Главная
страница 1
УТВЕРЖДАЮ

Начальник МКУ ОО

администрации МР ИР

________ Р.А. Ибатуллин

«__»________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

городского слета-конкурса юных экологов.

Цель и задачи:

• формирование экологической культуры и воспитания детей;

• выявление и поощрение обучающихся, имеющих глубокие знания по биологии и экологии, владеющих навыками исследовательской работы по изучению экологического состояния природной среды;

• активизация деятельности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования по воспитанию у детей и подростков гражданской ответственности за сохранение природной среды;



Организаторы: МКУ ОО администрации муниципального района Ишимбайский р-н, МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г. Ишимбая.

Участники: команды ОУ города в составе 4 чел. (учащиеся 8-10 кл.)

Время и место проведения: 20-21 сентября 2012 г., ДОЛ «Звездочка».

Программа слета:
20 сентября.

8.30-10.00 – заезд, регистрация, размещение участников слета.

10.00-10.30 – открытие слета.

10.30-13.00 – теоретический тур - выполнение письменных заданий.

13.00-14.00 – обед.

15.00 – 17.00 – теоретический тур – командное прохождение этапов конкурса «Знай и умей».

18.00 – ужин.

19.00-22.00 – Вечер знакомства. Представление участников слета.

Конкурс визитных карточек команд.

21 сентября.

8.00-9.00 – завтрак.

09.30 – 12.00 – выполнение индивидуальных самостоятельных полевых экологических исследований на заданных природных объектах по специальностям: гидробиологии, ботанике, зоологии, почвоведению.

12.00 – 13.00 – оформление отчетов.

13.00 - 14.00 – обед.

14.30 – 17.00 – научно-практическая конференция.

18.00 – ужин.

19.00 – 20.00 – Закрытие слета. Награждение участников.

20.00 – отъезд.



Подведение итогов и награждение победителей:

Команды- победительницы, занявшие I, II, III места (по наивысшей сумме баллов) награждаются Почетными грамотами;

• Отдельно награждаются грамотами:

- в индивидуальном зачете: за максимальное количество баллов, набранных в теоретическом туре «Знай и умей» (отдельно среди ботаников, зоологов, лесоводов, почвоведов).


Информация: т.4-10-35, МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ г. Ишимбая.

Приложение 1.

УСЛОВИЯ


проведения слета-конкурса юных экологов и лесоводов

Конкурс «Визитных карточек команд»: каждая команда готовит 5-7 минутное театрализованное представление своей команды, в котором должны быть отражены: состав команды; приветствие командам-соперницам, членам жюри; характеристика района, свои взгляды на экологические проблемы.

Конкурсная часть:

1 тур Теоретический «Знай и умей»

2 тур – Практический

3 тур – Научно-практическая конференция
Условия проведения туров:
1 тур «Знай и умей» состоит из трех частей:

  • Первая часть – выполнение письменных заданий по экологии (определение уровня знаний каждого участника).

  • Вторая часть –выполнение письменных заданий по специальностям: ботаника, зоология, почвоведение, гидробиология.

  • Третья часть – командное прохождение 4-х этапов: принятие решения, натуралистика, лесные робинзоны и топография.

Во 2 туре каждый участник команд юных экологов проводит полевое экологическое исследование по своей номинации – ботанике, зоологии, гидробиологии, почвоведению; соответственно участники команд юных лесоводов – по лесной таксации, геоботаническому описанию лесного участка, почвоведению, лесопатологии. Оформляются учебно-исследовательские работы.

3 тур – защита выполненных практических работ на научно-практической конференции.
Требования к знаниям и умениям участников конкурса:
1 тур (письменная часть)

Каждый участник выполняет письменное задание. Вопросы для всех участников будут одинаковые, форма заданий будет представлена в различных видах (тесты, творческие задания, задания открытого типа).



Письменная часть включит в себя разделы:
1. Общая экология. Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действие на организм, популяция, экосистема, биогеоценоз, сукцессия, цепи питания и т.п.). Основные экологические термины, понятия, правила и законы. Особенности типичных экосистем своей местности. Биоиндикация.

2. Охрана природы. Общие вопросы природопользования. Охраняемые природные территории РБ и РФ, их назначение. Красные книги, их структура, принципы создания. Источники загрязнения воды, воздуха, почвы и влияние загрязнений на лес. Меры и средства ограничения загрязнений. Охрана почв, их состояние. Глобальные и региональные экологические проблемы. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними.

3. Экологическая этика. Основатели дисциплины. Задачи экологической этики. Ценности и права природы.

4. Социально-экономические аспекты экологии. Основы экологического права. Экологический контроль и экспертиза. Экологические СМИ и общественные организации.
1 тур (вторая часть задания по специальностям)


  • Ботаника:

Теоретические знания: Геоботаника как научная дисциплина. Таксономические единицы в геоботанике. Основные понятия и закономерности фитоценологии (фитоценоз, ярусы, парцелла, консорция, сукцессионные ряды и т.п.). Фенология растений.

Практические навыки и умения: Методика выполнения геоботанического описания. Определение видов растений, характерных для природных зон своего региона и космополитов (в живом и гербаризированном виде), приспособления растений к различным местообитаниям.


  • Зоология:

Теоретические знания: Понятие о систематике животных. Общая характеристика отрядов класса птицы (Aves), основные семейства, представители. Особенности внешнего и внутреннего строения. Общие сведения о насекомых (строение, стадии развития насекомых, основные отряды и экологические группы и т.п.). Ихтиофауна: основные представители, приспособления к обитанию в толще воды. Животные, занесенные в Красную книгу Республики Башкортостан.

Практические навыки и умения: Определение видов птиц по тушкам, голосам и гнездам. Навыки определения насекомых (по определителям). Определение рыб Башкортостана по натуральным объектам, рисункам, фиксированному материалу.


  • Гидробиология:

Теоретические знания: Простейшие гидробиологические и органолептические измерения водного объекта. Основные типы водных объектов; гидрологические характеристики реки, озера, болота, пруда, водохранилища. Жизненные формы гидробионтов. Морфологические и физиологические особенности представителей планктона, бентоса, перифитона, нектона, плейстона и нейстона. Высшая водная растительность – приспособления к водному образу жизни, представители, роль в водоеме. Оценка состояния водного объекта по живым организмам.

Практические навыки и умения: определение представителей водных беспозвоночных, видов высшей водной растительности.


    • Почвоведение:

Теоретические знания: Почвы, их происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение. Части почвы (твердая, жидкая, газообразная, живая). Классификация почв. Почвы РБ. Плодородие почв. Пути повышения богатства почв. Санитарное состояние почв. Защита почв от эрозии. Противоэрозионная организация территории.



Практические навыки и умения: правила закладки почвенного разреза.

1 тур (третья часть – командное тестирование)
Команды проходят четыре этапа, на которых должны показать свои умения и навыки каждого участника, а также умение работать в команде, совместно принимать решения и выполнять практические задания.

1. Лесные робинзоны. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, прогноз погоды по народным приметам, отличия съедобных грибов от ядовитых, знание лекарственных растений и их применение, умение обеззараживать воду, а также строить шалаш и разводить костер, принося минимальный урон природе. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при несчастном случае. Выбор места для стоянок и правила разбивки палаточного лагеря.

2. Натуралистика. Определение наземных животных и следов их жизнедеятельности (норы, погрызы, помет, и пр.).

3. Принятие решений. Участникам даются описания конкретных ситуаций, предлагается прокомментировать их с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер, рекомендаций по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, ожидаемые позитивные экологические перемены.

4. Топография. Работа с картой и компасом; умение читать карту; навыки проведения глазомерной съемки с нивелированием предложенного участка местности, принцип составления крупномасштабной общеэкологической план-карты (1см – 10м), (рельеф, типы растительности, водоемы и водотоки, пути сообщения и т.д.), знание условных топознаков.
2 тур

Самостоятельные полевые экологические исследования.
Направления исследовательской деятельности для членов команд юных экологов.

  1. Ботаника:

  • Проведение геоботанического описания предложенного участка.

Оборудование: определители травянистых и древесно-кустарниковых растений, лупы, канцелярские принадлежности.


  1. Зоология:

  • Определение птиц визуально и по голосам (из числа поющих в данный период);

  • Проведение количественных и качественных учетов птиц на предложенном маршруте;

Оборудование: определители, бинокли, полевой дневник, канцелярские принадлежности, калькулятор.


  1. Гидробиология:

  • Рекогносцировочное описание предложенного водного объекта;

  • Простейшие гидрологические измерения на предложенном водном объекте (глубина, ширина, скорость течения, объем стока, профиль дна);

  • Отбор проб перифитона и макрозообентоса;

  • Определение представителей водных беспозвоночных с помощью определителя;

  • Составление списка флоры высшей водной растительности предложенного водоема (с помощью определителя);

  • Биоиндикация водоемов (любым общепринятым методом);

Оборудование: глубиномер, поплавки, шнур, бутылки, пробирки, пинцет, пипетки, определители, гидробиологический скребок, ситечки, кюветы.


  1. Почвоведение:

  • Правила закладки почвенного профиля.

  • Описание почвенного разреза.

  • Определение механического состава почвы.

  • Оценка влияния хозяйственной деятельности на состояние почв.

Оборудование: лопата, почвенные ножи, мешочки для образцов, мерная рулетка, канцелярские принадлежности.
3 тур
Научно-практическая конференция исследовательских работ.
Данные, полученные при выполнении самостоятельных полевых исследований каждым участником команды юных экологов, обрабатываются и оформляются в индивидуальную учебно-исследовательскую работу, которая представляется к защите на научно-практической конференции. Защита проводится по секциям: «Гидробиология», «Зоология», «Ботаника», «Почвоведение».

Приложение 2.

Состав жюри:

Хохрина Оксана Станиславовна, ведущий специалист МКУ ОО администрации МР Ишимбайский район РБ.

Губачева Галина Александровна, методист ИМЦ МКУ ОО администрации МР Ишимбайский район РБ.

Байрамгулова Зульфия Биктемировна, методист ИМЦ МКУ ОО администрации МР Ишимбайский район РБ.

Мичурина Гульназ Радиковна, директор МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г.Ишимбай.

Басырова Файля Минизиевна, зам.директора по ВР МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г.Ишимбай.

Кулбаева Гульшат Хадеевна, методист МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г.Ишимбай.

Мингажева Роза Финусовна, педагог ДО МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г.Ишимбай.

Валиева Миляуша Шарафутдиновна, педагог ДО МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр г.Ишимбай.

Шурыгина


Багаутдинова

Рамазанова



Полякова

Гарифуллин


Смотрите также:
Положение городского слета-конкурса юных экологов
86.57kb.
1 стр.
Информация о проведении yiii всероссийского слета юных экологов
108.46kb.
1 стр.
Отчет о проведении районного этапа
54.23kb.
1 стр.
Конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству»
22.8kb.
1 стр.
Конкурсе «Лучшая молодая семья жемчужины Севера»
50.06kb.
1 стр.
Конкурс юных пианистов им. А. Д. Артоболевской»: Состав жюри «vi международного конкурса юных пианистов им. А. Д. Артоболевской»
41.32kb.
1 стр.
Viii всероссийского конкурса юных скрипачей, альтистов и виолончелистов им. А. Б. Корсакова
268kb.
1 стр.
Доклад участников кружка «Краевед» на районном слёте юных экологов
51.83kb.
1 стр.
Конкурса юных чтецов «Живая классика»
13.09kb.
1 стр.
Конкурса юных чтецов «Живая классика»
144.74kb.
1 стр.
Положение о XIII республиканском конкурсе юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал батыр»
51.68kb.
1 стр.
Сценарий школьного конкурса юных чтецов «Живая классика»
33.29kb.
1 стр.