Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт филологии и искусств

Отделение романо-германской филологии

Абдрафикова А. Р.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (МЕТОДИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ

для студентов IV и V курсов, обучающихся по направлению 050100.62

«Педагогическое образование» по профилю «Иностранный язык и

второй иностранный язык»

Казань

2012
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»



Институт филологии и искусств

Отделение романо-германской филологии

Кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования


Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике

для студентов 4-го и 5-го курсов

отделения романо-германской филологии по профилю «Иностранный и второй иностранный язык»

Казань 2012

УДК 37 (072)

ББК 74 я 7

Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской филологии по профилю «Иностранный язык и второй иностранный язык». Учебно-методическое пособие. - Казань: КФУ, 2012. – 66с.
В пособии излагаются основные требования к содержанию и оформлению педагогической (методической) практики по иностранному языку, даются методические рекомендации по организации и планированию уроков иностранного языка в школе.

Материалы учебно-методического пособия предназначены для студентов, преподавателей и методистов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Педагогическое образование»


Составитель:

Абдрафикова А.Р., канд. пед. наук, доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования КФУ.

Научный редактор:

Ярмакеев И. Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологии гуманитарно-художественного образования КФУ.


Рецензенты:

Хасанова О.В., к.п.н., доцент КФУ

Яшина М.Е., к.п.н., доцент КФУ
© Казанский (Приволжский) федеральный

университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день общество требует, чтобы современный учитель обладал глубокими теоретическими и практическими знаниями, а также высоким педагогическим мастерством. Всё это напрямую зависит от организации учебного процесса со студентами, в том числе и от уровня проведения педагогической практики, которая является важной формой практической подготовки будущих педагогов.

Педагогическая практика (от греч. prakticos - деятельный, активный) - это форма профессионального обучения в высших и специализированных учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Практика проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности [2, с.212]. В истории появления и дальнейшего развития педагогической практики в России и за рубежом сложились два подхода к её организации: организация практики в течение всех лет обучения в ВУЗе и организация теоретической подготовки, а затем непосредственное её применение на практике. Особый вклад в развитие педагогической практики в России внесла Н.К. Крупская.

Педагогическая практика — это комплексный процесс, в котором студенты выполняют все виды деятельности, определяемые их специализацией. Она является важной составной частью подготовки студентов университета к преподавательской деятельности, которая призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы со школьниками. Так как практика – это всегда активное, деятельное освоение и преобразование действительности, то и соответствующим образом должна организовываться и педагогическая практика, в которой студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действительности с позиций педагога, как утверждает автор учебника «Современная дидактика» А.В. Хуторской

[13, с.481]. Имея различные формы и виды, педагогическая практика способствует развитию профессионального самосознания, культуры педагогического общения, формированию теоретической, практической и личностно-мотивационной составляющих профессиональной компетентности. Кроме того, во время прохождения педпрактики у студентов формируются навыки педагогической деятельности учителя иностранного языка, а также начинает складываться собственный творческий стиль педагогической деятельности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Прежде всего, педагогическая практика нацелена на становление у будущих учителей профессиональных способностей, навыков, умения организовать учебно-воспитательный процесс. Все это в будущем даст им возможность успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Кроме того, к основным целям педагогической практики можно отнести следующее:



  • обеспечение адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях школы, гимназии, лицея;

  • обучение студентов всестороннему использованию полученных в вузе знаний по циклу психолого-педагогических дисциплин, частной методике, а также по фундаментальным дисциплинам с учетом возрастных особенностей обучаемых;

  • углубление теоретических знаний по психолого-педагогическому курсу;

  • развитие у студентов интереса к педагогической работе;

  • формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы.

В связи с этим в процессе прохождения педагогической практики решаются следующие основные задачи:

  • углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в вузе, на практике в учебно-воспитательной работе с учащимися;

  • обучить студентов наблюдению и анализу учебно-воспитательной работы;

  • научить студентов, опираясь на знания педагогики, психологии и физиологии детей и подростков, проводить учебно-воспитательную работу с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • подготовить студентов к проведению различных типов уроков с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

  • научить студентов планировать учебную и воспитательную работу;

  • развивать и укреплять у студентов любовь к педагогической профессии, стимулировать стремление к изучению специальных педагогических дисциплин и совершенствованию своих педагогических способностей;

  • привить студентам навыки внимательного отношения к охране физического и нравственного здоровья школьников;

  • расширять и закреплять умения, вести общественную и профориентационную работу в старших классах средней школы;

  • ознакомить с методическим опытом и системой работы учителя по соответствующему предмету;

  • ознакомить с различными типами образовательных учреждений, таких как школа, гимназия, лицей и другие.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с предложенной концепцией и примерной программой, педагогическая практика является содружеством следующих её участников: преподавателя вуза, организующего практику, (т.е. факультетского руководителя); преподавателя вуза, непосредственно работающего со студентом в период практики (преподавателем - методистом по психологии и педагогике); руководителя практики на месте ее прохождения — учителя-предметника данного образовательного учреждения, классного руководителя того класса, в котором студент будет проводить ряд обязательных внеклассных мероприятий и самого студента-практиканта.

Факультетский руководитель организует педпрактику, осуществляя при этом систематический контроль над её проведением. Он распределяет студентов по местам педпрактики, подготавливает и проводит итоговые конференции после прохождения педпрактики студентами.

Преподаватель-методист назначается из числа преподавателей выпускающей кафедры, имеющих ученую степень, а также опыт управленческой или практической работы в педагогических учреждениях.

Основной задачей преподавателя-методиста является активное обучение студента в период практики, оказание ему помощи по закреплению на практике знаний, полученных в процессе теоретических занятий. За время, отведенное на прохождение педпрактики, преподаватель-методист не реже одного раза в неделю проводит консультации со студентами по всем возникающим вопросам. Он присутствует на открытых занятиях, различного рода мероприятиях, проводимых студентами.

Преподаватель-методист также участвует в установочной и итоговой конференциях. По окончании педпрактики методист проверяет и оценивает дневники студентов по практике, выставляет итоговые отметки за проделанную работу.

Групповой руководитель назначается из числа кураторов, методистов, преподавателей специальных дисциплин вуза или наиболее квалифицированных и опытных учителей. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики студентов в определенной школе. Кроме того, он несет ответственность за выполнение программы практики студентами и за объективную оценку итогов. На протяжении всей педпрактики групповой руководитель контролирует деятельность методистов, старост студенческих групп.

По окончании педпрактики групповой руководитель составляет отчет о педпрактике и вместе с отчетной документацией студентов сдает её факультетскому руководителю педагогической практики, выступает с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.

Немаловажную роль в организации и контроле студентов во время прохождения педагогической практики играют методист по педагогике и методист по психологии.

Методист по педагогике принимает активное участие в планировании и организации педагогической практики студентов, проводит консультации по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы, посещает отдельные уроки, внеклассные занятия и творческие мероприятия студентов. В случаях грубого нарушения трудовой дисциплины или невыполнения программы педпрактики студентами, методист обязан своевременно поставить в известность деканат и учебный отдел вуза.

Для объективного выставления итоговых отметок студентам он совместно с учителями и другими руководителями педагогической практики оценивает работу каждого студента-практиканта.

Методист по психологии выполняет все те же характерные обязанности, что и вышеперечисленные участники педагогической практики. Он принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, посещает не менее одного урока и внеклассного мероприятия студента, анализирует отчетную документацию, участвует в оценке профессиональной подготовки каждого студента.

Учитель-предметник знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной (образовательной) работы по предмету. Оказывает методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, уделяя при этом особое внимание использованию студентами современных форм и методов организации учебных занятий (видеоуроки, семинары, лабораторные работы, экскурсии, конференции и др.), эффективных методов обучения (деловые игры, использование ТСО, компьютеров, сети Интернет и др.). Не позднее, чем за день до проведения студентами их урока просматривает и подписывает его конспект, так как без проверенного и утвержденного конспекта студент к уроку не допускается. По окончании педпрактики студента-практиканта педагог-предметник даёт характеристику его деятельности, которая впоследствии подписывается директором и скрепляется печатью данного учебного учреждения.

Классный руководитель также играет немаловажную роль в организации работы студентов-практикантов. Он включает их в педагогическую деятельность с детским коллективом, знакомит с составом учащихся класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, а также с основными воспитательными задачами и планом своей работы. Классный руководитель контролирует планирование и реализацию воспитательной работы студентов, даёт им конкретные задания по проведению текущей воспитательной работы с учащимися, проведению студентами коллективных творческих дел и других форм как коллективной, так и индивидуальной деятельности, обеспечивая их при этом необходимой методической литературой. Он присутствует на проводимых студентами внеклассных занятиях и участвует в их обсуждении, впоследствии оценивая их.

В то время как все вышеперечисленные участники выполняют свои права и обязанности, студент также обязан придерживаться определённых правил.

На установочной конференции студентам сообщаются школы, в которых они будут проходить педпрактику. Им представляют групповых руководителей, информируют о днях консультаций с методистами кафедры, определяют количество уроков, которые должны провести студенты во время практики, а также перечень документов, которые должны быть подготовлены студентами по завершении педагогической практики [8 с.12]. При определенных обстоятельствах некоторые студенты могут быть направлены на практику по месту своего жительства.

Во все дни педпрактики студент-практикант обязан прибыть в учебное заведение за 20 мин до начала занятий. В первый день он знакомится с приставленным к нему учителем-предметником, классным руководителем, в классе которого студент будет проводить внеклассные мероприятия, и знакомится с самим классом, где впоследствии ему придется давать свои уроки. Пребывание студента в общеобразовательном учреждении в каждый из последующих дней должно быть не менее 6-ти часов. За это время студент проводит свои уроки, внеклассные мероприятия, а также посещает уроки своих сокурсников и опытных преподавателей данной школы или гимназии.

Студент обязан иметь при себе всю необходимую документацию практиканта. Это дневник, план индивидуальной работы, а главное, конспекты уроков, которые он проводит, т.к. в случае их отсутствия студент не допускается к проведению уроков.

Во время прохождения педпрактики студент-практикант обязан выполнять все требования методистов.

Помимо внеклассных мероприятий, он выполняет текущие обязанности классного руководителя, такие как проверка дневников, дежурства, встречи с родителями.

По завершении педагогической практики студент в установленные сроки должен отчитаться за проделанную работу, предъявляя руководителям практики отчетную документацию.

В случае невыполнения требований, студент может быть отстранён от прохождения практики. Отстраненные от практики студенты, а также студенты, работа которых признана неудовлетворительной, по решению совета факультета проходят практику повторно во время учебных занятий в университете.

Критерии оценки педагогической практики



Итоговая оценка по педагогической практике выставляется факультетским руководителем. Она состоит из оценок, выставляемых учителями по педагогике и психологии, курирующими студентов-практикантов на местах прохождения педагогической (методической) практики, совместно с групповыми руководителями-методистами по иностранным языкам.

Оценка

«отлично»

Выставляется студенту-практиканту в том случае, если он выполнил весь объем работы, предусмотренный программой по практике, продемонстрировав отличное владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, отличались высоким профессиональным уровнем и креативным характером, а также, если студент-практикант в установленные сроки и в полном объеме сдал отчетную документацию и принял активное участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.

Оценка

«хорошо»

Выставляется студенту-практиканту в случае, если он выполнил весь объем работы, предусмотренный программой по производственной практике. При этом он должен был продемонстрировать хорошее владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, отличались хорошим профессиональным уровнем и креативностью. А также если студент-практикант в установленные сроки и в полном объеме сдал отчетную документацию и принял участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.

Оценка

«удовлетворительно»

Выставляется студенту-практиканту в случае, если он выполнил 80% объема работы, предусмотренной программой по производственной практике. При этом он продемонстрировал удовлетворительное владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, не отличались хорошим профессиональным уровнем и не носили креативный характер. А также если студент-практикант не сдал в установленные сроки и в полном объеме отчетную документацию и не принял участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.

Оценка «неудовлетворительно»

Выставляется студенту-практиканту в случае невыполнения требований, предусмотренных программой по производственной практике, если он не продемонстрировал владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по педагогической практике, могут быть продлены сроки ее прохождения.

В случае повторного получения неудовлетворительной оценки студент может быть отчислен из университета за невыполнение учебной программы.

Студентам, проходившим педагогическую практику индивидуально, на основании открепительного письма, выставляется итоговая оценка в соответствии с оценкой, заверенной печатью образовательного учреждения по месту прохождения педагогической практики, и с учетом отчетной документации, сданной в полном объеме и в установленные сроки, сопровождаемой характеристикой (отзывом) на студента-практиканта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Студенты-практиканты очного отделения (IV, V курса) осуществляют

все виды педагогической деятельности на основе диагностического подхода и самостоятельно ее планируют, обеспечивают её эффективность. Студенты осуществляют самостоятельную учебную, внеклассную и внешкольную работу (сюда входит разработка системы уроков по темам и обоснованный выбор методов обучения). Практиканты проводят обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по различным формам НИРС (курсовая работа, научный доклад, часть дипломной работы).



Педагогическая практика по иностранному языку (английскому)

Цель: адаптация студентов к школьным условиям, применение теоретических знаний при овладении основами всех педагогических функций в работе с учащимися одного класса (одной группы).

Задачи практики заключаются в том, чтобы сформировать у студентов-практикантов следующие умения:

    1. анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащегося на основе полученных теоретических знаний с помощью методиста и учителя;

    2. планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);

    3. методически грамотно формулировать цели и задачи каждого конкретного урока; выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленной цели;

    4. анализировать и корректировать свою деятельность на основе теоретических знаний;

    5. организовать внеклассную работу по предмету (подготовить и провести конкретное мероприятие).

Отчётная документация студента-практиканта романо-германского отделения и оценка за педпрактику

IV курс

  1. проведение 40 уроков, 20 из которых с оценкой (в таблице);

  2. подробный план-конспект 10 зачётных уроков по языку;

  3. наглядные пособия и образцы дидактического материала, подготовленные во время прохождения практики;

  4. характеристика учителя-предметника и классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;

  5. самоанализ;

  6. анализ 10 взаимопосещаемых уроков;

  7. анализ 10 уроков учителя-предметника.

V курс

  1. проведение 30 уроков, 20 из которых с оценкой (в таблице);

  2. подробный план-конспект 10 зачётных уроков по языку;

  3. наглядные пособия и образцы дидактического материала, подготовленные во время прохождения практики;

  4. характеристика учителя-предметника, классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;

  5. самоанализ;

  6. анализ 10 взаимопосещаемых уроков;

  7. анализ 10 уроков учителя-предметника.

V курс (второй язык)

  1. проведение 12 уроков, 10 из которых с оценкой;

  2. подробный план-конспект 2-х уроков;

  3. характеристика учителя-предметника, классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;

  4. анализ 5 взаимопосещаемых уроков;

  5. анализ 5 уроков учителя-предметника.

Критерии оценки работы студентов в период педагогической практики

1. Умение планировать урок:

а) поставить цель и определить задачи урока;

б) распределить учебный материал по этапам;

в) рационально распределить время на уроке;

г) подобрать дополнительный языковой и речевой материал;

д) выбрать формы урока, приёмы и режимы работы, адекватные цели, задачам урока, а именно:



  • формы урока: традиционные; нетрадиционные (проблемные, игровые и т.д.).

  • режимы работы: учитель - ученик; учитель – класс; парный; групповой; ученик – класс; учитель – ученик 1 - ученик 2;

е) определить объем домашнего задания и форму его выполнения.

2. Умение реализовать цели и задачи урока:

а) выполнить план урока: полностью, не полностью, с запасом времени;

б) перестроить ход урока в зависимости от изменившихся условий обучения;

в) ввести новый материал;

г) закрепить и активизировать материал в различных видах речевой деятельности;

д) организовать контроль;

е) использовать различные средства обучения, а именно:


  • технические средства;

  • раздаточный материал;

  • изобразительную наглядность;

  • другие.

3. Организаторская деятельность студента на уроке:

а) умение поддерживать дисциплину;

б) умение распределять внимание;

в) умение вовлечь всех учащихся в работу;

г) умение поддерживать интерес к предмету.

4. Лингвокоммуникативные способности студента:

а) проводить урок на иностранном языке;

б) адаптировать речь к уровню владения иностранным языком учащихся;

в) рационально использовать родной язык;

г) общаться с учащимися.

5. Умение анализировать урок:

а) способность пользоваться научной терминологией;

б) степень активности в обсуждении уроков;

в) анализ защитного урока (сдаётся в письменном виде).



6. Этика поведения и выполнения правил внутреннего распорядка:

а) умение общаться с коллективом;

б) дисциплинированность;

в) соблюдение требований администрации к внешнему виду.



7. Выполнение учебных поручений:

а) количество всех уроков;

б) в том числе по замещению;

в) посещено уроков учителей иностранного языка;

г) посещено уроков студентов;

д) проведено индивидуальных и дополнительных занятий;

е) проанализировано с методистом;

ж) количество опозданий;

з) количество пропусков без уважительных причин;

и) количество мероприятий;

к) количество пропущенных дней: по уважительной причине, без уважительной причины.

8. Внеклассная работа по предмету (виды мероприятий и качество их проведения):

а) лекции;

б) беседы;

в) КВН;


г) другое.
Схема развернутого анализа урока иностранного языка

  1. Класс, тема, дата.

  2. Анализ методической структуры и содержания урока

  1. Цели, задачи и тип урока:

а) правомерность постановки данной цели;

б) умение определить сопутствующие задачи, исходя из поставленной цели;

в) определение типа урока и его места в системе других уроков по данной теме.


  1. Характеристика языкового и речевого материала:

а) количество отобранных языковых единиц для урока, их методическая организация;

б) речевая направленность отобранного языкового материала;

в) соответствие требованиям аутентичности;

г) языковые трудности при введении и автоматизации нового материала;

д) социокультурная направленность методического обеспечения урока;

е) связь нового материала с пройденным, в рамках обеспечения дидактической преемственности;

ж) адекватность ситуаций предъявления и активизации нового материала речевому опыту носителей данного языка.


  1. Оснащение урока:

а) виды наглядности и технические средства на уроке;

б) соответствие выбранных средств обучения этапу и возрасту обучающихся.



  1. Методическая структура урок:.

а) этапы урока и их общая характеристика;

б) характеристика этапов урока согласно общедидактическим и частнометодическим принципам:



  • организационный момент,

  • фонетическая/лексическая/речевая зарядка,

  • контроль выполнения домашнего задания,

  • введение нового языкового и речевого материала,

  • закрепление нового языкового и речевого материала,

  • тренировка нового языкового и речевого материала,

  • итоги урока, комментированное выставление оценок,

  • объяснение домашнего задания.

  1. Организаторская, коммуникативно-обучающая и воспитывающая деятельность учителя:

а) установление делового контакта с классом;

б) ориентировка учащихся на выполнение плана урока (сообщение целей и задач урока);

в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной форм работ учащихся и их соотношения на различных этапах урока;

г) обучение учащихся приемам самостоятельной работы над языком;

д) эффективность использования наглядных пособий на уроке;

е) организация контроля над работой учащихся, выявление и исправление ошибок;

ж) объективность и воспитательная направленность оценок за урок;

з) педагогический такт учителя;

и) правильность и эмоциональная выразительность речи учителя при проведении урока на иностранном языке;

к) умение учителя адаптировать свою иноязычную речь с учетом речевых возможностей учащихся и поставленной цели обучения.



  1. Выводы по результатам урока:

а) достижение поставленных целей на уроке;

б) предложения по устранению недостатков урока.


Образец развернутого анализа урока английского языка

  1. 8 класс;

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике для студентов IV и V курсов, обучающихся по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»
701.15kb.
4 стр.
Педагогическое образование Профиль: Художественное образование Выпускник по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
930.87kb.
6 стр.
Программа вступительных испытаний по дошкольной педагогике по направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
168.95kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
1540.36kb.
12 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 15 Устное народное творчество для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература
287.29kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета, обучающихся по специализации "археология"
484.13kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»
590.08kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие казановедение
997.83kb.
6 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100 Педагогическое образование»
315.24kb.
1 стр.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского языка для студентов III-IV курсов
271.89kb.
2 стр.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского языка для студентов III-IV курсов
308.25kb.
3 стр.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование»
29.98kb.
1 стр.