Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 13страница 14

1.2. Институциональные факторы социализации: фактор семьи

Семья выступает в качестве одного из основных социальных институтов, в рамках которого передается социальный опыт от поколения к поколению, и даже в возрасте, в котором находится большинство первокурсников, социализационное влияние семьи на них огромно.

Исследование позволило зафиксировать некоторые исходные параметры социализационной роли семьи для развития студентов-первокурсников МосГУ в той части, которая согласуется с общими задачами анализа их личностного роста. Эти данные получены при постановке таких вопросов, как:
Для чего Вы учитесь?

Тот (та) на кого Вы хотели бы походить, на кого Вы ориентируетесь в своей жизни, — кто он (кто она)?

От чего, по Вашему мнению, в основном зависит реализация Ваших жизненных планов?

Что, по Вашему мнению, означает «жить хорошо»?

Что, на Ваш взгляд, важно для достижения благополучия и успеха в жизни?

В чем Вам в жизни уже повезло?

Смогли бы Вы прожить без поддержки родителей?

Чего Вы опасаетесь больше всего?
В таблице 3 сведены ответы студентов на эти вопросы в той части, которая представлена позициями номинальных шкал, предполагающих фиксацию отношений с родителями, семьей. Эти позиции каждый раз находятся в разных контекстах, что делает возможным при интерпретации полученных данных выявление ядра ценностных ориентаций на свою семью.

Таблица 3


Характеристики отношений студентов с родителями, семьей, (в %)





СР

МО

ЭУ

Ю

КТ

П

Р

Всего

Для чего Вы учитесь?

– чтобы не портить отношений с родителями



-


1.90

1.21

1.23

0.83

-

-


0.85

Тот (та) на кого Вы хотели бы походить, на кого Вы ориентируетесь в своей жизни, — кто он (кто она)?

– семья, родители, близкие




42.31

50.00

42.02

33.33

38.54

38.37

44.32

41.13

От чего, по Вашему мнению, в основном зависит реализация Ваших жизненных планов?

– от поддержки родителей




31.58

25.00

18.95

19.75

27.27

24.75

18.05

22.15

Что, по Вашему мнению, означает «жить хорошо»?

– иметь хорошую семью, детей




78.95

69.52

70.04

63.75

75.21

73.27

56.39

68.73

Что, на Ваш взгляд, важно для достижения благополучия и успеха в жизни?

– помощь родителей, их общественное положение, родственные связи



5.26

16.19

11.29

12.35

15.70

9.90

11.36

12.23

В чем Вам в жизни уже повезло?

– с родителями, семьей




45.71

57.33

52.38

52.94

50.45

48.24

40.40

50.07

Смогли бы Вы прожить без поддержки родителей?

























да, без сомнения

8.11

1.90

4.05

7.50

4.96

4.95

7.52

5.10

скорее да, чем нет

27.03

17.14

18.62

18.75

15.70

12.87

21.05

18.08

трудно сказать

21.62

33.33

29.55

32.50

23.14

26.73

21.80

27.43

скорее нет, чем да

21.62

33.33

32.39

26.25

42.15

36.63

30.08

33.01

нет

21.62

14.29

15.38

15.00

14.05

18.81

19.55

16.38

Чего Вы опасаетесь больше всего?

– ухудшения материального положения (своего, своей семьи)




26.32

24.76

37.25

35.80

31.40

29.00

37.40

33.17

Идентификация с родительской семьей в наибольшей степени проясняется при ответе на вопросы «Что, по Вашему, означает «хорошо жить»?». Вопрос является открытым и идентификационные ориентиры сформули­рованы самими респондентами. Тем очевиднее базовая социальная потребность студентов в наличии хорошей семьи, детей. В современных сложных социально-экономических условиях развития общества понятно и осознание студентами значимости малой социальной группы – семьи — в становлении и поддержке всех ее членов и, в частности, в социальном формировании и защите детей.

Показательна разница в определении родителей как образца для выстраивания своей жизненной траектории между первокурс­никами разных факультетов. При среднем показателе в примерно 41% назвавших родителей в качестве своего образца (что означает некоторое дистанци­рование первокурсников от родительской семьи, но не может служить обоснованием межпоколенческого конфликта) по факуль­тетам разрыв значений показателя оказывается достаточно существенным. Высшее значение показателя — на факультете МО (50%), низшее — на факультете Ю (33,3%). Расхождение данного оценочного показателя по итогам опроса этого года на, примерно, 17 процентных пункта, что все же не так значимо, как это было характерно для более ранних этапов проведения мониторинга, где разница между высшим и низшим значением составляла практически 25 процентных пункта. Снижение различий между факультетами в отношении определения семьи как некоторого эталона, на который следовало бы равняться, указывает на видимое ослабление напряженности в семьях, в том числе вызванной плохим финансовым положением, в результате которого не студенты выбирали свою будущую специальность, а стоимость обучения определяла их выбор. Сегодня выбор студентов становится более свободным, в частности от финансовой зависимости, что, несомненно, положительным образом влияет на дальнейшее становление студента как профессионала, занимающегося своим любимым делом и в целом приводит к удовлетворенности и успешности молодых людей в будущей профессиональной и личной жизни.

Достаточно ровно распределились оценки студентов при выборе позиции «родители, семья» при ответе на вопрос «В чем Вам в жизни уже повезло?». При этом лидерами в утверждении данного пункта является факультет МО (52,4%), самые низкие оценки были даны на факультет Р (40,4%). Полученные данные по этому вопросы вполне коррелируют с ответами на предыдущий вопрос. Показатели этого года существенно различаются с данными по ранее проводимым этапам мониторинга, где отмечалась существенная диспропорция в ответах по факультетам, и кроме этого, отсутствие корреляции при ответе на два последних вопроса.

Отвечая на вопрос «Что, на Ваш взгляд, важно для достижения благополучия и успеха в жизни?», вариант «помощь родителей, их общественное положение, родственные связи» выбрали 12,2% опрошенных. При этом четко определятся три группы: первая – лидеры при выборе данного вариант: факультеты МО (16,9%), КТ (15,7%); вторая – занимающие среднее положение при ответах: факультеты Ю (12%), ЭУ (11,3%), Р (11,3%); и факультет, который дал самые низкие оценки значимости данного фактора – СР (5,3%). Сопоставляя полученные данные с аналогичными в прошлом году, очевидно, их зеркальное изменение. По оценкам прошлого года процент первокурсников, выбравших этот вариант на факультете СР составил 22% на фоне редких выборов на факультетах Ю и ЛК (5,9%), а также Р (8,7%). При этом среднее значение показателя по всем факультетам, на прошлом этапе мониторинга составило 13,2%.

Оценивая в этой связи ответы на вопрос «Смогли бы вы прожить без поддержки родителей?», утвердительно («да, без сомнения» и «скорее да, чем нет») отвечают 23% первокурсников. Около 30% затрудняются с ответом и 49% считают такую ситуацию практически невозможной для себя. Значимость родителей в этой связи представляется необходимым фактом существования первокурсников. Что касается значимости наличия у родителей связей и соответственно возможности помочь своим детям в трудовой деятельности, то студенты оценивают это как необязательное, но возможное условие успеха, при этом низкие оценки на факультетах СР и П могут просто отражать осознание студентами фактического отсутствия у своих родителей возможности им помочь в дальнейшем, при этом они склоняются к пониманию трудностей своего дальнейшего самостоятельного существования и выбирают поддержку родителей как необходимую.

Что касается социальной ценности семьи, то ориентация на нее проясняется при ответе на вопрос «Что, по Вашему мнению, означает «жить хорошо»?». Ориентация на ценность семьи присуща в среднем 68,7% первокурсников, но более всего — студентам факультетов СР (78,9%), КТ (75,2%), П (73,2%). Сложившиеся соотношения по этому вопросу в целом повторяют результаты прошлых этапов мониторинга. Последнее место в этом рейтинге занимают первокурсники факультета Р (56,3%), в отличие от данных прошлого этапа, где самые низкие оценки были даны студентами факультета П. На разницу значений показателя существенно влияет половозрастное распределение по факультетам, в частности существенное сокращение женского пола среди первокурсников факультета психологии и равное соотношение полов на факультете социальной работы.

Ответ «чтобы не портить отношений с родителями» на вопрос «Для чего Вы учитесь?» является совершенно непопулярным среди первокурсников. По этому пункту на факультетах П, СР, Р не было дано ни одного подтверждающего ответа, на остальных факультетах процент утверждений варьируется в пределах 0,83-1,9%, что не является значимым в рамках масштабов данного исследования. Подобная ситуация подтверждает наличие иных, более весомых в сознании первокурсников мотивов, побуждающих их к обучению.

Все же значимой остается и сложившаяся на предыдущих этапах мониторинга тенденция, заключающаяся в том, что ресурс родительского влияния на первокурсников в целом достаточно велик, но по факультетам различается его основная составляющая: в одних случаях преимущественно это моральный авторитет, в других — материальная зависимость. И все же сегодня, оценивая ответы первокурсников комплексно, можно сказать, что для современных студентов является значимым само понятие «семьи» как некой базы становления и существования человека, именно поэтому первокурсники дают довольно высокие балы необходимости и значимости существования устойчивых семейных связей.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет по материалам социологического исследования Мониторинг (этап 2006 г.) Москва, 2006 Печатается по решению
2034.59kb.
14 стр.
Сборник научных трудов По материалам VII научной конференции «Богомоловские чтения-2006» Москва 2006
2925.75kb.
14 стр.
Доклад по материалам социологического исследования. Москва Минск, 1989 г. Исследование проведено по планам Головного Совета программы "Общественное мнение"
951.48kb.
4 стр.
-
576.38kb.
3 стр.
Государственныйыи комитет СССР по народному образованию
850.98kb.
6 стр.
Исследование по теме «Духовный облик студента». Программа исследования подготовлена Проблемной нил социологических исследований Белорусского государственного университета
707.94kb.
3 стр.
Общественное мнение
1011.66kb.
7 стр.
Отчет по результатам социологического исследования «Предпринимательский климат в Самарской области: мониторинг факторов и барьеров развития малого и среднего бизнеса в 2012 году»
3173.78kb.
53 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Горно-металлургический профсоюз россии челябинская областная организация отчет социологического исследования по изучению проблем по программе доступное
858.63kb.
4 стр.
Сборник научных работ студентов Выпуск 1 Электросталь 2006 Печатается по решению
824.55kb.
10 стр.
Отчет по результатам социологического исследования (май-июнь 1990 г.). г. Москва, программа «Общественное мнение»
589.94kb.
3 стр.