Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

ELNEC

End-of-Life Nursing Education Consortium



International Curriculum

Руководство

для преподавателей

Модуль 7


Потеря, горе и тяжелая утрата

Модуль 7


Потеря, горе и тяжелая утрата


Обзор модуля

В этом модуле описаны вызывающие сложности аспекты горя, потери и тяжелой утраты пациентов и членов их семей, а также опыт медицинских работников, связанный с потерями.




Основные идеи




  • Даже при отличном качестве паллиативного лечения, собственная смерть или смерть близкого человека являются причиной тяжелейшего горя.

  • Паллиативное лечение может способствовать адаптации к потере и значительно облегчить недомогания и страдания.

  • Медсестрам также необходима поддержка в связи с горем переживаемом ими самими тогда, когда они ухаживают за неизлечимо больными.




Задачи

После завершения этого модуля участник сможет:



  1. Определить понятия потери, скорби, горя и тяжелой утраты.

  2. Различать предчувствуемое горе, нормально горе, осложненное горе и горе, не признаваемое обществом.

  3. Описать три задачи и назвать пять факторов, которые могут оказать сильное влияние на процесс горя.

  4. Назвать три меры вмешательства, которые могут помочь облегчить нормальное горе.

  5. Выражать словами понимание вопросов, связанных с горем и потерей вследствие сложных или травматических обстоятельств.

  6. Описать осознание собственной смертности и совокупную потерю, связанную с профессиональной деятельностью.

  7. Назвать четыре системы поддержки, которые может использовать медсестра для преодоления страха смерти и потери.


Модуль 7. Потеря, горе и тяжелая утрата


Конспект курса обучения



  1. ВВЕДЕНИЕ

  1. Пациент, семья и медсестра

  2. Роль медсестры




  1. ПРОЦЕСС ГОРЯ

  1. Процесс

  2. Потеря, горе, скорбь и тяжелая утрата

  1. Потеря

  2. Горе

  3. Скорбь

  4. Тяжелая утрата

  5. Культурные особенности

  1. Виды горя

  1. Предчувствуемое горе

  2. Нормальное горе

  3. Осложненное горе

  1. Виды

  2. Факторы риска

  3. Осложненные реакции

  4. Факторы

  1. Горе, не признаваемое обществом

  2. Детское горе

  1. Горе, обусловленное возрастом и уровем развития

  2. Симптомы горя у детей младшего возраста

  3. Симптомы горя у детей старшего возраста

  1. Стадии и задачи горя

    1. Сообщение и шок

    2. Переживание потери

    3. Восстановление

  1. Факторы, влияющие на процесс горя




  1. ОЦЕНКА ГОРЯ

  1. Кого охватывает

  2. Когда происходит

  3. Оценка горя, проводимая медсестрой

  1. Вид горя

  2. Реакции, связанные с горем

  3. Факторы, влияющие на процесс переживания горя

  4. Оценка лица, осуществляющего уход




  1. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЕ

  1. План ухода

  2. Отношение

  3. Культурные традиции

  4. Что говорить

  5. Дети и родители

  6. Предчувствуемое горе

  1. Эмоциональная поддержка

  2. Поощряйте вербализацию

  3. Поощряйте анализ прожитой жизни

  4. Просвещайте пациента/членов семьи относительно процесса умирания

  5. Побуждайте пациента и членов семьи закончить незавершенные дела

  6. Присутствие, активное выслушивание, прикосновение и утешение

  1. Вмешательство в процесс горя

  1. Определение и выражение чувств

  2. Горе, не признаваемое обществом — признание

  3. Открытые похороны, поминальная служба, обряды, ритуалы и традиции; закрытые для публики ритуалы

  4. Духовная поддержка

  5. Определение необходимости дополнительной поддержки и консультаций

  6. Распознавание стадии развития детей

  7. Направление в группы поддержки

  1. Завершение процесса горя




  1. МЕДСЕСТРА СТРАХ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ, СОВОКУПНАЯ ПОТЕРЯ, ГОРЕ

  1. Совокупная потеря

  2. Этапы адаптации медсестры

  3. Факторы, влияющие на адаптацию медсестры

  1. Профессиональное образование

  2. Личный опыт, связанный со смертью

  3. Изменения в жизни

  4. Системы поддержки

  1. Система поддержки медицинского работника

  1. Равновесие

  2. Оценка систем поддержки

      1. Официальная поддержка

      2. Неофициальная поддержка

      3. Поддержка инструктора




  1. ВЫВОД

  1. Уход в связи с тяжелой утратой не прекращается после смерти

  2. Анализ с непрерывным вмешательством

  3. Признание собственного горя

  4. Уход в связи с тяжелой утратой должен быть многопрофильным




Модуль 7. Потеря, горе и чувство тяжелой утраты

Краткий конспект


Slide 1


«Не бывает ошибок, не бывает совпадений.

Все события — это благословения, ниспосланные нам, чтобы учиться на своем опыте».

Элизабет Кюблер-Росс


Slide 2




  • Горе, потерю и тяжелую утрату переживают пациент, члены его семьи и медсестра. Каждый из тех, кто продолжает жить, и специалист, осуществляющий уход, переживает горе по-своему:

  • используя собственные навыки преодоления трудных ситуаций;

  • в соответствии со своими культурными нормами, системами убеждений, системами веры;

  • исходя из прошлого и настоящего жизненного опыта, связанного с горем, потерей и тяжелой утратой.




    • Горе оказывает физическое, психологическое, социальное и духовное влияние на тех, кто продолжает жить.




    • Медсестры должны использовать возможности многопрофильного коллектива (медсестер, социальных работников, добровольных помощников, психотерапевтов, занимающихся проблемами горя и тяжелой утраты, врача) для того, чтобы облегчить процесс переживания горя для тех, кто продолжает жить. Каждая специальность может внести свой вклад в план медицинского обслуживания, связанного с горем.


Обсуждение:

Как горе выражается в вашей культуре?


Slide 3



  • Медсестра играет уникальную роль в оценке, помощи и поддержке пациента и членов его семьи, столкнувшихся с горем, потерей и тяжелой утратой. Роль медсестры включает:

  • Облегчение переживания горя с помощью тщательной оценки горя.

  • Помощь пациенту при связанных с горем проблемах, которые они могут испытывать (могут включать потерю здоровья, потерю части тела, потерю контроля над ситуацией, потерю бизнеса, надвигающуюся смерть и т.д.).

  • Помощь тем, кто продолжает жить:

    • прочувствовать потерю;

    • выразить потерю;

    • выполнить задачи процесса переживания горя.


Slide 4



  • Горе — это процесс. Горе начинается до смерти для пациента и продолжающего жить, когда они предчувствуют и переживают потерю. Горе продолжается для того, кто остается жить, с потерей близкого человека.




  • Процесс горя не всегда является последовательным и предсказуемым.




  • Обычно, процесс горя включает ряд стадий и/или задач, которые проходит продолжающий жить, чтобы помочь себе справиться с горем. Это иногда называется «работа над горем» (Chan и др., 2004 г.).



  • Никому не удается по-настоящему «оправиться» от потери, но он может исцелиться и научиться жить с потерей и/или жить без умершего.




  • Работа над горем начинается, когда продолжающий жить начинает жить с потерей и примиряется с ней.


Slide 5



  • Потеря определяется как отсутствие обладания или будущего обладания, в ответ наступает горе и выражение скорби.




  • Потери могут происходить до смерти для пациента и близких людей, когда они предчувствуют и испытывают потерю здоровья, изменения взаимоотношений и ролей и смерть (предчувствуемое горе). После смерти продолжающий жить переживает потерю близкого человека. Большинство потерь вызывают скорбь и горе и сопровождающие их чувства, поведение и реакции на потерю. Пациенты (потеря здоровья, финансовой стабильности, потеря части тела и т.д.), члены семьи и те, кто продолжает жить, — все испытывают потерю.




  • Горе — это эмоциональная реакция на потерю. Горе — это индивидуализированные и персонифицированные чувства и реакции, которые человек превращает в реальную, осознаваемую или предчувствуемую потерю (Kissane, 2003 г.). Чувства, связанные с горем, не могут быть непосредственно прочувствованы другими, но медсестры могут оценить реакции на горе и связанное с ним поведение. Эти чувства могут включать гнев, разочарование, одиночество, грусть, вину, сожаление, успокоение и т.д.




  • Скорбь — это внешнее, социальное выражение потери. То, как человек внешне выражает потерю, может быть продиктовано культурными нормами, обычаями и привычками, включая ритуалы и традиции. В некоторых культурах принято выражать потери очень эмоционально и вербально, в некоторых культурах реакции на потерю проявляются в незначительной степени, в некоторых культурах принято стенать и громко плакать, а в нескорых культурах принято выглядеть стоически и по-деловому. Как принято скорбеть в вашей стране?




  • Религиозные и культурные убеждения также могут диктовать, как долго человек должен соблюдать траур, и как продолжающему жить «следует» вести себя в период тяжелой утраты. Кроме того, на внешнее выражение потери могут влиять личностные качества и жизненный опыт человека (Corless, 2006 г.).

Slide 6



  • Тяжелая потеря включает горе и скорбь — внутренние чувства и внешние реакции продолжающего жить. Часто говорят, что продолжающий жить переживает «период тяжелой утраты». Это время, когда продолжающий жить чувствует боль потери, скорбь, горюет и привыкает жить в мире без физического, психологического и социального присутствия умершего.

  • Человека, переживающего тяжелую утрату, необходимо побуждать:

  • говорить о смерти;

  • осознавать, что его чувства являются нормальными;

  • уделять достаточно времени для выражения горя;

  • решать неотложные, реальные проблемы и отложить долгосрочные решения, такие как смена места жительства или работы.




    • Медсестра обязана знать культурные характеристики горя и тяжелой утраты для пациентов, членов семьи и тех, кто продолжает жить. Кроме того, медсестра должна определять вид горя на основе характеристик, признаков/симптомов горя, для того чтобы применить соответствующие меры вмешательства, связанные с тяжелой утратой (D’Avanzo & Geissler, 2003 г.).


Slide 7



  • Важно, чтобы медсестры понимали, как пациент и члены семьи осознают горе. Чтобы лучше понять потерю, горе, тяжелую утрату, участники должны выполнить одно или оба следующих упражнения:

  • Рисунок 1. Личный опыт потери (дайте участникам 5 минут, чтобы они сочинили историю, и еще 5 минут, чтобы рассказать ее группе).

  • Рисунок 2: Упражнение на потерю. Прочитайте упражнение классу и попросите их зачеркнуть пункты. Пусть 1-2 участника после выполнения упражнения поделятся своими мыслями.




    • После выполнения одного или обоих приведенных выше упражнений перейдите к рассмотрению различных видов горя (следующий Slide).


Slide 8



  • Предчувствуемое горе определяется как горе до потери, связанное с диагнозом, острым и хроническим заболеванием и неизлечимой болезнью, которое переживают пациент, члены семьи и лица, осуществляющие уход (Corless, 2006 г.; Rando, 2000 г.).




  • Примеры предчувствуемого горя:

  • фактическая или возможная потеря здоровья;

  • потеря независимости;

  • потеря части тела;

  • утрата финансовой стабильности, утрата выбора, утрата умственных способностей.




    • Реакции детей на серьезное заболевание в семье — форма предчувствуемого горя, которая может включать (Glass и др., 2006 г.):

  • Конкретные сверхъестественные мысли, результатом которых является чувство вины, например: «Я однажды сказал маме, что хочу, чтобы она умерла».

  • Страх оказаться покинутыми, страх заболеть болезнью, гнев, уход в себя, показное поведение, неспособность сконцентрировать или сфокусировать внимание, особенно на учебе.

  • Неспособность сосредоточить или сфокусировать внимание, особенно на учебе.

  • Регрессию развития (т.е. ночное недержание мочи).


Предлагаемые дополнительные обучающие материалы:

Таблица 1. Виды горя


Slide 9



  • Нормальное горе описывается как нормальные чувства, поведение и реакции, связанные с потерей. Нормальные реакции на горе в связи с потерей могут быть:

  • физическими,

  • эмоциональными,

  • когнитивными,

  • поведенческими.




  • Активное переживание горя может длиться годами.

  • Мы не свыкаемся с горем, но характер отношений с умершим меняется.

  • Происходит воссоединение с миром живых.


Предлагаемые дополнительные обучающие материалы:

Таблица 2: Нормальные реакции на горе


Slide 10



  • Существует четыре вида осложненного горя:

  • Хроническое горе характеризуется нормальными реакциями на горе, которые не ослабевают и продолжаются в течение длительного периода времени.

  • Отсроченное горе характеризуется нормальными реакциями на горе, которые подавляются и откладываются, и продолжающий жить сознательно или бессознательно избегает испытывать боль от потери (например, отказывается говорить с кем-либо о горе, не участвует в группах поддержки для тех, кто переживает тяжелую утрату, и т.д.).

  • Преувеличенное горе — когда продолжающий жить прибегает к саморазрушающему поведению (например, к суициду).

  • Замаскированное горе — когда продолжающий жить не осознает, что поведение, которое мешает нормальному функционированию, является результатом потери.


Slide 11




  • Факторы риска осложненного горя включают внезапную смерть или смерть в результате травмы, самоубийство, убийство, зависимые отношения с умершим, хроническое заболевание, смерть ребенка (Davies & Jin, 2006 г.), многочисленные потери, продолжающееся горе от предыдущих потерь, сопутствующие стрессы, тяжелый процесс умирания, такой как боль и страдание, отсутствие систем поддержки, отсутствие системы веры.




  • Осложненные реакции на горе включают:

  • сильную изоляцию,

  • агрессивное поведение,

  • суицидальные наклонности,

  • сильную или продолжительную депрессию,

  • быструю замену потери и взаимоотношений,

  • поиск умершего,

  • избегание упоминаний об умершем,

  • подражание умершему.




    • Факторы, усиливающие осложненное горе у пожилого человека, включают:

  • отсутствие системы поддержки,

  • одновременные потери,

  • неумение преодолевать жизненные трудности.


Предлагаемые дополнительные обучающие материалы:

Таблица 6. Составляющие осложненного горя


Slide 12



    • Горе, не признаваемое обществом, определяется как потеря, которая не подтверждается и не признается. Общество может не желать признавать горе, и не знает, как справляться с потерей. Столкнувшись с горем, связанным с потерей, люди не могут открыто признать свое горе.




    • В группу риска входят:

  • партнеры пациентов с ВИЧ/СПИД,

  • бывшие супруги,

  • бывшие партнеры,

  • невесты/женихи,

  • друзья, любовники, любовницы, коллеги,

  • дети, переживающие смерть неродной матери/отца,

  • мать мертворожденного ребенка,

  • женщины (и мужья/партнеры, любовники), в жизни которых была прерванная беременность.


Slide 13



  • Детское горе зависит от стадии развития и может быть нормальным и/или осложненным.




  • Симптомы горя у детей младшего возраста многочисленны: нервозность; неуправляемые приступы ярости; частые болезни; предрасположенность к несчастным случаям; непослушание; гиперактивность; кошмары; депрессия; компульсивное поведение; провалы в памяти; чрезмерная ярость; чрезмерная зависимость от оставшегося родителя; повторяющиеся сны об исполнении желаний; отрицание и/или скрытый гнев.




  • Симптомы горя у детей старшего возраста включают: проблемы при концентрации внимания; забывчивость; плохую учебу в школе; бессонницу или излишнюю сонливость; затворничество или уход от социальной жизни; антиобщественное поведение; отрицание авторитетов; сверхзависимость; регрессию; сопротивление дисциплине; разговор о попытках самоубийства; кошмары; символические сны; частые болезни; предрасположенность к несчастным случаям; переедание или недоедание; прогулы школьных занятий; приобщение к алкоголю/наркотикам; депрессию; скрытность; сексуальную распущенность; уход или побеги из дома; компульсивное поведение.


Предлагаемые дополнительные обучающие материалы:

Таблица 7. Как помочь детям справиться с горем: помните о РЕБЕНКЕ

Таблица 8. Меры вмешательства в отношении испытывающих горе детей
Slide 14



  • Многие теоретики выделили стадии горя и разработали ряд задач для тех, кто продолжает жить, которые помогают успешно справиться с горем и адаптироваться к жизни без умершего.

  • Стадии и задачи горя включают:

  • Стадия 1. Сообщение и шок.

    • Задача — разделить осознание реальности потери, признать потерю.

    • Характеристика — помогите тем, кто продолжает жить, справиться с первым шоком от смерти, они могут чувствовать оцепенение, шок, нарушение выполнения повседневных действий, изоляцию, избегание.

  • Стадия 2. Переживание потери эмоционально и осмысленно.

    • Задача — разделить в процессе преодоления боли от потери.

    • Характеристика — тот, кто продолжает жить, может испытывать злость по отношению к тому, кто умер, может считать себя покинутым им. Злость может быть направлена на врача, медсестру, членов семьи, друзей. Продолжающий жить может испытывать чувство вины из-за того, что «не было предпринято все возможное». Продолжающий жить может испытывать грусть, одиночество, пустоту, потерю интереса к повседневным занятиям, изменение аппетита, апатию, дезорганизацию.

  • Стадия 3. Восстановление.

    • Задача — реорганизовать и перестроить семейные связи и взаимоотношения и создать новые взаимоотношения.

    • Характеристика — продолжающий жить находит надежду в будущем, чувствует себя более энергичным, участвует в социальных событиях; принятие смерти.


Предлагаемые дополнительные обучающие материалы:

Таблица 3. Стадии и задачи горя


Slide 15



  • Существует много факторов, влияющих на процесс горя:

  • Личностные качества человека, продолжающего жить.

  • Умение преодолевать жизненные трудности.

  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками в прошлом.

  • Отношение к умершему:

    • возраст продолжающего жить,

    • возраст умершего.

  • Религиозная/духовная система верований продолжающего жить (Walsh, и др., 2002 г.).

  • Вид смерти:

    • внезапная,

    • в результате длительного, хронического заболевания,

    • самоубийство.

  • Этническая принадлежность умершего, культурные традиции, обряды и ритуалы.

    • В разных культурах существуют разнообразные ритуалы и траурные обряды, что создает обстановку для переживания горя. Она дает людям ощущение безопасности и сопричастности, а также эмоциональные, социальные и физические ресурсы для ее формирования (Mazanec & Panke, 2006 г.). См. модуль «Культура» (Модуль 5), чтобы получить более подробную информацию.

  • Другие факторы:

    • суицидальные наклонности,

    • психическое расстройство (т.е. депрессия) в прошлом,

    • пол продолжающего жить,

    • системы поддержки,

    • сопутствующие стрессы,

    • опыт, связанный с потерями, и наличие потерь в прошлом,

    • подготовка к смерти.


следующая страница >>
Смотрите также:
Руководство для преподавателей Модуль 7 Потеря, горе и тяжелая утрата
684.11kb.
5 стр.
Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы жизни этноса: этносоциальный организм этникос. Племя, народность, нация это этносоциальные организмы
36.01kb.
1 стр.
Руководство пользователя стр. Содержание Модуль «Список шаблонов» 2
71.75kb.
1 стр.
Руководство пользователя Содержание 1 1 Термины и сокращения 3 2 Краткое описание возможностей 4
334.93kb.
1 стр.
Руководство спартакиадой: Общее руководство проведением соревнований осуществляет профком преподавателей и сотрудников КемГУ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на преподавателей факультета физической культуры и спорта
71.95kb.
1 стр.
Руководство-определитель. Клин. 2005 г
318.07kb.
1 стр.
Руководство по настройке модуля Проактивная защита
238.58kb.
1 стр.
Руководство по управлению фотогалереей
53.99kb.
1 стр.
Руководство по установке общая информация
75.62kb.
1 стр.
Руководство пользователя (разработчика программы учебной дисциплины) по работе в модуле
176.32kb.
1 стр.
Интерфейсный модуль Ethernet-camac к0631
63.23kb.
1 стр.
Модуль Основные этапы развития государственности в России
2950.47kb.
17 стр.