Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Заварзина Ольга Анатольевна

Оренбургская обл, Тюльганский р-н, с.Тугустемир



ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  1. Здоровьесберегающие технологии

в образовательном процессе начальной школы

Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь, как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей. Здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма, – знание способов совершенствования здоровья.

В основу концепции здоровьесберегающей педагогики положены идеи, разработанные на основе фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, физиологии, биологии, социологии, медицины (Анохин П.К., Аршавский И.А., Баевский Л.Г., Божович Л.И., Вернадский П.Т., Выготский Л.С., Казначеева В.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С., Щедрина А.Г. и др.).

Здоровьесберегающая педагогика предусматривает формирование здоровья и организацию здорового образа жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Концептуальные идеи здоровьесберегающего образования разработаны в нашей стране такими авторами, как Брехман И.И., Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Казин Э.М., Айзман Л.Г., Татарникова Л.Г., Кураев Г.А. и многие др.

Концептуальными основами здоровьесберегающей педагогики являются:


  • идея системного, комплексного понимания здоровья;

  • идея разноуровнего и профессионального обучения;

  • положение о мотивационно-потребностном обучении;

  • положение о взаимосвязи образовательного процесса и среды.

Цели здоровьесберегающей педагогики:

1. Обеспечить общее образование для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создать благоприятные условия для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.

2. Сформировать общеучебные умения и навыки в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

3. Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.

4. Заложить основу для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, предоставить возможность для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.

5. Создать благоприятные условия для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.

6. Создать условия для формирования личности здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.

Здоровьесберегающими функциями образования являются:

– организация образовательного процесса в соответствии с психофизиологическими возможностями учащихся;

– создание необходимых условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности;

– просвещение участников образовательного процесса с целью формирования потребностей совершенствования здоровья, освоения знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Обеспечение здоровьесберегающего подхода к образованию способствует созданию благоприятных условий для естественного развития организма ребенка в онтогенезе и укрепления его здоровья, совершенствованию физических, психических и духовных возможностей учащегося.

В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как:

– охрана и укрепление здоровья учащихся;

– создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм;

– формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младшего школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:


  1. Сформировать смысловое представление об элемен­тарных правилах здоровьесбережения.

  2. Создать элементарные представления об основных по­нятиях здорового образа жизни.

  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровь­есбережения (на уровне первоначального умения).

  4. Предупредить непонимание основных понятий здоро­вого образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективное обучение на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублен­но познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

– цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;

– структурная взаимосвязь данного средства с основным содержанием занятия;

– контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.



3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.



  1. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

  2. Обеспечить вариативное использование правил здоро­вого образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последова­тельно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использо­вания основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет выраба­тывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практичес­кий метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитатель­ные, просветительские и образовательные программы. Средства пе­дагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:

– элементарные движения во время занятия;



  • физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены;

  • «минутки покоя»;

  • различные виды гимнастики (оздоровительная гимнасти­ка, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

  • лечебная физкультура;

  • под­вижные игры;

  • специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

  • массаж;

  • самомассаж;

  • психогимнастика;

  • тренинги;

  • элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников), фитобары в стенах школы;

  • физиотерапия;

  • различные реабилитационные мероприятия;

  • массовые оздоровительные мероприятия;

  • спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др.

Целевой установкой воспитания здорового образа жизни младших школьников в работе учителя является: создание условий для гармоничного развития личности, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

Работа учителя по воспитанию культуры здоровья школьников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

– воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса в системе работы учителя, способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;

– воспитание культуры здоровья как этап педагогического процесса в системе работы учителя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников;

– воспитание культуры здоровья как функция педагогического процесса в системе работы учителя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого учителя и школьников;

– воспитание культуры здоровья как закономерность заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая работа по воспитанию культуры здоровья, то это способствует охране здоровья школьников, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;

– воспитание культуры здоровья является педагогическим условием включения воспитанников в жизнь, формирования личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

По окончанию обучения в начальной школе ребенок должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья:

– знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

– уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

– понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

– знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

– уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

– знать основные правила рационального питания с учетом возраста;

– понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

– знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

– знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;

– уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

– знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;

– знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;

– знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

– уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

– знать лечебные учреждения, профессии врачей – специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;

– знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

– знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;

– знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;

– знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

– быть осторожным в общении с взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций. Знать, что человек не только «великое чудо света»: среди людей могут оказаться подонки, насильники;

– уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни (29).


  1. Практические аспекты формирования здорового образа жизни

у младших школьников

Приложение 1


следующая страница >>
Смотрите также:
Опыт формирования валеологических ориентаций школьников в условиях современной начальной школы
631.92kb.
6 стр.
Программа по курсу «русский язык» (для четырёхлетней начальной школы)
702.36kb.
2 стр.
Программа мероприятий в школах 10. 00 10. 45 Познавательная игра «Деньги дикие и домашние»
108.23kb.
1 стр.
Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и музыке «Новые грани исторического союза спорта и искусства»
92.3kb.
1 стр.
Методическое пособие по астрономии для начальной и средней школы летний астрономический практикум дорогие ребята!
529.13kb.
4 стр.
Основная образовательная программа для начальной школы в соответствии с требованиями новых фгос результаты средней/старшей школы: подготовлена
42.31kb.
1 стр.
Ринчино Базар Ринчинович (1913-1944)
20.47kb.
1 стр.
Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
293.07kb.
1 стр.
Разработка урока информатики для начальной школы, основанного на обучении школьников работе с космическими снимками
107.81kb.
1 стр.
Приложение 1 Требования к ресурсному обеспечению образовательной деятельности младших школьников
291.5kb.
1 стр.
Программы внеурочной деятельности младших школьников программа
350.35kb.
3 стр.
Организация и результаты методической работы школы в 2011-2012 учебном году
174.16kb.
1 стр.