Главная
страница 1страница 2 ... страница 38страница 39
Рассмотрено

Советом гимназии

протокол № 4

от «19» мая 2011г.


Принято УТВЕРЖДАЮ

протокол педсовета № 10 Директор МБОУ гимназия № 1

от «20» мая 2011г. г. Ишимбая МР

введено приказом № 197 Ишимбайский район РБ

от «21» мая 2011г. ________ Пинчук Н. П.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №1

ГОРОДА ИШИМБАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Начальная школа

Оглавление






Пояснительная записка

3



Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

25



Учебный план начального общего образования

61



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

65



Программы отдельных учебных предметов, курсов

81



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

309



Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

327



Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

332

Пояснительная записка
1. Полное название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ, сокращенно: МБОУ гимназия №1. (Тип - образовательное учреждение, вид – гимназия №1)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт), с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения (далее – Примерная программа), особенностей МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений учебно-методического комплекса системы Эльконина-Давыдова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Основная образовательная программа образовательного учреждения, использующего в работе систему Эльконина-Давыдова - мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования, эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность , начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают готовность осваивать требования основного и среднего образования. начальное общее образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, для которого умение учиться означает учиться познавать и преобразовывать мир, осознавать и решать проблемы, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умения определять (ставить)цель предстоящей деятельности и планировать её, а такжеоперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями;

концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского,А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой,С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия,их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося,в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые, в свою очередь, определяют условия успешной учебной деятельности;

требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:



личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» и на комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т. д.;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и, в целом, умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.

Основу организации образовательного процесса составляют принципы:

развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;

культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;

целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;

спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.



3.Структура и содержание ООП МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

Структура ООП МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Учебный план начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Концепция и содержание линий учебно–методических комплекта системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова:

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,по которым ведется обучение начального обучения, включает в себя учебники по всем основным предметам:



Все учебники (кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.


Класс

Учебники

1

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь. 1, Вита-Пресс, 2011

Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык 1 кл, Вита-Пресс, 2011

Матвеева Е.И. Литературное чтение 1 кл, Вита-Пресс, 2011

Александрова Э.И. Математика 1, Вита-Пресс, 2009

Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. 1, Вита-Пресс, 2011

2

Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык, 2 кл, Вита-Пресс, 2007

Матвеева Е.И. Литературное чтение, 2 кл, Вита-Пресс, 2005

Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык, 2 кл. Просвещение, 2007

Бим И.Л, Рыжова Л.И. первые шаги:Учеб.нем.яз.2 кл., Просвещение, 2005

Кулигина А.С. Твой друг французский: Учеб.2 кл. Просвещение,2005

Александрова Э.И. Математика, 2 кл., Вита-Пресс, 2008

Плешаков А.А. Окружающий мир, Просвещение

3

Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык, 3 кл,Вита-Пресс, 2006

Матвеева Е.И. Литературное чтение , 2 кл, Вита-Пресс, 2007

Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык, 3 кл. Просвещение, 2008

Бим И.Л, Рыжова Л.И.Фомичёва Л.М. Первые шаги:Учеб.нем.яз., в 2-х частях, 3 кл., Просвещение, 2010

Александрова Э.И. Математика 3 кл., Вита-Пресс, 2008

Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 кл., Просвещение, 2005

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4

Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык , 4 кл, Вита-Пресс, 2007

Матвеева Е.И. Литературное чтение, 4 кл., Вита-Пресс, 2006

Верещагина И.Н., О.В.Афанасьева Английский язык, 4 кл. В 2-х частях.-М.:Просвещение, 2011

Александрова Э.И. Математика 4 кл., Вита-Пресс, 2007

Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 кл., Просвещение, 2005

Горячев А.В. Информатика и ИКТ


Региональный перечень учебников рекомендованных и допущенных министерством образования РБ МБОУ гимназии №1 2011 – 2012 учебный год

Класс

Башкирский язык

2

Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С.

Башкирский язык: учеб.2 кл.-3-е изд.-Уфа:Китап, 2005.



3

Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С.

Башкирский язык: Учеб.3 кл.-Уфа: Китап, 2002.



4

Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С.

Башкирский язык: Учеб.4 кл.-Уфа: Китап, 2004.



История Культура Башкирии

2

Идельбаев М.Х., Сулейманов А.м. Живые родники: Учеб пособие 1-2 кл. небашкирских школ Башкортостана.- 4-е изд .-Уфа: Китап, 2005.

3,4

Идельбаев М.Х., Сулейманов А.м. Живые родники: Учеб пособие 3-4 кл. небашкирских школ Башкортостана.- 4-е изд .-Уфа: Китап, 2006.

Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов способствует формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.



Главные особенности обучения, реализующие через УМК системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий

2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления

3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

- формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина - Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

4.Условия реализации ООП МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

В школе соблюдены нормативы максимальной учебной аудиторной нагрузки обучающихся, определенные БУП и СанПиН.

С целью предотвращения перегрузки:

1.определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиН;

2. утверждены локальные нормативы текущей и итоговой аттестации;

3. утверждено положение о безотметочном обучении в 1-2 классах

4. учебным планом предусмотрена организация внеурочной деятельности;

Режим работы:

Устанавливается 5-дневная учебная неделя.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 35 недель, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.

Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение третьей четверти учебного года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

• в 1 классе - 35 минут (первое полугодие), 45 минут (второе полугодие)

• во 2-4 классах - 40-45 минут.



5. Адресность реализации ООП МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

На первой ступени обучения 12 классов – комплектов, 294 учащихся, средняя наполняемость класса – 24,5 ученика.

В гимназии учатся дети 16 национальностей, что отражает многонациональный состав населения города и района. Преобладают представители трех национальностей: русских, башкир, татар.

Дети, обучающиеся в гимназии, проживают как в полных семьях (таких 82%), так и в неполных семьях(18%). Многодетные семьи (3 и более несовершеннолетних детей) составляют 4%. Неблагополучных семей нет. Среди учащихся начальных классов имеются дети – инвалиды (2 учащихся), дети – сироты (1 ученик), дети на опекунстве (2 учащихся)



Число семей, в которых работает только один из родителей – 24%. Социальное положение родителей: рабочие – 33%, служащие – 33%, интеллигенция – 15%, предприниматели – 7,5%, домохозяйки – 7,3%, пенсионеры – 0,8%, инвалиды – 0,2%.

Характерные особенности обучающихся младшего школьного возраста гимназии №1 (обучаются учащиеся от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

6. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП МБОУ гимназии № 1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ
Административно-управленческий аппарат



Должность

ФИО

Наличие квалификационной категории

1

Директор МБОУ гимназии №1

Пинчук Н.П.

высшая

2

Зам. директора по УНМР

Дятлова Н.В.

первая

3

Зам. директора по УВР

Фомина М.Р.

высшая

4

Зам. директора по ВР

Рябова Л.А.

первая


следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии
7925.76kb.
39 стр.
Рассмотрена
4154.71kb.
21 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея №4 г. Таганрог 2012
1824.02kb.
14 стр.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19
2020.31kb.
9 стр.
Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Гимназии №1504
1020.86kb.
4 стр.
Утверждена приказом мбоу лицея №5 от 30. 08. 2013 года №139
3954.11kb.
19 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
3950.22kb.
33 стр.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1690.58kb.
11 стр.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения мбоу «Устьянская сош» филиал Орловская основная школа Сроки реализации: 2012-2015г г
393.15kb.
1 стр.