Главная
страница 1страница 2




РАЗДЕЛ IV. АНТИЧНЫЙ МИР.
ГЛАВА 1. Древняя Греция
Античность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.
1. Крито-микенский период — предыстория Античности

  • Минойская цивилизация (Крит)

  • Микенская цивилизация (Балканская Греция)

2. Полисный период

  • Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.)

  • Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.)

  • Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)

3. Эллинистический период

  • Первый эллинистический период (334—281 до н. э.)

  • Второй эллинистический период (281—150 до н. э.)

  • Третий эллинистический период (150—27 до н. э.)

4 Римская империя

  • Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)

  • Тетрархия и доминат (285—324 гг. н. э.)

  • Упадок Римской империи (395—476 гг. н. э.)

Крито-Микенская культура – предыстория Античности.

Важным транзитным пунктом для доставки олова с территории современной Ис­пании в Египет был остров Крит. Согласно легендам, когда-то им пра­вил могущественный царь Минос («властитель моря»). В истории древ­него Крита выделяют три названных его именем периода.

Период с XXX по XXIII в. до н. э. получил называние раннеминойского. В это время население острова еще находилось на стадии неолита. А поскольку здесь уже был известен гончарный круг, есть основания думать, что жители Крита переживали переход от присваивающего хозяйства к производящему. В результате контактов с Древним Египтом и Передней Азией население Крита имело возможность познакомиться с их культурой и заимствовать некоторые из их достижений, в частности, технологию производства бронзы.

XXII в. до н. э.- XVI в. до н. э - среднеминойский период. Переход к использованию металлов (сначала меди, а затем бронзы), произошедший к XXII в. до н. э., обычно рассматривается как начало среднеминойского периода. В этот период на Крите получают развитие города. Особую известность среди них приобрел город Кносс с его монументаль­ными дворцами. Его влияние распространялось не только на Крит и неко­торые другие острова Эгейского моря, но и на часть Балканского полуост­рова. На Крите получила развитие металлообработка, прежде всего производство оружия: секир, кинжалов, мечей. Развивались ре­месла: ювелирное, ткацкое, гончарное, судостроительное и т. д. В XVII в. до н. э. здесь появились первые глиняные таблички с линейным письмом «А», которое до сих пор остается нерасшифрованным.



Позднеминойский период (XVI-XII вв. до н. э.). Около XVI в. до н. э. на Крит вторглись ахейские племена, и названные выше дворцы были разрушены. Ахейцы при­надлежали к предкам древних греков. Они появились на Балканском полуострове на рубеже 3-2-го тысячелетий до н. э. Продвигаясь на юг, ахейцы постепенно вышли, к побережью Эгейского моря, где их экспан­сия столкнулась с экспансией Крита. Обосновавшаяся на Крите часть ахейцев вскоре ассимилировалась с местным населением, после чего произошло восстановление прежних культурных центров, и начался пос­ледний, позднеминойский период (XVI-XII вв. до н. э.). На смену ли­нейному письму «А» пришло линейное письмо «Б», в основе которого ле­жал один из диалектов греческого языка.

В это время ахейцы, оставшиеся на Балканском полуострове со­здали там несколько крупных центров, из числа которых особую извест­ность получили Микены, не уступавшие по культурному уровню Криту и имевшие с ним много общего.



«Темные века»

В конце XIII в. до н. э. на Балканский полуос­тров с севера вторглись новые племена — дорийцы, которые разрушили крито-микенскую культуру. Часть ахейцев отошла в труднопроходимые горные районы, другая смешалась с завоевателями. В результате этого сформировалась греческая народность, которая заселила не только юж­ную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, но и сре­диземноморское побережье Малой Азии.

Несмотря на то, что крито-микенская культура была разрушена, она оказала влияние на завоевателей и легла в основу греческой цивили­зации. Дорийцы заимствовали гончарный круг, сельскохозяйственный опыт, колесную повозку, парусный корабль, изготовление оружия и т. д. В отличие от ахейцев они уже знали железо, но находились на более низ­кой стадии общественного развития. Поэтому их нашествие привело к откату назад. Период, наступивший вслед за этим (XII - первая половина VIII в. до н. э.), получил название «темных веков». Некоторые историки рассматривают его как своеобразное греческое «средневековье». Быт, нравы и культурный уровень этого периода нашли свое отражение в про­изведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Из них явствует, что на протяжении «темных веков» древние греки занимались земледелием и животноводством. Земледелие, которое играло ведущую роль, лишь частично было связано с орошением. Основными земледельческими культурами являлись пшеница и ячмень. Причем яч­мень преобладал. Наряду с зерновыми культурами высевались бобовые. Выращивались оливки и виноград.

По всей видимости, первоначально древние греки использовали так называемую переложно-залежную систему, при которой земля обрабатывалась лишь до тех пор, пока давала удовлетворительный урожай. Затем она забрасывалась, и распахивался новый участок. При такой сис­теме пашня могла восстановить плодородие естественным путем через 10-20 и более лет. Поэтому под посевом находилась лишь незначитель­ная часть обрабатываемых земель. По мере исчерпания резерва свобод­ных и удобных для земледелия земель срок отдыха сокращался. И, нако­нец, сложилась двупольная система, для которой было характерно, что одна половина пашни засевалась, другая находилась под паром, «отды­хала». Через 2-3 года паровое поле засевалось, а посев оставлялся под паром. При такой системе плодородие почвы не могло восстанавливать­ся естественным путем. Поэтому землю начали удобрять и тщательно обрабатывать. Есть основания думать, что к концу «темных веков» сель­скохозяйственное освоение занимаемых древними греками земель в ос­новном уже было завершено и греки широко использовали двуполье.

Разложение родового строя можно отнести к началу «темных веков». На протя­жении всего этого периода население жило отдельными семьями. И хотя еще сравнительно долго сохранялись элементы родовой организации (фрат­рии как объединения родов, филы как объединения племен), однако по существу они уже представляли собою разнообразные формы соседской или территориальной общины, в центре которой обычно находилась кре­пость (полис).

Первоначально на большей территории Древней Греции этого вре­мени земля принадлежала общинам и распределялась между семьями по жребию. В связи с этим отдельные земельные участки назывались клерами (от слова клер — жребий). Наряду с клером, который принад­лежал всей общине и только временно находился во владении семьи, складывается семейная собственность на землю, получившая название «темен». Владельцами теменов становились представители родовой знати — басилеи, которые выступали в качестве военачальников, жре­цов и судей. Со временем клеры тоже стали приобретать характер се­мейной собственности. Появились многоземельные и безземельные общинники. Последние вынуждены были работать по найму и называ­лись фетами.

Население греческих государств стало распадаться на два класса: землевладельческую знать (аристократия) и утрачивавший свои прежние права народ (демос), основу которого составляли крестьяне. В одних го­сударствах крестьяне сохраняли самостоятельность, в других — находи­лись в зависимости от земельной аристократии.

Долгое время в греческих общинах преобладало натуральное хозяйство, и обмен тоже был натуральным. В качестве денег использовался скот. По мере расширения обмена скот как деньги стали вытеснять ме­таллические слитки.

К концу «темных веков» в употребление постепенно входит желе­зо. Одновременно с этим в полисах, которые превращались в города, скла­дывался торгово-ремесленный слой, состоявший из купцов, ростовщи­ков, владельцев ремесленных мастерских, а также из ушедших в города фетов. И в городах, и в сельской местности использовался труд рабов, состоящих как из пауперизировавшихся и оказавшихся в долговой зави­симости общинников, так и из пленников. Можно встретить мнение, что в результате этого в греческих государствах утвердился рабовладельчес­кий способ производства. Но убедительные данные о преобладании раб­ского труда в производстве к VIII в. до н. э. до сих пор отсутствуют.

Исчерпание резерва свободных земель привело к тому, что в VIII в. до н. э. земледелие перестало обеспечивать продовольственные потреб­ности греческих городов, а в деревне появилось аграрное перенаселе­ние. Это явилось одной из причин колонизационного движения. Греки, обосновавшиеся на средиземноморском побережье Малой Азии, продви­гаясь далее на северо-восток, вышли к Черному морю и начали освоение Причерноморья. Тогда же греки достигли Апеннинского полуострова и около 750 г. до н. э. основали здесь город Кумы, а в Сицилии — город Сиракузы. Продвигаясь далее на северо-запад, они создали на берегу Лионского залива в устье реки Роны колонию Массилия (современный Марсель). Отсюда колонизация достигла берегов Пиренейского полуос­трова. Не позднее VII в. до н. э. были установлены контакты с Египтом. Одна из важнейших целей создания этих колоний заключалась в снабже­нии греческих полисов хлебом.

Одновременно происходит обострение отношений между отдель­ными греческими государствами, которые стали называться «полисами». Особое значение среди них приобрели Афины.



Архаическая и классическая Греция.

Город Афины возник в восточной части Бал­канского полуострова, получившей название Аттика. Аттика — это не­большой каменистый полуостров площадью 2,7 тыс. км2. Почти 3/4 его территории покрыто горами и неудобно для земледелия.

Освоение этой территории привело к тому, что на рубеже 2-1 тыся­челетий до н. э. отдельные филы и фратрии объединились под властью Афин. Афинское общество делилось на аристократию (эвпатридов), мел­ких земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Геоморы и демиурги составляли демос, т. е. народ, а эвпатриды (благородные) пред­ставляли собою господствующий класс. Кроме того, существовали рабы, арендаторы (пелаты) и иноплеменники (метеки).

Первоначально во главе возникшего государства стояли бывшие племенные вожди — басилеи. Около VIII в. до н. э. власть перешла к избираемым из числа эвпадритов правителям — архонтам. Со временем вместо одного архонта стали избирать коллегию из 9 человек. По окон­чании срока архонты становились членами Ареопага, который заменил совет старейшин гомеровской эпохи и представлял собою высший су­дебный и контролирующий орган. В VIII-VII вв. до н. э. продолжало существовать народное собрание (эклексия).

Большое развитие в Афинах получили ремесло и торговля. Этому способствовала начавшаяся чеканка серебряной монеты, появление кото­рой было связано с разработкой серебряных рудников в Лаврионе. Счита­ется, что первой в VII в. до н. э. монету стала чеканить Лидия — неболь­шое государство в Малой Азии. Оттуда это новшество было заимствовано другими народами, в том числе и афинянами. Главное отличие новых де­нежных знаков от слитков, которые находились в обращении до этого, зак­лючалось не только в том, что они имели стандартную форму и опреде­ленный вес, но и в том, что для их изготовления использовались металлы соответствующей пробы. В качестве символа, удостоверяющего происхож­дение монет, стали использовать изображения бога — покровителя горо­да или правителя государства, позднее связанную с ними символику.
Законы афинского города-государства.

Колонизация имела своим следствием приток пленных и развитие основанного на рабском труде хозяйства. В кабальную, а затем и рабскую зависимость от нее попадали разорившиеся общинники. Обострение классовой борьбы породило необ­ходимость перехода от обычного права к писаным законам.



Драконт. В Афинах законы были составлены около 621 г. до н. э. архонтом по имени Драконт. Его законы отличались особой суровостью (самой распространенной мерой наказания, которую они предусматривали, являлась смертная казнь). С тех пор любые жестокие меры стали называть драконовскими.

Солон. Террор не мог устранить причины, которые порождали преступле­ния. Поэтому правящие верхи вынуждены были встать на путь преобра­зований. Их осуществление связано с именем афинского архонта и поэта Солона (ок. 640 - ок. 559).

В 594 г. до н. э. он предоставил право свобод­ного отчуждения земли, которая до этого могли переходить из рук в руки только в рамках рода.

В условиях роста продовольственного дефицита был запрещен экспорт хлеба. Солон приказал убрать с полей долговые камни и тем самым аннулировал прежние долги. Он отменил личную кабалу и ввел правило, по которому человек за свои долги должен был отвечать не личностью, а имуществом. Долговое рабство исчезло, и ра­бовладельческое хозяйство стало развиваться за счет пленников.

Солон обратил особое внимание на ремесла. Одновременно с этим он поручил Ареопагу на­блюдать за средствами жизни каждого и строго наказывать праздных. О том, какое значение Солон придавал развитию ремесленного производ­ства, свидетельствует его закон, по которому сын, не обученный никако­му ремеслу, имел право отказать престарелому отцу в поддержке.

Завершил реформы Солон введением тимократии (тимэ — иму­щество, ценз). Политические права граждан стало определять не проис­хождение, а обладание имуществом. Все граждане были разделены на четыре класса: в первый вошли те, чей доход составлял не менее 500 медимнов, т. е. 225,8 ц зерна*, во второй— 300 медимнов (135,5 ц), в третий — 200 медимнов (90,3 ц), в четвертый — менее 200 медимнов и безземельные (феты).

Все граждане обязаны были нести военную службу или же уча­ствовать в снаряжении на собственные средства: первые два класса — всадников, третий — тяжеловооруженных воинов — пехотинцев, четвер­тый — легковооруженных.

При Солоне произошло усиление роли народного собрания, к уча­стию в котором были допущены все взрослые афинские граждане.

Со­лон создал суд присяжных (гелиею), который стал высшим судебным учреждением Афин. Для предварительного рассмотрения дел, поступав­ших в народное собрание, в противовес Ареопагу был учрежден Совет четырехсот (по 100 человек от каждой из 4-х фил). Если в гелиею мог быть избран любой гражданин, то на остальные высшие должности — только граждане первых трех классов.

Борьба, развернувшаяся вокруг реформ Солона, привела к возник­новению партий.


  • Педиэя представляла интересы равнинной части полиса, главным образом эвпатридов,

  • паралия — интересы жителей приморской полосы, связанных с торгово-ремесленной деятельностью,

  • диакрия — интересы горной области, где в основном жили крестьяне, испытывавшие нехватку земли и стремившиеся к ее переделу.

Писистрат. В 560 г. до н. э. лидер диакриев Писистрат (ок. 600-527 до н. э.) пришел к власти и установил диктатуру, или же тиранию. В разное время тирания установилась и в других греческих полисах.

Писистрат конфис­ковал у земельной аристократии часть земель и передал их крестьянам, ввел общегосударственный подоходный налог—десятину, создал посто­янное войско, взял под контроль Афин черноморские проливы, через которые шел хлеб.

Политика Писистрата способствовала превращению Афин в самое сильное греческое государство.

После его смерти тирания была ликвидирована и возродились пре­жние демократические учреждения. Возглавивший борьбу за это и избран­ный в 508 г. до н. э. архонтом Клисфен продолжил реформы.

Он разделил страну на три округа (Педиэя, Паралия и Диакрия), а каждый округ — на 10 административных единиц — триттий, которые в свою очередь рас­падались на более мелкие административные единицы — демы. Клисфен не только лик­видировал возникшие партии, но и сделал невозможным в дальнейшем их возрождение.

Одновременно с этим был создан избираемый Совет пятисот, который стал высшим постоянно действующим распорядительным органом.

При Клисфене народные со­брания получали право лишать гражданства и выселять за пределы Ат­тики лиц, которые признавались опасными для общества. Эта процедура получила название остракизма.

Реформы Клисфена представляли собою компромисс между крес­тьянством, крупными земельными собственниками и торговцами.

Вместе с тем они способствовали развитию в деревне роли произ­водства, ориентированного на рынок и основанного на труде рабов, а в городе — торговли и ремесленного производства.
Кризис греческой демократии.

Отразив натиск персов, Афинский морской союз вступил в борьбу за гегемонию на Балканах. Здесь он столкнулся с другим объединением греческих полисов, во главе которого стояла Спарта.

Спарта возникла в результате завоевания дорийцами юго-запад­ной части Балканского полуострова, получившей название Пелопоннес. Осевшие здесь дорийцы составляли около 10 тыс. семей. В IX в до н. э. в долине Лаконика они создали военный центр Спарту, из которого начали завоевание соседних земель. В ходе этих войн к VII в. до н. э. сложилось государство, и завоеватели превратились в господствующий класс.

Все общество было разделено на три социальные группы:



  • Спартанцами были потом­ки дорийцев-завоевателей. Взрослые спар­танцы представляли собою военное сословие. Они не имели индиви­дуальной частной собственности на землю. Вся земля принадлежала государству

  • Илотами называли порабощенное населе­ние, превращенное, по мнению одних историков, в рабов, по мнению других — в крепостных крестьян, что, по всей видимости, ближе к ис­тине.

  • Периэки в основном были переселенцами из других местностей и занимались разными видами деятельности, главным образом, ремес­лом и торговлей. В отличие от илотов они являлись свободными, но в отличие от спартанцев должны были платить налоги.

Во главе государства стояли два царя, или архагета, кото­рые правили совместно с Советом старейшин (герусией) и народным собранием. Если в герусии возникали разногласия или же решался принципиально важный вопрос, она выносила его на рассмот­рение народного собрания.

Около 505 г. до н. э. Спарта создала объединение полисов — Пело­поннесский союз. Столкновение интересов Спарты и Афин привело к Пелопонесской войне, начавшейся в 431 и закончившейся в 404 г. до н. э. В этой войне Афины потерпели сокрушительное поражение. Они долж­ны были распустить морской союз, выдать противнику свой флот, срыть все укрепления, ликвидировать демократическую систему управления.

Господство олигархии в Афинах продолжалось недолго. В 403 г. до н. э. прежняя, демократическая система управления была восстанов­лена. В 378 гг. до н. э. возник второй Афинский союз. Но в 355 г. до н. э. он распался.

Исчерпанием возможности сельского хозяйства обеспечивать продовольственные потребности населения. Аттика обеспечивала свои продо­вольственные потребности за счет собственного производства, в лучшем случае, на одну треть. Ввоз хлеба был полупринудительным, сама торговля привезенным в Аттику хлебом вовсе не была свободной.

Результатом этого было зарождение в обществе стремлений к пе­рераспределению собственности. Считая, что главная причина переживаемых социальных бедствий связана с существованием частной собственности, известный греческий философ Платон (427-347 до н. э.) писал, что частная собственность, про­тиворечие между богатством и бедностью, ведет к гибели государств. Государ­ство не одно, а их по необходимости два: одно образуют бедные, дру­гое — богатые, и оба они ведут совместное существование, злоумышляя друг против друга.

К V-IV вв. до н. э. на севере Балканского полуострова возникло новое государство — Македония. Воспользовавшись ослаблением гре­ческих полисов, македонская армия, возглавляемая царем Филиппом II /359-336 до н. э./, в 338 г. до н. э. разбила греков и добилась признания ими зависимости от Македонии.

215 г. до н. э. на Балканы вступили римские легионеры. Борьба с ними продолжалась не­сколько десятилетий и завершилась в 146 г. Греки вынуждены были при­знать власть Рима.

ГЛАВА 2. Древний Рим.
Территория и население.

Апеннинский полуостров представляет собою часть Европы, вдающуюся от предгорий южных Альп в Средиземное море под углом с севера на юго-восток. С востока он омы­вается Адриатическим, с юга Ионическим, с запада Тирренским и Лигурийским морями, которые входят в состав Средиземного моря. Длина по­луострова 1100, ширина 130-300 км., площадь около 150 тыс. км2. Более половины территории полуострова занимают Апеннинские и Калабрийские горы. Климат здесь теплый и влажный. Зимняя температура воздуха в Риме +6 °С.

Следы первобытного человека на Апеннинском полуострове про­слеживаются, начиная с палеолита. На протяжении многих столетий сюда устремлялись переселенцы. Одним из древнейших известных нам наро­дов, обосновавшихся здесь, были лигуры, следы которых относятся к неолиту. В начале 2-го тысячелетия до н. э. из-за Альп на полуостров переселились предки латинов, а в 1200-1100 гг. до н. э. родственные им племена — умбры. Около X в. до н. э. появились иллирийцы и тиррены, или этруски, в VIII в. до н. э.—греки. В отличие от первых переселенцев умбры уже вели производящее хозяйство и были знакомы с железом. На подобном же уровне развития находились этруски и греки. Сложившая­ся на полуострове этническая пестрота способствовала длительной ра­зобщенности в развитии населявших его народов и осложняла формиро­вание единой италийской общности.

Особую роль в формировании этой общности сыграли латины, осев­шие в устье реки Тибр. Эта местность получила название Лаций. Соглас­но легенде, после падения знаменитой Трои сюда приплыл один из геро­ев Троянской войны сын Анхиза и Афродиты — Эней. Здесь он женился на дочери местного царя Латина. И спустя много лет, в 753 г. до н. э., его потомки Ромул и Рем основали в устье Тибра город. В честь одного из братьев он был назван Ромом, или Римом. Однако археологические рас­копки свидетельствуют, что пастушеские стоянки существовали здесь на семи холмах еще около 1000 г. до н. э.

Долгое время особую роль в жизни населения Лация играло ско­товодство. В условиях натурального обмена скот использовался им в качестве денег. А поскольку его счет велся по головам, от латинского слова «голова» (caput) произошло современное понятие «капитал». Пер­воначально большая часть удобных для сельского хозяйства земель на­ходилось под лесами и пастбищами, которые, как и стада, являлись общим владением. Легенда гласит, что лишь в VIII в. до н. э. Ромул разрешил каждой семье иметь в собственности по 2 югера (югер — 0,25 га) земли. Вероятнее всего, что это были семейные усадьбы.
Социальная организация общества.

Общество делилось на семьи, однако родовая организация продол­жала существовать. И родовладыка, патриарх (от слова pater — отец), обладал огромной властью. От слова pater происходит и слово «патри­ции», что буквально означает «дети отца». Первоначально это были чле­ны родовой римской общины. Позднее, когда между родами произошла дифференциация и некоторые из них заняли особое, привилегированное положение, так стали называть римскую аристократию. Существовала еще одна социальная группа — плебеи. По всей видимости, это были лица, не принадлежавшие к родовой организации. Они являлись потом­ками покоренного латинами народа или переселенцами из других мест. Многие плебеи занимались торговлей и ремеслом.

Десять родов объединялись в курии, а десять курий составляли три­бу. К середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Лация насчитыва­лось 300 родов. Народные собрания, или куриатные комиции, участвова­ли в решении таких вопросов, как прием в род новых членов, объявление войны или заключение мира, избрание царя (rex) и наделение его права­ми верховного вождя (imperium). Избираемый всеми куриатными комициями царь осуществлял власть вместе с Советом старейшин, который назывался Сенатом (от слова senex — старик). Сенаторы назывались так­же patres (отцы). Это указывает на то, что они являлись главами родов. Вначале сенаторов было 100 (по одному от рода). Затем, по мере увели­чения количества родов, их численность достигла 300.

Большое влияние на латинов оказали этруски и греки. По мнению Геродота, этруски пришли на Апеннинский полуостров из Малой Азии, как считают некоторые историки, после падения Трои. Создав на Апен­нинском полуострове крупное государство, они подчинили Рим своей власти. По всей видимости, именно у них латины заимствовали гончар­ный круг, строительный опыт, медные деньги, одежду, цифры, которые позднее стали называть римскими, пахотные орудия. Первоначально ла­тины использовали переложно-залежную систему. И только потом не­хватка земли привела к появлению двуполья. В рассматриваемое время удобрение еще не применялось. С VII в. до н. э. железо стало превра­щаться в преобладающий вид металла.

По преданию, в VI в. до н. э., в период правления одного из царей-этрусков, Сервия Туллия, была проведена реформа, которая ввела распре­деление всех граждан на пять классов. К 1-му классу были отнесены те, кто имел около 20 югеров земли (5,0 га), ко 2-му — 15 (3,75 га), к 3-му — 10 (2,5 га), к 4-му — 5 (1,25 га), к 5-му -— 2,5 югеров (0,6 га).

Все граждане должны были нести военную службу (в зависимости от состояния - в коннице или в пехоте). Они подразделялись на сотни (цен­турии). Первоначально насчитывалось 193 центурии: 18 центурий всад­ников, 80 тяжеловооруженных воинов-пехотинцев (первый класс) и 95 центурий легковооруженных воинов (все остальные граждане). Вопро­сы, связанные с ведением войны, стали предметом обсуждения центуриатных комиций.

В конце VI в. против этрусков поднялись покоренные им народы. В 510 г. до н. э. в Риме тоже началось восстание. Этруски были изгнаны, но борьба с ними продолжалась на протяжении почти всего V в. до н. э. Едва она прекратилась, как на Апеннинский полуостров хлынули племе­на кельтов. Кельты принадлежали к индоевропейцам и в рассматривае­мое время заселяли почти всю Западную Европу. В начале IV в. до н. э. они появились на Апеннинском полуострове, в 387 г. до н. э. наголову разбили римлян, но не смогли взять Капитолий (один из семи холмов, на которых расположен Рим), удовольствовались выкупом и отступили, со­хранив контроль над северной частью полуострова.

На протяжении 150 лет не прекращавшихся войн, прежняя организа­ция римского общества претерпела существенные изменения, Особую роль в обществе стали играть центуриантные комиции. После восстания 510 г. до н. э. монархическая форма правления была ликвидирована. Во избежа­ние захвата власти одним человеком установилось правило избрания двух высших должностных лиц — магистратов. Первоначально они назывались преторами, позднее их стали называть консулами. Был реформирован Се­нат. Его состав стали пополнять военными магистратами, что повлекло за собою дальнейшее ослабление влияния родовладык.

Постоянные войны и разложение прежней организации общества привели к изменению положения плебеев. С одной стороны, необходи­мость пополнения войска привела к тому, что со временем они заняли в римской армии видное место. Была велика их роль и в торгово-промыш­ленной жизни Рима. Некоторые, из них по своему богатству оказались способны конкурировать с патрициями. В связи с этим плебеи начинают борьбу за гражданские права.

В 494 г. до н. э. им удалось добиться самоуправления. Они получи­ли возможность созывать в Риме на форуме (рыночная площадь) свои собрания, решения которых (плебисциты) должны были иметь обязатель­ный характер для всех плебеев. Тогда же они начали избирать собствен­ных должностных лиц-трибунов, которые получили право накладывать вето на решения консулов, если они противоречили интереса плебеев.

Около 450 г. до н. э. под давлением плебса были составлены пер­вые законы. Записанные на 12 медных досках и вошедшие в историю под названием «законы Двенадцати таблиц», они во многом напоминали Драконтовы законы.

В 445 г. до н. э. были разрешены браки между плебеями и патрици­ями. В следующем году плебеи получили право выдвигать своих канди­датов на должность военных трибунов с консульской властью.

Среди тех прав, которых добивались плебеи, было и право на зем­лю. До тех пор, пока на территории Лация было много свободных зе­мель, римские граждане, по всей видимости, пользовались выгонами на основе так называемого захватного права. Однако к IV в. до н. э. резервы свободных земель на этой территории оказались исчерпаны. И в 367 г. до н. э. был принят самый древний в Риме аграрный закон — закон на­родных трибунов Лициния Сталона и Секстия Латерана. В соответствии с ним, никто не имел права занимать в общественном секторе более 500 югеров земли (125 га). Одновременно с этим закон Лициния и Секстия предоставил право на землю плебеям.

Тогда же был отменен военный трибунат с консульской властью. Зато плебеи получили право избирать одного из двух консулов. Через некоторое время им была предоставлена возможность занимать любые избираемые должности. Это означало завершение борьбы плебеев за из­менение своего положения и уравнение в правах с другими римскими гражданами.

К этому времени стала складываться новая аристократия — ноби­литет. Нобилями людей делало не происхождение, а служба (магистра­тура). Особое место среди нобилитета заняли всадники.


следующая страница >>
Смотрите также:
Античный мир
390.06kb.
2 стр.
Пояснительная записка к отчету о научно-исследовательской деятельности студентов
337.06kb.
1 стр.
«Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций). Это сказано очень точно. Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой
90.08kb.
1 стр.
Слово «история» первым употребил и книгу с таким названием написал античный мыслитель
156.68kb.
1 стр.
Античный ориджинал
579.87kb.
4 стр.
И помнит мир спасённый,мир вечный, мир живой
152kb.
1 стр.
Материалы к «задачнику» по философии (по текстам)
313.35kb.
1 стр.
Введено в действие
45.01kb.
1 стр.
Дневник Л. Р. Тайлера (Поиск) «В поисках Жизни он нашёл Любовь.» Изречения Тираеля
782.38kb.
5 стр.
Мир казачества
2022.29kb.
11 стр.
Книга в серии ник перумов. Миры лучший подарок любителям фантастики на новогодние праздники!
14.53kb.
1 стр.
Урок №1 Проторенессанс в Италии
36.5kb.
1 стр.