Главная
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

Показатели наличия и функционирования кластера


1. Расчетные коэффициенты, подтверждающие наличие и функционирование кластера

(если эти показатели больше или равны 1, данные виды деятельности являются видами рыночной специализации и в них либо существуют кластеры, либо их создание является возможным)






"Строительство"




удельный вес в структуре ВРП

5,5%

коэффициент локализации

0,95

2. Условия для функционирования и развития кластера

имеется/ не имеется

Качественная оценка условий конкурентной устойчивости,

в том числе:






наличие и доступность ресурсов:




природных

имеется

трудовых

имеется

инфраструктурных

имеется

материальных

имеется

3. Институциональная организация кластера

да/нет

постоянный состав и расширение числа участников кластера

да

возможность статистического наблюдения

да

Несмотря на то, что коэффициенты локализации и душевого производства ниже 1, объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" за период с 2005 по 2007 годы увеличился более чем в 1,5 раза и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Наличие на территории региона минерально-сырьевых ресурсов обуславливает высокую концентрацию предприятий по производству строительных материалов. В республике производятся все виды строительных материалов, кроме стекла, мягкой металлической кровли и некоторых видов отделочных материалов.

Продукция местных предприятий является конкурентоспособной, в том числе и за пределами региона, преимущественно за счет быстрого доступа к сырьевым ресурсам, снижающего ее себестоимость. Вместе с тем высокая энергоемкость производств и, как следствие, ограничение по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами, усиление конкуренции со стороны стран - импортеров создают риски для развития кластера.

Основной стратегической целью дальнейшего развития строительного кластера являются наиболее благоприятные условия для улучшения качества жизни населения республики путем создания новых и развития существующих элементов производственно-экономической базы, что позволит создать дополнительные рабочие места, обеспечить жителей республики жильем и улучшить социальную инфраструктуру.

В связи с этим для достижения поставленной задачи планируется реализация следующих мероприятий:

в части производства строительных материалов:

создание на инновационной основе предприятий строительных материалов на базе имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых, энергосберегающих и экологичных технологий;

повышение качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий;

внедрение в производство новых перспективных научно-технических и технологических разработок;

расширение рынков сбыта продукции, выход продукции на межрегиональные и международные рынки, для чего необходимо внедрение международных стандартов качества продукции;

снижение энергоемкости предприятий, в том числе за счет применения оборудования, работающего на альтернативных видах топлива;

в части проведения жилищной политики:

проведение мероприятий по обеспечению доступности жилья для всех категорий граждан, в том числе за счет значительного увеличения в общем объеме строительства доли строительства индивидуальных жилых домов и развития системы ипотечного кредитования;

совершенствование действующих институтов жилищного рынка и разработка новых, обеспечивающих повышение доступности жилья, а именно: жилищной земельной ипотеки, развития рынка ипотечных ценных бумаг, строительно-сберегательных кооперативов;

приведение в соответствие с потребностями населения объемов комфортного жилищного фонда;

создание безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека;

обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой;

внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования, создание условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;

модернизация жилищно-коммунальной отрасли, обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, в том числе путем содействия самоорганизации населения с целью создания товариществ собственников жилья, развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения;

в части проведения инвестиционной политики:

включение республики в единое межрегиональное и международное пространство;

активное продвижение республики в качестве перспективной территории для развития бизнеса;

переход на качественно новый уровень информационного обеспечения инвестиционного процесса;

реализация мер по развитию бизнес-инфраструктуры и логистики;

дальнейшее развитие инновационно активной среды;

развитие механизмов государственно-частного партнерства через создание венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, промышленных парков, промышленно-производственных зон.

Для развития строительного кластера в регионе планируется реализовать ряд программ и проектов:

реконструкция производственных мощностей на действующих предприятиях и строительство новых для развития отдельных видов продукции промышленности строительных материалов, в частности облицовочного керамического кирпича, изделий из ячеистых бетонов, гипса, природного камня, новых отделочных материалов (облегченные гипсоволокнистые и гипсокартонные листы);

строительство новых предприятий с большей производительностью по выпуску кирпича (10-20 миллионов штук в год), цемента (в объеме до 100 тысяч тонн);

реализация порядка 20 инвестиционных проектов на территории муниципальных образований республики (в частности заводов по производству сухих строительных смесей мощностью 35-100 тысяч тонн в год в городе Майкопе и Майкопском районе, заводов по производству нерудных строительных материалов в Кошехабльском, Шовгеновском, Красногвардейском районах мощностью 500-700 тысяч кубических метров в год);

урегулирование вопросов землепользования и сроков оформления земельных участков под разработку минерально-сырьевой базы;

привлечение инвесторов для 42 месторождений минерального сырья, находящихся в нераспределенном фонде Республики Адыгея;

организация производственной лаборатории, оснащенной необходимым оборудованием для проверки всех видов строительной продукции в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", что позволит повысить конкурентоспособность продукции;

разработка и подписание соглашения о социальном партнерстве с учреждениями республики для подготовки необходимых кадров строительных профессий.

По расчетам международных экспертов и Министерства экономического развития Российской Федерации, одно созданное в строительстве рабочее место обеспечивает создание четырех мест в смежных и обслуживающих отраслях.

В результате принимаемых мер и проводимых мероприятий доля отрасли "Строительство" в ВРП Республики Адыгея с 5,5% в 2008 году вырастет до 7,0%, рост составит 27%.


5.4. Санаторно-туристский кластер
Основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного санаторно-туристского кластера.

К факторам, способствующим становлению санаторно-туристского кластера в республике, относятся:

уникальный природно-рекреационный потенциал;

наличие богатого исторического и культурного наследия;

рост туристического потока в Республику Адыгея;

наличие крупных инвестиционных проектов с подтвержденным финансированием;

наличие возможностей для формирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации персонала;

возможность использования межрегиональных связей и связей с соотечественниками за рубежом в продвижении республиканских туристических продуктов;

возможность использования накопленного мирового опыта по информационному обеспечению продвижения туристского потенциала республики и маркетинга турпродуктов.

Факторы, осложняющие развитие туристского кластера:

качество существующей туристской инфраструктуры;

высокая доля теневого сектора в сфере туризма;

отсутствие стратегии развития туризма и продвижения туристского бренда Республики Адыгея.

В настоящий момент в состав туристической отрасли входят 48 организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления туристских и санаторных услуг:

гостиницы, санатории, туристические базы, детские лагеря;

предприятия общественного питания;

торговые и развлекательные учреждения;

предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, оказывающие спектр туристических услуг в качестве гидов, экскурсоводов, инструкторов;

образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров;

транспортные компании.

Текущее состояние туристической отрасли не позволяет в полной мере справиться с туристическим потоком, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых услуг.

Учитывая основные факторы, влияющие на развитие туристического кластера в Республике Адыгея, в качестве основных направлений концентрации ресурсов в рассматриваемый период (до 2025 года) можно выбрать следующие виды туризма (в порядке приоритетности):

1) развитие индустрии активного отдыха (прежде всего горнолыжного);

2) развитие экскурсионного обслуживания;

3) развитие санаторно-курортного комплекса;

4) развитие социального туризма.

Предполагается, что основой кластера активного горного отдыха станут горнолыжные комплексы на плато Лаго-Наки, туристическая инфраструктура в поселке Каменномостский - "Хаджох".

Дальнейшее развитие туристического кластера потребует формирования локализованных территорий, которые должны характеризоваться рядом требований:

высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счет их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость;

относительно высоким уровнем концентрации трудовых ресурсов с соответствующим уровнем квалификации;

развитой туристской, инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;

наличием разветвленных кооперационных связей у туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с одновременным существованием внутренней конкурентной среды.

Схема санаторно-туристского кластера представлена на рис.5.4.

Рис. 5.4. Схема санаторно-туристского кластера
Стимулирование развития выделенных территорий на основе целевого инвестирования в развитие инфраструктуры туризма позволит не только сформировать центры экономического развития в республике, но и благоприятным образом скажется на экономике остальных территорий Республики Адыгея, привязываемых к "центрам развития" с помощью сетевых проектов, туристских маршрутов и турпродуктов за счет мультипликативного воздействия туристической отрасли.

Общие подходы к формированию региональной экономической политики в сфере туризма будут строиться на основе стратегии развития туризма до 2025 года и краткосрочных программных мероприятий.


5.5. Основные целевые индикаторы социально-экономического
развития в рамках целевого сценария

Таблица 5.4.


Целевые индикаторы

2007

2010

2015

2020

2025

Коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения

11,8

11,8

11,3

10,1

9,5

Коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения

14,6

14,0

13,5

13,0

13,0

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

68,77

69,2

72,2

73,5

75,0

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)

8,84

8

7,5

7,0

6,5

Объем ВРП, в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)

25 415,5

29 590,1

38 126,3

49 125,1

63 296,8

ВРП на душу населения (в тысячах рублей)

57,5

65,4

80,7

99,5

121,7

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом (%)

115,3

109

115

115

115

Реальные денежные доходы (в % к предыдущему году)

111,2

103

110

111

112

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

29,6

29

23

18

10

Соотношение доходов (10 % наиболее и наименее обеспеченных категорий населения, раз)

9

8,5

8

7,5

7,5

Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума (раз)

1,76

2

2,5

3

4

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП (%)

20,0

28,0

31,0

27,0

28

Доля малого бизнеса в ВРП республики (%)

11,5

12,4

13,0

17,0

22,0

Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея (%)

22,5

24,0

26,0

28,5

32,0

Уровень обеспеченности потребителей республики электроэнергией собственной выработки (%)

16

14,0

40,0

50,0

50,0

Доля безработных в общей численности экономически активного населения (по критериям МОТ)

10,3

10

9,0

7,0

7,0

Доходы консолидированного бюджета (в миллионах рублей)

8 048,6

9 320,9

12009,8

15 720,0

20 255,0


6. Механизмы реализации Стратегии
Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов регионального развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население. Реализация Стратегии рассчитана на 17 лет (2009-2025 годы) и во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия исполнительных органов государственной власти региона. Для этого будет создан действенный механизм ее реализации, обеспечивающий "баланс интересов", скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.

Достижение стратегической цели развития Республики Адыгея к 2025 году возможно при комплексном использовании организационных, правовых, финансовых механизмов реализации Стратегии.

Организационными механизмами реализации Стратегии будет выступать совокупность стратегических, концептуальных, программных, прогнозных документов, разработанных и реализуемых в настоящее время, и документов, которые предстоит разработать на базе Стратегии развития республики и Схемы территориального планирования республики и исполнять при постоянном совершенствовании организационно-функциональной структуры управления регионом.

Организационные механизмы реализации Стратегии можно разделить на две группы:

1) стратегические:

участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, концепций, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов;

разработка и мониторинг долгосрочных прогнозов социально-экономического развития республики;

разработка и реализация стратегий социально-экономического развития муниципальных образований республики;

разработка и реализация стратегий развития крупнейших предприятий республики, территориальных кластеров и зон опережающего развития;

2) тактические:

участие в реализации среднесрочных федеральных целевых и ведомственных программ;

разработка и реализация среднесрочных программ социально-экономического развития республики;

разработка и реализация ежегодных планов действий исполнительных органов государственной власти республики по реализации Стратегии;

разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ, проектов;

разработка и мониторинг среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития республики;

разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период;

отбор, государственная поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов.

Органическая связь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов должна обеспечиваться общностью целей и путей решения экономических и социальных задач в рамках Стратегии развития Республики Адыгея.

Правовой механизм реализации Стратегии будет охватывать следующие сферы: социально-экономическое развитие республики, систему стратегического планирования, предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс, градостроительную деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), государственно-частное партнерство, местное самоуправление и другие. Предусматривается изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы. В результате будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Стратегии республики и способствующих повышению оперативности и качества управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления республики.

Практическое достижение намеченных целей возможно при эффективном использовании финансовых механизмов реализации Стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, нацеленность на результат.

Важным финансовым механизмом реализации Стратегии будет являться бюджет Республики Адыгея. Реализация намеченных мер развития экономики будет способствовать планомерному увеличению доходов консолидированного бюджета и постепенному снижению зависимости от дотаций и субсидий федерального бюджета, значительному увеличению бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. При этом удельный вес объемов финансирования социальной сферы в консолидированном бюджете Республики Адыгея будет поддерживаться ежегодно на уровне 75-80 процентов и тем самым обеспечивать реализацию долгосрочных социальных приоритетов.

При этом значимой составляющей механизма реализации Стратегии будет являться использование инструментов целевого софинансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия республики в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении Республикой Адыгея обязательств по софинансированию.

Реализация инвестиционных проектов осуществляется через механизм самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности, прежде всего за счет собственных средств и кредитов коммерческих банков. При этом и в дальнейшем будет осуществляться отбор наиболее эффективных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам, и поддержка их Кабинетом Министров Республики Адыгея.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. N 300 "о стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года"
1480.39kb.
9 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства труда и социального развития республики адыгея как субъекта бюджетного планирования на 2013-2015 годы
408.79kb.
2 стр.
Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года №110 «О выборах Главы Республики Адыгея»
189.67kb.
1 стр.
Отчет по тематической проверке целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Министерству сельского хозяйства
5598.09kb.
26 стр.
Закон республики адыгея "о конституционном суде республики адыгея"
13.06kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №25
334.75kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №22
270.76kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №26
451.97kb.
3 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №24
562.96kb.
4 стр.
1 Распределение земельного фонда Республики Адыгея по муниципальным образованиям
147.71kb.
1 стр.
1. Полевая мастерская «Исследование свойств глины» Маркина Ирина Владиславовна, учитель химии лицея №34 г. Майкоп Республики Адыгея, победитель конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002»
48.58kb.
1 стр.
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "о стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"
4632.51kb.
33 стр.