Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вагановская средняя общеобразовательная школа»

Промышленновского района

Кемеровской области



Основная образовательная программа начального общего образования

МБОУ «Вагановская средняя общеобразовательная школа»

Составитель:

Совцова Елена Леонидовна,

зам. директора по УВР, первая

квалификационная категория

Ваганово 2011

I. Пояснительная записка.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе:

- ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ от 06. 10. 2009г. № 373)4

- Примерной ООП;

- Концепции УМК «Перспективная начальная школа»


I.1. Описание типа и вида ОУ

МБОУ «Вагановская средняя общеобразовательная школа» находится в Кемеровской области на расстоянии тридцати восьми километров от районного центра (пгт. Промышленная) и ста километров от областного центра (г. Кемерово). Отдалённость села от районного и областного центров и других городов значительно сужает культурно-развивающееся пространство обучающихся и ставит школу в позицию практически единственного образовательного центра. Имеет статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – средняя общеобразовательная школа.



I.2. Цели и задачи программы

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ООП направлена на формирование общей культуры (в том числе здорового и безопасного образа жизни), адаптации личности обучающегося к жизни в обществе, на создание основы саморазвития и освоения ООП на следующей ступени образования.

В соответствии со стандартом на этапе начального общего образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующих задач:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

_ духовно–нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

_ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

_ разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зон ближайшего развития.
I.3. Структура и содержание ООП НОО

Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов (полные и малокомплектные); разновозрастные и разноуровневые.

Основными принципами (требованиями) развивающей личностно–ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. То есть, необходимо создать и предоставить шанс каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), а также формирования универсальных УУД.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно–популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
I.4. Условия реализации ООП НОО

МБОУ «Вагановская средняя общеобразовательная школа» открыта в 1965 году.

Учредители школы: Администрация Промышленновского района.

В школе обучаются дети из села Ваганова и деревни Прогресс. Школа является опорно-кустовым-ресурсным центром. В школе сложились добрые традиции обучения и воспитания, результатом которых являются достижения обучающихся и успешная социализация выпускников. Эти успехи стали возможны благодаря взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, социокультурными и спортивными учреждениями (сельский дом культуры, районный дом творчества, музыкальная школа, спортивная школа). В школе имеется необходимый для учебного процесса материальный комплекс, кабинеты начального обучения, ИКТ, спортивный зал, библиотека. Материальная база учебных кабинетов начальной школы удовлетворительная. Идет постепенное обновление мебели, оборудования, наглядных пособий, модернизация средств обучения. Школьные кабинеты соответствуют санитарным нормам и нормам техники безопасности. Имеется выход в сеть Интернет, копировальная техника, компьютеры, интерактивная доска в кабинете информатики. Школьная библиотека располагает определенным фондом учебников, учебными пособиями, художественной и методической литературой. Организована подписка на педагогическую периодику, детские журналы и газеты.

В школе работает столовая (60 посадочных мест), где обучающиеся получают горячее питание, поддерживается соответствующий нормативным требованиям санитарно-гигиенический режим.

Организационно-педагогические условия:

_ режим 6-дневной рабочей недели (5-дневной для 1 класса) при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план, расписание уроков составлены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и не допускают перегрузки обучающихся;

_ организация занятий в две смены;

_ продолжительность уроков 35-45 минут;

_ наполняемость классов 14 – 23 человека;

_ основная форма организации обучения – классно-урочная;

_ учебный год начинается 1 сентября, заканчивается – 30 мая;

_ продолжительность учебного года 34 недели, в 1 классе – 33 недели;

_ учебный год разбит на 4 четверти;

_ продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней;

_ дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале;

_ последняя учебная неделя отводится на проведение переводной аттестации.

Начало занятий в 9-00. между сменами осуществляется влажная уборка.



I.5. Адресность ООП

Программа адресована педагогическому коллективу МБОУ «Вагановская средняя общеобразовательная школа» для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; обучающимся 1-4 классов и их родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.)

Сроки освоения программы: 2011-2015гг.

Характеристика обучающихся, которым адресована программа: возраст 6,5-11 лет. Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья.

В первый класс пойдут 31 ребенок (16 мальчиков, 15 девочек). 19 человек из полных семей, 7 из неполных семей, 8 человек из многодетных семей, сирот нет.1 человек будет обучаться второй год в 1 классе по результатам ПМПК. Детский сад посещали 21 человек, 13 человек умеют читать и писать, 22 человека умеют считать до 10 и обратно. С нарушением зрения – 2 человека, речи – 3 человека.

Учитывая условия Вагановского сельского поселения, социальное окружение, социальное положение школьников, коллектив школы видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития обучающихся, помочь каждому самоопределиться, самореализоваться как уникальной неповторимой личности.


I.6. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП НОО
Поиск подходов к практической реализации образовательной программы начальной школы осуществляется педагогическим коллективом, численность которого составляет 3 человека (высшая, I квалификационная категория)

В школе 1 ступени работают 6 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют – человек; первую – человек; вторую – человек.

Педагогические работники школы:

_ учитель музыки – 1 человек (I квалификационная категория);

_ учитель английского языка – 2 человека (высшая, I квалификационная категория);

_ учитель физической культуры – 1 человек (I квалификационная категория);

_ учитель технологии – 1 человек (II квалификационная категория);

_ учитель информатики (II квалификационная категория);

_ библиотекарь – 1 человек

Специфика кадров МОУ «Вагановская средняя общеобразовательная школа» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. Реализацию основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают: директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, педагоги начальной школы.



I.7. Требования к комплектованию классов

В первый класс принимаются все дети, проживающие на территории Вагановского сельского поселения, достигшие 6,5 лет.

Технология комплектования 1 класса:

Месяц

Этапы работы

Участники

Январь

Составление списков будущих первоклассников

Социальный педагог, учителя начальных классов

Январь

Распространение информации о приеме в школу

Зам. директора

Февраль-март


Посещение занятий в ДОУ будущих первоклассников

Учитель 1 класса

Март

Проведение родительского собрания совместно с детским садом

Учитель 1 класса

Январь-август

Регистрация и сверка предварительных списков детей, поступающих в 1 класс

Директор, соц. педагог

В течение года

Подготовка учебно-методического комплекса образовательного процесса

Учителя

Апрель-август

Комплектование первого класса

Директор школы

Сентябрь-октябрь

Педагогические совещания по проблемам адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению

Директор, зам. директора по УВР, учителя 1-х классов

I.8. Особенности первой ступени общего образования

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли обучающегося, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у обучающегося основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

I.9. Стратегические характеристики ООП НОО

При определении стратегических характеристик программы учтен существенный разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов); обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Программа предусматривает:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа и возможности эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.



I.10. Планируемые результаты ООП НОО

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

- предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и основ деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для каждой предметной области.



I.11. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы базируется на включении в образовательный процесс системно-деятельностного подхода. Это является одной из стратегических характеристик ООП НОО.

I.12. ООП НОО содержит программы:

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- программа отдельных предметов, курсов;

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программа коррекционной работы.



I.13. Социокультурные особенности и потребности Вагановского сельского поселения.

На территории Вагановского сельского поселения располагается МДОУ и ОУ; участковая больница и ДСУ; ЗАО «Ваганово»; СДК; музыкальная школа; несколько магазинов. Это определяет выбор профилей обучения: естественно-математический, трудоустройство выпускников, дальнейшее обучение в вузах и ссузах; различные направления профориентационной работы; включение специалистов культуры во внеурочную деятельность.



I.14. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное («Игровая студия»); художественно-эстетическое («Карандашик озорной», «Музыкальная шкатулка», «В гостях у сказки»); общественно-полезная деятельность («Вязание крючком», «Дорогою добра»); военно-патриотическое («Я – патриот Родины»); проектная деятельность («Я - исследователь»). Они охватывают всю основную сферу деятельности воспитательной службы школы, способствуют индивидуальному раскрытию младших школьников, полностью отвечают основным задачам ООП НОО. Для организации внеурочной деятельности используются следующие формы: экскурсии, соревнования, олимпиады, игровая и учебно-исследовательская деятельность, общественно-полезные практики. Данная работа организуется по окончанию уроков, каникулы. Местом проведения являются – ОУ, музыкальная школа, СДК. К участию во внеурочной деятельности привлекаются родители, педагоги-предметники, общественность.



I.15. Работа с одаренными детьми организуется через спортивные секции, объединения школьников, которые реализуются через основные направления внеурочной деятельности.
I.16. Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Данная работа организуется в рамках индивидуальной и групповой работы, которые реализуются через основные направления внеурочной деятельности, а также через обучение на дому.

следующая страница >>
Смотрите также:
Совцова Елена Леонидовна, зам директора по увр, первая квалификационная категория Ваганово 2011 I
1670.5kb.
8 стр.
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
1966.37kb.
8 стр.
По социальной адаптации и профориентации учащихся, переведенных на индивидуальное обучение на дому
21.67kb.
1 стр.
Программа рассмотрена на заседании Директор Лёхина Н. П./ / Зам директора по увр мо учителей начальных классов
3765.93kb.
15 стр.
План курсов на 2013 год
1572.49kb.
14 стр.
По вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования на 2011-2012 учебный год
40.87kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Пояснительная записка по информатике и информационно-комуникационным технологиям на 2011-2012 учебный год Программа по информатике и икт составлена на основе
923.08kb.
4 стр.
Конкурс «Купель» по произведениям А. Костюнина. 2011 2012 года
71.03kb.
1 стр.
Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
405.95kb.
2 стр.