Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ БИОФИЗИКИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая

«Экологическая биотехнология»


Методические указания

к семинарским занятиям



Красноярск

2012

УДК 574.21(07)

ББК 28.0я73

Э40
Экологическая биотехнология : методические указания к семинарским занятиям / Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая. – Красноярск : ООО «Дарма», 2012 – 11 с.


Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологическая биотехнология», содержащего учебное пособие, учебную программу, методические указания по семинарским занятиям, методические указания по самостоятельной работе.

Отражены цели и задачи дисциплины, ее объем, структура и содержание семинарских занятий. Предложен список основной и дополнительной литературы. Целью методических указаний является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям.

УДК 574.21(07)

ББК 28.0я73



Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов», реализуемого по Постановлению Правительства РФ №220 от 9 апреля 2010 г. «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» (договор № 11.G34.31.0013)

© Т. Г. Волова, 2012

© ФГАОУ ВПО СФУ, 2012

© Институт биофизики СО РАН, 2012


Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещаются. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм.


Подписано к использованию 01.12.2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 4

1.1.Цель преподавания дисциплины 4

1.2.Задачи изучения дисциплины 4

1.3.Межпредметная связь 5



Объем дисциплины и виды учебной работы 6

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 6

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 8

1.4.Основная литература 8

1.5.Дополнительная литература 9

1.6.Электронные и интернет-ресурсы 10



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1.Цель преподавания дисциплины


Дисциплина «Экологическая биотехнология» относится к циклу М.3 – профессиональный цикл (вариативная часть) подготовки магистров по программе 020400.68.01 «Микробиология и биотехнология».

Экологическая биотехнология – новое направление, объединившее и объединяющее достижения комплекса наук биологического и небиологического профиля и имеющее огромное значение для охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Учебная программа, разработанная на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, отводит семинарские занятия 50% объема аудиторной нагрузки. Тем самым, студенту дается возможность в т. ч. индивидуального общения с квалифицированными преподавателями, приобретая тем самым знания, навыки и т. п., необходимые в его будущей профессиональной деятельности.

1.2.Задачи изучения дисциплины


К задачам изучения дисциплины в соответствии с требованиями к компетенции направления подготовки магистров относится знакомство с существующими и разрабатываемыми промышленными биотехнологическими процессами различного уровня, ориентированными на обезвреживание и утилизацию промышленных и бытовых отходов, деградацию ксенобиотиков, биомониторинг и биоиндикацию для контроля текущих из изменений в биосфере, а также с новейшими экологически чистыми биологическими процессами воспроизводства пищи, энергоносителей, минеральных ресурсов, биоудобрений и биогербицидов.

По окончании изучения дисциплины «Экологическая биотехнология» магистр должен обладать:



  • специальной подготовкой в предметной области;

  • знаниями перспективных направлений получения и использования генетически модифицированных организмов различного уровня организации;

  • пониманием основных тенденций развития направлений и технологий получения целевых продуктов для различных областей применения

знать:

  • потенциал биологических способов для утилизации побочных и тупиковых продуктов техносферы, детоксикации ксенобиотиков;

  • понятие необходимости соблюдения этических норм и стратегии риска при развитии биотехнологических технологий;

  • направления исследований и стратегии применения новых безопасных материалов, препаратов для сельского хозяйства, получаемых биотехнологическими способами;

  • научные основы современных методов аналитики состояния объектов окружающей среды; биоиндикации и биомониторинга;

уметь:

  • ориентироваться в современных направлениях и методах биотехнологии;

  • использовать знания по новейшим направлениям современной биотехнологии при изучении специальных дисциплин;

  • применять полученные знания для повышения качества жизни людей;

  • использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов.

владеть:

  • методами (методологиями) проведения научно-исследовательских работ;

  • типовыми программными продуктами, ориентированными на решение научных задач;

  • действующими стандартами, нормами, методологией и культурой мышления, позволяющими перерабатывать и подготавливать материалы по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций;

  • организационными формами и методами обучения в вузе.


Обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности;

ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ОК-5: проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности способен к поиску решений в нестандартных ситуациях;



профессиональными (ПК):

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.

ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.

ПК-9: профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам.

ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.

ПК-16: имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству НИР студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей.


1.3.Межпредметная связь


Для освоения данного курса необходимы базовые знания, которые студенты должны получить по биохимии, генетике, микробиологии, общей биотехнологии. В ходе освоения курса студенты применяют знания и используют навыки, полученные в рамках обучения по программе «Введение в биотехнологию» и соответствующих практикумов.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего, з. е. (ч)

Семестр

12

Общая трудоёмкость дисциплины

2,0 (72)

2,0 (72)

Аудиторные занятия

0,89 (32)

0,89 (32)

Лекции

0,5 (16)

0,5 (16)

Семинарские занятия (СЗ)

0,5 (16)

0,5 (16)

Самостоятельная работа

1,11 (40)

1,11 (40)

Изучение теоретического курса (ТО)

1,0 (36)

1,0 (36)

Реферат

0,11 (4)

0,11 (4)

Вид итогового контроля

зачет

зачет

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Семинарские занятия – неотъемлемая часть изучения дисциплины, на семинарах происходит закрепление полученных теоретических знаний. Семинарские занятия проводятся в разных формах, чтобы комплексно вырабатывать компетенции у студентов. Семинарские занятия предполагают обсуждение под руководством преподавателя вопросов в соответствии с планом занятия. Это позволяет выделить наиболее сложные проблемы, провести их всесторонний анализ и наметить пути решения. Участвуя в дискуссии, студент приобретает навыки публичного выступления, учится отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы в поддержку своего мнения и контраргументы для опровержения противоположной точки зрения. Самостоятельная работа выполняется студентами на основе учебно-методических материалов дисциплины, представленных в разделе 5.

Общий объем семинарских занятий 16 часов в 12 семестре. Рекомендуемый перечень и объем семинарских занятий приведен в табл. 3.

Таблица 3



п/п

Раздела

Дисциплины

Темы занятий,

трудоемкость






Модуль 1. Биологические методы очистки стоков и утилизации твердых отходов


Биометаногенез – микробиология, биохимия и параметры процесса. Требования к перерабатываемому сырью. Эффективность биометаногенеза и степень конверсии массы отходов в продукт. Состав и калорийность биогаза. Ликвидация и переработка отходов свалок. Компостирование. Обезвреживание токсических продуктов.

0,055 (2)





Трансгенные микроорганизмы – эффективные биодеструкторы ксенобиотиков. Методы получения рекомбинантных ДНК. Рекомбинантные микроорганизмы – деструкторы пестицидов, нефтепродуктов и других поллютантов.

0,055 (2)





Модуль 2. Биоремедиация

Биопрепараты, используемые при биоремедиации окружающей среды. Характеристика биопрепаратов МИКРОЗИМ (ТМ); характеристика биопрепарата «ЭКОПАДИН»

0,055 (2)





Модуль 3. Технологическая биоэнергетика

Технологическая биоэнергетика и безопасные способы воспроизводства и преобразования энергии

0,055 (2)





Модуль 4. Биотехнология и экологизация сельскохозяйственных технологий

Эколого-биотехнологические альтернативы в сельском хозяйстве

0,055 (2)





Модуль 5. Разрушаемые биополимеры – экологическая альтернатива синтетическим неразрушаемым пластикам

Современные масштабы производства и сферы применения полигидроксиалканоатов

0,055 (2)





Модуль 6. Биоиндикация загрязнения водных экосистем

Особенность биоиндикации на клеточном, организменном, популяционном и ценотическом уровнях. Специфические и неспецифические индикаторные реакции водных животных и растений

0,055 (2)





Модуль 7. Экологический менеджмент в биотехнологии

Биомониторинг и биотестирование окружающей среды.

Методология комплексного биомониторинга. Построение оценочных шкал, расчет экологических индексов.



Оценка жизненного цикла продукта: возможности и недостатки оценки жизненного цикла (ОЖЦ); область применения ОЖЦ; основные определения; характерные особенности и фазы согласно требованию стандарта ИСО 140040.

0,055 (2)



Для успешной самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентам необходимо руководствоваться следующими рекомендациями по работе с различными источниками информации. Следует иметь в виду, что помимо основной литературы желательно пользоваться дополнительной литературой и новыми литературными источниками, в том числе и периодическими изданиями.



На семинаре преподавателем могут использоваться различные формы текущего контроля знаний студентов – ответы на контрольные вопросы, экспресс-опросы, выполнение письменных заданий и др.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ







1.4.Основная литература




    1. Биологические средства защиты растений. Технологии их изготовления и применения. / Под ред. В. А. Павлюшина, К. Е. Воронина. – СПб.: ВИЗР, 2005. – 360 с.

    2. Введение в биотехнологию. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Волова, Н. А. Войнов, Е. И. Шишацкая, Г. С. Калачева. – Электрон. дан. (91 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802394 от 21.11.2008 г.).

    3. Волова, Т. Г. Биоразрушаемые полимеры: синтез, свойства, применение: монография / Волова Т. Г. и Шишацкая Е. И; под ред. Э.Дж. Сински. − Красноярск : Красноярский писатель, – 2011.

    4. Волова, Т. Г. Биотехнология : учебное пособие / Т. Г. Волова; отв. ред. И. И. Гительзон. – 2-е изд., перераб. – Красноярск : КрасГУ, 2002. – 266 с.

    5. Волова, Т. Г. Введение в биотехнологию : учеб. пособие / Т. Г. Волова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – 188 с.

    6. Ганиев, М. М. Химические средства защиты растений / М. М. Ганиев, В. Д. Недорезков. − М. : Колос, 2006. − 248 с.

    7. Глик, Б. Молекулярная биотехнология: принципы и применение = Molecular Biotechnology. Principles and Applications of Recombinant DNA : перевод с английского / Б. Глик, Д. Пастернак ; под ред. Н. К. Янковский. – М. : Мир, 2002. – 589 с.

    8. Градусов, А. В. Биомониторинг почвы / А. В. Градусов, Ф. К. Алимова, Н. Г. Захарова. – Казань : КГУ, 2009. – 47 с.

    9. Задереев, Е. С. Прикладной экологический менеджмент: принципы и подходы: учебное пособие / Е. С. Задереев − Красноярск: Красноярский государственный университет, 2005. – 112 с.

    10. Каплин, В. Г. Основы экотокискологии / В. Г. Каплин. – М.: Колос, 2007. – 231 с.

    11. Кузнецов, А. Е. Научные основы экобиотехнологии / А. Н. Кузнецов, Н. Б. Градова. – М. : Мир, 2006. – 504 с.

    12. Кузнецов, А. Е. Прикладная экобиотехнология : В 2 т. : учеб. пособие. Т.1. / А. Е. Кузнецов, Н. Б. Градова, С. В. Лушников. − 2-е изд., − М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. − 629 с.

    13. Прикладная экобиотехнология. В 2 т. : учеб. пособие. Т.2 / А. Е. Кузнецов, Н. Б. Градова, С. В. Лушников и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 488 с.

    14. Прудникова, С. В. Экологическая роль полигидроксиалканоатов: закономерности биоразрушения в природной среде и взаимодействия с микроорганизмами: монография / С. В. Прудникова, Т. Г. Волова / − Красноярск : Красноярский писатель, – 2012.

    15. Рябов, И. Н. Радиоэкология рыб водоемов в зоне влияния аварии на Чернобыльской АЭС. / Рябов И.Н. − М. : Тов-во научных изданий КМК, 2004, − 215 с.

    16. Современные проблемы и методы биотехнологии : учеб.-метод. комплекс по дисциплине / сост. Т. Г. Волова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (Современные проблемы и методы биотехнологии : УМКД № 1323-2008 / рук. творч. коллектива Т. Г. Волова).

    17. Штильман, М. И. Полимеры медико-биологического назначения / М. И. Штильман // М.: ИКЦ «Академкнига», 2006 – 399 с.

    18. Evans, G.G. and Furlong J. Environmental Biotechnology: Theory and Application / Evans, G.G. and Furlong J. John Wiley & Sons. – 2011. − 290 p.

    19. IAEA (International Atomic Energy Authority) Quantification of radionuclide transfer in terrestrial and freshwater environments for radioecological assessments. TECDOC-1616. IAEA, Vienna, 2009, − 622 p.

    20. Pöschl M., Nollet L.M.L. (Eds.) Radionuclide concentrations in food and the Environment. NY.: CRC Press Taylor&Francis Group, 2007. 458 c.

1.5.Дополнительная литература


  1. Егорова, Т. А. Основы биотехнологии : учеб. пособие / Т. А. Егорова, С. М. Клунова, Е. А. Живухина. – 2-е изд. – М. : Академия, 2005. – 207 с.

  2. Наумова, Р. П. Экологическая биотехнология / Р. П. Наумова, С. К. Зарипова. – Казань : Унипресс, 2002. – 253 с.

  3. Алимова, Ф. К. Промышленное применение грибов рода Trichoderma / Ф. К. Алимова. – Казань : УНИПРЕСС ДАС, 2006. – 268 с.

  4. Биологические средства защиты растений. Технологии их изготовления и применения. /Под ред. В. А. Павлюшина, К.Е. Воронина. – СПб.: ВИЗР, 2005. – 360 с.

  5. Биотехнология. Принципы и применения. Biotechnology Principles and Applications : перевод с английского / под ред. : И. Д. Хиггинс, Д. Бест, Д. Джонс. – М. : Мир, 1988. – 477 с.

  6. Введение в биотехнологию : учеб. пособие / Т. Г. Волова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – 187 с. Прил. : 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  7. Волова, Т. Г. Биотехнология : учебное пособие / Т. Г. Волова; отв. ред. И. И. Гительзон. – 2-е изд., перераб. – Красноярск : КрасГУ, 2002. – 266 с.

  8. Волова, Т. Г. Экологическая биотехнология : учеб. пособие для университетов / Т. Г. Волова. – Новосибирск : Хронограф, 1997. – 141 с.

  9. Звягинцев, Д. Г. Биология почв / Д. Г. Звягинцев, И. П. Бабьева, Г. М. Зенова – М.: Изд-во: МГУ, 2005. – 448 с.

  10. Звягинцев, Д. Г. Методы почвенной микробиологии и биохимии / Д. Г. Звягинцев. – М.: Изд-во МГУ, 1990, – 303 с.

  11. Каплин, В. Г. Основы экотокискологии / В. Г. Каплин. – М.: Колос, 2007. – 231 с.

  12. Скурлатов, Ю. И. Введение в экологическую химию : учеб. пособие для химических и химико-технологических специальностей вузов / Ю. И. Скурлатов, Г. Г. Дука, А. Миаити. – М. : Высш. шк., 1994. – 400 с.

  13. Степановских, А. С. Прикладная экология: охрана окружающей среды : учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.:ЮНИТА-ДАНА,2003. – 751 с.

  14. Хенч, Л. Биоматериалы, искусственные органы и инжиниринг тканей / Л. Хенч, Д. Джонс; под ред. А . А. Лушниковой. – М.: Техносфера. – Серия «Мир биологии и медицины», 2007. – 304 c.

  15. Шишацкий, О. Н. Разрушаемые полимеры: потребности, производство, применение : справочное пособие / О. Н. Шишацкий, Е. И. Шишацкая, Т. Г. Волова. – Красноярск : изд-во «Новые информационные технологии» , 2010, – 156 с.

  16. Экологическая биотехнология : пер. англ. / под ред. К. Ф. Форстера, Д. А. Вейза. – Л.: Химия, 1990. – 383 с.

  17. Экологическая биотехнология = Environmental Biotechnology : перевод с английского / под ред. : К. Ф. Форстер, Д. А. Д. Вейз, А. И. Гинак. – Ленинград : Химия. Ленинградское отд., 1990, – 383 с.

  18. Экологическая экспертиза : учеб. пособие / В. К. Донченко, В. М. Питулько, Н. Д., Сорокин и др. ; под ред. В. М. Питулько. -4-е изд., стереотип., учеб. -М. : Academia (Академия), 2006. – 476 с.

  19. Chen, H-J. Identification and Characterization of a Novel Intracellular Poly(3–Hydroxybutyrate) Depolymerase from Bacillus megaterium / H-J. Chen, S-C. Pan, G-C. Shaw // Appl. Environ. Microbiol. – 2009. – Vol. 75. – P. 5290–5299.

  20. Jendrossek, D. Microbial degradation of Polyhydroxyalkanoates / D. Jendrossek, R. Handrick // Annu. Rev. Microbiol. – 2002. – Vol. 56. – P. 403–432.

  21. Sudesh, K. Synthesis, structure and properties of polyhydroxyalkanoates: biological polyesters / K. Sudesh, H. Abe, Y. Doi // Prog. Polym.Sci. – 2000, – Vol. 25. – P. 1503–1555.

1.6.Электронные и интернет-ресурсы


  1. Справочник пестицидов и агрохимикатов, разрешенных на территории РФ 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://greenport.ru/spravochnik-pesticzidov-i-agroximikatov.html (дата обращения 25.09.2012)

  2. Прогноз Комитет сельскохозяйственных организаций Европейского союза (COPA) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.copa-cogeca.be (дата обращения: 05.12.2012).

  3. Зубарев, С.В. Рециклинг органических муниципальных отходов // Рециклинг отходов, 2008. – № 4 (16) Режим доступа: www.wasterecycling.ru (дата обращения 27.11.2012)

  4. Европейские биопластики [Электронный ресурс]: Режим доступа:URL: http://en.european-bioplastics.org/ (дата обращения: 05.12.2012).

  5. Данные Международной ассоциации и рабочих группы по биоразлагаемым полимерам [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://tcj.ru/2005/5/biorazl_5_2005.pdf (дата обращения: 05.12.2012).

  6. Повестка дня XXI века» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.un.org//russian/conferen/wssd/agenda21 (дата обращения: 05.12.2012).





Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов»
244.19kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов»
160.37kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
826.91kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Гендерное измерение в политике
301.47kb.
1 стр.