Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9 от 23 ноября 2009 г. N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (с изменениями от 8 августа 2011 г.) Принят Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея 11 ноября 2009 года Статья 1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года согласно приложению. Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
г. Майкоп 23 ноября 2009 года N 300
к Закону Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года (с изменениями от 8 августа 2011 г.) Введение Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года разработана как основополагающий документ, определяющий направления и механизмы перехода республики к устойчивому социально-экономическому развитию, предполагающему сочетание динамичного экономического роста с гармоничным развитием социальной сферы, эффективным и бережным использованием уникального природно-ресурсного потенциала региона в интересах настоящего и будущих поколений. Целью разработки Стратегии является формирование организационно-управленческих основ для перехода к инновационному типу развития и новому качеству экономического роста Республики Адыгея. Стратегия определяет основные приоритеты развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу и перечень конкретных задач, направленных на устранение существующих диспропорций и проблем развития в социально-экономической сфере региона и выход на траекторию устойчивого развития. Основными принципами Стратегии являются: - системность и комплексность в решении экономических, социальных, технологических, политических, экологических, институциональных и прочих проблем; - социальная ответственность - ориентация на повышение уровня и качества жизни населения региона, создание условий для развития и приумножения человеческого капитала; - максимальный учет социально-экономических, экологических и культурных особенностей Республики Адыгея; - экологический императив - оценка любых хозяйственных решений с точки зрения их последствий для окружающей среды и здоровья населения региона; - согласованность с программными документами Российской Федерации и Южного федерального округа; - последовательность - обязательный учет положений Стратегии при разработке отраслевых и территориальных программ развития на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; - партнерство власти, бизнес-структур и гражданского общества для реализации целей устойчивого социально-экономического развития республики. В методологическом плане Стратегия базируется на использовании системного, статистического анализа, SWOT - анализа, прогнозирования и сценарного планирования, а также ряда других научных методов. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея разработана с учетом основных положений: 1) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; 2) федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 года N 10 "О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2012 годы)" (с последующими изменениями); 3) федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с последующими изменениями), Развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" (с последующими изменениями), "Культура России на 2006-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010) годы" (с последующими изменениями), и других; 4) проекта Стратегии экономического развития Южного федерального округа. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года является основой формирования и реализации экономической политики и базовым документом для разработки отраслевых и территориальных стратегических документов и комплексных целевых программ развития Республики Адыгея на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 1. Оценка потенциала социально-экономического развития Республики Адыгея 1.1. Общая характеристика Республики Адыгея Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубань, Лаба и Белая. Территория республики на севере и северо-востоке ограничена рекой Кубанью и её притоком Лабой, на юге - Главным Кавказским хребтом, на юго-востоке, юго-западе граница проходит изломанной линией, отражающей особенности расселения адыгов в бассейнах рек Чехрак, Фарс, Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс, Курджипс. Территория - 7 791,8 квадратных километра. Расстояние между крайними точками: северной и южной - 208 километров, западной и восточной - 165 километров. Численность населения на 1 января 2008 года составляет 441,18 тысячи человек. Республика на севере граничит с городом Краснодаром, Усть-Лабинским, Курганинским, Динским, Красноармейским районами; на востоке - с Курганинским, Лабинским, Мостовским районами; на юге - с Адлерским, Лазаревским и Хостинским районами города Сочи; на западе - с Северским, Белореченским и Апшеронским районами Краснодарского края и с городом Горячий Ключ. Длина границ - более 900 километров, одна треть приходится на водные: по рекам Кубань, Лаба, Белая и Краснодарскому водохранилищу. В состав Республики Адыгея входят 9 муниципальных образований, из них 7 районов: Гиагинский с центром в станице Гиагинской, Кошехабльский с центром в ауле Кошехабль, Красногвардейский с центром в селе Красногвардейском, Майкопский - районный центр поселок городского типа Тульский, Тахтамукайский - районный центр аул Тахтамукай, Теучежский - районный центр аул Понежукай и Шовгеновский с центром в ауле Хакуринохабль, 2 города - город Адыгейск и город Майкоп. Республиканский центр - город Майкоп. Республика Адыгея входит в состав Северо-Кавказского экономического района и Южного федерального округа (далее - ЮФО). Географическое положение Республики Адыгея обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития. Железные и автомобильные дороги связывают Республику Адыгея со многими районами Краснодарского края, Российской Федерации и республиками ближнего зарубежья. В 2006 году доля ВРП Республики Адыгея в ЮФО составила 1,3%, в ВВП Российской Федерации - 0,009%. В то же время доля населения Республики Адыгея в ЮФО составляет 1,94%, в Российской Федерации - 0,31%. Следствием более низкой доли ВРП Республики Адыгея в ВРП ЮФО и ВВП Российской Федерации по сравнению с долей населения является относительно низкий объем производства ВРП на душу населения по сравнению и с ЮФО, и с Российской Федерацией. ![]() 1.2. Оценка природно-ресурсного потенциала 1.2.1. Климат Территория Республики Адыгея расположена в трех климатических провинциях: степной, влажной предгорной и горной. Климат Республики Адыгея умеренно-теплый и мягкий. В целом по республике насчитывается от 200 до 250 ясных дней в году; суммарная солнечная радиация составляет 115 - 120 килокалорий на квадратный сантиметр. Такие климатические условия обеспечивают: 1) продолжительное сохранение снега в среднегорье и высокогорье, что позволяет развивать горнолыжные курорты; 2) развитие туристско-рекреационного потенциала республики и сельского хозяйства.
На территории республики имеется широко развитая сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны. Система особо охраняемых природных территорий Республики Адыгея включает в себя государственный природный биосферный заповедник, природный парк, 2 ботанических заказника, 15 памятников природы регионального значения и 15 памятников природы местного значения. Среди них - Кавказский государственный природный биосферный заповедник и 4 ООПТ регионального значения общей площадью 86,218 тысячи гектаров, которые с 1999 года включены в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации "Западный Кавказ". Таблица 1.1 Распределение земель между муниципальными образованиями в Республике Адыгея, %
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в Республике Адыгея в составе земель сельскохозяйственного назначения создан фонд перераспределения земель, доля которого составляет 16,7%. Формирование фонда осуществляется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Наибольшая доля таких земель находится в Теучежском (30,5%) и Гиагинском (20,4%) районах. Анализ структуры земельного фонда Республики Адыгея позволяет сделать следующие выводы: 1) вследствие значительной доли земель сельскохозяйственного назначения в земельном фонде Республики Адыгея и их серьезной деградации требуется проведение почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения с целью разработки комплекса мероприятий по защите земель от пагубных воздействий хозяйственной деятельности и создания экологически устойчивых условий для развития сельского хозяйства; 2) в целях рационального развития территорий необходимо уточнить границы особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда.
Территория Республики Адыгея богата следующими видами минерального сырья: 1) топливно-энергетические ресурсы, представленные углеводородным сырьем (природный газ, нефть и газовый конденсат). В настоящее время эксплуатируются два нефтегазоконденсатных месторождения: Майкопское и Кошехабльское; 2) рудные полезные ископаемые, представленные проявлениями цветных, черных и благородных металлов с незначительными ресурсами. Это проявления рудной минерализации молибдена, вольфрама, полиметаллов (свинец, цинк, медь) и марганцевых руд карбонатного и окисленного типов; 3) нерудные полезные ископаемые, занимающие наибольший удельный вес (около 70%) и представленные большим разнообразием видов: а) индустриальное и горно-техническое сырье (глины керамические, кирпичные, черепичные, керамзитовые, известняки технологические для сахарной промышленности, гипсы различного назначения, глауконитовые песчаники, фосфориты, цеолиты, барит, кварцевый песок и доломиты для стекольной промышленности); б) строительные материалы (гипсы строительные, пески строительные, валунно-гравийно-песчаные смеси, известняки строительные); в) камни облицовочные и декоративно-поделочные (известняки красноцветные, мраморизованные и доломитизированные, доломиты, гипсы и ангидриты, песчаники, граниты, амфиболиты, серпентиниты, листвиниты); 4) минеральные воды различного назначения и состава, лечебные глины; 5) пресные подземные воды для хозяйственно-питьевого назначения и промышленного розлива. Анализ структуры минерально-сырьевой базы и ее использования в Республике Адыгея позволяет сформулировать следующие выводы: 1) в структуре минерально-сырьевой базы наибольшая доля разведанных запасов приходится на нерудные полезные ископаемые, что позволяет добывать сырье для производства различных строительных материалов; 2) наличие запасов минеральных вод и лечебных глин позволяет развивать направление курортно-санаторного оздоровления и лечения; 3) для удовлетворения нужд местной промышленности строительных материалов необходимо: а) вовлечение в разработку участков недр согласно полученным лицензиям или отзыв лицензий, владельцы которых систематически не выполняют условия лицензионных соглашений; б) выявление новых площадей залегания песков строительных и подготовка участков к лицензированию; 4) в целях рационального использования минерально-сырьевой базы известняков необходимо: а) завершить инвентаризацию отвалов известняков и рассматривать эти образования как техногенные месторождения; б) вести учет реализуемого из отвалов техногенного сырья и оценивать рациональность его фактического использования; в) на уровне НИОКР рассмотреть возможности рационального использования техногенных месторождений известняков в индустрии строительных материалов; г) активизировать поиск рынков сбыта минерального сырья и новых направлений использования строительных известняков; д) привести в безопасное состояние бездействующие карьеры. 1.2.4. Геотермальные ресурсы Особенности геологического строения и развития территории Республики Адыгея предопределили повышенную степень напряженности глубинного теплового режима и тем самым высокие потенциальные возможности практического использования геотермальной энергии. Значения тепловых потоков из недр Земли в пределах Республики Адыгея колеблются от 40 до 85 мВт/м2. На большей центральной части территории, относящейся к платформенной части Западного Предкавказья, значения тепловых потоков составляют 60-85 мВт/м2, лишь в западной части республики, которая располагается в пределах Западно-Кубанского передового прогиба, величины тепловых потоков понижаются до своих минимальных значений. В разрезе осадочного чехла Республики Адыгея в соответствии с литологическим составом пород устанавливаются более чем четырехкратные изменения коэффициентов теплопроводности. Минимальной теплопроводностью 1-1,9 Вт/м.град. характеризуются майкопские, в основном глинистые отложения. Перекрывающий их песчано-глинистый комплекс плиоцена и миоцена обладает повышенной теплопроводностью от 1,8-3,0 Вт/град., а в подстилающих отложениях происходит постепенное увеличение теплопроводности вниз по разрезу от 1,5-3,0 Вт/м.град. в эоцен-палеоценовых до 2,0-4,0 Вт/м.град. в мезозойских породах. Высокотемпературные условия недр значительной части территории Республики Адыгея являются существенным аргументом при положительной оценке перспектив использования глубинного тепла Земли. Достаточно отметить, что в пределах большей части Республики Адыгея глубины залегания горных пород с температурой 1000 С составляют 1900-2400 м при общей мощности осадочного чехла от 4,5 до 8 километров и значениях температур в нижней его части 140-2200С. Немаловажен тот факт, что в этом температурном диапазоне содержатся довольно мощные и регионально выдержанные проницаемые горные породы. Имеющаяся информация исследований по изучению особенностей и геотермальных условий недр Республики Адыгея показывает, что они обладают значительными потенциальными ресурсами термальных вод. Открытые к настоящему времени месторождения и проявления термальных вод на площадях бурения свидетельствуют о том, что, по самым скромным оценкам, почти 50% территории Республики Адыгея перспективны в плане добычи термальных вод. Горячие воды здесь, как правило, получают самоизливом и с достаточными для практического использования дебитами. Таким образом, наличие на территории геотермальных ресурсов позволяет создавать и развивать в республике объекты нетрадиционной энергетики.
В Адыгее созданы Краснодарское, Шапсугское, Тахтамукайское, Шенджийское, Майкопское водохранилища, позволяющие использовать ресурсы поверхностных вод. 1.2.7. Лесные ресурсы На 1 января 2006 года площадь земель лесного фонда составила 237,5 тысячи гектаров, или 30,5% земельного фонда республики. В состав лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях. В частности, площади таких земель в категории земель особо охраняемых территорий и объектов составляют 53,7 тысячи гектаров, на землях обороны - 6,1 тысячи гектаров, землях сельскохозяйственного значения - 1,2 тысячи гектаров. В целом землями под лесами, включенными в состав других категорий, занято 61,9 тысячи гектаров. Суммарные запасы лесонасаждений Адыгеи оцениваются в 73 миллиона квадратных метров. Расчетная лесосека для лесов на территории лесного фонда в республике установлена в объеме 127,4 тысячи кубических метров в год. В настоящее время в связи с общим спадом объемов промышленного производства потребности в древесине сократились, но остаются достаточными и не могут быть удовлетворены в пределах расчетной лесосеки лесоустройства. Таким образом, основным приоритетом использования лесного потенциала Республики Адыгея является осуществление природоохранной и рекреационной деятельности. В соответствии с этим необходимо: 1) провести организацию лесоустройства Республики Адыгея в границах земель лесного фонда; 2) определить зоны использования лесов для осуществления рекреационной деятельности с решением вопросов, связанных с обеспечением рекреационных объектов необходимой инфраструктурой; 3) определить зоны лесного фонда для заготовки древесины; 4) определить перечень, объемы и сроки проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 1.3. Анализ социально-экономического развития Республики Адыгея 1.3.1. Демография В период 1990 - 2008 годов демографические процессы на территории Российской Федерации развивались разнонаправлено. Если в целом в Российской Федерации численность населения сократилась на 3,8%, то численность населения ЮФО выросла на 10,3%. Население Республики Адыгея на 1 января 2008 года составило 101,5 % от уровня 1990 года. Необходимо отметить, что положительная динамика населения Республики Адыгея сменилась постепенным сокращением численности населения уже в 1997 году, которое, начиная с 1999 года, стало устойчивым. ![]() Рис. 1.3. Динамика численности населения За период 1990-2008 годов доля населения ЮФО в Российской Федерации увеличилась с 14% до 16,1 %, в то время как доля населения Республики Адыгея в ЮФО снизилась с 2,1% до 1,93 %. Более четверти сельского населения Российской Федерации живет в ЮФО. На 1 января 2008 года в Республике Адыгея доля сельского населения выше, чем в среднем по ЮФО и значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (47,3%, 42,5% и 26,7% соответственно). Процессы урбанизации не затрагивают Республику Адыгея. Доля сельского населения на протяжении последних 15 лет постепенно растет, что обусловлено более высокими темпами снижения численности городского населения. В исследуемый период число родившихся в сельской местности стабильно выше, чем в городе (кроме 2001 и 2002 гг.) Число умерших практически одинаково и в городе, и на селе. Естественная убыль населения лишь частично компенсируется миграционным приростом. За последние 10 лет миграционный прирост не компенсировал убыль населения, максимальный коэффициент замещения сложился в 2007 году, его величина составила 98,2%. ![]() Рис. 1.4. Компоненты изменения численности населения Республики Адыгея Главной особенностью возрастной структуры населения Республики Адыгея является сокращение числа и доли детей и подростков, их меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Это свидетельствует о старении населения республики. ![]() Рис. 1.5. Динамика возрастной структуры населения Республики Адыгея Снижение удельного веса лиц в пенсионном возрасте и одновременный рост доли лиц в трудоспособном возрасте носит временный характер и уже в ближайшие годы ситуация в этом отношении ухудшится. Изменение возрастной структуры населения в сильной степени влияет на динамику показателя демографической нагрузки - соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста. В целом показатель демографической нагрузки в Республике Адыгея выше, чем в среднем по России и в ЮФО. На протяжении 2000-2007 годов этот показатель также, как и в России и ЮФО, снижался с 786 до 646. В 2008 году снижение прекратилось, и в перспективе ожидается его увеличение. Уменьшающееся в предшествующие годы число детей суженным контингентом переходит в категорию трудоспособных, а пока еще растущее количество лиц трудоспособного возраста - в группу пенсионного возраста. ![]() Рис. 1.6. Трудоиждивенческий баланс (на 1000 лиц трудоспособного возраста) 1.3.1.1 Уровень жизни населения Темпы роста номинальных денежных доходов населения за период 2000-2007 годов значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и ЮФО. Это приводит к усилению межрегиональной дифференциации по доходам населения и относительному снижению уровня жизни в республике. При этом разрыв в показателях среднедушевого дохода по сравнению с Российской Федерацией и ЮФО с каждым годом возрастает. Так, в 2000 году разрыв составлял 3,1 % с ЮФО и 39,3% с Российской Федерацией, в 2006 году данный показатель составил 30,8% с ЮФО и 53,8% с Российской Федерацией. ![]() Рис.1.7. Динамика среднедушевых денежных доходов (2000 год = 100%) В последние годы наблюдаются некоторые позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Республики Адыгея. Экономический рост сопровождается улучшением уровня жизни населения. Отмечается увеличение денежных доходов и расходов населения. ![]() Рис.1.8. Динамика денежных доходов на душу населения, в рублях В 2007 году в Республике Адыгея сохраняются сильные межотраслевые диспропорции по зарплате: от 22 723 рублей в финансовой деятельности до 3 907 рублей в гостиничной и ресторанной. Уровень максимальной начисленной заработной платы в промышленности превышает уровень минимальной в 6 раз. Уровень оплаты труда в базовых отраслях экономики Республики Адыгея (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, торговля) колеблется от 5,0 до 7,9 тысячи рублей. ![]() Рис.1.9. Средняя заработная плата в базовых отраслях экономики в 2007 году, рублей в месяц Число жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 29,6% от общей численности населения, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели. ![]() Рис.1.10. Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума Средние денежные доходы населения в месяц превышают прожиточный минимум лишь в 1,76 раза при необходимом минимальном соотношении - 2 раза. В Республике Адыгея наблюдается снижение социальной дифференциации населения (за исключением 2007 года) на фоне ее усиления в Российской Федерации. Коэффициент фондов в 2007 году значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (10,3 против 16,8). ![]() Рис.1.11. Динамика соотношения доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения По итогам 2007 года разница между денежными доходами и потребительскими расходами на душу населения в республике достаточно велика, что можно расценивать либо как способность населения к накоплению, либо, что более вероятно, часть доходов, полученных на территории Адыгеи, расходуется за ее пределами, например, в Краснодарском крае. Таблица 1.2 Смотрите также: Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. N 300 "о стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года"
1480.39kb.
9 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства труда и социального развития республики адыгея как субъекта бюджетного планирования на 2013-2015 годы
408.79kb.
2 стр.
Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года №110 «О выборах Главы Республики Адыгея»
189.67kb.
1 стр.
Отчет по тематической проверке целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Министерству сельского хозяйства
5598.09kb.
26 стр.
Закон республики адыгея "о конституционном суде республики адыгея"
13.06kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №25
334.75kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №22
270.76kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №26
451.97kb.
3 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №24
562.96kb.
4 стр.
1 Распределение земельного фонда Республики Адыгея по муниципальным образованиям
147.71kb.
1 стр.
1. Полевая мастерская «Исследование свойств глины» Маркина Ирина Владиславовна, учитель химии лицея №34 г. Майкоп Республики Адыгея, победитель конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002»
48.58kb.
1 стр.
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "о стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" 4632.51kb.
33 стр.
|