылись для взаимодействия с различными общественными структурами (в том числе, бизнесом) оказалось, что социальное знание, имеющее критический и отложенный прикладной характер, недооценено.

Значимым ответом на эти вызовы могла бы стать организация постоянного сотрудничества между университетами, институтами гражданского общества и органами власти. Развитие такого взаимодействия способствует повышению качества образования в университетах, выявляя практические результаты их научной и образовательной деятельности. Кроме того, это позволяет формировать сознательных и ответственных граждан, а не узкоспециализированных «экспертов». Примером успешного решения такой проблемы в России является программа "Искусства и гуманитарные науки" Санкт-Петербургского государственного университета (ранее известная как Смольный институт свободных искусств и наук), работающая над развитием сотрудничества между институтами гражданского общества, университетскими преподавателями и исследователями.

В связи с этим было принято решение организовать конференцию «Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета» с целью обсуждения новой социальной миссии университета и презентации наиболее успешных примеров взаимодействия образовательных учреждений, исследовательских центров и организаций третьего сектора, а также обсуждения возможных способов развития такого сотрудничества.

.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ




14 октября (четверг)
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 501

9.30 – 10.00 Регистрация участников
10.00 – 10.15
Приветственное слово Николая Скворцова (СПб, СПбГУ).
Приветственное слово Валерия Монахова (СПб, СПбГУ).
Приветственное слово Дирка Хебеккера (Москва, Старший советник по правам человека при системе ООН в Российской Федерации)
Приветственное слово Сьюзан Гиллеспи (США, Институт международного либерального образования, Бард колледж).

10.15 – 13.00 Пленарное заседание «Новая социальная роль университета: вызовы и возможности»

Дирк Хебеккер (Москва, Старший советник по правам человека при системе ООН в Российской Федерации), Поощрение образования в области прав человека
Татьяна Минкина-Милко (Франция, Директорат Совета Европы). Историческое образование и культура прав человека в 21 веке. Взгляд совета Европы
Ирина Мерсиянова (Москва, ГУВШЭ). Университет и самосознание гражданского общества
Сьюзан Гиллеспи (США, Институт международного либерального образования, Бард колледж). Тема будет объявлена позднее.
Элизабет Бэбкок (США, Тафтс университет), Тема будет объявлена позднее
Джонатан Беккер (США, Институт международного либерального образования, Бард колледж). Тема будет объявлена позднее.
Томас Кушман (США, Велесли колледж). Выбираясь из железной клетки: в защиту плюрализма и свободы в теории и практике прав человека
Андрей Юров (Воронеж, Международное молодёжное правозащитное движение). Тема будет объявлена позднее.

13.00 -14.00 Обед

14.00-16.00 Продолжение пленарного заседания «Новая социальная роль университета: вызовы и возможности»

Филипп Федчин (СПб, СПбГУ). Либеральное образование в России: позитивный или безнадежный опыт?
Артемий Магун (СПб, СПбГУ). Постсоветское высшее образование и глобальная неолиберальная реформа: лекарство или яд?
Дмитрий Дубровский (СПб, СПбГУ). Принципы либерального образования и образование в области прав человека: вызовы и возможности
Марианна Шахнович (СПб, СПбГУ) Гуманитарные науки в университете XXI века.
Наталья Евдокимова (СПб, Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). Тема будет объявлена дополнительно
Александр Сунгуров (СПб, Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ). Исследования прав человека в современной политической науке: российский и международный опыт

16.00-16.15 Кофе-брейк

16.15-18.30 Изучение прав человека и принципы либерального образования: Презентация результатов проектов программы «Искусства и гуманитарные науки» в области прав человека

Дмитрий Дубровский (СПб, СПбГУ). Опыт развития образовательных программ по правам человека в Смольном институте свободных искусств и наук (2004-2010)
Александр Даниэль (МОО "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество “Мемориал”). Презентация дистанционного курса “История правозащитного движения”
Анна Гуринская (СПб, СПбГУ). Презентация дистанционного курса «Юридические и неюридические механизмы защиты прав человека»
Андрей Стародубцев (СПб, СПбГУ). Презентация дистанционного курса “Социология и права человека”
Мария Годованная (СПб, СПбГУ). Описание проблем прав человека языком кино: опыт преподавания курса “Кино и права человека”
Татьяна Смирнова (СПб, СПбГУ). Презентация волонтерского проекта

19.00 - 21.00 Торжественный ужин

15 октября (пятница)

10.00-13.00 Работа в секциях

Секция 1: «Проблематика гражданского общества и прав человека в высшей школе: современные программы образования»
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 401

Билл Боуринг (Великобритания, Бирбек Колледж, Университет Лондона).
Почему права человека нельзя преподавать как право.
Анатолий Азаров (Москва, Московская школа прав человека). Пилотный проект УВКПЧ ООН по внедрению в вузах России магистратуры по правам человека.
Анита Соболева (Москва, ГУ-ВШЭ). Магистерская программа "Права человека и демократическое управление" в ГУ-ВШЭ: концепция и основные курсы.
Андрей Лушников и Марина Лушникова (Ярославль, Ярославский государственный университет). Право социального обеспечения в федеральном государственном образовательном стандарте.
Андрей Суслов (Пермь, Пермский государственный педагогический университет). Возможности продвижения гражданского образования и образования в сфере прав человека в высшей школе.
Анатолий Погасий (Казань, филиал Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, Институт религии и права). Религия в правовом поле России: презентация курса.

Ольга Колесникова (Барнаул, Алтайский государственный университет). Социология права в системе социологического образования.

Нина Беляева (Москва, ГУ-ВШЭ). Преподавание курсов по правам человека зарубежными университетами в дистанционном режиме.

Ленарис Мингазов (Казань, Казанский государственный университет). Тема будет объявлена позднее.

Секция 2: «Академические права и свободы»

Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 402


Модератор: Артемий Магун (СПб, СПбГУ)

Шинейд О’Горман (Организация “Учёные в беде”). Тема будет объявлена позднее

Розин Джойс (Великобритания, Сеть по образовательным и академическим правам.). Тема будет объявлена позднее

Илья Утехин (СПб, ЕУСПб). Тема будет объявлена позднее

Андрей Юров (Воронеж, Молодежное правозащитное движение), Тема будет объявлена позднее
Леонардо Ковачевич (Хорватия).
Павел Арсеньев и Олег Журавлёв (СПб, Уличный университет) Социальная дисфункция .
Олег Журавлёв (СПб, Уличный университет) Тема будет объявлена позднее.

Секция 3: «Исследования гражданского общества и прав человека»
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 408

Модератор: Виктор Воронков (Центр независимых социологических исследований)


Светлана Глушкова (Екатеринбург, Гуманитарный университет). Исследование прав человека в современной политической и правовой науке: основные направления и проблемы.
Андрей Стародубцев (СПб, СПбГУ), Сравнительные исследования по правам человека: ограничения и перспективы.
Александр Сунгуров (СПб, ГУ-ВШЭ). Презентация исследовательского проекта «Права человека перед вызовами XXI века».

Леонид Исаев и Андрей Щербович (ГУ-ВШЭ, Москва) Презентация исследовательского проекта «Культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в различных регионах мира», Три уровня управления Интернетом.
Оксана Карпенко (Центр независимых социологических исследований) “Права человека” и “гражданское общество” в российских школьных учебниках
Михаил Рожанский (Иркутск, Центр независимых социальных исследований и образования). Презентация проекта «Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации».

Юрий Рыжов (Таганрог, Технологический институт Южного федерального университета). Право на веру: теория и практика свободы вероисповедания в современной России.

Валентин Гефтер (Москва, Институт прав человека). Образы прав человека и без-образие их дискурса в современном обществе.

Тед Гербер (США, Университет Винсконсина). Отсутствующая связь: университетское образование и гражданские отношения в современной России
Вильям Смирнов (Москва, Институт государства и права РАН), Тема будет объявлена позднее
Марат Утяшев (Уфа, Башкирский государственный университет), Тема будет объявлена позднее

Секция 4: «Образование и некоммерческие организации в поисках эффективного сотрудничества»
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд.407

Модератор: Дмитрий Дубровский (СПб, СПбГУ)


Валентина Азарова (Палестина, Университет Аль-Кудс).  Политизирующаяся академия и политика в области образования: опыт Палестины
Ирина Флиге (СПб, НИЦ “Мемориал”). Волонтеры, практиканты, стажеры НКО: в поисках заинтересованности. Конфликт мотиваций

Ирина Албегова (Ярославль, Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова), Социальное взаимодействие университета и общественных организаций как одно из условий решения проблемы прав человека в современной России»

Татьяна Чуканова (Барнаул, Алтайский государственный университет), Региональный опыт взаимодействия высшей школы и молодежных общественных организаций в сфере правовой информированности молодежи.

Шота Какабадзе (Москва, ГУ-ВШЭ), Организация практик студентов при обучении правам человека.

Сергей Лукашевский (Москва, Музей и Общественный центр Андрея Сахарова “Мир, прогресс и права человека”). Тема будет объявлена дополнительно

Юрий Вдовин (СПб, Гражданский контроль). “Опыт взаимодействия правозащитной организации с научными учреждениями и ВУЗами”.
Сергей Никитин (Москва, Amnesty International) Опыт активизма среди учащейся молодёжи -- международный аспект и российская действительность
Петер Киршлегер (Швейцария, University of Teacher  Education)

13.00-14.00 перерыв на обед



14.00 – 16.30 Работа в секциях

Секция 5: «Общественные образовательные проекты в области гражданского общества и прав человека в России»
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 402

Модератор: Дмитрий Дубровский (СПб, СПбГУ)


Аркадий Гутников (СПб, Санкт-Петербургский институт права им. Принца Ольденбургского). Конкурс учебных судов по правам человека (2005-2009 гг.)
София Иванова (Рязань, Рязанская школа прав человека). Формальное и неформальное образование в области прав человека – из опыта работы

Татьяна Косинова (СПб, МОО“Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество “Мемориал”, Информационно-аналитический портал “Когита.ру”). Презентация проекта Cogita.ru

Ольга Старовойтова (СПб, Фонда Галины Старовойтовой) Конкурс “Галатея” - 10 лет сотрудничества гражданского общества и академической среды в Петербурге

Секция 6: «Высшее образование, гражданское общество и американо-российское сотрудничество»

Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 407


Модератор: Джонатан Беккер (США, Бард-Колледж)

Марк Даннер (США, Бард-колледж)

Томас Кинан (США, Бард-Колледж)

Александр Семёнов (СПб, СПбГУ)

Ирина Лaктионова

Сергей Голубев (Москва, Новая Евразия)
Секция 7: Экспертная панель «Преподавание истории 90-х в вузе: от субъективного опыта к объективному историческому анализу» (при участии Общественного совета «Уроки девяностых» при Фонде Е.Т.Гайдара)

Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 408


Модератор: Д. Я. Травин, Центр исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге


Рудольф Пихоя (Москва, Российская Академии Государственной Службы)
Борис Долгин (Москва, Информационно-политический интернет-канал «Полит.Ру»)
Юрий Романов (Москва, Московский педагогический государственный университет)
Александр Семёнов (СПб, СПбГУ)
Владимир Гельман (СПб, ЕУСПб)

16.30-17.00 Кофе-брейк



17:00 - 18:00 Закрытие конференции. Подведение итогов.
Набережная Лейтенанта Шмидта, д. 11, ауд. 408


Смотрите также:
Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета
110.95kb.
1 стр.
Артамонов Максим Олегович Образование: высшее «юриспруденция»
331.69kb.
1 стр.
Гражданское образование, образование в области прав человека и этико-правовое образование – общий вектор развития 21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Гражданское образование и образование в области прав
23.39kb.
1 стр.
Проблемы становления российской идентичности
91.29kb.
1 стр.
Книга открытое сознание открытое общество
6367.47kb.
37 стр.
Высшее образование сегодня
29.19kb.
1 стр.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Коньково в городе Москве
58.23kb.
1 стр.
Образование и культурное развитие
64.16kb.
1 стр.
Социальная роль (миссия), цели и задачи ооп
115.06kb.
1 стр.
Гречнева Е. Ф. Социальная политика: теория и современная практика. Долгое время в отношениях государства и общества господствовал принцип «анархия + констебль»
323.78kb.
1 стр.
Карагусова Гульжана Джанпеисовна Социальная модернизация через всестороннее развитие человеческого капитала
69.61kb.
1 стр.
Создание сети национальных исследовательских университетов
533.21kb.
3 стр.