Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный институт физической культуры»
Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Отечественная история»
Для специальности 032102 «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Утвержден на заседании кафедры «____» __________________ 2010 г.


Протокол № ___

Воронеж – 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Отечественная история», согласно ныне действующему государственному образовательному стандарту ВПО, является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Данная учебная дисциплина входит составной частью в федеральный компонент ГОС.

В соответствии с учебным планом ВГИФК по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» на изучение курса «Отечественная история» отводится 56 часов аудиторной работы (22 часа – лекции, 34 часа семинарских занятий) и 54 часа самостоятельной работы студентов. Изучается курс в 1 учебном семестре.

Материал учебной дисциплины, в общем и целом, ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Преподавание курса «Отечественная история» ставит целью показать студентам роль и место народов России в мировом развитии, помочь понять наши исторические корни, оценить формы и характер взаимоотношений россиян с другими странами и народами.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

▪ изучение социально-политических процессов, происходивших в стране на различных этапах ее развития;

▪ осмысление таких проблем, как демократия и диктатура, революции и реформы, политика и экономика, социальная структура российского общества, основные направления внешней политики российского государства, анализ альтернативных путей развития России.

Изучение «Отечественной истории» призвано также решить ряд задач воспитательного и просветительского характера, поскольку знание российской истории способствует формированию уверенной гражданской позиции, помогает раскрытию нравственных качеств современного человека, приобщению его к истокам национальной культуры. Обогатившись такого рода знаниями, можно определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, оценить вклад российского народа в мировую цивилизацию. Кроме того, курс «Отечественной истории» с успехом готовит студентов к углубленному восприятию других дисциплин гуманитарного цикла (политологии, социологии, правоведения, философии, культурологи и др.), а также предметов профессиональной подготовки.

Содержание дисциплины «Отечественная история» опирается на такие вспомогательные исторические дисциплины, как источниковедение, историография, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, этнография и др.

Программа курса определяет конкретное содержание и формы учебной работы. Лекционный материал представлен в 8-ми темах, содержащих основные положения курса, исторические даты, факты и обобщения. Лекции дополняются семинарскими занятиями, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. При этом представляется весьма важным воспитать у студентов стремление иметь свою обоснованную позицию по вопросам исторического прошлого.

Особое место в структуре семинарского занятия отводится учебным докладам студентов. При их подготовке студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой деятельностью, в первую очередь – умения читать и правильно понимать учебные и научные тексты, систематизировать содержащиеся в них исторические знания.

В итоге изучения курса «Отечественная история» студенты должны усвоить и научиться понимать:

▪ закономерности общественного развития;

▪ особенности развития России;

▪ основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни России на всех этапах ее развития;

▪ историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций;

▪ развитие национальных процессов в России;

▪ уроки истории для современности.

В результате освоения дисциплины студенты должны приобрести следующие умения и навыки:

▪ умение определить суть исторической проблемы;

▪ умение подбирать фактический материал и систематизировать полученные знания;

▪ умение выделить и запомнить важнейшие исторические даты;

▪ умение установить закономерности исторического развития;

▪ навыки сравнительно-исторического анализа;

▪ навыки владения историческим материалом;

▪ навыки логичного выстраивания устных и письменных ответов.

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования по специальности

«Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско- древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI- XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII- XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально- экономическое развитие страны в 20- е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20- е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально- экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально- экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985- 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993- 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (д/о)



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов трудоемкости

В них аудиторных

СРС

Контроль

СРС


Всего

Лекции

Семинары

л/б

1

Введение в изучение курса «История Отечества»

12

6

2

4

-

6

-

2

Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

14

8

2

6

-

6

-

3

Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства

14

6

2

4

-

8

-

4

Российская империя в ХVIII - первой ХIХ вв.

14

8

4

4

-

6

-

5

Российская империя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

16

8

4

4

-

8

-

6

СССР в 20-х - середине 50-х гг. ХХ в.

16

8

4

4

-

8

-

7

СССР в середине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

12

6

2

4

-

6

-

8

Россия на пути перемен

12

6

2

4

-

6

-




Итого:

110

56

22

34

-

54

-



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (з/о)



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов трудоемкости

В них аудиторных

СРС

Контроль

СРС


Всего

Лекции

Семинары

л/б

1

Введение в изучение курса «История Отечества»

16

2

2

-

-

14

-

2

Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

14

-

-

-

-

14

-

3

Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства

16

2

-

2

-

14

-

4

Российская империя в ХVIII - первой ХIХ вв.

16

2

-

2

-

14

-

5

Российская империя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

14

-

-

-

-

14

-

6

СССР в 20-х - середине 50-х гг. ХХ в.

16

2

-

2

-

14

-

7

СССР в середине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

14

-

-

-

-

14

-

8

Россия на пути перемен

14

-

-

-

-

14

-




Итого:

120

8

2

6

-

112

-


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Ведение в изучение курса «История Отечества».

Лекция № 1.

История Отечества. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Методология и теория исторической науки. Основы периодизации российской истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Роль и место Истории отечества в воспитании гражданина России. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.


Литература:

Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. М., 2006

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: В 2-х кн. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004.
Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

Лекция № 1.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления русской государственности. Политика первых киевских князей. Древняя Русь и кочевники. Русско-византийские связи. Принятие христианства. Распространение ислама. Особенности социального строя Древней Руси. Эволюция восточнославянской государственности в ХIII вв. Социально-политические изменения в русских землях ХIIIVвв. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием, ливонской и шведской агрессией. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.

Литература:

Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. М., 2006

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: В 2-х кн. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004.


Тема 3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства.

Лекция № 1.

Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности. Иван IV. Укрепление государственной власти. Реформы 50-х гг. ХVI в. Падение Избранной Рады. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Результаты социально-экономического развития России в ХVI в. Закрепощение крестьян. Династический кризис. Обострение социальных противоречий в стране. Лжедмитрий I. Восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция Польши и Швеции. Россия на пороге утраты национальной независимости. Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Воцарение Романовых. Итоги Смуты.

Государственный строй России в ХVII в. Соборное Уложение 1649 г. Крепостное право в России. Экономическое и социально-политическое отставание России от передовых европейских стран.

Литература:

Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. М., 2006

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: В 2-х кн. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004.


Тема 4. Российская империя в ХVIII - первой ХIХ вв.

Лекция № 1-2.
Экономическое, политическое и международное положение России накануне петровских реформ. Правление Петра I. Реформы в социально-экономической, политической, военной областях, изменения в сфере культуры и быта (Реформы Петра I). Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Укрепление феодальной собственности на землю и дальнейшее развитие крепостнических отношений. Подъем мануфактурного производства. Век Екатерины II. Начало разложения феодально-крепостнического хозяйства.

Дворцовый переворот 1801 г. Приход к власти императора Александра I. Негласный комитет. Министерская реформа. Реформа Сената. М.М. Сперанский и его план государственных преобразований. Самодержавие и крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права.

Николай I. Кризис феодально-крепостнических отношений. Нарастание противоречий в экономике страны. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Литература:

Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. М., 2006

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004.



Тема 5. Российская империя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Лекция № 1-2.

Император Александр II. Отмена крепостного права. Реформы 1860-70- х гг. и их значение. Особенности экономического и социально-политического развития России в пореформенный период. С.Ю. Витте. Внешняя политика России в 1860-1880-х гг.



Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Роль государства в развитии экономики страны второй половины ХIХ в. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Положение рабочего класса и крестьянства. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Кризис монархии. Революция 1905-1907 гг. Движущие силы и характер революционных выступлений. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее влияние на развитие империи.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Отречение Николая II. Двоевластие. Нарастание политических и социально-экономических противоречий. Октябрьское вооруженное восстание. Приход к власти большевиков.

Гражданская война и интервенция, их итоги и последствия. Российская эмиграция

Литература:

Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. М., 2006

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004.




следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» Для специальности 032102 «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
527.64kb.
4 стр.
Г. В. Бугаев Секретарь Ученого Совета
183.98kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) Специальность
416.55kb.
1 стр.
Направления подготовки Бакалавриат 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
66.8kb.
1 стр.
Государственные высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по специальности
136.43kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
370.16kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине политология специальность: 032101. 65 «Физическая культура и спорт»
1802.64kb.
9 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
990.54kb.
3 стр.