Главная
страница 1страница 2страница 3



Организация Объединенных Наций




A/HRC/19/36



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

21 December 2011

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Девятнадцатая сессия

Пункты 2 и 3 повестки дня



Ежегодный доклад Верховного комиссара Организации
Объединенных Наций по правам человека и доклады
Управления Верховного комиссара и Генерального секретаря


Поощрение и защита всех прав человека, гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных прав, включая право на развитие


Тематическое исследование Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу об участии инвалидов в политической и общественной жизни*

Резюме

Настоящее исследование посвящено участию инвалидов в политической и общественной жизни. В нем содержится анализ соответствующих положений Конвенции о правах инвалидов, приводятся примеры положительной практики в области участия инвалидов в выборах и ведении государственных дел и отмечаются основные проблемы, до сих пор препятствующие равному и эффективному участию инвалидов в политической и общественной жизни их стран или ограничивающие такое участие.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−2 3

II. Политические права: нормативное содержание 3−12 3

A. Право голосовать и быть избранным 7−8 4

B. Право на участие в ведении государственных дел 9−10 4

C. Право допускаться к государственной службе 11−12 5

III. Участие инвалидов в политической и общественной жизни 13−23 5

IV. Статья 29 и ее взаимозависимость с другими предусмотренными


в Конвенции правами 24 7

V. Основные вопросы, касающиеся эффективного осуществления прав


инвалидов на участие в политической и общественной жизни 25−67 7

A. Всеобщее избирательное право 25−41 7

B. Право выставлять свою кандидатуру на выборах и фактически
занимать должности 42−50 11

C. Доступность выборов 51−58 13

D. Участие инвалидов в политической и общественной жизни 59­61 15

E. Мониторинг, сбор данных и показатели 62−64 16

F. Международное сотрудничество в поддержку участия инвалидов
в политической и общественной жизни 65−67 16

VI. Выводы и рекомендации 68−74 17

Приложение

List of respondents 19



I. Введение

1. В своей резолюции 16/15 Совет по правам человека просил Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) подготовить исследование об участии инвалидов в политической и общественной жизни в консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, включая государства, региональные организации, в том числе организации по региональной интеграции, учреждения Организации Объединенных Наций, Специального докладчика по вопросу о положении инвалидов Комиссии социального развития Экономического и Социального Совета, организации гражданского общества, в том числе организации инвалидов, и национальные правозащитные учреждения. Совет также просил, чтобы это исследование было размещено в доступном формате на вебсайте УВКПЧ до начала девятнадцатой сессии Совета.

2. УВКПЧ направило вербальную ноту государствам-членам и письма межправительственным организациям, неправительственным организациям, национальным правозащитным учреждениям, Межпарламентскому союзу и Специальному докладчику по вопросу о положении инвалидов Комиссии социального развития с просьбой дать ответ на ряд вопросов, связанных с данным тематическим исследованием. Вопросник был также направлен представителям Организации Объединенных Наций по правам человека на местах. В приложении к настоящему документу приводится полный перечень респондентов, а все представленные материалы размещены на вебсайте УВКПЧ1.

II. Политические права: нормативное содержание

3. Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах признает и защищает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и право допускаться к государственной службе. Перечень политических прав, содержащихся в данном положении, основан на статье 21 Всеобщей декларации прав человека.

4. Политические права также изложены в ряде других международных конвенций по правам человека, включая Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 5 с)), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статьи 7 и 8) и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (статья 41). На региональном уровне политические права включены, в частности, в первый Протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3), в Американскую конвенцию о правах человека (статья 23) и в Африканскую хартию прав человека и народов (статья 13).

5. В пункте 1 своего замечания общего порядка № 25 (1996) о праве на участие в ведении государственных дел, праве голосовать и праве равного допуска к государственной службе Комитет по правам человека подчеркнул, что статья 25 "закладывает фундамент демократического правления, основывающегося на согласии народа". В отличие от других прав человека и основных свобод, которые гарантируются всем лицам, находящимся в пределах территории и юрисдикции государства, в большинстве международных и региональных правозащитных договоров признаются только политические права "граждан".

6. Хотя, строго говоря, политическими правами являются лишь права, изложенные в статье 25, для демократического процесса принятия решений основополагающее значение имеет и ряд других прав. В широком смысле такие политические свободы, как свобода мнений, свобода их выражения, информации, средств массовой информации, собраний и ассоциации, могут также толковаться как политические права. Граждане могут принимать участие в ведении государственных дел, оказывая влияние при помощи общенародных дискуссий и диалога со своими представителями или путем реализации своих возможностей в области самоорганизации.

А. Право голосовать и быть избранным

7. Право голосовать является, пожалуй, наиболее важным политическим правом. Подлинные периодические выборы имеют огромное значение для обеспечения подотчетности представителей граждан при осуществлении ими законодательных или исполнительных полномочий, которыми они наделены. Такие выборы должны проводиться через промежутки времени, которые не являются чрезмерно продолжительными и которые обеспечивают положение, когда властные полномочия правительства неизменно основываются на свободном волеизъявлении избирателей.

8. При осуществлении политических прав ни одному гражданину не могут создаваться препятствия или ограничения де-юре или де-факто по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. В то же время ограничения в деле осуществления политических прав допустимы при условии, что они установлены законом и основаны на объективных и разумных критериях.

В. Право на участие в ведении государственных дел

9. Участие в ведении государственных дел, упоминаемое в статье 25 а) Международного пакта о гражданских и политических правах, представляет собой широкую концепцию, связанную с осуществлением законодательных, исполнительных и административных полномочий. Оно охватывает все аспекты государственного управления, а также разработки и осуществления политики на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Оно также включает участие в общенародных дискуссиях и мирных демонстрациях. Распределение полномочий и средств, при помощи которых отдельные граждане осуществляют право на участие в ведении государственных дел, должно устанавливаться конституцией и другими законами.

10. Право на участие в ведении государственных дел может осуществляться "как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей". Граждане принимают непосредственное участие в ведении государственных дел, когда они осуществляют полномочия в качестве членов законодательных или исполнительных органов, когда они выбирают или изменяют свою конституцию либо решают государственные вопросы на основе референдумов или иных избирательных процессов. Участие через посредство свободно выбранных представителей осуществляется главным образом посредством осуществления избирательных прав.

С. Право допускаться к государственной службе

11. Подпункт с) статьи 25 предусматривает право и возможность граждан допускаться на общих условиях равенства к должностям в государственной службе. Данное положение допускает более далеко идущие ограничения, чем те, которые касаются права голосовать и быть избранным. В дополнение к "разумным" ограничениям, допустимым для всех политических прав, допуск к государственной службе, помимо всего прочего, гарантируется лишь "на общих условиях равенства". В силу этого государствам-участникам не запрещается вводить условия допуска к государственной службе, включая минимальный возраст, уровень образования, требования к добросовестности или квалификации.

12. Для обеспечения допуска на общих условиях равенства критерии и процессы назначения, продвижения по службе, приостановки полномочий и увольнения должны быть объективными и обоснованным. В некоторых случаях могут приниматься позитивные меры для обеспечения равного допуска к государственной службе для всех граждан.

III. Участие инвалидов в политической и общественной жизни

13. В статье 29 Конвенции о правах инвалидов излагаются права инвалидов на участие в политической и общественной жизни. Она требует, чтобы государства − участники Конвенции гарантировали инвалидам политические права и принимали все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы они осуществляли эти права наравне с другими.

14. Данное положение включает широкую концепцию участия в политической и общественной жизни. На одном уровне оно предусматривает участие в политической жизни с точки зрения права голосовать и быть избранными (статья 29 а)). Это право имеет решающее значение для обеспечения равенства возможностей инвалидов и их полного и эффективного вовлечения и включения в общество. На основе его реализации инвалиды обеспечивают свою личную самостоятельность, которая предполагает свободу делать свой собственный выбор, и свое право обладать правоспособностью.

15. В соответствии со статьей 29 инвалиды имеют не только право, но и "возможность" голосовать и быть избранными. Это возлагает на государства-участники обязанность посредством принятия позитивных мер гарантировать всем имеющим соответствующее право лицам реальную возможность осуществлять свои избирательные права. Поэтому одного лишь формального предоставления инвалидам права голоса недостаточно; государства также обязаны обеспечить, чтобы инвалиды могли иметь фактическую возможность воспользоваться своим правом на участие в голосовании, например путем обеспечения доступности избирательных участков для избирателей в инвалидных колясках, содействия использованию ассистивных устройств для голосования, позволяющих слабовидящим лицам самостоятельно голосовать, или путем предоставления инвалидам возможности получения помощи при голосовании со стороны любого лица по их усмотрению.

16. Как и в случае всех позитивных обязательств, касающихся осуществления прав человека, государства имеют возможность определять меры, которые необходимо принять для обеспечения того, чтобы инвалиды получили реальный шанс участвовать в ведении государственных дел своей страны наравне с другими. В противном случае пассивность государства являлась бы нарушением права инвалидов участвовать в политической и общественной жизни наравне с другими.

17. В более широком смысле статья 29 b) требует от государств − участников Конвенции предпринимать надлежащие шаги по созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации и наравне с другими.

18. Как и в случае статьи 25 Пакта, статья 29 не поясняет, что именно предполагает всестороннее и эффективное участие в "политической и общественной жизни" или "в управлении государственными делами". Вместе с тем статья 29 в прямом смысле не оставляет сомнений в том, что инвалиды имеют право участвовать во всех аспектах политической и общественной жизни своей страны. Участие в политической и общественной жизни само по себе является не только целью, но и непреложным требованием для эффективной реализации других прав. Посредством своего участия в реформировании законодательства и политики, касающихся вопросов инвалидности, инвалиды и представляющие их организации имеют возможность добиваться перемен в обществе и совершенствовать законодательство и политику в таких областях, как здравоохранение, реабилитация, образование, занятость, доступ к товарам и услугам, и в любых других аспектах жизни.

19. Для содействия эффективному участию инвалидов в ведении государственных дел статья 29 b) налагает на государства обязанность принимать позитивные меры, с тем чтобы обеспечить активное участие инвалидов в неправительственных организациях и объединениях, работа которых связана с государственной и политической жизнью, а также в политических партиях, равно как и в создании организаций инвалидов и вступлении в них на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

20. В самом широком смысле участие − это идея, которая красной нитью проходит через всю Конвенцию. Всестороннее и эффективное вовлечение и включение в жизнь общества фигурирует в перечне общих принципов, которые лежат в основе толкования и осуществления всей Конвенции, охватывая всю ее проблематику (статья 3 с)). Данные концепции означают, что общество, как в государственном, так и в частном его проявлении, должно быть организовано таким образом, чтобы у всех людей была возможность принимать всестороннее участие во всех сферах его жизни.

21. Всестороннее включение в общество означает, что инвалиды признаются и ценятся в качестве равных участников. Их потребности понимаются как составная часть общественного и экономического порядка и не считаются "особыми". Для обеспечения всестороннего включения в жизнь общества необходима доступная и свободная от барьеров физическая и социальная среда. С концепцией вовлечения и включения связана и концепция "универсального дизайна", требующего учета потребностей всех членов общества при создании предметов, обстановок, программ и услуг без необходимости адаптации или специального дизайна впоследствии (статья 2).

22. Статья 4 Конвенции, в которой перечислены общие обязательства государств-участников по обеспечению и поощрению полной реализации всех прав человека и основных свобод инвалидами, включает обязательство консультироваться с инвалидами и представляющими их организациями и привлекать их к разработке и применению законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, а также к другим процессам принятия решений по вопросам, касающимся их жизни и их всестороннего вовлечения и включения в общество (пункт 3 статьи 4).

23. Государства-участники также должны обеспечивать, чтобы инвалиды и представляющие их организации в полном объеме вовлекались в процесс мониторинга за осуществлением Конвенции на национальном уровне (пункт 3 статьи 33). Государствам также предлагается должным образом учитывать обязанность тесно консультироваться и активно подключать инвалидов к процессу выдвижения кандидатур экспертов в Комитет по правам инвалидов (пункт 3 статьи 34).



IV. Статья 29 и ее взаимозависимость с другими предусмотренными в Конвенции правами

24. Участие в политической и общественной жизни тесно связано и взаимозависимо с осуществлением других положений Конвенции, включая:

а) пункт 1 b) статьи 4, который требует от государств-участников принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

b) статью 9, которая налагает обязанность принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы;

c) статью 12, которая признает право инвалидов, где бы они ни находились, на равную правовую защиту, а также на правоспособность наравне
с другими во всех аспектах жизни;

d) статью 19, которая признает право инвалидов на полное включение и вовлечение в их местные сообщества;

e) статью 21, которая требует принятия всех надлежащих мер для облегчения доступа к информации, предоставляемой как государственными, так и частными организациями, в доступных форматах с использованием жестовых языков, азбуки Брайля и других доступных способов, методов и форматов общения в официальных сношениях (например, в политическом вещании).

V. Основные вопросы, касающиеся эффективного осуществления прав инвалидов на участие в политической и общественной жизни

A. Всеобщее избирательное право

25. В основе современных демократий лежит концепция всеобщего избирательного права. Она состоит в предоставлении права голоса взрослым гражданам (или подданным) в целом. Первые движения за всеобщее избирательное право были организованы в начале XIX века, и их участники боролись за распространение права голоса на всех граждан мужского пола независимо от имущественных требований или иных показателей богатства. В конце XIX и в начале XX века движение за всеобщее избирательное право переключилось на устранение ограничений на участие женщин в голосовании. В данном процессе идея демократии изменилась в такой степени, что исключение отдельных групп лиц на основе таких признаков, как раса, цвет кожи или пол, сегодня понимается как очевидный пример нарушения принципа всеобщего избирательного права.

26. Статья 25 b) Международного пакта о гражданских и политических правах признает право каждого гражданина "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права". Между принципом всеобщего − т.е. неограниченного − избирательного права в данном положении и упоминанием в шапке статьи 25 обоснованных ограничений ("без необоснованных ограничений") усматривается определенное противоречие2. Вместе с тем данное противоречие может объясняться тем фактом, что на момент принятия Пакта большинство государств не рассматривали ограничения в отношении права голоса лиц, принадлежащих к определенным группам и категориям, включая иностранцев, детей и несовершеннолетних, лиц, лишенных правоспособности, и осужденных преступников, как нарушение принципа всеобщего избирательного права.

27. При оценке совместимости таких ограничений с принципом всеобщего избирательного права Комитет по правам человека указал, что любые условия, применяемые к осуществлению права голоса, должны быть основаны на "объективных и обоснованных критериях". Например, обоснованным может быть требование о повышении возрастного порога для занятия выборных постов или назначении на определенные должности, а не для осуществления права на участие в голосовании, тогда как ограничение права голоса по признаку физической инвалидности представляет собой нарушение статьи 25. Кроме того, Комитет указал, что, по его мнению, "установленная психическая недееспособность может служить основанием для отказа какому-либо лицу в праве голосовать или занимать определенные должности"3.

28. Со времени принятия Комитетом по правам человека данного замечания общего порядка в 1996 году в правовом поле произошли огромные изменения. Сегодня можно утверждать, что большинство ограничений избирательного права "более не совместимы с запрещением дискриминации в пункте 1 статьи 2 и в статье 25, а также с современным пониманием демократии"4. Это, в частности, справедливо в отношении ограничений права принимать участие в голосовании и быть избранными на основе психосоциальной или интеллектуальной инвалидности.

29. Статья 29 Конвенции о правах инвалидов требует от государств-участников гарантировать инвалидам равное и эффективное осуществление политических прав, включая право голосовать и быть избранными. Данное положение не предусматривает никаких обоснованных ограничений и не допускает никаких исключений для каких бы то ни было групп инвалидов. Поэтому любое исключение или ограничение права голосовать на основе предполагаемой или фактической психосоциальной или интеллектуальной инвалидности составляет "дискриминацию по признаку инвалидности" по смыслу статьи 2 Конвенции.

30. Можно утверждать, что такое ограничение основано не на самой инвалидности, а на отсутствии правоспособности. Однако подобный довод не совместим с положениями пункта 2 статьи 12 Конвенции, в котором признается, что инвалиды обладают правоспособностью "наравне с другими во всех аспектах жизни". Данное положение не предусматривает никаких исключений. Оно лишь требует от государств-участников принятия надлежащих мер "для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности" (пункт 3 статьи 12). Поэтому лишение правоспособности на почве предполагаемого или фактического психического заболевания или психосоциальной инвалидности может представлять собой нарушение обязанностей, изложенных в статье 12.

31. Последние тенденции в правовой практике международных и региональных правозащитных механизмов и органов подтверждают довод о том, что ограничение права голосовать и быть избранными на почве психосоциальной или интеллектуальной инвалидности не соответствуют современным правозащитным стандартам, касающимся инвалидности.

32. Европейский суд по правам человека рассматривал вопрос об автоматическом лишении избирательного права, имеющего проблемы в области психического здоровья в рамках дела Киш против Венгрии5. Заявитель, которому был поставлен диагноз "маниакальная депрессия и который был помещен под частичную опеку, был исключен из избирательных списков в соответствии с Конституцией Венгрии, которая предусматривает полный запрет на участие в голосовании лиц, находящихся под опекой. На основании статьи 3 первого Протокола к Европейской конвенции по правам человека (право на свободные выборы) он подал жалобу, утверждая, что лишение его избирательного права является необоснованным лишением его права на участие в голосовании. Суд не согласился с принципом полного запрета на избирательные права лиц, находящихся под частичной опекой, независимо от их фактических способностей. Он заявил, что государство должно иметь веские причины для введения ограничения в отношении основных прав для такой особо уязвимой группы общества, как лица с психосоциальной инвалидностью. Суд пришел к заключению о том, что введение автоматического и общего ограничения избирательного права в отношении лиц, находящихся под частичной опекой, представляет собой нарушение статьи 3 первого Протокола.

33. Уполномоченный Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг приветствовал это "эпохальное постановление". Он отметил, что, согласно Конвенции о правах инвалидов, государственные органы "признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни". Отметив, что сама цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека, он заявил, что это не оставляет места для процедур, с помощью которых судьи или врачи оценивают компетентность того или иного человека в сфере голосования и дают − или не дают − "зеленый свет". "Поскольку мы не проверяем данную способность лиц, не являющихся инвалидами, такое положение граничит с откровенной дискриминацией"6.

34. 16 ноября 2011 года Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию об участии инвалидов в политической и общественной жизни (CM/Rec(2011)14). Основываясь на Конвенции о правах инвалидов, данная рекомендация призывает правительства европейских стран "обеспечить, чтобы их законодательство в целом не дискриминировало инвалидов в политической и общественной жизни". В ней также утверждается, что "все инвалиды, независимо от того, страдают ли они от физических, сенсорных или интеллектуальных расстройств, проблем или хронических психических заболеваний, имеют право голосовать наравне с другими гражданами и не должны лишаться этого права на основании каких бы то ни было законов, ограничивающих их правоспособность, каких бы то ни было судебных или иных постановлений или каких бы то ни было других мер на почве их инвалидности, когнитивных функций или предполагаемых способностей".

35. Комитет по правам инвалидов рассматривал вопрос о лишении избирательного права лиц с психосоциальной или интеллектуальной инвалидностью в своих заключительных замечаниях по первоначальным докладам Туниса (CRPD/C/TUN/1) и Испании (CRPD/C/ESP/1). В отношении Туниса Комитет рекомендовал "незамедлительно принять законодательные меры для обеспечения того, чтобы инвалиды, включая лиц, которые в настоящее время находятся под попечительством или опекой, могли осуществлять свое право голосовать и участвовать в общественной жизни наравне с другими" (CRPD/C/TUN/CO/1, пункт 35). Иными словами, Комитет призвал к восстановлению права голосовать для лиц, которые в настоящее время лишены такого права.

36. В своих заключительных замечаниях в отношении Испании Комитет более четко обозначил связь между лишением правоспособности и правом голосовать. Он выразил обеспокоенность тем, что право на участие в голосовании лиц с интеллектуальной или психосоциальной инвалидностью может быть ограничено, если соответствующее лицо было лишено правоспособности или помещено в специализированное учреждение. Далее Комитет отметил, что такое лишение, судя по всему, является "правом, а не исключением", о чем свидетельствует число инвалидов, лишенных права голосовать в государстве-участнике, и выразил сожаление "по поводу отсутствия информации о правилах представления доказательств или оснований и критериях, используемых судьями при лишении лиц права голоса" (CRPD/C/ESP/CO/1, пункт 47).

37. Комитет рекомендовал "пересмотреть все соответствующие законодательные акты, чтобы обеспечить всем инвалидам, независимо от характера их инвалидности, правового статуса или места проживания, право голосовать и участвовать в общественной жизни на равных основаниях с другими". Он также просил Испанию внести изменения в закон, который позволяет отказывать в праве голоса на основе персонализированных решений, принимаемых судьей, чтобы обеспечить всем инвалидам право голоса (там же, пункт 48).

38. Ответы на вопросник свидетельствуют о том, что во многих странах право на участие в политической жизни по-прежнему увязано с правоспособностью лица. В правовых системах некоторых государств предусмотрены автоматические или квазиавтоматические положения о таких исключениях. Они лишают права на участие в политической жизни всех лиц, на которых распространяются меры защиты, включая частичную опеку, независимо от их фактического и/или индивидуального уровня функциональности или наличия у них интеллектуальной инвалидности или проблем в области психического здоровья. В других странах способность лиц с психосоциальной или интеллектуальной инвалидностью принимать участие в голосовании ставится в зависимость от индивидуальной оценки, проводимой врачом или судьей, в отношении фактической способности данных лиц голосовать.

39. Лишь небольшое число стран сняло все ограничения на участие в политической жизни лиц с психосоциальными или интеллектуальными расстройствами. Так, в Австрии сняты все ограничения на право инвалидов голосовать и быть избранными, и лицам с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью разрешено осуществлять свои политические права на равной основе с другими7. Канада также сняла правовые ограничения на федеральном уровне, хотя на уровне провинций некоторые ограничения все еще сохраняются8. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Закон 2006 года о проведении выборов отменил норму обычного права, согласно которой лица с психическими расстройствами лишены правоспособности голосовать9.

40. В настоящее время некоторые страны пересматривают свое законодательство о правоспособности с целью обеспечения его соответствия положениям статьи 29. В Чешской Республике, например, в настоящее время проводится реформа системы опеки, которая будет включена в новый Гражданский кодекс. Правительство Мексики также намерено пересмотреть свое законодательство и практику в отношении лишения правоспособности, с тем чтобы обеспечить инвалидам полное осуществление их прав человека, включая политические права, наравне с другими.

41. В то же время некоторое число стран по-прежнему сохраняет в своем законодательстве положения, лишающие некоторые другие категории инвалидов возможности осуществлять право голоса, хотя ответы на вопросник свидетельствуют о том, что в результате ратификации Конвенции такие ограничения постепенно отменяются. Например, в Аргентине Законом № 26.571 от декабря 2009 года было отменено положение Национального избирательного кодекса, которое лишало неграмотных лиц с нарушениями слуха права голосовать.



следующая страница >>
Смотрите также:
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2003/13
1132.06kb.
10 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2001/11
1469.5kb.
13 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2004/3/Ad
328.14kb.
1 стр.
2. международное сотрудничество 1 международные организации организация Объединенных Наций
663.43kb.
5 стр.
Организация Объединенных Наций Стратегические рамки на период 2012–2013 годов Генеральная Ассамблея Официальные отчеты Шестьдесят пятая сессия Дополнение №6
11983kb.
75 стр.
Организация объединенных наций
588.18kb.
4 стр.
Организация объединенных наций
592.91kb.
4 стр.
Организация Объединенных Наций
356.19kb.
3 стр.
Организация объединенных наций рамочная конвенция организации объединенных наций об изменении климата
340.81kb.
1 стр.
Организация объединенных наций международная конвенция о борьбе с бомбовым
222.42kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс организация объединенных наций для студентов всех форм обучения специальность 030501. 65 (021100) Юриспруденция
309.41kb.
1 стр.
Организация объединенных наций
531.01kb.
4 стр.