Главная
страница 1
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе в 2012-2013 учебном году ( 90 минут).
Тур 1 Анализ художественного текста. 50б

Напишите отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Слон».

Слон.

Быль.


У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер.

Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала:

- Слон! Ты убил отца, убей и их.

Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.


Вопросы.

1) о ком и о чём рассказывается в басне?

2) что хотел показать писатель? как выражено его отношение к происходящему?

3) каково ваше мнение о морали басни?
Тур 2 История и теория литературы, культура.
1. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами, заполнив таблицу.

1. Крылов А. Федор Иванович

2. Жуковский Б. Иван Андреевич

3. Гоголь В. Лев Николаевич

4. Тургенев Г. Николай Васильевич

5. Тютчев Д. Иван Сергеевич

6. Толстой Е. Василий Андреевич 6 б


1

2

3

4

5

6




















2.Назовите место, укажите название произведения и автора.

а) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.


б) «… он устроил ее себе сам, по своему вкусу; соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках. Истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках…»
в) «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых. А последние трое - совсем еще юноши.» 9 б
3. Назовите тропы, выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»

Полдень.


Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.


И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.



6 б

4. Какие мифологические образы встречаются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень», которое приведено в предыдущем задании. Что вы о них знаете? 4 б
5. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.

а) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.


г) А вы, друзья, как не садитесь,

Все в музыканты не годитесь. 4 б


6. Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки.

1) «..Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию..»


2) «Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.» 1 б

7.Решите кроссворд.
По горизонтали:

3. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».8. Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители».9. Начало сказки.

По вертикали:

1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский ученый, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7. Фамилия фельдшера в земской больнице ( рассказ А.П.Чехова «Хирургия»).












































1










2










3



































































4




























5





































6


















































































7












































































8


















































































































































































9






































10 б

Тур 3 Литературно - творческая работа.
Напишите, как вы понимаете смысл поговорки «Вода и камень точит». 10 б

Ключи к заданиям для 6 класса.
Тур1 50 баллов
Тур 2. 40 баллов
1.

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

Д

А

В

2. а) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»

б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»

в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»


3. Дышит - метафора (олицетворение);

Мглистый - эпитет;

Как туман - сравнение
4. Пан и нимфы - образы из мифов Древней Греции. Пан - бог леса, стад и пастухов, покровитель всей природы. Нимфы - лесные, речные, морские и горные богини.
5. а) «Ворона и Лисица»;

б) «Лебедь, Щука и Рак»;

в) «Свинья под дубом»;

г) «Квартет»


6. Сказ
7. По горизонтали6 3. метафора 4. рифма 5. Жилин 8. Погорельский 9. зачин

По вертикали: 1. басня 2. Ломоносов 5. Жуковский 6. Гоголь 7. Курятин
Тур 3 10 баллов
Всего 100 баллов

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.



Критерии оценивания

Тур 1 (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Тур 3 (литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

- правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) 2 балла;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка – 3 балла


Общая сумма - 10 баллов


Смотрите также:
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе в 2012-2013 учебном году ( 90 минут)
116.54kb.
1 стр.
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году
18.15kb.
1 стр.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебном году
547.41kb.
2 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы 45 минут
33.96kb.
1 стр.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в 2011 году
83.8kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по географии для обучающихся 9 – х классов в 2011 – 2012 учебном году. Время выполнения – 120 минут (2 часа). Время на выполнения теоретического тура 40 минут, аналитического – 80 минут
205.18kb.
1 стр.
Олимпиадные задания по истории России (10-11 класс). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 90-135 минут Задание 1
82.12kb.
1 стр.
О порядке проведения школьного и окружного этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2012–2013 учебном году
23.67kb.
1 стр.
Поздравляем победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году
28.33kb.
1 стр.
Об итогах муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Сахалинской области в 2010 – 2011 учебном году
26.46kb.
1 стр.
График проведения муниципального (окружного) этапа Всероссийской олимпиады школьников в Северном учебном округе города Москвы в 2012-2013 учебном году
38.04kb.
1 стр.
График проведения муниципального (окружного) этапа Всероссийской олимпиады школьников в Северном учебном округе города Москвы в 2012-2013 учебном году
50.65kb.
1 стр.