Главная
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

Политика Краснодарского края

Территориальное расположение внутри Краснодарского края требует обеспечения взаимовыгодного сотрудничества между регионами, что возможно за счет взаимодействия с администрацией Краснодарского края по широкому перечню вопросов сотрудничества и интеграции регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, а также за счет сотрудничества СМИ обоих субъектов в укреплении и сохранении единого информационного пространства.


1.5. SWOT - анализ Республики Адыгея
SWOT-анализ является одним из мощных методов системной оценки любых сложных систем, в том числе региональных экономик.

Цель SWOT-анализа - оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региона.

Результатом проведения SWOT-анализа является система возможных стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций региона и его развитие. На результатах SWOT-анализа будет базироваться стратегия, которая позволит подчеркнуть сильные стороны региона, нейтрализовать его слабости, использовать предоставляемые внешней средой возможности и избежать угроз.

SWOT-анализ проводился в разрезе выбранных приоритетных направлений: социальная сфера; экономическая сфера; институциональная сфера.


Таблица 1.9.
Матрица сильных сторон


Степень влияния

Сильная

Средняя

Слабая

Социальная сфера

1. Высокая доля трудоспособного населения в связи с относительно благоприятной возрастной структурой в Республике Адыгея.

2. Сформированная система высшего, среднего и начального профессионального образования с высоким научным потенциалом.

3. Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками.


4. 100%-й охват детей 1 года жизни аудиологическим скринингом.

5. Рост уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи как на территории, так и за пределами республики.



6. Относительно низкая дифференциация доходов населения (в 2007 году коэффициент фондов равен 10,3 против 16,8 по Российской Федерации).

Экономическая сфера

1. Выгодное геостратегическое положение республики (близость экономически развитых регионов, в частности Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края).

2. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства.

3. Высокий потенциал разведанных промышленных запасов нерудных полезных ископаемых.

4. Высокий рекреационно-туристический потенциал.

5. Развитая транспортная инфраструктура.

6. Обеспеченность относительно недорогой квалифицированной рабочей силой.

7. Наличие потенциальных инвесторов из числа национальной диаспоры за рубежом.


8. Обеспеченность ряда производств собственными видами сырья (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.).

9. Относительно высокий уровень диверсификации промышленного комплекса Республики Адыгея.

10. Удаленность от зон конфликтов на Кавказе.

11. Наличие известных местных брендов отдельных товаров.



12. Наличие природного потенциала для пополнения электроэнергетического баланса Республики Адыгея за счет возобновляемых источников энергии.

Институциональная сфера

1. Низкий уровень межнациональной конфликтности, стабильная политическая ситуация в регионе.

2. Наличие соглашений между Кабинетом Министров Республики Адыгея и правительствами других субъектов Российской Федерации.


3. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства (17 кредитных потребительских кооперативов, из них 15 - сельскохозяйственные, 10 центров развития предпринимательства во всех муниципальных образованиях).

4. Реализация Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2011 годы.



5. Участие Республики Адыгея в международных выставках, экономических форумах, конференциях.

6. Высокий уровень подготовки государственных и муниципальных служащих.



7. Наличие общественных организаций на территории Республики Адыгея.

Таблица 1.10.


Матрица слабых сторон


Степень влияния

Сильная

Средняя

Слабая

Социальная сфера

1. Высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (29,6 % при 13,3% в среднем по Российской Федерации).

2. Низкая доля заработной платы в общей структуре денежных доходов населения по сравнению с Российской Федерацией (34,2% против 64,9% в Российской Федерации).

3. Высокий уровень заболеваемости "болезнями социального неблагополучия".

4. Несоответствие сети сельских школ и дошкольных образовательных учреждений реальным потребностям.

5. Несоответствие структуры профессионального образования современным потребностям реального сектора экономики.

6. Невысокий уровень обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства.

7. Высокая доля населения, потребляющего воду, не соответствующую стандартам качества (22,5%).


8. Высокая степень территориальной дифференциации, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и благоустройства жилищного фонда.

9. Рост и высокий уровень коэффициента совмещения штатных должностей врачей (1,59 в 2001 году и 1,72 в 2007 году).

10. Высокий уровень смертности лиц в трудоспособном возрасте.


11. Низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы (в образовании 59,4% от средней заработной платы в экономике Республики Адыгея).

12. Территориальная диспропорция в возможности получения квалифицированной качественной медицинской помощи.






Экономическая сфера

1. Высокий уровень безработицы.

2. Высокая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности.

3. Значительный уровень теневой экономики.

4. Низкий уровень самообеспечения электроэнергией (16,1 %).

5. Недостаток современных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья.

6. Высокая доля убыточных предприятий (35,2% - 60% от общего количества организаций в базовых отраслях экономики).

7. Значительная степень физического и морального износа основных средств объектов производственной сферы (40%) .

8. Низкий уровень финансового обеспечения деятельности предприятий, в частности сельхозпроизводителей.

9. Низкий удельный вес наиболее прогрессивных, наукоемких производств в структуре промышленного комплекса.

10. Неразвитость инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес - инкубаторы).

11. Низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики (доля затрат на исследования и разработки в 2006 году составила 0,4% от общих затрат в ЮФО).

12. Слабая изученность минерально - сырьевой базы.

13. Нерациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.

14. Низкая доля добавленной стоимости в продукции, вывозимой за пределы Республики Адыгея, преимущественно сырьевая ориентация экономики.



15. Низкий технический и технологический уровень базовых секторов экономики (АПК).

16. Недостаточное природное увлажнение почв.

17. Высокий уровень влияния посредников на рынке сельскохозяйственной продукции, что снижает доходность производителей и формирует высокие цены для потребителей.

18. Слабое развитие инфраструктуры АПК, что приводит к большим потерям сельхозпродукции.

19. Недостаточно развитая инфраструктура рекреационных ресурсов для активной организации туристического бизнеса и санаторно-оздоровительных услуг.

20. Низкий уровень развития банковских услуг на единицу населения в сравнении со средними значениями по Российской Федерации.

21. Отсутствие прямого транспортного сообщения с городом Сочи.


22. Доля привлеченных внебюджетных источников финансирования в регионе ниже среднероссийских показателей, что является индикатором слабой инвестиционной привлекательности Республики Адыгея.

Институциональная сфера

1. Слабая подготовка специалистов органов исполнительной власти различного уровня в области инновационного менеджмента.

2. Низкий уровень вовлечения стейкхолдеров в процесс стратегического планирования.

3. Недостаточность собираемой статистической информации потребностям стратегического планирования и управления, в частности учета статистической информации в туристической деятельности.

4. Отсутствие единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Адыгея.

5. Несформированный имидж Республики Адыгея.


6. Отсутствие информационного портала государственного управления для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов регионального управления.

7. Отсутствие кластерных технологий в организации регионального управления.

8. Отсутствие институциональной и законодательной базы для межрегионального сотрудничества.




Таблица 1.11.


Матрица возможностей


Вероятность проявления

Степень влияния

Сильная

Средняя

Слабая




Социальная сфера

Сильная

1. Развитие социально-экономического положения Республики Адыгея за счет включения в различные национальные проекты и федеральные целевые программы.

2. Снижение уровня инфекционной и вирусной заболеваемости.



3. Снижение детской смертности.

4. Увеличение продолжительности жизни.






Средняя

Усиление социального эффекта за счет расширения использования института социального партнерства










Экономическая деятельность

Сильная

1. Получение синергетического эффекта в результате формирования взаимодействия вертикально-интегрированных кластеров, а также цепочка мультипликативных эффектов, образованных в результате их развития.

2. Развитие инфраструктуры рекреационно-туристического комплекса за счет строительства горнолыжных комплексов, включенных в федеральную целевую программу "Юг России (2008 - 2012 годы)".

3. Рост внутреннего рынка туристических услуг в результате формирования кластера активного отдыха.

4. Рост инвестиций в экономику Республики Адыгея за счет повышения инвестиционной привлекательности.

5. Развитие строительной индустрии на основе минерально-сырьевой базы Республики Адыгея за счет роста потребления строительных материалов в ЮФО.

6. Увеличение налоговой базы республики за счет привлечения инвестиций в производственную и социальную сферы, снижения доли теневой экономики.

7. Экологизация технологий производства во всех отраслях экономики


8. Развитие придорожных торговых и туристических комплексов за счет увеличения пассажиропотока в Республике Адыгея.

9. Увеличение производства продукции АПК за счет роста спроса на экологически чистые продукты на основе внедрения технологий производства экологически чистой продукции.

10. Расширение рынков сбыта продукции за счет увеличения доли присутствия в экономически развитых регионах.


11. Снижение энергозависимости за счет строительства новых ГЭС и ТЭЦ, электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, реконструкции действующих объектов и перехода на энергосберегающие технологии в сферах производства и жилищно-коммунального хозяйства.

12. Использование национальных брендов продукции и товаров для развития перерабатывающей промышленности.



Средняя

Развитие потенциала внутреннего рынка за счет увеличения потребительских расходов и увеличения доли потребительских расходов в денежных доходах населения.

Развитие инфраструктуры потребительского рынка.







Институциональная сфера

Сильная

1. Оптимизация бюджетных расходов за счет применения механизмов управления результатами.

2. Достижение синергетического эффекта от реализации межрегиональных проектов.

3. Повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет использования методов территориального и отраслевого стратегического планирования.


4. Ужесточение природоохранных требований и нормативов, повышение эффективности контроля за их соблюдением.




Средняя

1. Сокращение доли "теневой экономики", особенно в сфере малого бизнеса.

2. Повышение эффективности управления на всех уровнях за счет формирования региональной информационно-аналитической системы.

3. Усиление роли общественных организаций в организации взаимодействия между субъектами малого и среднего бизнеса и органами власти.


4. Повышение эффективности реализации стратегии за счет вовлечения общественности.



Таблица 1.12.


Матрица угроз


Вероятность проявления

Степень влияния

Сильная

Средняя

Слабая




Социальная сфера

Сильная

1. Снижение численности населения на 8,3% к 2025 году (в том числе в трудоспособном возрасте на 16%) , рост демографической нагрузки на трудоспособное население.

2. Сокращение числа рождений на 26% по сравнению с 2008 годом в связи с сокращением численности женщин в репродуктивном возрасте.

3. Рост социальных расходов на дошкольные образовательные учреждения (прогнозируемый рост числа детей 2-6 лет на 14% к 2014 году с незначительным сокращением к 2025 году).

4. Рост уровня безработицы из-за увеличения доли убыточных предприятий.



5. Рост расходов на пенсионное обеспечение (прогнозируемый рост к 2025 году населения старше трудоспособного на 7%).

6. Снижение продолжительности жизни из-за высокой смертности лиц в трудоспособном возрасте.

7. Сохранение низких показателей благоустройства жилого фонда из-за недостаточности инвестиций в ЖКХ.





Средняя

8. Дефицит специалистов в здравоохранении.

9. Снижение привлекательности образовательной отрасли для будущих специалистов образования.

10. Рост заболеваемости и смертности на территориях с ограниченной транспортной доступностью.

Слабая

11. Снижение качества оказываемых медицинских услуг.

12. Снижение качества оказываемых образовательных услуг.

13. Снижение качества человеческого потенциала.











Экономическая деятельность

Сильная

1. Уменьшение площадей относительно нетронутых естественных экосистем за счет дальнейшего хозяйственного освоения территории в целях развития строительного и туристического кластера.

2. Исчезновение лесов (или нарушение экологического баланса) из-за несоответствия материалов лесоустройства текущему состоянию лесов.

3. Загрязнение и истощение почв в результате нерационального природопользования в АПК.

4. Дефицит воды, отвечающей стандартам качества и санитарной безопасности, в результате сброса неочищенных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности.

5. Нарастание проблем с управлением отходами производства и потребления.

6. Высокая степень зависимости от внешних поставщиков энергоресурсов.

7. Отставание темпов роста инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса от темпов роста спроса на туристические услуги.


8. Возможность сохранения высокой доли теневого сектора в экономике республики из-за низкого уровня обеспеченности банковскими услугами.




Средняя

9. Спад производства и потеря позиций как на внутреннем, так и на внешних рынках из-за недостаточности вложений в исследования и разработки.

10. Дефицит квалифицированных кадров сельскохозяйственных профессий, вызванный отставанием уровня и качества жизни в сельской местности.









Слабая

11. Опасность закрепления роли республики как поставщика сырья для производства стройматериалов и продукции АПК.










Институциональная сфера

Сильная










Средняя

Снижение эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и республики в целом.

Несоответствие существующего природоохранного законодательства целям устойчивого развития и приоритетности сохранения природно-ресурсного потенциала региона как базиса развития рекреационно-туристического кластера экономики региона.




Слабая

Экономическая "изоляция" республики.






В ходе анализа были рассмотрены следующие четыре сочетания групп факторов.



1. Ключевые факторы успеха, обусловленные реализацией возможностей и сильных сторон (SO)

Развитие человеческого капитала за счет увеличения вложений в социальную инфраструктуру, снижения уровня заболеваемости и смертности, роста продолжительности жизни.

Высокий уровень развития предприятий основных отраслей (сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча нерудных полезных ископаемых, промышленность строительных материалов, машиностроение, туризм) на основе использования благоприятных природно-климатических условий, разведанных полезных ископаемых и применения кластерных технологий.

Создание условий для организации туристического кластера (кластера активного отдыха) на базе природно-рекреационного потенциала.

Создание условий для формирования строительного кластера на базе месторождений нерудного сырья.

Создание условий для развития инновационных и наукоемких отраслей промышленности, сельского хозяйства и услуг на основе использования научного потенциала высших учебных заведений.



2. Нейтрализация слабых сторон за счет возможностей (WO)

Улучшение качества среды обитания населения, повышение уровня благоустройства жилья возможно за счет увеличения вложений в объекты социальной и жилищной инфраструктуры с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума может быть сокращена за счет снижения уровня безработицы, повышения заработной платы, увеличения возможностей федеральной и региональной власти по выплате пенсий, пособий.

Повышение уровня занятости и увеличение денежных доходов населения возможно за счет увеличения в структуре экономики доли отраслей с высокой добавленной стоимостью (в первую очередь, трудоемкого сектора услуг), роста производительности труда в отраслях материального производства.

Повышение уровня рентабельности большинства производств, сокращение доли убыточных предприятий возможны за счет вложения инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение, в создание высокотехнологичных, наукоемких производств.

Необходимо формирование положительного инвестиционного климата и привлечение инвестиций для модернизации действующих предприятий и строительства новых объектов в экономике республики в целях повышения их конкурентоспособности, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов населения и увеличения налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Изучение минерально-сырьевой базы Республики Адыгея с целью оценки и использования потенциала промышленных запасов полезных ископаемых в долгосрочной перспективе.

Создание условий для легализации теневой экономики, в частности в малом и среднем бизнесе, в том числе на основе использования механизмов частно-государственного партнерства по основным направлениям развития Республики Адыгея.

Расширение использования современных финансовых инструментов в целях финансирования и страхования деятельности предприятий основных отраслей и секторов экономики, в том числе сельского хозяйства и малого бизнеса, а также улучшения покупательской способности населения за счет расширения потребительского кредитования.

Сокращение энергодефицита в Республике Адыгея возможно за счет строительства Адыгейской ГЭС мощностью 72 МВт, ТЭЦ-170 МВт в районе поселка Новый Сад Тахтамукайского района, ПС 220/110 "Черемушки-1" и "Яблоновская", внедрения энергосберегающих технологий, модернизации существующих энергетических мощностей, развития малой и нетрадиционной энергетики.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. N 300 "о стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года"
1480.39kb.
9 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства труда и социального развития республики адыгея как субъекта бюджетного планирования на 2013-2015 годы
408.79kb.
2 стр.
Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года №110 «О выборах Главы Республики Адыгея»
189.67kb.
1 стр.
Отчет по тематической проверке целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Министерству сельского хозяйства
5598.09kb.
26 стр.
Закон республики адыгея "о конституционном суде республики адыгея"
13.06kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №25
334.75kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №22
270.76kb.
1 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №26
451.97kb.
3 стр.
Ведомости государственного совета-хасэ республики адыгея №24
562.96kb.
4 стр.
1 Распределение земельного фонда Республики Адыгея по муниципальным образованиям
147.71kb.
1 стр.
1. Полевая мастерская «Исследование свойств глины» Маркина Ирина Владиславовна, учитель химии лицея №34 г. Майкоп Республики Адыгея, победитель конкурса «Учитель года Республики Адыгея-2002»
48.58kb.
1 стр.
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "о стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"
4632.51kb.
33 стр.