Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Науч. руков.: Шаульская Л.В., проф., д.э.н. Донецкий национальный университет, г. Донецк ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Рассмотрена проблема дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда и предложен механизм взаимодействия работодателей и ВУЗов для решения данной проблемы. Актуальность. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является сегодня весьма актуальной, поскольку без её разрешения невозможно формирование качественно новой рабочей силы и обеспечения квалифицированными кадрами экономики государства и её регионов. Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что институты рынков труда и образовательных услуг только накапливают опыт взаимосвязанного функционирования, и поэтому нуждаются в концептуальном обеспечении, разработке механизма их взаимодействия применительно к конкретным условиям экономики Украины. Разработка фундаментальных проблем исследуемых рынков позволит удовлетворить потребности экономической теории и хозяйственной практики, а, значит, достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований. Степень разработанности проблемы. Общетеоретические основы рынка труда и механизма его функционирования заложены в работах классиков мировой экономической мысли - А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б.Сея, К.Маркса, А. Маршалла, А.Пигу и др. Необходимость регулирования рыночных отношений в сфере занятости обоснована в трудах Д. Кейнса, X. Хансена, Э. Хансена, Дж. Гэлбрейта. В отечественной экономической литературе теоретико-методологические основы рынка труда нашли отражение в исследованиях Н. Волгина, Г. Капелюшникова, И. Масловой, Л. Киян, И. Корогодина, А. Котляра и др. Определенную область научного знания в современной экономической литературе занимает анализ рынка образовательных услуг. Зарубежные и отечественные экономисты ведут поиск по многим направлениям данной области, системообразующие критерии которых выступают методологической основой теории рынка образовательных услуг. Анализ коммерциализации сферы образования и становления рынка образовательных услуг получил свое развитие в трудах Н. Александровой, А. Гордиенко, В. Ерошина, У. Зиннурова. Образование как сфера эффективного инвестирования в человеческий капитал анализируется в работах В. Марцинкевича, С. Дятлова, Р. Капелюшникова. Отдельные аспекты необходимости взаимодействия рынков труда и образовательных услуг исследуются Н. Литвиновой, В. Чекмаревым и др. Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков разных видов, в экономической науке до сих пор не сложился целостный подход к их взаимодействию и взаимосвязанному функционированию, что обусловило выбор темы, постановку ее цели и задач.
Численность выпускников, закончивших высшие учебные заведения в 2007 г. и зарегистрировавшихся в центрах занятости как ищущие работу, составляла 22,4 тыс. человек (это на 7 тыс. выпускников больше, чем в 2006 г.). В 2007 г. центры занятости направили на переобучение и повышение квалификации 2 тысячи выпускников высших учебных заведений, а это почти в четыре раза больше, чем в предыдущем году. Привлекательными, с точки зрения абитуриентов, являются следующие профессии: банковский работник, профессии врача и юриста. Последними в этом рейтинге являются профессии фермера, специалиста в аграрной отрасли, инженера, работника торговли. Повышенным спросом на рынке труда пользуются профессии, связанные с наличием высокого уровня образования и квалификации: программисты, менеджеры разных уровней, банковские работники, дизайнеры с соответствующим опытом работы. Юристы и экономисты высокой квалификации всегда пользуются спросом на рынке труда, поскольку являются представителями профессий, на которых базируется рыночная экономика. Не хватает медицинских работников, учителей, продавцов как продо-вольственных, так и непродовольственных товаров. В условиях роста промышленного производства особенное значение приобретает проблема кадрового обеспечения отраслей экономики. Значительная часть предприятий чувствует потребность в квалифицированных рабочих. Следовательно можно утверждать, что в Украине существует разрыв между системой образования и потребностями рынка труда. Абитуриентам при выборе будущей специальности необходимо руководствоваться не только собственными желаниями получить престижную профессию с высокой заработной платой, но и реально оценивать ситуацию на рынке труда. Для того, что выйти из сложившейся ситуации необходимо сформировать систему взаимодействия между работодателями и сферой высшего образования. Основным стимулом формирования долгосрочных партнерских отношений в этой отрасли является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов, включая качество целевой (специальной) подготовки. За подготовку специалистов высокого качества, ориентированных на технологические особенности конкретного производства, предприятия и организации – потребители выпускников готовы инвестировать средства и выделять ресурсы для системы высшего профессионального образования. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузов, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в общественно-коллегиальных органах управления вузов и оценке качества выпускников, содержания учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке уровня и актуальности научных исследований вузовских ученых, компетенции преподавателей. Для реализации коллегиальных форм управления качеством подготовки специалистов по основным научно-образовательным направлениям целесообразно создавать экспертно-аналитические советы, сформированные, как независимые коллегиальные органы при вузах с преобладающим участием представителей промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вузов, с которыми имеются комплексные договоры о сотрудничестве в области науки и образования. Через действующие экспертные советы вузы и органы управления образованием могут устанавливать обратные связи с реальным сектором экономики, осуществлять мониторинг профильных сегментов рынка труда и образовательных услуг, эффективно и оперативно адаптироваться к изменяющемуся спросу, в том числе за счет оперативной корректировки учебных планов в части специальной профессиональной подготовки, активно воздействовать на рынок труда и образовательных услуг, осуществлять опережающую подготовку кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности. Важное значение для эффективного трудоустройства выпускников играет территориальный анализ потребностей рынка труда. По сути, речь идет о специализированном кадастре потребностей рынка труда, структурированном по годам и территориям. Это позволяет вузам и работодателям вести продуманную территориальную политику при работе с абитуриентами, используя возможности целевой подготовки по договорам с местной администрацией. При этом адресная целевая подготовка специалистов по заказам работодателей должна занимать особое место и быть определяющей в подготовке кадров для региона. Выводы. Таким образом, проблему формирования и рационального использо-вания кадрового потенциала для рынка труда страны нельзя рассматривать как отдельную задачу для Министерства труда и социальной политики и Министерства образования и науки Украины. Эта проблема должна стать предметом совместных поисков оптимальных решений и их реализации среди работодателей, ученых, представителей Министерства экономики, отраслевых министерств и ведомств, учебных заведений, профсоюзов и общественности. Также необходимо отметить, что данная научная работа имеет перспективы дальнейших исследования по следующим направлениям:
Библиографический список
Смотрите также: Формы участия работодателей в системе подготовки кадров
64.22kb.
1 стр.
Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования бельгии
148.72kb.
1 стр.
О модели подготовки сотрудника уис в системе ведомственного юридического образования
63.95kb.
1 стр.
Программа подготовки высокопрофессиональных кадров за рубежом
1205.16kb.
6 стр.
Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности
56.32kb.
1 стр.
Современные системы подготовки руководящих кадров
353.76kb.
1 стр.
Формы взаимодействия системы образования и рынка труда в России и за рубежом
114.36kb.
1 стр.
Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов
578.27kb.
4 стр.
М. Л. Лебедева политологические аспекты в системе подготовки специалистов-экологов решение
96.41kb.
1 стр.
Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников успо и унпо и подразумевает повышение качества подготовки специалистов
134.98kb.
1 стр.
Решение Всероссийской конференции "Актуальные вопросы подготовки и переподготовки кадров для предприятий химической промышленности "
35.75kb.
1 стр.
Опыт международного сотрудничества таджикистана в сфере подготовки кадров государственного управления и перспективы его развития 75.37kb.
1 стр.
|