Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 УДК 531.01 РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСА А.В. Костарев Санкт - Петербургский государственный политехнический университет. Санкт – Петербург, Россия Аннотация. Предложены способы экспериментального определения коэффициентов трения качения и сопротивления дороги. Учет сопротивления дороги позволяет исследовать режимы движения колеса, которые не могут быть описаны в рамках традиционной модели трения качения [1-5]. Ключевые слова: трение качения, сопротивление дороги, буксование, качение, юз. Как показано в работе [6], при качении колеса возникает не только момент трения качения колеса, но и сила сопротивления дороги. Абсолютно твердое колесо не испытывает момента трения качения. Абсолютно твердая дорога не создает силы сопротивления. Для любой пары материалов можно составить две пары колесо – дорога, для каждой из которой могут быть экспериментально определены два коэффициента сопротивления: коэффициент трения качения k и коэффициент сопротивления дороги k1. Определить коэффициенты k и k1 можно с помощью, например, следующих двух экспериментов. Изготавливается плита из материала дороги и цилиндр из материала колеса. Подбирается смазка, обеспечивающая минимальный коэффициент трения скольжения для выбранной пары материалов колеса и дороги. Измеряется радиус колеса r и коэффициент трения скольжения f между торцом цилиндра и плитой. А. Для определения коэффициента трения качения k неподвижная ось цилиндра нагружается силой Р. Измеряется момент М, необходимый для равномерного вращения цилиндра. Коэффициент трения качения ![]() ![]() В. Для определения коэффициента сопротивления дороги k1 вращение цилиндра блокируется. Измеряется усилие F, необходимое для равномерного поступательного движения цилиндра. Коэффициент сопротивления дороги k1 вычисляется из условия равновесия. ![]() F r
r δ1 δ С M, ψ P Рис.1
N≈ P Fтр x Учет сопротивления дороги позволяет более полно описать режимы движения колеса. Рассмотрим колесную пару с параметрами: r - радиус колес пары, m - масса (например, автомобиля или поезда), приведенная к оси пары, J - момент инерции пары относительно ее оси. Нагрузка на колесную пару в общем случае состоит из вертикальной силы Р, горизонтальной силы F и вращательного момента М (Рис.1). Считаем, что коэффициенты трения скольжения f, трения качения k и сопротивления дороги Исследуем режимы движения колесной пары, пользуясь дифференциальными уравнениями, полученными в [1]:
![]() M
F r
r F P N Рис.4
Сила трения ![]() ![]() ![]() ![]() F Fc N P Рис.3
Рис 2 Mψ N δδ
![]()
когда деформация дороги и колеса симметрична относительно центральной вертикали и сопротивление отсутствует (Рис. 4) ![]()
Этот практически важный режим невозможен в традиционной модели трения качения.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() ![]()
5. Движение с юзом (торможение).
5.2 Уравнения движения: ![]()
![]() 6. Юз без вращения.
![]()
![]()
7. Юз с обратным вращением x ωо mg Fтр mтк N Vо Fc Рис.5
Обруч радиуса r бросают вдоль дороги с начальной скоростью центра ![]() ![]() ![]() ![]() Найти угловую скорость Решение: При движении обруча сила трения ![]() Уравнения движения обруча ![]() ![]() ![]() Интегрируя уравнения при начальных условиях ![]() ![]() В момент времени ![]() центр обруча останавливается. Чтобы одновременно прекратилось и его вращение, нужно чтобы модуль начальной угловой скорости был равен ![]() К этому моменту центр обруча пройдет путь: ![]() Заметим, что при отсутствии трения скольжения обруч все же остановится на расстоянии ![]() что в традиционной модели трения качения невозможно. 8. Увеличение силы тяги локомотива. Рассмотрим колесную пару локомотива, на которую действуют: нагрузка на ось P, нормальная реакция N, вращательный момент М со стороны двигателя, приведенная сила F со стороны состава, сила сопротивления Fc со стороны рельсов, момент трения качения mтк , ведущая сила трения Fтр, x ω P Fтр mтк N V Fc Рис.6
F M Найдем при каких условиях локомотив создаст максимальную силу тяги F, действующую на состав в момент начала буксования ( Уравнения равномерного движения колесной пары:
Очевидно, что момент сопротивления качению пары ![]() Поэтому колеса локомотива могут быть изготовлены из материала с относительно большим коэффициентом Увеличение силы тяги F локомотива ![]() достигается повышением твердости рельсов, то есть уменьшением коэффициента их сопротивления ![]() Литература
Смотрите также: Режимы движения колеса а. В. Костарев
73.12kb.
1 стр.
Сопротивление движению колеса а. В. Костарев
52.72kb.
1 стр.
Установка задней оси на два колеса «Атаман Мах» Демонтаж заднего колеса
24.23kb.
1 стр.
Модель тонкого деформируемого пневматика
434.29kb.
7 стр.
Правилам для пешеходов Какие лица Правилами отнесены к «Участникам дорожного движения»? Пешеходы Дорожные рабочие, водители, пассажиры
51.47kb.
1 стр.
Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий
61.34kb.
1 стр.
Политические режимы и внешняя политика нигерии в эпоху глобализации
965.47kb.
4 стр.
10. микроконтроллеры семейства мк51
1126.04kb.
6 стр.
Истоки зеленого движения
2825.78kb.
13 стр.
«Дед Мороз и правила дорожного движения»
51.58kb.
1 стр.
Технологическая информатика
1571.41kb.
10 стр.
Перспективы развития локомотивных технических средств управления и обеспечения безопасности движения поездов 108.21kb.
1 стр.
|