Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области



Летний оздоровительный комплекс

«Сто тропинок лета»

2012 г.


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Данная брошюра представляет собой обобщение опыта работы всего коллектива по оздоровлению детей в летний период. Представленный материал является актуальным в решении оздоровительных задач

Содержание



І. Введение.

1.1. Условия возникновения и становления опыта

1.2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость

1.3. Теоретическая база опыта

1.4. Цели и задачи

1.5. Новизна опыта

1.6.Ведущая педагогическая идея

1.7.Технология опыта

1.8. Ожидаемые результаты

1.9. Адресная направленность опыта

1.10. Условия реализации данного опыта

ІІ. Основная аналитическая часть

2.1. Сущность опыта

2.2. Результативность опыта

ІІІ. Выводы и рекомендации

ІV.Приложение

Методические рекомендации по организации воспитательной и образовательной работы в летний оздоровительный период

4.1. План работы на летний оздоровительный период

4.2. План закаливающих мероприятий на летний период

4.3.Перспективно-тематическое планирование тематических недель в летний период

4.4. Перспективное планирование работы в каждой возрастной группе

4.5.Работа с родителями по оздоровлению в летний период

4.6.Сценарии праздников и развлечений

1.1.Условия возникновения и становления опыта

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. Наблюдается кризис психического, физического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: высокая смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма.

По мнению учёных, необходима концентрированность на детском периоде, т.к. фундамент здоровья закладывается как до рождения, так в период младенчества и детства. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на здоровую личность. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни. Перед образованием поставлены задачи внедрения в педагогический процесс педагогики здоровья, что позволит обеспечить здоровую среду в образовательных учреждениях.

В современной России большое внимание уделяется вопросу сохранения и укрепления здоровья детского населения. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.



1.2.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость

Проблема здоровья детей была, есть и будет актуальной. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ (2005г.), 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Ухудшение качества здоровья детей вызвано многими причинами: экономической и политической ситуацией, снижением качества жизни.

Анализ литературы, программно-методического содержания образовательной деятельности свидетельствует о том, что для решения проблемы укрепления и сохранения здоровья чаще всего применяются средства валеологической направленности, оздоровительной деятельности.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети – это будущее государства. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации существует ключевое противоречие между высокими требованиями социальной среды и общества к уровню индивидуального развития ребенка и качественным снижением уровня здоровья детского населения, широкой вариацией индивидуальных возможностей ребенка. Особое значение, в контексте рассматриваемой проблемы, занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями, декларированными Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программой развития образования.

Как основное направление развития дошкольного образования в Федеральном законе об утверждении Федеральной программы развития образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретают механизмы организации педагогического процесса, ориентированные на интеграцию педагогических, психологических и медицинских технологий в контексте формирования и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.



1.3. Теоретическая база опыта

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.



Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.А. Ананьевой, А.И. Баркан, Л.А. Венгер, А.М. Доронина, Т.Н. Дороновой, и др. Ученые С.П.Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья "Охрана детского здоровья" отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

1.4.Цели, задачи, принципы

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, и развитие потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Систематизировать работу по оздоровлению детей в летний оздоровительный период с использованием природных факторов: солнце, воздух и вода, и нетрадиционные виды закаливания;

  2. Развивать двигательные качества детей, укреплять их иммунную, дыхательную системы;

  3. Работать над профилактикой нарушения осанки и развития плоскостопия;

  4. Обеспечить детям состояние эмоционального комфорта, создавать радостное настроение при проведении комплекса закаливающих процедур;

  5. Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Основные принципы

Принцип научности – проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, подкрепляются научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

Принцип адресованности и преемственности – учёт разно уровневого развития и состояния здоровья.

Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на оздоровление, гарантия положительного результата, независимо от возраста и уровня физического развития детей.

1.5.Новизна опыта

І.Система и взаимодействие при организации оздоровления детей в летний оздоровительный период на открытом воздухе:

В состав комплекса закаливающих процедур на открытом воздухе входят:



1)Нетрадиционные виды закаливания, как элемент оздоровления детского организма:

- ходьба и бег босиком по мокрой траве;

- ходьба босиком по разным рельефным и уровневым поверхностям - «Дорожка здоровья»;

- игры под душем;

- ходьба, игры в плескательном бассейне (для ног).

2) сочетание закаливания с движениями, элементами дыхательной гимнастики, составлены комплексы ОРУ (ранний, дошкольный возраст);

3) использование фитотерапии растительных средств (антисептические, антибактериальные, антиаллергические) – около «Дорожки здоровья» высаживаются фитонцидные растения.



ІІ. Система контроля:

Контроль за организацией и проведением закаливания на свежем воздухе определили как День диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).



Цель – оценка системы организации и проведения закаливания.

Считаем, что эффективность такого вида контроля состоит в том, что каждый участник оценивает результаты своей деятельности, выделяет наиболее результативные методы и приёмы, предлагает определённые меры по устранению выявленных недостатков, ищет наиболее эффективные.

Далее совместное обсуждение результатов на разных уровнях внутри садовского управления (на методических объединениях), педсовете, позволяет принимать управленческое решение по регулированию и коррекции факторов, влияющих на качество проведения закаливающих процедур.

ІІІ. Единство системы оздоровления в детском учреждении и семье.

С этой целью предусматриваем изучение мнения родителей и получение семейной поддержки:

- по оздоровлению детей;

- о видах закаливающих процедур для каждого ребёнка в летний период на свежем воздухе.



Субъекты по организации оздоровления детей:

- дети ДОУ;

- семьи детей, посещающих ДОУ;

- медицинская служба ДОУ;

- педагогический коллектив ДОУ;

- обслуживающий персонал ДОУ.



1.6. Ведущая педагогическая идея

Создание системы по оздоровлению детей в летний оздоровительный период. Данная система разработана для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп.



1.7. Технология опыта

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;

- разработка комплекса «Сто тропинок лета»

- реализация разработанного комплекса;

- определение эффективности оздоровления детей.

1.8. Ожидаемые результаты

Снизить показатель уровня заболеваемости детей на 2%.



1.9.Адресная направленность опыта:

Опыт может быть рекомендован для практического использования в ДОУ.



1.10. Условия реализации данного опыта

- формирование здоровьесберегающей среды;

- целенаправленная работа всего коллектива по оздоровлению;

- работа с родителями.



ІІ. Основная аналитическая часть

2.1. Сущность опыта

Комплекс «Сто тропинок лета» направлен на удовлетворение потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет чётко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям.

Двигательный режим – это рациональное сочетание организационных форм, видов двигательной деятельности и самостоятельных видов двигательных действий.

Дыхательная гимнастика – позволяет проводить профилактические мероприятия по предупреждению простудных заболеваний. Использование «целебных звуков» помогает в профилактике и лечении кашля.

Массаж – как средство профилактики заболеваемости, играет важную роль в оздоровлении детей.

Закаливание детей

Основные принципы закаливания, применяемые в МДОБУ №4 «Лукоморье»:

-Систематичность (вырабатывается условный рефлекс. Рефлекс угасает через 5-7 дней, если прекратить закаливание).

- Постепенное увеличение силы раздражителя.

- Постепенное снижение температуры, увеличение площади воздействия и увеличение экспозиции.

- Учёт состояния здоровья и эмоционального настроения ребенка.

- Комплексное использование всех природных факторов.

Закаливающие мероприятия:


  1. Общие закаливающие мероприятия, проводятся на протяжении повседневной жизни ребёнка и предусматривают:

- правильный режим дня;

- ежедневные прогулки (летом максимально - на улице одежда, трусики и панама - летом; зимой - прогулки не менее 2-3 часов, температура максимально низкая для прогулки детям до 3 лет- 15 градусов, без ветра, детям 4-7 лет-18 градусов без ветра)

- рациональную одежду;

- в соответствии с возрастом воздушный и температурный режим помещения;

- регулярное проветривание помещения. Сквозное проветривание- 5 раз в течение дня по 5-7 минут. Прекращение проветривания за 30 минут до прихода детей в группу. Утром- перед приходом детей, перед занятием, перед возвращением с прогулки, во время дневного сна и после полдника. Постоянное одностороннее проветривание в присутствии детей, с учетом погоды, ветра. Температура воздуха в помещении: для детей до 3 лет +22 градусов, детей до 4 лет +21 градусов, детей до 7 лет +20 градусов.

II. Специальные закаливающие мероприятия:

- массаж стоп;

- воздушные и водные процедуры. На улице летом хождение босиком при температуре + 20 градусов 5 минут. Далее ежедневно прибавлять 2-3 минуты и так 60 минут. В холодное температура пола не ниже + 15 градусов. Хождение босиком.

Для здоровых детей с 3 лет чередование ходьбы по полу и по паласу:

- 1-я неделя- 3 минуты;

- 2-я неделя – 6 минут;

- 3-я неделя – 9 минут;

- 4-я неделя- 12 минут;

- 5-я неделя- 15 минут.

Начинать закаливание со щадящих методов воздушных ванн, когда ребенок частично обнажён.

- игры в плескательном бассейне;

- игры с песком.



Формы оздоровительных мероприятий, применяемые в летний оздоровительный период

Физкультурно-оздоровительные:

- занятия по физическому развитию;

- утренняя гимнастика на свежем воздухе;

- гимнастика после сна;

- оздоровительный бег;

- дозированная ходьба (во время пеших прогулок и экскурсий);

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- индивидуальная работа по развитию движений;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- игры с песком и водой;

- физкультурные досуги;

- спортивные праздники;

- «Неделя здоровья».



Закаливающие:

- облегчённая одежда;

- умывание прохладной водой;

- питьевой режим;

- прогулки на свежем воздухе;

- солнечные и световоздушные ванны;

- хождение по «Дорожке здоровья».

Профилактические:

- витаминотерапия (сок, фрукты, овощные салаты в питании детей ежедневно);

- витаминизация третьего блюда (витамин С);

- упражнения по предупреждению плоскостопия и близорукости.



Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в летний период помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

- антропометрия (май-август);

-медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-медико-педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий.



2.2. Результативность работы

Оценка эффективности оздоровления детей:

2010 год

из 121 детей:

улучшение: - 101 ребёнка(81,8%)

ухудшений - нет

без изменений - 20(18,1%)

2011год

из 123детей

улучшение – 100 (85,9%)

ухудшение – нет

без изменений - 23 (14,1%)

2012 год

Из 65 детей

Улучшение – 40 (61%)

Ухудшений – нет

Без изменений – 25 (38%)

Содержание летне-оздоровительного комплекса « Сто тропинок лета» разработано с учётом теоретических и методологических основ здоровье сбережения, санитарно-эпидемиологического режима (СанПин 2.4.1.2791 - 10). Были изучены действующие нормативные и методические документы по оздоровлению детей:

- Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях (МР №11-22/6-29 от 20.07.86г.)

- Методические рекомендации по закаливанию детей в ДОУ (№11 -49/6-29 от 16.06.80г.)

- Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста»(МР № 08-14/3 от 22.04.82г.)

ІІІ. Выводы и рекомендации

Данный опыт работы направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. Представленный материал является актуальным в решении оздоровительных задач.

Такая система реализации содержания летне-оздоровительного комплекса «Сто тропинок лета» позволяет коллективу сформировать управленческие, педагогические и медицинские выводы, и своевременно корректировать как процесс оздоровительной работы, так и её содержание и методы.

Считаем, что данный комплекс обеспечивает выполнение основной цели – сохранение и укрепление здоровья детей, и развитие потребности в здоровом образе жизни.

Представленный опыт работы рекомендован методистам, воспитателям ДОУ. Формы оздоровительных мероприятий для каждого ДОУ индивидуальны, они определяются с учётом созданных условий в ДОУ и уровня профессионализма педагогов и сотрудников.

ІV.Приложение

Методические рекомендации по организации воспитательной и образовательной работы в летний - оздоровительный период

4.1. План работы на летний оздоровительный период

(на 1 июня по 31 августа 2012 г.)

Организация воспитательно – образовательной работы с детьми



содержание работы

сроки

ответственные

1.

Открытие летнего оздоровительного сезона.

Праздник «День защиты детей»

«Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!»


01.06.-

08.06.


музыкальный руководитель,

воспитатели



2.

Зеленые святки «Троица» фольклорный праздник

«Русский хоровод» - народные игры

«Ходит лето по России»


11.06.-

15.06.


музыкальный руководитель,

воспитатели



3.

Литературная викторина по сказкам

А.С. Пушкина



18.06-

22.06.


музыкальный руководитель,

воспитатели



4.

«Путешествие в страну дорожных знаков»


25.06-

29.06.


музыкальный руководитель,

воспитатели



5.

Народные игры, забавы, развлечения

Конкурс «Умелые ручки» - поделки, костюмы, игрушки из травы и природного материала



02.07-

06.07.


музыкальный руководитель,

воспитатели



6.

Фольклорный праздник «Ивана Купала»

Конкурс «На лучший хоровод, плетение венков»



09.07-

13.07.


музыкальный руководитель,

воспитатели



7.

«День воды» - бассейн, игры на воде, развлечения, забавы, викторины.

23.07-

27.07.


музыкальный руководитель,

воспитатели



8.

«День песка» - строим замки из песка.

Конкурс «Умелые мастера»



30.07-

03.08.


музыкальный руководитель,

воспитатели



9.

«Природа в стихах» - летний концерт

06.08-

10.08.


музыкальный руководитель,

воспитатели



10.

Экскурсии и целевые прогулки за территорию д/сада: парки «Горников», «Победы», стадион «Юность»

Конкурс детского рисунка «Нарисуем сказку сами» - рисуем на асфальте



13.08-

17.08.


музыкальный руководитель,

воспитатели



11.

«Великий Спас» - фольклорный праздник (подворье)

«День Нептуна»

«На тропе здоровья» - спортивный праздник


20.08-

24.08.


музыкальный руководитель,

воспитатели



12.

Закрытие летнего сезона.

«До свиданья, лето красное!»

В гостях у «Какадурики» - игры, забавы, караоке, дискотека.


27.08-

31.08.


музыкальный руководитель,

воспитатели




4.2.План закаливающих мероприятий на летний оздоровительный период в МДОБУ №4 «Лукоморье»на 2011-2012 учебный год

 Факторы

Мероприятие

Место в

режиме дня



Периодичность

Дозировка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

    вода

Питьевой режим (максимальное обогащение свежими овощами и фруктами, соками, организация питьевого режима.)

Первая половина дня

ежедневно




+

+

+

+

ходьба босиком по мокрой дорожке

после сна

ежедневно

1 раз в день



2-3 раза

по 30 сек



+







обширное умывание

после сна

ежедневно

1 раз в день



t воды +20

 

+

+

+

Игры в плескательном бассейне

первая половина дня

июнь-август

с учетом погодных условий



t воды

+30


t возд.

+29+30


15 мин

+










20-30 мин




+

+

+

Мытьё ног,

гигиенический душ



после дневной прогулки


июнь-август

ежедневно




нач.t воды +18+20

20-30 сек.



+

+







нач.t воды +38+36

20-40 сек.









+

+

умывание

после каждого приема пищи, после проулки

ежедневно

t воды +28+20

+

+

+

+

воздух

облегченная одежда

в течении

дня


ежедневно,

в течение года



-

+

+

+

+

одежда по сезону

на прогулках

ежедневно,

в течение года



-

+

+

+

+

прогулка на свежем воздухе

после занятий, после сна

ежедневно,

в течение года



от 1,5 до 3часов,в зависимости от сезона и погодны х условий

+

+

+

+

утренняя гимнастика

на воздухе



-

июнь-август




+

+

+

+

физкультурные занятия на воздухе

-

в течение года

10-30 мин.,

в зависимости от возраста



+

+

+

+

воздушные ванны

после сна

ежедневно,

в течение года



5-10 мин.,

в зависимости от возраста



+

+

+

+

на прогулке

июнь-август

-

выполнение режима проветривания помещения

по графику

ежедневно,

в течение года



6 раз в день

+

+

+

+

дневной сон с открытой фрамугой

-

ежедневно,

в течение года



t возд.+15+16

 

+

+

+

дыхательная гимнастика

во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

ежедневно,

в течение года



3-5 упражнений

 

+

+

+

солнце

























дозированные солнечные ванны

на прогулке

июнь-август

 

с учетом погодных условий



с 10.00 до 11.00 ч. по графику

до 25 мин.

+

+







до 30 мин.







+

+

рецепторы

босохождение в обычных условиях

в течение дня

ежедневно,

в течение года



3-5 мин













5-8 мин

+










8-10 мин




+







10-15 мин







+




15-20 мин










+

Контрастное босохождение (песок-трава-камушки-деревянные пеньки)

на прогулке

июнь-август

с учетом погодных условий



от 10 до 15мин

+

+

+

+

массаж стоп

перед сном

в течение года

1 раз в неделю




+

+




следующая страница >>
Смотрите также:
Летний оздоровительный комплекс «Сто тропинок лета»
767.39kb.
4 стр.
Оздоровительный комплекс «Белино» Расположение: Оздоровительный комплекс
62.8kb.
1 стр.
Vip отдых в Подмосковье на стенде Управления делами Президента РФ
63.6kb.
1 стр.
Информация по проверке Муниципального автономного учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс “Триумф”» за период с 01. 01. 2011 по 31. 12. 2012
80.17kb.
1 стр.
-
799.55kb.
4 стр.
План воспитательной работы
54.35kb.
1 стр.
Методики оздоровительных мероприятий в летний период
9.22kb.
1 стр.
Расчет окупаемости и эффективности проекта «Туристическо-оздоровительный комплекс
704.7kb.
4 стр.
Болгария лето 2013 Детский и молодежный отдых детский оздоровительный центр serdika-kids отель «бор» Курортный комплекс «Св св. Константин и Елена»
117.39kb.
1 стр.
Оздоровительных и развивающих мероприятий на летний оздоровительный период
190.01kb.
1 стр.
Быстрее, выше, сильнее!
99.46kb.
1 стр.
Пансионат «Сосновый бор» Новый год и Рождественские каникулы!!!
45.72kb.
1 стр.