Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 15страница 16 Республики Башкортостан методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг Методическое пособие Уфа 2013 Составители пособия: Исхаков М.М. – первый заместитель министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Дубровин Д.А. – начальник отдела по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Салихова Н.З. – ведущий специалист-эксперт отдела по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Данное издание предлагается для использования работниками администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, в том числе общественными инспекторами, в компетенцию которых входит организация и проведение мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных групп населения. Методические рекомендации подготовлены на основе норм действующего законодательства в рассматриваемой области и положений рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Методические рекомендации призваны унифицировать, систематизировать работу по паспортизации объектов социальной инфраструктуры Республики Башкортостан на предмет их доступности для маломобильных групп населения и, в последующем, определить порядок деятельности по разработке карты доступности Республики Башкортостан. СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности – в целях повышения уровня и качества их жизни. Согласно Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006, ратифицирована РФ 03.05.2012), для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, должен реализовываться комплекс мер, включая: выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, которые, в частности, распространяются на здания, дороги, транспорт и другие объекты, в том числе школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы. В соответствии с целями и задачами государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (далее – Государственная программа) предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (как через оценку состояния их доступности, так и через реализацию системных мер, направленных на повышение доступности – адаптацию); а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации. Результаты этой деятельности рекомендовано всем субъектам Российской Федерации отражать на общедоступном информационном ресурсе – картах доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. Среди целевых показателей (индикаторов) Государственной программы: «доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации». Республиканской целевой программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2011 г. № 130, также предусмотрено такое мероприятие как формирование и обновление карт, отображающих доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, в рамках реализации которого и в соответствии с п. 3 Выписки из перечня поручений Президента Республики Башкортостан по итогам оперативного совещания в Правительстве Республики Башкортостан 10.12.2012 года в срок до 31.12.2013 года необходимо сформировать и регулярно актуализировать карты доступности наиболее важных для инвалидов объектов и услуг социальной сферы, транспорта, средств связи. Таким образом, в 2013 году в Республике Башкортостан предполагается создать единую (сопоставимую по форме, дизайну, структуре, порядку сбора и обновления информации) республиканскую электронную карту доступности социально значимых объектов, которая могла бы аккумулировать в себе информацию подобных электронных карт (в том числе «маршрутизаторов», позволяющих найти требуемый объект по заданным параметрам, составить наиболее удобный маршрут передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения), разработанных в муниципальных районах и городских округах республики. Кроме того, в перспективе, электронная карта доступности объектов социальной инфраструктуры Республики Башкортостан станет составной частью российской информационной системы «Интернет-портал в рамках общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения субъектами малого предпринимательства» (http://zhit-vmeste.ru), который включает в себя модуль «Интерактивная карта доступности объектов», который, в свою очередь, имеет раздел «Карта объектов». В разделе «Карта объектов» размещена карта Российской Федерации, которая будет заполняться информацией о доступности приоритетных объектов в субъектах Российской Федерации, в населенных пунктах субъектов Российской Федерации с привязкой к определенной местности (адресу объекта). Ответственными за исполнение указанного поручения Президента Республики Башкортостан установлены заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Л.С.Гумерова, министр труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Л.Х.Иванова и главы администраций муниципальных районов и городских округов (по согласованию). Применение единой методики сбора и размещения информации, единой системы требований к информационной системе, в которой эта информация будет аккумулироваться, позволит получать и обмениваться информацией о состоянии доступности объектов и услуг в субъектах Российской Федерации, в целом по России и на международном уровне – в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов. 1. Анализ зарубежного опыта создания карт доступности Для обзора и анализа опыта зарубежных стран по созданию карт доступности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были отобраны 26 самостоятельных сайтов (порталов) 9 стран мира, а также общеевропейские, североамериканские и международные ресурсы, в том числе: США, Франции, Великобритании, Австралии, Испании, Нидерландов, Германии; а также ближнего зарубежья: Эстонии, Белоруссии, Украины. Среди общих направлений создания и развития сайтов, посвященных доступности, следует отметить стремление к универсальности («универсальная доступность городов», «универсальный дизайн зданий и сооружений»); это имеет отношение как к городским справочно-информационным порталам, так и к специальным сайтам (порталам), посвященным проблемам инвалидов. Как правило, справочно-информационные порталы городов, содержат информацию, необходимую любому гражданину, в том числе специальную информацию для лиц с ограниченными возможностями. Между основными Интернет-ресурсами городов налажена взаимосвязь и взаимообмен информацией, что облегчает и ускоряет доступ к необходимой информации для разных категорий граждан. Практически все Интернет-ресурсы являются доступными для любого гражданина, так как оснащены специальными программами, позволяющими выбрать язык для чтения, изменить размер, цвет и фон шрифта, а также, при необходимости, прослушать содержание сайта, тем самым учитываются, потребности инвалидов с нарушениями зрения и слуха. Для отражения необходимой информации, на исследованных сайтах, используются карты двух видов: статические и интерактивные.
Поскольку обеспечение доступности – приоритетная задача национальных правительств стран мира и Европы, карты, отражающие информацию о доступности объектов и услуг, размещены на Интернет-ресурсах правительственных учреждений и организаций этих стран; при этом есть карты, размещенные на ресурсах общественных организаций, в том числе организаций инвалидов, а также ряда частных организаций, размещающих информацию о своих объектах и деятельности. Информация об объектах и услугах и степени их доступности для различных категорий инвалидов и МГН поступает на карты доступности как из официальных источников (непосредственно от владельцев объектов и поставщиков услуг), так и посредством прямой связи потребителя услуг с администратором сайта (через E-mail). В Нидерландах, Великобритании, Франции, ряде других стран, участие в описании объектов, сборе необходимой информации принимают добровольные помощники и волонтеры. Однако, данные вводятся в базу чаще всего только после проверки её администраторами сайтов. Есть и карты свободного доступа, информация на которые может быть помещена любым пользователем, по принципу Википедии. Большое количество сайтов в зарубежной части Интернета ориентировано на потребности путешествующих по Европе и миру граждан, в том числе инвалидов и МГН. Они содержат информацию, отражающую доступность объектов и услуг туристической инфраструктуры, основных транспортных маршрутов и рекреационных зон. Карты этих сайтов отражают доступность, в первую очередь, экскурсионных маршрутов, дорог (покрытий, переходов, светофоров и т.п.), транспорта (его видов и адаптированности для инвалидов и МГН), парковок, заправочных станций, номеров отелей (в том числе подготовленности персонала к работе с данной категорией граждан), пунктов питания, мест отдыха, специальных туалетов и т.п. Карты и в целом сайты, выполненные в основном в едином формате «GoogleMaps» позволяют решать проблему формирования единого информационного пространства, с исполнением требований единых стандартов, унификации каталогов объектов, используемых символов и условных знаков карты, а также универсального инструментария и элементов управления картой. Анализ зарубежных сайтов позволил определить основные международные принципы и направления формирования и развития соответствующих информационных ресурсов, а также широко используемую, уже привычную для потребителя, символику и графику.
В ряде субъектов Российской Федерации (далее – РФ) начата работа по формированию интерактивных карт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, либо ограниченных для доступа. В целом, анализ созданных карт доступности в субъектах РФ показал отсутствие единого подхода, технологии и методики формирования и обновления карт доступности. Обращают на себя внимание отсутствие единообразия в выборе: - заказчиков и исполнителей, - порядка формирования и обновления карт, - используемой классификации объектов, - условных знаков и символов, - программного обеспечения для создания дополнительного слоя в части доступности. При создании большинства карт учитывались, прежде всего, потребности инвалидов, использующих при передвижении коляски, реже инвалидов с нарушением зрения; и практически не представлена информация о доступности объектов для других категорий инвалидов. Многие карты формируются и поддерживаются общественными организациями, в том числе организациями инвалидов: «Барьеров нет» и «Казань недоступная», Нижний Новгород Красноярский край, Томск. Органами власти созданы и поддерживаются сайты Москвы, Ростовской области. Наполнение карты осуществляется всеми желающими через электронную связь с администраторами сайта («Барьеров нет», «Казань недоступная», Томска) Достаточно сообщить об объекте, признаках его доступности (а чаще, недоступности), чтобы он сразу появился на карте. В Ростовской области, напротив, специалисты Министерства труда и социального развития обрабатывают информацию до размещения ее на интерактивной карте. Для создания дополнительных слоев карт, отражающих доступность, используются веб-карты: «Google Maps» («Барьеров нет» и «Казань недоступная», «Карта доступности объектов Москвы») и «Яндекс.Карты» («Карта услуг» Москвы и карта Ростовской области); а также программное обеспечение «2ГИС» (карта Нижнего Новгорода и Томска), а также специально разработанная в регионе платформа – «24.geo.ru» (карта Красноярска). Ростовская область применила технологию создания отдельных карт, отражающих доступность отдельных элементов: «Светофор», «Пандус», «Дефекты уличного покрытия», «Лифт», «Дверной проем». Волгодонск – по виду объектов: «Учреждения социальной защиты», «Учреждения культуры и спорта», «Учреждения здравоохранения», «Прочие объекты». Такой подход не обеспечивает целостность информации по инфраструктуре, по объекту. Из используемых символов и условных знаков на картах «Google Maps» и «Яндекс.Карты» чаще применяются три цвета для отражения степени доступности: зеленый, желтый, красный – соответственно объект доступен полностью, частично, недоступен; объект обозначается либо символом базовой карты, на которой разработана карта доступности (например, разноцветная «капля» в «Google Maps»), либо специально разработанным значком по форме и цвету в зависимости от вида объекта (чаще других используется символ «инвалидное кресло» и цвета светофора). В связи с изложенным, особую актуальность приобретает необходимость предложения для использования органами власти субъектов РФ унифицированной формы и структуры карты доступности, единой методики ее формирования и обновления. Основой карты доступности станут данные паспортизации объектов социальной инфраструктуры, проведение которой необходимо организовать в каждом муниципальном районе и городском округе (МР/ГО) Республики Башкортостан. Смотрите также: Методическое пособие Уфа 2013 Составители пособия: Исхаков М. М. первый заместитель министра труда и социальной защиты
2940.73kb.
16 стр.
Коммерсантъ, 25. 01. 2013, интервью Министра труда и социальной защиты РФ м. Топилина о будущей пенсионной реформе, о том, зачем надо было сокращать накопительную часть пенсии, почему не нужно переписывать Трудовой кодекс и вводить гибкие трудовые
118.25kb.
1 стр.
Кадровая политика в рт: спрос и предложение на рынке труда
16.35kb.
1 стр.
Доклад заместителя министра труда, занятости и социальной защиты рт, и о. начальника Управления социальной защиты в г. Казани И. Ю. Просвиряковой «О подготовке и проведении в г. Казани Декады пожилых людей»
64kb.
1 стр.
Первый заместитель Министра образования
279.14kb.
1 стр.
Методическое пособие для слушателей фпк и ппс благовещенск 2008 г. Составители
352.92kb.
1 стр.
Методическое пособие и описание лабораторной работы (препринт) Составители: д т. н. Кирьянов К. Г. аспирант Семенчуков И. В
326.55kb.
3 стр.
Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты республики беларусь
519.7kb.
4 стр.
-
344.44kb.
1 стр.
Методическое пособие Волгоград 2012 ббк 78. 34 О-11 Составители: Нина Николаевна Ефимова Марина Юрьевна Караваева
432.66kb.
3 стр.
Программа 13-й международной научной конференции «Сахаровские чтения 2013 года: экологические проблемы XXI века»
896.37kb.
7 стр.
Справочник адресов и телефонов по коневодству Казань 2013 год № п/п Ф. И. О 528.6kb.
4 стр.
|