Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Министерство образования

Республики Беларусь

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

с 12-летним сроком обучения



Общая география

XI класс


Базовый, повышенный,

углубленный уровни



Утверждено

Министерством образования

Республики Беларусь

Минск «Народная асвета»
2007

БАЗОВЫЙ И ПОВЫШЕННЫЙ УРОВНИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая география — обобщающий и заключительный курс системы географического образования в средней школе.

Цель курса — ознакомление учащихся с теоретическими и практическими направлениями географической науки, гео­графическими аспектами основных проблем человечества и путями их решения, новыми методами и направлениями раз­вития современного географического знания, возможностями использования потенциала географической науки и научных знаний для организации мониторинга окружающей среды, со­здание целостного представления о географических объектах и явлениях, основанного на комплексном подходе к их изуче­нию, формирование устойчивого понимания причин и след­ствий изучаемых явлений.

Преобладающим содержанием курса выступает объясне­ние географических явлений и процессов на основе изучения закономерностей, концепций, теорий развития географичес­кой оболочки, человеческого общества и взаимодействия между ними. В качестве исходного материала для обобщений служат знания, полученные в базовой школе.

Психолого-дидактической основой курса является кон­цепция содержательного обобщения знаний. В отличие от кур­сов базовой школы географические знания у учащихся XI класса формируются не столько на уровне представлений, терминов, понятий, сколько на уровне теоретических систематизированных обобщений.

Данный курс состоит из следующих блоков знаний:



  • теоретические и методологические основы географии;

  • система общегеографических знаний (физико-географических и экономико-географических);

  • географическая оценка глобальных и региональных экологических, экономических, социальных и полити­ческих проблем.

В некоторых темах предусмотрены практические рабо­ты. В зависимости от содержания они могут выполняться в устной или письменной форме. Практические работы, за которые выставляются оценки всем учащимся, обозначены звездочкой (*), а остальные — оцениваются выборочно, по усмотрению учителя.

В учебной программе в каждой теме выделены:



  • основные понятия темы;

  • основные требования к результатам обучения под руб­рикой «Требования к уровню подготовки учащихся».

После каждого раздела представлены возможные меж­предметные связи.

Материал, предназначенный для изучения на повышен­ном уровне (в объеме 102 часов в год) обозначен в темах, практических работах, рубриках «Основные понятия» и «Тре­бования к уровню подготовки учащихся» жирным шрифтом. Количество часов, которое отводится на изучение курса, раз­дела, темы на повышенном уровне, обозначено в скобках.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

XI класс 68(102)ч

Введение

1(1)ч

Раздел 1. Развитие географической науки

5 (8)ч

Тема 1. Становление и основные этапы развития географии

2 (3)ч

Тема 2. Традиционные и новые общегеографические методы исследований

2 (4)ч

Обобщающее повторение по разделу

1 (1)ч

Раздел II. Физический мир Земли

6 (9)ч

Тема 3. Образование и эволюция Земли

3 (5)ч

Тема 4. Земля в Солнечной системе

2 (3)ч

Обобщающее повторение по разделу

1 (1)ч

Раздел III. Географическая оболочка Земли

18 (27)ч

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

8 (12)ч

Тема 6. Природные ресурсы Земли

3 (5)ч

Тема 7. Территориально-пространственное деление геогра­фической оболочки

2(3)ч

Тема 8. Географическая оболочка как объект антропогенного воздействия

4(6)ч

Обобщающее повторение по разделу

1(1)ч

Раздел IV. Территориальная организация общества

6(11)ч

Тема 9. Социально-географические проблемы

3(5)ч

Тема 10. Политическая карта мира

2(5)ч

Обобщающее повторение по разделу

1(1)ч

Раздел V. География мирового хозяйства

26(38)ч

Тема 11. Этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Основные экономические макрорегионы мира

8(16)ч

Тема 12. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс

2(3)ч

Тема 13. География отраслей мирового хозяйства

15(18)ч

Обобщающее повторение по разделу

1(1)ч

Раздел У1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения

3(5)ч

Тема 14. Глобальные проблемы человечества и роль геогра­фии в их решении

2(4)ч

Обобщающее повторение по разделу

1(1)ч

Заключение

1(1)ч

Резерв времени — 2 (2) ч

Введение 1(1) ч

Сущность, структура и принципы географической на­уки. Важнейшие задачи современности, решаемые с учас­тием географической науки. География в современном обществе.



Раздел I. Развитие географической науки — 5(8) ч

Основная цель раздела — рассмотреть историю разви­тия географической науки, исходя из ее основных этапов; охарактеризовать современные направления развития гео­графической науки и методы исследования; раскрыть осо­бенности развития естественного и общественного блоков географии.



Тема 1. Становление и основные этапы развития гео­графии - 2(3) ч

Основные понятия темы: географическая наука, об­щая география, географические идеи, системный подход, дифференциация и интеграция в географии.

Основные этапы развития географической науки. Про­цессы дифференциации и интеграции в географии. Вклад в развитие географии Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, Э. Реклю, П. П. Семенова-Тян-Шанского, В. В. Докучаева, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, В. И. Вернадского, А. А. Гри­горьева, Н. Н. Баранского, А. Г. Исаченко, В. П. Максаковского и др.

Проблемы формирования современной географии. Ос­новные направления развития. Научные основы и этапы развития общей географии.

Экологизация, гуманизация и глобализация науки как фактор усиления исследований взаимодействия человека и природы.



Практические работы:

1. Составить обобщающую таблицу, отражающую струк­туру географической науки.



2. Подготовить реферативное сообщение о жизни и
творчестве одного из ученых, обозначенных в теме (по вы­бору учащихся).

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащимся необходимо:

  • называть основные этапы развития географии и их характерные черты; фамилии ученых, которые внесли значительный вклад в развитие географии;

  • описывать особенности развития общей географии на каждом из исторических этапов;

  • характеризовать важнейшие задачи современности, которые решаются с участием географических наук; вклад различных ученых в развитие географии; основ­ные направления и задачи развития современной гео­графии.

Тема 2. Традиционные и новые общегеографические методы исследований — 2(4) ч

Основные понятия темы: методы исследования, мо­делирование, районирование, географический прогноз, географический мониторинг, геоинформационная сис­тема.

Сущность общенаучных и общегеографических методов, применяемых в географических исследованиях. Классифи­кация методов. Традиционные методы: описательные, экс­педиционные, лабораторные, сравнительно-географические, картографические и математические. Новые методы: модели­рование, дистанционные, системные методы исследования, географический мониторинг. Географический прогноз. Геоин­формационные системы (ГИС).



Практическая работа:

3. Подготовить реферат на тему: «Современные методы географических исследований (мониторинг окружающей среды, географическое прогнозирование и т. д.)».

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащимся необходимо:

  • называть методы географических исследований;

  • описывать методы проведения географического про­гнозирования;

  • высказывать суждения о значении моделирования в географических исследованиях;

  • приводить примеры создания географических прог­нозов;

  • объяснять сущность понятия «геоинформационные системы»; строить простейшие географические прогнозы;

  • проводить наблюдения за состоянием окружающей среды визуально и с помощью приборов;

  • характеризовать современные методы географичес­ких исследований; приводить их классификацию.

Межпредметные связи по разделу:

«Математика» — моделирование; математические мето­ды исследования; баланс.

«Человек, общество, государство» — производитель­ные силы.

Обобщающее повторение по разделу — 1(1) ч.

Раздел II. Физический мир Земли 6(9) ч

Основная цель раздела — изучить пути и этапы об­разования Земли как планеты Солнечной системы, связь Земли с Солнцем и другими планетами; узнать, как влияют процессы, происходящие в Космосе и на Солнце, на состо­яние географической оболочки Земли; изучить зависимость природных условий и ресурсов Земли от внутренних и вне­шних процессов.

Тема 3. Образование и развитие Земли — 3(5) ч

Основные понятия темы: теории и гипотезы обра­зования Земли, форма и параметры Земли, стратигра­фия, геохронологическая шкала, геологическая история, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, чет­вертичный период, геосинклинали, теория тектоники плит.

Зарождение планеты Земля.

Возраст горных пород Земли (абсолютный и относитель­ный). Стратиграфия, геохронологическая шкала времени.

История развития Земли. Система летоисчисления. Доархейская и геологическая история Земли. Характеристика геологических эр (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой) и периодов.

Форма Земли (шарообразность, эллипс или сфероид, ге­оид). Размеры Земли. Длина радиусов, экватора, площадь поверхности Земли, масса, объем, средняя плотность, по­лярное сжатие Земли. Географические следствия параметров Земли.

Внутреннее строение Земли. Земная кора: платформы и складчатые области. Мантия (верхняя и нижняя). Ядро (вне­шнее и внутреннее).

Теория континентального дрейфа. Литосферные плиты и их движение. Геосинклинальная теория. Теория тектоники плит. Пояса сейсмической активности на Земле.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащимся необходимо:


  • называть составные части строения Земли;

  • называть и показывать тектонические плиты: Северо-Американская, Южно-Американская, Евразиатская, Африканская, Индо-Австралийская, Филиппинская, Тихоокеанская; древние платформы: Северо-Американская, Южно-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Южно-Китайская, Индийская, Африкано-Аравийская, Австралийская, Антарктическая;

  • высказывать суждение о местах возможного появле­ния землетрясений и извержений вулканов;

  • анализировать географические карты на предмет вы­деления элементов строения земной коры (платформы, пояса и др.);

  • объяснять пути образования Земли, используя из­вестные теории и гипотезы; особенности воздействия на природу человека на разных этапах его развития; принципы выделения эр, периодов и эпох; причины землетрясений и других тектонических явлений;

  • приводить доказательства возраста горных пород Земли; доказательства и следствия столкновения тек­тонических плит;

  • описывать геологическую историю Земли;

  • пользоваться геохронологической шкалой;

  • характеризовать критерий разделения истории Зем­ли на планетарный и геологический периоды.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения Общая география
823.42kb.
5 стр.
Программа курса по выбору для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения
148.48kb.
1 стр.
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения, и варианты бупов для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
772.12kb.
6 стр.
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
287.29kb.
1 стр.
Учебная программа факультативных занятий для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения X класc
115.61kb.
1 стр.
Программа для филологического профиля общеобразовательных учебных заведений
1699kb.
10 стр.
Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
220.41kb.
1 стр.
Учебный план I «А» класса интегрированного обучения и воспитания с русским языком обучения на 2012/2013 учебный год
327.62kb.
1 стр.
Сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V-XI классы»
19.75kb.
1 стр.
Республики татарстан пресс-служба
23.41kb.
1 стр.
Программа курса для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края», издательство оипц «Перспективы образования»
339.46kb.
1 стр.
Програма загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою
1631.08kb.
9 стр.