Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ФИЛИАЛ ГОУ ОмГПУ В Г.ТАРЕ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по научной работе _____________Н.Д. Шатова «_____»________2011г. ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПО ТЕМЕ: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре» Руководители темы__________________ Камнева Александра Сергеевна (подпись, дата) ______________________ Попова Ксения Владиславовна (подпись, дата) Научный руководитель темы _____________ Бахмат Наталья Владимировна (подпись, дата) Тара 2011 2. Список исполнителей: 1. Саренко Полина Васильевна, студентка II курса, 24 группы, математического факультета, направление «Социально-экономическое образование», профиль «Экономика», очная форма обучения, модератор: интервьюер при групповом анкетировании. 3. Введение. Руководство вуза, чтобы правильно строить свою работу, должно владеть всей необходимой информацией о происходящем. Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет миром». Одним из решений этой проблемы выступает социологический опрос, в ходе которого можно выявить мнение и отношение потребителей и сотрудников вуза к происходящему в Филиале. В связи с этим мы предложили провести ряд социологических опросов по следующей тематике:
Тематика опросов, в ходе работы над проектом, была скорректирована и дополнена в соответствии с интересами заказчика, в роли которого выступила Администрация вуза (приложение 1). Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определённой совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а так же их теоретической интерпретации. Этот метод отличается от других методов тем, что позволяет достаточно быстро и эффективно получить большой объем необходимой информации от целой группы или нескольких групп путём сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. В нашем случае этот метод послужил нам «палочкой-выручалочкой» для проведения ряда социологических опросов. Цель проекта: организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре – «Узнаем мнение каждого». Задачи проекта:
Новизна поставленной задачи: На сегодняшний день проблема мерчандайзинга в образовательных учреждениях (даже не все торговые точки используют приёмы мерчандайзинга), специфика организации студенческого досуга, а также самообразование студентов мало изучена в г. Таре Омской области, данный проект помог выявить сложившуюся ситуацию в Филиале ГОУ ОмГПУ в г. Таре. Была выявлена структура досуга среди студентов Филиала, значимость и роль самообразования в учебном образовательном процессе студентов, а также определено их отношение к приёмам визуального и коммуникативного мерчандайзинга в Филиале ГОУ ОмГПУ в г. Таре. Практическая значимость: Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определённой совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а так же их теоретической интерпретации. Этот метод отличается от других методов тем, что позволяет достаточно быстро и эффективно получить большой объем необходимой информации от целой группы или нескольких групп путём сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. Результаты социологических опросов «Узнаем мнение каждого», по нашему мнению, могут быть использованы для улучшения атмосферы и уюта в университете; способствовать разработке программы воспитательной работы в Филиале с учётом специфики досуга студенческой молодёжи; выявления мнения и отношения студентов к самообразованию. 4. Основная часть. В ходе работы по выполнению проекта ««Узнаем мнение каждого» - организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре», в рамках гранта филиала ОмГПУ в г.Таре поставленные нами задачи были решены. А именно:
Досуг – это совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время [6, с. 86], являющийся неотъемлемой частью общественной жизни. Мерчандайзинг – это «прикладная» дисциплина маркетинга, которая занимается организацией продажи и управлением атмосферой продаж [7, с. 160]. Мерчандайзинг – это система организации продаж товара и управление ими [9, с. 8]. Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала [8]. Социологическое исследование – это один из основных способов развития социологического знания, который состоит в сознательной концентрации усилий исследователя (коллектива исследователей) на определенных задачах. В наиболее общем виде социологическое исследование определяется как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их дальнейшего использования в практике социального управления [1]. Так как целью нашего проекта является проведение социологического опроса, то под опросом мы будем понимать метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. Специфика социологического опроса:
Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Основные элементы опроса [3]: 1. Социолог, конструирующий инструментарий, 2. Анкетер или интервьюер. 3. Анкета или план интервью. 4. Ситуация опроса. 5. Респондент. 7. Социальная реальность. Под респондентом мы понимаем лицо, от которого получены сведения в ходе опроса [5]. Анкета - это опросный лист с перечнем вопросов, просуммированные и обработанные ответы на которые дают возможность провести социологическое обследование, изучить общественное мнение [5]. Анкетный опрос - один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут - в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса - наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента - это недостатки анкетного опроса. Преимущество его - минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование - наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога [3]. Перед тем, как начать проведение социологического опроса, необходимо для начала определиться с выборкой, выбором генеральной совокупности, т. к. это важно в отношении социологического исследования. Следовательно, под выборкой мы будем понимать множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Выборки делятся на два типа:[4].
Вероятностные выборки
Процедура построения простой случайной выборки включает в себя следующие шаги: 1. Необходимо получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список, напомним, называется основой выборки; 2. Определить предполагаемый объем выборки, то есть ожидаемое число опрошенных; 3. Извлечь из таблицы случайных чисел столько чисел, сколько нам требуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой. 4. Выбрать из списка-основы те наблюдения, номера которых соответствуют выписанным случайным числам.
1. Зачастую сложно создать основу выборочногo наблюдения, которая позволила бы провести простую случайную выборку. 2. Результатом применения простой случайной выборки может стать большая совокупность, либо совокупность, распределенная по большой географической территории, что значительно увеличивает время и стоимость сбора данных. 3. Результаты применения простой случайной выборки часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной ошибкой, чем результаты применения других вероятностных методов. 4. В результате применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Хотя выборки, полученные простым случайным отбором, в среднем адекватно представляют генеральную совокупность, некоторые из них крайне некорректно представляют изучаемую совокупность. Вероятность этого особенно велика при небольшом объеме выборки.
Процедура построения выборки такая же, только карточки с номерами респондентов не возвращаются обратно в колоду.
Невероятностные выборки Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.
Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) - часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности [2]. Проведение социологического исследования - сложный и многоэтапный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социологического исследования как состоящий из двух стадий:
В любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры: 1. Составление программы исследования. 2. Определение объекта и единиц наблюдения. 3. Разработка средств сбора материала - методик исследования. 4. Сбор материала. 5. Анализ материала и его обобщение. В социологической литературе встречаются и другие схемы проведения социологического исследования. Многие социологи выделяют четыре последовательных, взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов. В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и методике. Разновидность разведывательного исследования - экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения). Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе. Выбор того или иного вида социологического исследования зависит от: цели исследования (практической или научной); особенностей того явления, которое предстоит изучить; практических навыков социолога, знаний методики и техники [1]. При составлении анкет была использована методика разработки анкет, предлагаемая В.И. Беляевым в работе «Маркетинг: основы теории и практики» [10, с. 191]. Анализ литературы по методике проведения социологических опросов явился основой для разработки анкет. 2. После предварительных консультаций с заказчиком, в качестве которого выступили: Жилин В. И. – директор Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре, Филоненко Л. А. – помощник директора по воспитательной работе .была разработана программа проведения серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре (приложение 1).
Заказчик: Филоненко Л. А. 2. Тема: «Роль самообразования в учебной деятельности студентов Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре» Цель опроса: выявить наличие заинтересованности самообразованием у студентов Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре. Блоки: 1) Активность студентов в образовательном процессе. 2) формы домашней и самостоятельной работа студентов. Заказчик: Жилин В.И. 3. Тема опроса: «Место и роль театра в сфере студенческого досуга» Цель опроса: определить отношение студентов к театру, выявить место и роль театра в сфере студенческого досуга. Блоки: 1) Структура студенческого досуга и других видов досуга; 2) побудительные мотивы посещения театра студентами
Заказчик: Филоненко Л.А. 3. Далее были разработаны анкеты для проведения опроса среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре, которые содержали открытые и закрытые вопросы (приложение 2). 4. После того как анкеты были готовы, был проведен опрос среди студентов. Генеральной совокупностью стали все студенты очного отделения вуза в количестве 486 человек, этот показатель был определен в ходе сбора данных о численности студенческого контингента в деканатах факультетов вуза (приложение 3). Так как для проведения опроса нет необходимости в опросе всех представителей генеральной совокупности была сформирована выборка с бездоказательным определением объема выборки в 20 %, т.е было опрошено 97 студентов, сама выборка была квотированной, не вероятностной. Всего по каждой теме опроса было опрошено 97 человек, из них 26 мужчин, 71 женщина; 33 студента математического факультета, 34 историко-филологического факультета и 29 факультета педагогики и психологии (рис. 1 и 2), что соответствует структуре генеральной совокупности.
Смотрите также: Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого»
421.68kb.
3 стр.
Отчет о работе над проектом по теме: «Выбери наш вуз!»
150.83kb.
1 стр.
Порядок работы
18.65kb.
1 стр.
Рф и США достигли прогресса в работе над проектом по усыновлению. Источник: «риа-новости»
69.59kb.
1 стр.
Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования»
76.2kb.
1 стр.
Руководство отражает опыт нпо
1194.52kb.
7 стр.
Кормушка для птиц
172.49kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
4703.05kb.
21 стр.
Исследовательская работа по теме: «золотая пропорция и человек»
154.51kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
4553.39kb.
25 стр.
Отчет о работе по теме
744.67kb.
3 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме 3371.97kb.
23 стр.
|