Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

3. Нейтрализация возможных угроз за счет сильных сторон (ST)

Сокращение численности населения за счет естественного отрицательного прироста возможно компенсировать путем привлечения мигрантов в республику, путем создания дополнительных рабочих мест и формирования среды обитания с высокими социальными стандартами.

Устранение дефицита специалистов в здравоохранении и образовании возможно за счет создания соответствующих условий труда и жизни в сельских территориях.

Сохранение экологического баланса в связи с расширением добычи полезных ископаемых, производства и оказания услуг возможно при использовании инновационных природосберегающих технологий.

Расширение использования современных банковских технологий с использованием системы безналичных расчетов приведет к повышению прозрачности экономических отношений между субъектами и снижению уровня теневой экономики.

4. Ограничения стратегического развития (WT)

Ухудшение половозрастной структуры населения - рост демографической нагрузки на трудоспособное население.

Высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и низкие заработные платы.

Высокий уровень теневой экономики отрицательно сказывается на инновационном развитии предприятий в силу снижения возможности доступа к кредитным ресурсам.

Низкий уровень инновационного восприятия в силу относительно низкого уровня профессиональной квалификации, низкая доля занятых в науке и научном обслуживании - 0,3% против 1,9% в среднем по России.

Несоответствие формируемого образовательными учреждениями предложения на рынке труда спросу со стороны реального сектора.

При затяжной депрессии и усилении отставания Республики Адыгея от Краснодарского края и других регионов ЮФО вполне возможны такие угрозы, как отток рабочей силы, деградация действующей производственной базы, возрастание социальной и этнополитической напряженности.

Несоответствие электронных коммуникаций в органах регионального и муниципального управления современному уровню.


2. Миссия и образ будущего Республики Адыгея
С учетом выявленных природных особенностей, географического положения, конкурентных преимуществ, а также основных потенциальных возможностей, выявленных в процессе формирования Стратегии, сформулирована миссия Республики Адыгея:

"Строим будущее, сохраняя природное богатство

и приумножая благосостояние народа"

Главный стратегический приоритет - достижение современных стандартов жизни населения на основе использования природно-рекреационного потенциала и формирования структуры экономики, соответствующей постиндустриальному уровню развития.

Будущий образ Республики Адыгея может быть охарактеризован следующими параметрами: Республика Адыгея к 2025 году - это край процветания и благополучия с высоким уровнем социального благополучия и качества жизни населения, узнаваемым имиджем региона, экономикой, основанной на инновационных технологиях, с высокой долей добавленной стоимости в отраслях материального производства и услуг, с крепкими межрегиональными и международными связями, низкой дотационностью бюджета.
3. Система взаимоувязанных стратегических целей развития
региона по основным направлениям социально-экономической
деятельности

Первое стратегическое направление - развитие социальной сферы.

Цель - развитие человеческого капитала.

Задачи:

1) улучшение демографической ситуации и создание условий для укрепления здоровья населения;



2) повышение уровня образования;

3) развитие культурного и духовно-нравственного потенциала;

4) развитие физической культуры и спорта;

5) обеспечение социальной защищенности и занятости населения;

6) обеспечение безопасных условий проживания (обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды);

7) динамичное и сбалансированное развитие всех муниципальных образований Республики Адыгея (сокращение различий в уровне обеспеченности объектами коммунальной и социальной инфраструктуры муниципальных образований);

8) обеспечение права граждан Республики Адыгея на информацию.

Второе стратегическое направление - обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея.

Цель - повышение уровня жизни населения за счет роста денежных доходов и обеспеченности общественными финансами.

Задачи:


1) создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики;

2) обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста);

3) создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера;

4) создание условий для формирования и развития строительного кластера;

5) создание условий для формирования и развития санаторно-туристского кластера;

6) поддержка предпринимательской инициативы;

7) развитие инженерной дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта;

8) увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета.

Третье стратегическое направление - проведение институциональных преобразований.

Цель - повышение отдачи вложенных ресурсов в социальную, производственную и инженерную инфраструктуру.

Задачи:

1) совершенствование системы стратегического управления регионом;



2) совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления;

3) развитие института частно-государственного партнерства;

4) развитие институтов гражданского общества;

5) интеграция стратегической политики Республики Адыгея, Краснодарского края и других регионов Российской Федерации;

6) развитие международного сотрудничества.

Система взаимоувязанных стратегических целей развития региона по основным направлениям социально-экономической деятельности в разрезе задач сформирована в Стратегический план Республики Адыгея до 2025 года согласно приложению.


4. Прогноз результатов от реализации стратегии
4.1. Сценарии социально-экономического развития
Республики Адыгея на долгосрочную перспективу

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров на 2009-2025 годы разработан исходя из задач, поставленных Кабинетом Министров Республики Адыгея, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Южного федерального округа, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Республики Адыгея за 2007 год.

В основу прогнозных показателей, в частности ВРП, объемов производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемов строительства объектов производственной и инфраструктурной направленности легли современные оценки обеспечения республики природными, производственными и трудовыми ресурсами, потенциальный уровень спроса, а также анализ предыдущего развития экономики с последующей экстраполяцией темпов роста на будущие периоды.

Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2009-2025 годах осуществлялась по трем основным вариантам. В качестве основного для разработки параметров бюджета региона на 2009-2025 годы предлагается третий вариант прогноза.

Основными различиями в сценарных условиях социально-экономического развития Республики Адыгея являются:

1) уровень финансовых вложений в социальную сферу;

2) различия в динамике объемов производства базовых отраслей экономики республики, обусловленные количеством реализуемых крупных инвестиционных программ и проектов;

3) интенсивность институциональных преобразований.

Сценарий 1 (инерционный) отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов региона в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, модернизацию и техническое перевооружение предприятий республики, строительство крупных инфраструктурных объектов, обеспечивающих рост "локомотивов" экономики республики. Кроме того, предлагается увеличение расходов на образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
4.2. Основные показатели развития Республики Адыгея
по различным сценариям

4.2.1. Демография
По инерционному сценарию общая численность населения будет неуклонно снижаться и темп снижения постепенно увеличиваться, к 2025 году сократится на 8,6% по сравнению с 2008 годом. Наибольшими темпами будет снижаться численность населения в трудоспособном возрасте - к 2025 году она будет составлять 84,1 % от уровня 2008 года, население в трудоспособном возрасте будет сначала увеличиваться, но после 2023 года также будет меньше уровня 2008 года на 2,8%. Население старше трудоспособного возраста будет постепенно возрастать и также после 2023 года сокращаться. К 2025 году достигнет 106,8% от уровня 2008 года.

Рис. 4.1. Прогноз динамики возрастных групп населения (сценарий 1)
В результате в неблагоприятную сторону изменится возрастная структура населения. Резко возрастет нагрузка на население в трудоспособном возрасте, поскольку доля населения в трудоспособном возрасте составит 55,9% против 60,8% в 2008 году, население старше трудоспособного возраста будет составлять 26,0% (2008 год - 22,3%), а доля населения младше трудоспособного возраста вырастет с 17,0% до 18,1%.

Рис. 4.2. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 1)
Оптимистический вариант сценария динамики численности населения опирается на следующие предпосылки.

В республике наблюдаются все признаки второго демографического перехода - снижение частных коэффициентов рождаемости в группах 15-19 лет, 20-24 года, рост частных коэффициентов рождаемости в более возрастных группах фертильного возраста у женщин. Это влечет более ответственное отношение матерей к рождению ребенка и снижению детской, в том числе младенческой, смертности. Далее предполагается, что приносит отдачу система мер, направленная на снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни. В результате численность населения будет сокращаться, но в меньшей степени и достигнет к 2025 году 92% от уровня 2008 года. Численность населения в трудоспособном возрасте снизится до уровня 84,4% от 2008 года, а численность населения моложе трудоспособного возраста в течение прогнозного периода будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2018-2019 годам 104,1% от уровня 2008 года, а затем начнет сокращаться до 99,3 % от уровня 2008 года. Меры по повышению продолжительности жизни и сокращению смертности приведут к более интенсивному росту населения в возрасте старше трудоспособного. К 2023 году его численность вырастет по сравнению с 2008 годом на 8,2%. Это приведет к более высоким расходам на пенсионное обеспечение.



Рис. 4.3. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 2)
Несколько более высокой в сравнении с инерционным вариантом будет доля населения в возрасте моложе трудоспособного. На 0,1 пункта прогнозируется доля населения в возрасте старше трудоспособного. Тем не менее доля населения в трудоспособном возрасте окажется такой же, как и в инерционном сценарии.

Рис. 4.4. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 2)
Инновационный сценарий демографических процессов предполагает более медленное снижение частного коэффициента рождаемости в группе 20-24 лет по сравнению с инерционным сценарием, а также относительно меньшие темпы роста рождаемости в возрастной группе 25-29 лет. Существенную роль в поддержании низких темпов снижения численности населения играет миграция населения.

Рост рождаемости также сопровождается снижением смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. В результате прогнозируется следующая динамика численности основных групп населения:



Рис. 4.5. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 3)
Общая численность населения к 2025 году снизится на 2,4 %, численность населения в трудоспособном возрасте будет особенно интенсивно снижаться в период с 2014 года по 2023 год и достигнет к 2025 году 89,8% от уровня 2008 года. Население моложе трудоспособного возраста активно будет увеличиваться с 2011 по 2018 годы, затем его численность стабилизируется на уровне 108,8%, после 2023 года начнет сокращаться и к 2025 году составит 106,4% уровня 2008 года.

Численность населения старше трудоспособного возраста будет неуклонно расти на протяжении прогнозного периода и достигнет к 2025 году 112,4% от уровня 2008 года.

В результате к 2025 году сложится следующая половозрастная структура населения: доля населения в возрасте моложе трудоспособного составит 18,5%, доля населения в возрасте старше трудоспособного составит 25,6%, а доля населения в трудоспособном возрасте составит 55,9%.

Рис. 4.6. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 3)
Детское население в возрасте от 2 до 6 лет

Для планирования строительства и обустройства учреждений дошкольного воспитания необходимо спрогнозировать численность детей в возрасте 2-6 лет. По трем сценариям прогноза численности населения прогнозируется активный рост детей в этом возрасте до 2014 года, а затем постепенное сокращение к 2025 году до уровня 92,6% по инерционному и 96,2% по оптимистическому. Лишь по инновационному сценарию прогнозируется увеличение детского населения до 2016 года, относительная стабилизация численности детей до 2020 года и потом достаточно быстрое снижение до уровня 103,7% от 2008 года к 2025 году.



Рис. 4.7. Прогноз динамики детей в возрасте от 2 до 6 лет
Демографическая нагрузка на трудоспособное население

По всем трем сценариям до 2023 года будет происходить увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. Максимальная величина этого показателя приходится на оптимистический вариант. Разница между оптимистическим и инновационным составляет 7 человек на каждую тысячу человек трудоспособного населения. Эта же разница сохранится к 2025 году, будет наблюдаться небольшое снижение демографической нагрузки, небольшое сокращение разницы - до 6 человек на тысячу трудоспособного населения в пользу инновационного сценария.



Рис. 4.8. Прогноз демографической нагрузки на 1000 человек трудоспособного возраста
4.2.2. Экономика
ВРП Республики Адыгея по инновационному сценарию к 2025 году достигнет 63 296,8 миллиона рублей*(38), что на 58% превышает показатель инерционного сценария и на 21% оптимистического сценария. Показатели ВРП в 2010 году по трем разрабатываемым сценариям имеют схожие ориентиры, что связано с необходимостью построения модели экономики в соответствии с планируемым развитием, началом реализации инвестиционных программ и проектов, эффект от которых будет получен в более поздний период.

Рис. 4.9. Прогноз ВРП Республики Адыгея на 2008-2025 годы *(38)
Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в сопоставимых ценах к 2025 году при реализации сценарных условий составят:

1) 12 606,8 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 56% по сравнению с уровнем 2007 года);

2) 16 501,5 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза по сравнению с уровнем 2007 года);

3) 20 255,0 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2007 года).


Таблица 4.1.
Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)


 

2007

2010

2015

2020

2025

Сценарий -1

8 048,6

9 550,6

10 654,0

11 461,5

12 606,8

Сценарий -2

8 048,6

9 031,5

11 041,2

13 498,0

16 501,5

Сценарий -3

8 048,6

9 320,9

12 009,8

15 720,0

20 255,0



Рис. 4.10. Сценарный прогноз доходов бюджета Республики Адыгея (в миллиардах рублей)
Расходы республиканского бюджета Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составят:

12 486,7 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 57%);

16 449,1 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза);

20 128,4 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,5 раза).


Таблица 4.2.
Расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)


 

2007

2010

2015

2020

2025

Сценарий -1

7 942,2

9 489,4

10 585,7

11 388,7

12 486,7

Сценарий -2

7 942,2

9 002,9

11 006,1

13 455,1

16 449,1

Сценарий -3

7 942,2

9 291,3

11 971,7

15 621,8

20 128,4



Рис. 4.11. Сценарный прогноз расходов бюджета Республики Адыгея (в миллиардах рублей)
Прогнозные показатели расходов бюджета республики привязаны к величине налоговых платежей, поступающих от предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и направлены на достижение стратегических ориентиров, а также поддержание высоких темпов роста экономики республики. Такое соотношение позволяет республике соблюдать баланс между собственными доходами и реализуемыми программами развития, что в итоге приведет к сокращению уровня дотаций бюджета с 60% в 2007 году до 40% к 2025 году.

Рис. 4.12. Уровень дотаций бюджета Республики Адыгея (%)
Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при реализации инерционного и оптимистического варианта будет иметь схожую структуру, в то время как при инновационном значительно увеличится доля таких секторов, как:

торговля - с 19,6% в 2007 году до 22% в 2025 году (рост 12%);

строительство - с 5,5% до 7,0% (рост 27%);

туризм - с 0,7% до 2,6% (рост в 3,7 раза).

Увеличатся расходы социальной сферы, в частности образования (+0,7%), здравоохранения (+0,8%) и государственного управления (+1,0%), что связано с ростом заработных плат работников бюджетной сферы.

Рис. 4.14. Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при инновационном сценарии развития (%)
4.2.2.1. Промышленность
Объем промышленного производства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

17 609,4 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 59%);

22 525,8 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2 раза);

26 584,7 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).

Основными "локомотивами" промышленности республики станут такие отрасли, как:

пищевая промышленность (рост объемов производства в 3 раза);

промышленность строительных материалов (рост объемов производства в 2,5 раза);

машиностроение и металлообработка (рост объемов производства в 1,8 раза).

Динамика развития вышеперечисленных секторов экономики обеспечивается за счет развития таких отраслей экономики, как строительство, туризм, агропромышленный комплекс.

Доля данных отраслей в ВРП республики увеличится за период 2008-2025 годов на 12-27%. В производстве пищевой продукции инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый потребительский спрос на продовольствие на фоне стабильного роста денежных доходов населения, формирование новой культуры потребления, значительный рост туризма, масштабный объем привлечения инвестиций, направленный на технологическую модернизацию производства, улучшение сырьевой базы и использование современных технологий. Насыщение внутреннего рынка отечественным сырьем отразится на снижении доли импорта продукции из-за пределов региона.

Низкие темпы роста объема промышленного производства в период 2008-2012 годов объясняются сложившимся кризисом в экономике России, преодоление которого планируется к 2012 году.

Рис. 4.15. Прогноз объема промышленного производства

в ценах соответствующих лет (в миллионах рублей)


4.2.2.2. Сельское хозяйство
Объем производства сельского хозяйства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

9 605,2 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 58%);

12 048,7 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 1,98 раза);

14 558,3 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).

Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства и доминирующими в инерционном варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности и химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен на материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, наличие проблем, связанных с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и упорядочением земельных отношений.

В инновационном варианте предусматривается ускорение интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации в полном объеме мер, определенных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012  годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года

N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012  годы", увеличения объема инвестиций в основной капитал, освоения новых, соответствующих мировым стандартам технологий, совершенствования мер государственного регулирования и улучшения социальных условий жизни сельского населения.

Рис. 4.16. Прогноз объема производства сельского хозяйства

в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)


Главными составляющими высокого индекса продуктивности территории республики будут выступать высокоплодородные почвы и уникальные агроклиматические ресурсы, позволяющие возделывать широкий спектр земледельческих культур.
4.2.2.3. Инвестиции
При инновационном варианте развития Республики Адыгея предполагается уже с 2009 года увеличение объема инвестиций в основной капитал, доля в ВРП составит 28%, что позволит обеспечить толчок в развитии основных "локомотивов" экономики республики.

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях достигнет:

28% при инерционном варианте;

36% при оптимистическом варианте;

48,2% при инновационном варианте.

Объемы инвестиций в рамках расчетов сценарных условий включают инвестиции реального сектора экономики и социальной сферы, направленной на повышение инновационной составляющей.



Рис. 4.17. Прогноз доли инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея (%)
5. Обоснование целевого сценария развития Республики Адыгея
с учетом оценки рисков и ресурсных возможностей

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея базируется на инновационном сценарии развития. В качестве инструмента реализации целевого сценария экономического развития определен кластерный подход.

Кластерный подход к управлению экономикой и социальной сферой - наиболее эффективный для повышения конкурентоспособности развития территории, формирующий комплексный межотраслевой взгляд на политику развития региона с учетом потенциала роста экономических субъектов на основе частно-государственного партнерства, способствует созданию и развитию малых и средних предприятий, тем самым повышая инновационность территории. Именно поэтому выявление в экономике республики существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Эффективность инвестирования за счет кластеризации обусловлена укреплением взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях объединения их усилий в части формирования внутреннего рынка, распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, доступа к новым технологиям, внедрения инноваций, решения инфраструктурных вопросов, укрепления взаимодействия с властью, в том числе по формированию нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Таким образом, создание кластера дополняет исходные преимущества его участников за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе, то есть он выступает как стимул экономического развития.

Целями создания региональных кластеров являются:

формирование единого экономического пространства, устранение дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований;

повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий, снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества;

повышение уровня занятости населения в условиях оптимизации структуры крупных предприятий и аутсорсинга, увеличения потенциального рынка для малых и средних предприятий за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;

расширение доступа к информации о рынках и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий.

В Республике Адыгея сложились определенные предпосылки для развития зон опережающего развития на основе кластерных технологий: благоприятные природно-климатические ресурсы, концентрация производителей, поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций, развитая инженерная, транспортная инфраструктуры, возможность их дальнейшего развития, трудовой потенциал.

Проведенная оценка конкурентных преимуществ, анализ потенциалов региона, выявленные проблемы экономического и социального развития, а также проводимая политика регионального развития позволяет выделить следующие зоны опережающего развития и территориальные кластеры, позволяющие обеспечить высокий уровень социального и экономического развития в долгосрочной перспективе:

многофункциональный социальный кластер;

туристско-рекреационный кластер (кластер активного отдыха);

агропромышленный кластер;

строительный кластер.


5.1. Многофункциональный социальный кластер
Конкурентоспособность экономики Республики Адыгея в большей степени будет определяться степенью развития человеческого капитала, повышение которой возможно за счет преобразований, направленных на наполнение социальной сферы современными услугами, формирующими новое качество условий жизни, повышающих конкурентоспособность человека. Решение этих задач будет осуществляться в рамках создания и развития многофункционального социального кластера.

Социальный кластер представляет собой интеграцию учреждений и организаций социальной сферы любых форм собственности, действующих в русле стратегии социально-экономического развития на основе использования инновационных информационно-коммуникационных технологий. Основная задача - формирование благоприятной социокультурной среды путем предоставления полного спектра качественных социальных услуг населению.



Рис. 5.1. Схема многофункционального социального кластера
Основными элементами кластера являются учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, торговые организации, учреждения, оказывающие платные услуги населению. Высококачественная работа учреждений, оказывающих общественные услуги, обеспечивается динамичным развитием экономики и увеличением доходов консолидированного бюджета республики. В свою очередь повышение доходов населения повышает уровень социальных потребностей человека и одновременно возможностей их удовлетворения на платной основе. Повышение спроса на образовательные, культурные, досуговые услуги, услуги здравоохранения рождает соответствующее предложение со стороны частного бизнеса.

Наиболее полная реализация потенциала многофункционального социального кластера возможна при выполнении следующих условий:

1) построении единой социальной политики в соответствии с законодательным разграничением полномочий трех уровней управления: городское или сельское поселение - муниципальный район или городской округ - республика;

2) укреплении горизонтальной интеграции организаций и учреждений различных форм собственности, оказывающих социальные услуги, на основе разработки целевых программ и проектов;

3) создании ресурсного обеспечения функционирования кластера путем формирования фондов для решения социальных задач, объединяющих средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

4) формировании системы информационно-аналитического обеспечения деятельности институтов многофункционального кластера в рамках региональной информационно-аналитической системы (РИАС), которая обеспечит эффективный обмен информацией между элементами кластера на различных уровнях управления.

Взаимодействие компонентов кластера на уровне городских и сельских поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляют органы местного самоуправления, курирующие вопросы социальной сферы, координацию на уровне республики - соответствующие исполнительные органы государственной власти республики.

Ожидаемыми синергетическими эффектами должны стать повышение доступности и качества образования, качества медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, качества услуг в сфере культуры и спорта; востребованность выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда, раскрытие творческого потенциала большинства жителей республики.


5.2. Агропромышленный кластер
Создание агропромышленного кластера обеспечит мультипликативный эффект для динамичного развития всей экономики региона, будет служить катализатором развития сопредельных, смежных отраслей экономики.

Формирование агропромышленного кластера призвано сфокусировать усилия государственного и частного капитала для обеспечения опережающих темпов роста основных, доминирующих секторов экономики Республики Адыгея по сравнению со среднеотраслевыми показателями в Южном федеральном округе.

Доля агропромышленного кластера в ВРП, с учетом поддерживающих секторов экономики, по итогам 2006 года составляет 58,34%. Доля предприятий базовых секторов сельскохозяйственного кластера в общем количестве предприятий республики на 1 января 2008 года составляет 51%. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2008 года в хозяйствах всех категорий республики составила 213,1 тысячи гектаров, что на 10% больше посевной площади 2007 года. Среднегодовое производство зерновых культур за 2003-2007 годы составляет 287,9 тысячи тонн.

Создание агропромышленного кластера на территории Республики Адыгея обусловлено:

1) доминирующей долей агропромышленного комплекса в экономике республики (доля отрасли в ВРП по итогам 2006 год составила 14%, занятого населения - 21%);

2) наличием на территории республики основных производственных предпосылок (агроклиматические условия, ресурсы в виде земельных площадей, человеческий капитал, сельхозпроизводители, предприятия переработки, сбытовые структуры и пр.) для развития отрасли;

3) наличием устойчивого рынка сбыта в рамках ЮФО;

4) необходимостью интеграции отрасли в межрегиональные экономические связи, в частности в ЮФО;

5) необходимостью привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации и технического перевооружения предприятий агропромышленного комплекса;

6) повышением производительности труда, добавленной стоимости в отраслях сельского хозяйства, переработки, туристического комплекса;

7) увеличением доходов (выработки) на душу населения, занятого в базовых секторах экономики;

8) увеличением налоговых отчислений от базовых секторов экономики.

Структурно состав кластера выглядит следующим образом:

предприятия, осуществляющие выпуск сельскохозяйственной продукции (ЗАО "Колхоз Ленина" Красногвардейского района, ПК "Крестьянское хозяйство "Ника" Майкопского района, СПА "Животновод" Шовгеновского района, ЗАО "Радуга" Майкопского района и другие);

предприятия пищевой промышленности (ОАО "Птицекомбинат "Майкопский", ОАО "Молзавод "Гиагинский", ООО "Адыгейский комбикормовый завод", ОАО "Гиагинский КХП", ЗАО "САНЭ", ПТПО "Хлебокомбинат "Тульский", ЗАО "Молкомбинат "Адыгейский" и пр.);

учебные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий агропромышленного сектора (Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет, ГОУ профессиональные училища N 1, 2, 4, 7);

смежные и обслуживающие предприятия по видам экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", "Транспорт".

Схема структуры агропромышленного кластера представлена на рис. 5.2.



Рис. 5.2. Схема агропромышленного кластера
Обоснование наличия и функционирования агропромышленного кластера республики (по итогам 2007 года) представлено в таблице 5.1.
Таблица 5.1.


1. Расчетные коэффициенты, подтверждающие наличие и функционирование кластера (если эти показатели больше или равны 1, данные виды деятельности являются видами рыночной специализации и в них либо существуют кластеры, либо их создание является возможным)




"Сельское хозяйство"




удельный вес в структуре ВРП

14,0%

коэффициент локализации

2,86

2. Условия для функционирования и развития кластера

имеется/

не имеется



Качественная оценка условий конкурентной устойчивости, в том числе:




наличие и доступность ресурсов:




природных

имеется

трудовых

имеется

инфраструктурных

имеется

материальных

имеется

3. Институциональная организация кластера

да/нет

постоянный состав и расширение числа участников кластера

да

возможность статистического наблюдения

да

Основной стратегической задачей дальнейшего развития агропромышленного кластера является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие смежных отраслей производства, обеспечение продуктами питания туристического сектора.

В связи с этим для достижения поставленной задачи планируется реализация следующих мероприятий:

в части повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции:

повышение качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий;

внедрение в производство новых перспективных научно-технических и технологических разработок;

расширение рынков сбыта продукции, выход продукции на межрегиональные и международные рынки, для чего необходимо внедрение международных стандартов качества продукции;

в части расширения производства:

строительство новых мощностей по переработке продукции сельскохозяйственного назначения;

развитие системы кредитования предприятий сельхозиндустрии;

в части проведения инвестиционной политики:

интеграция региона в межрегиональное и международное сотрудничество;

реализация мер по развитию бизнес-инфраструктуры и логистики;

развитие механизмов государственно-частного партнерства через создание венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.

Для развития агропромышленного кластера в регионе планируется реализовать ряд программ и проектов:

1) расширение прудного хозяйства для выращивания осетровых пород рыб на МУП "Живая рыба" (стоимость проекта 1,25 миллиона евро);

2) строительство тепличного комплекса по выращиванию ранних овощей (стоимость проекта 11,7 миллиона евро);

3) строительство свинокомплекса в селе Сергиевском (стоимость 3,37 миллиона евро);

4) реализация комплекса мер по развитию животноводства в КФХ "Магомед" (стоимость проекта 0,57 миллиона евро);

5) реконструкция свиноводческого комплекса "Кошехабльский" в селе Вольном (стоимость проекта 57,14 миллиона евро);

6) строительство корпусов откормочного комплекса крупного рогатого скота в поселке Красная Улька Майкопского района (стоимость проекта 10,47 миллиона евро).
5.3. Строительный кластер
Благоприятный экономический и социальный климат, высокий ресурсно-сырьевой потенциал республики, близость региона к крупным промышленным центрам (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область), а также поддержка Кабинетом Министров Республики Адыгея реализации экономически и социально значимых инвестиционных проектов, включающих строительство крупных инфраструктурных объектов, строительство объектов социальной сферы, жилищное строительство, способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона и обеспечивают рост инвестиций в основной капитал. Это стимулирует развитие строительных организаций, предприятий стройиндустрии, а также определяет потребность в квалифицированных специалистах для указанных производств.

Отрасль строительства в Республике Адыгея по итогам 2007 года составляет порядка 5,5% от ВРП. Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" по итогам 2007 года составил 6 604,5 миллиона рублей, рост по отношению к 2006 году составил 3,3 раза.

В настоящее время в Республике Адыгея имеются:

21 месторождение кирпично-черепичных и керамзитовых глин, при этом добыча глинистого сырья ведется на 7 участках;

32 месторождения и участка минерального сырья распределенного фонда;

42 месторождения и участка нераспределенного фонда.

Годовая мощность предприятий строительной индустрии Республики Адыгея составляет:
Таблица 5.2.


Наименование

Измерение

Кирпич

40,0 миллиона штук

Пористые заполнители (керамзит)

200 тысяч кубических метров

Нерудные строительные материалы

2 200 тысяч кубических метров

Конструкции и изделия ЖБИ

155 тысяч кубических метров

Бетон товарный

200 тысяч кубических метров

Раствор товарный

150 тысяч кубических метров

Структурно состав строительного кластера выглядит следующим образом:

1) предприятия, осуществляющие выпуск строительных материалов - 5 единиц (ЗАО КСМ "Энемский" - керамзитовый завод, 4 предприятия по добыче и переработке нерудных строительных материалов - ЗАО "Кошехабльский КНХ", ОАО "Адыгеянеруд", ЗАО "Нерудстройком", ООО "Дорстройнеруд"), 11 кирпичных заводов - ОАО "Энемский кирпичный завод", ЗАО "Кужорский кирпичный завод", ООО "КЭЦ", ООО "Шовгеновский кирпичный завод", СПК "Колхоз Ленина", ООО "Меркурий", СПК "Колос", ООО "Садовое", ООО "Юрма-Ла", ООО "Прометей", ООО "Керамик", 5 железобетонных заводов - ЗАО "Теучежский завод строительных материалов", ООО "КСК ЖБИ Кошехабльский", ООО "Завод ЖБИ", ООО "Бетон", ООО "Завод ЖБИ" города Майкопа;

2) строительные организации - более 35, среди которых предприятия, выполняющие значительные объемы работ, - ООО "Куваев", ООО "Новое строительство", ООО "Монтаж", ООО "Строймонтаж-2", ООО "Прогресс - 98";

3) отраслевые проектные организации - ООО "Адыгеягражданпроект", ГУП РА "Адыгеясельхозпроект", ООО "Стройтехпроект", ООО "Архстудио", ООО "Тахиз";

4) учебные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий стройиндустрии и строительства (МГТУ, лицей N7, Адыгейский филиал Южно-Российского технического университета);

5) смежные и обслуживающие предприятия по видам экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", "Транспорт".

Схема строительного кластера представлена на рис. 5.3.



Рис. 5.3. Схема строительного кластера
Обоснование потенциального наличия и функционирования строительного кластера региона (по итогам 2007 года) представлено в таблице 5.3.
Таблица 5.3.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. N 300 "о стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года"
1480.39kb.
9 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства труда и социального развития республики адыгея как субъекта бюджетного планирования на 2013-2015 годы
408.79kb.
2 стр.
Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года №110 «О выборах Главы Республики Адыгея»
189.67kb.
1 стр.
Отчет по тематической проверке целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Министерству сельского хозяйства
5598.09kb.
26 стр.
Закон республики адыгея "о конституционном суде республики адыгея"
13.06kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №25
334.75kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №22
270.76kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №26
451.97kb.
3 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №24
562.96kb.
4 стр.
1 Распределение земельного фонда Республики Адыгея по муниципальным образованиям
147.71kb.
1 стр.
1. Полевая мастерская «Исследование свойств глины» Маркина Ирина Владиславовна, учитель химии лицея №34 г. Майкоп Республики Адыгея, победитель конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002»
48.58kb.
1 стр.
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "о стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"
4632.51kb.
33 стр.