Главная
страница 1
Храм "Покров Пресвятой Богородицы" в Тамани.
Храм или церковь, для верующего человека - это Божий дом, куда Всевышний сходит с высоты небесной к молящимся, где прибывает Его Благодать. В Храме прихожане искренно верят, Господь укроет их от всех житейских невзгод, поэтому именно в церкви христианин ищет защиту, своё спасение. Каждый Храм на Руси имеет Посвящение, воздвигается чаще всего во имя Творца и Создателя нашего Иисуса Христа, Его матери, Царицы Небесной, Пресвятой Девы Марии, Святым Апостолам, Святым, Преподобным, Праведным Богоугодникам.

Поклонение Покрову Пресвятой Богородицы ведётся более 1000 лет. Почитание Его способствовало историческое событие. В X веке на Византию напали сарацины. Жестокие, сильные племена численно превосходили православные войска. Враги не знали снисхождения, жалости даже к старикам и детям. Они уничтожали и сжигали всё на своем пути, уводя в рабство оставшихся в живых. Твёрдо верящие в помощь Бога, люди молились Ему во всех Храмах, призывая Всевышнего и Божию Мать. Во Влахернстком Храме Константинополя хранилась Риза Богородицы, Её Мафорий (покров) и часть пояса. Во время всенощного бдения, в переполненном народом Храме,молился вместе со всеми Блаженный Андрей, Христа ради юродивый и его ученик Епифаний. В четвертом часу ночи у блаженного Андрея открылись духовные очи и он со своим учеником увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу в окружении сонма святых. Матерь Божия, на коленях, долго молилась у Царских Врат. По окончании молитвы, она сняла свой сверкающий омофор (покров) и распростёрла его над молящимися в Храме. Чудесное событие воодушевило народ и войско Константинополь был освобожден. С конца X в. и в русских летописях того времени не мало описывалось событий, связанных со знамением Божией Матери, по молитвам к Ней. Красной нитью в повествованиях утверждения христианства на Руси, подчёркивается искреннее поклонение русских князей Иисусу Христу, появлению Знамений Божией Благодати, сопровождающих их победоносные сражения. С этого же периода появляются исторические документы о завоевательных походах киевских князей в северное Причерноморье. Точной даты образования Тмутараканского княжества не установлено Однако летопись говорит, что Мстислав, один из 12-ти сыновей Великого князя Владимира, получил Тмутаракань в княжение от своего отца. Победы над кочевыми племенами способствовали утверждению власти молодого князя, прозванного в народе "Удалым", "Храбрым". Он разгромил Хазар в 1016г.затем в 1022г. состоялось его, вошедшее в историю, знаменитое единоборство с косожским князем Редедой. Крепкий Мстислав, коренастый, твёрдый в вере, внешне проигрыш мощному, высокому, сильному Редеде. Единоборство проходило в смертельной схватке двух, утверждающих свою власть предводителей, решало судьбу победы войска. Под вхдохи войска, напряженно следивших за битвой, преимущество склонялось то в одну, то в другую сторону. Каждый воин эмоциональным, внутренним напряжением помогал повелителю, не вступал в сражение, а напряженно следил за битвой, впиваясь глазами в движения бурящихся. Сильня мощь Редеде начала одолевать и тогда Мстислав громко возвал к Небесной Царице, моля ее помощи. В те же минуты, силы Мстислава собрались воедино, он молниеностно ударил противника, нанося смертельный удар. Поразив Редеде, князь упал на колени, поднял к небу руки. дал обет построить церковь в честь Пресвятой Богородицы в Тмутаракани. Относительно места ее бывшего расположения, существуют немало предположений, но достоверных данных пока нет. По дошедшим до нас источникам, не установлено архитектурное описание Храма. Можно не сомневаться: Мстислав богато украсил его внешнее и внутреннее убранство, как это было примято в те времена. Изучая доступные материалы., предполагаю: постройка церкви не обошлась без влиятельного Византийского зодчества. Возможно была использована при строительстве бело - розовая кладка, т.е. чередование белого камня и розовой плинфы, очень популярного в то время, плоского кирпича. Подобная кладка применялась при строительстве церкви Иоана Прсдтечинского в Керчи н до сих пор поражает воображение приходящих а Храм. Это великолепное сооружение было начато так же в X веке, как и церковь Богородицы а Тмутаракани, но закончено в XIII веке. При археологических раскопках, остатки плинфы были обнаружены, как строительный материал, в постройках Хв. в Тмутаракани. То, что Мстиславская церковь была каменной, склонны считать многие исследователи, косвенно это подтверждают доводы писателя Тумаева. В книге "Земля Незнаемая", он пишет, что в Тмутаракани Мстиславом была построена "вторая по Руси каменная церковь". Первой считается Софийский Киевский Собор.

Правдоподобная версия месторасположения Мстиславского храма Пресвятой Богородицы не уточнена, имеет много аппонентов. Как прихожанка, я лично верю: нынешняя Свято - Покровская церковь воздвигнута на фундаменте древнейшей церкви Тмутаракани, считаю: в пользу этого аргумента существуют косвенные, но достаточно объективные доказательства.

1. Церковь расположена на возвышенном, живописном месте. Когда - то здесь было обилие зеленой растительности, высоко поднимались пышные кроны деревьев,

плескалось прекрасное озеро. Возвышенность благодатно вырисовывалось среди водного разлива, оставившего в памяти истории Таманскую землю, как остров. Изначально именно это место считалось расположением Храмовой постройки. Историки описывали данную возвышенность, как хранительницу остатков различных сооружений из мрамора и известняка с изысканной красотой греко - римских поселений. Остатки кирпича и плит люди использовали в личных постройках домов и дворов в плоть до наших дней, однако место нынешней церкви всегда вспоминалась, как религиозное сооружение. Античные руины сохранялись на полуострове довольно долго. Англичанин Кларк, путешествовавший в Тамани после занятая ее русскими войсками, видел к югу от озера остатки храма, построенного по греческому образцу значительных размеров. Покровская церковь находится именно к югу от бассейна, ныне высохшего. Кроме того, Кларк указывал, что в период его пребывания, под сыпучими песками, выглядывали следы каких - то грандиозных сооружений, в виде правильно расположенных фундаментов.
2. Заслуживают внимание материалы раскопок археологической экспедиции Б. А. Рыбакова в 1954-1955г.г., им были обнаружены фрагменты строительства X в., но работы - не опубликованы и недоступны, для широкого круга читателей.
3. Судя по обилию в прошлом остатков древностей, напрашивается предположение по поводу возвышенности в месте расположения нынешней церкви. Она действительно в древности могла послужить местом возведения Храмов. Версия подтверждается тем, что на этом месте обнаружен мраморный массив с греческой посвятительной надписью царю Савромату (93-123).
4. О том, что на данной территории уже после Тмутаракани, могли находиться христианские постройки, говорит найденная здесь плита серого мрамора, вынутая из северной части перестраивающегося Свято - Покровского храма. На ней вверху начертан крест, а под ним греческая надпись; (в русском переводе) "Почил раб Божий поп Иоанн, иерействовавший 30 лет я, жена его Мария и его же сын Джаным, поставили сей памятник. Год 7098 (1590), апрель 30, сделал резчик Никос". Находка подтверждает: несмотря на уход русских на Тмутаракани, в начале XII века, христианство на полуострове ещё продолжало существовать.
Трепетно сознавать, что по нашей древней Тамани ходили, творили Боговдохновенные новоначальные провозвестники утверждения единого владычества Божья, великие Богоугодники - самовидец Иисуса Христа апостол Андрей Первозванный, здесь были основоположники славянской письменности, равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Никон, игумен Киевопечерский, угодник Тмутараканский. Преподобный Никон оставил яркий след, своего пребывания на полуострове (тогда считавшийся островом) Безусловно, он посещал Мстиславскую церковь основал здесь первый монастырь. Подвижницкие подвиги преподобного наглядно, убеждали, что значат слова Евангелия: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдите покой душам вашим… Ибо иго Моё благо и бремя Моё легкое» (М.Ф.II, 29-30).
Безусловно несмотря на то, что Никон соблюдал безмолвие Отрешенный от всего мирского и мирских страстей, образом своей жизни проповедовал силу молитвы ко спасению души. Народ узнавал истину ранее не приемлемую для них понимал: смирение и любовь к ближнему, усмиряют кровную месть, вносят мир и спокойствие в сердца. Те, кто пробовали красноречиво возражать, яростно защищая язычество с его обрядами, отступали потупленные побеждённые немногословной силой Христовых Учений. Проповеди в устах Божьего угодника приобретали неведомую силу притяжения и подражания. Люди наяву видели: «Всякому избравшему благое, Бог содействует во Благое» /Рим.8.28./ Победить человеческую плоть, умертвить" её, испепелить страсти, самомнение укрепить в себе смирение, душевный мир, устанавливающийся Богомыслиемэ совершенствовать в сердце духовную теплоту, которая собирает все силы духа, души и тела. Эта была цель жизни и к этому совершенству человеческой плоти призывал в подвижнической жизни Никон. Местные жители называли преподобного Никона "ангелом Господним", "Апостолом". Душеспасительные, Богодуховные проповеди вместили множество последователей. До нас не сохранилось указаний точного возведения монастыря Никоном, но это был первый монастырь на полуострове в чём согласны многие ученые исследователи. Уезжая из Тмутаракани, Никон оставил монастырь на попечение князя Глеба. Ряд научных данных предполагают, что Никоновский монастырь был посвящен Святым Борису и Глебу, располагался у основания горы имени Бориса и Глеба на Фанагорийском острове. Археологически данная версия пока не подтвердилась, но зато в Тамани были обнаружены и установлены в Покровском храме 28 марта 1807г. два камня "изображающих на оных с красками лица святых Отцов, с того точно монастыря, что князя Глеба был и в патерике святого Никона описано". /Рапорт полкового есаула Торяника войсковому атаману Ф. Я Бурсаку./
Вероятно, нашедшие эту реликвию не сомневались в достоверности найденного, указывают: камни найдены в Тамани.
Как знать? Не при храме ли Мстислава был Никоновский монастырь? Церковь Пресвятой Богородицы и монастырь упоминаются вместе, как деяния Никона.
Преподобный Никон остался в памяти потомков, как пример, чья деятельность и жизнь горит светильником. Богослужения достойного Царства. Небесного. Его сподвижники и ученики, продолжали передавать последующим поколениям богатые духовные и культурные наследия. Никон воплотил в своей подвижнической жизни основную заповедь "Нового Завета" - "Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим и всею крепостью твоею" /М.К.1230./ Этой беззаветной любви учил нас Христос, призывал и показывал своей земной жизнью путь к ней, призывая нас; идти за ним, ибо для этой: любви Бог создавал человека и в ней смысл жизни и вечное спасение. Поистине Свята, древнейшая Тмутаракань – Тамань.
Примечательно, история Свято - Покровского храма нынешних времён также до конца полностью не выяснена. Вернёмся к событиям, предшествовавшим постройке храма. В 1771г. Таманский - полуостров был взят русскими войсками. В 1774 г. императрица Екатерина II заключила с туркам мирный договор, по которому Крым и все народности на Таманском полуострове отошли к России. В течение 20 лет /с 1771 по 1792г./ на Таманском полуострове проходили непрерывные боевые столкновения, вследствие чего город /нынешняя Тамань/ был разрушен. Обширное пространство некогда украшенное мраморными зданиями и храмами, лежало в руинах. На развалинах древнейших жилищ было построено несколько мазанок и лачужек. В 1792г. Екатерина II подписала указ о переселение Запорожцев Сечи на Тамань, Кубань, юго-восточный берег Азовского моря до г. Ейска. 25 августа 1792г. флотилия Запорожцев высадилась в Тамани. По прибытию совершён молебен, о котором полковник Савва Белый послал рапорт войсковому судье А.А. Головатому 12 сентября 1792г. Казаки считали своей покровительницей икону "Покрова Пресвятой Богородицы", неотлучно возили святыню с собой. Связывали с Ней, по молитвам к Ней, все ратные успехи и мирские достижения… Основная масса Черноморцев двинулась дальше, а в разрушенном городе осталось около 500 человек. Казаки начали строить укрепления, одновременно восстанавливали и копали колодцы, оборудовали для себя жильё и казармы. Строились без всякого плана, там, где хотели. В одном схожи были казачьи хаты: строились они на случай неприятельского налёта, глухой стеной к улице, а окнами во двор. Вскоре в Тамань прибыл войсковой судья казачьего войска А. А. Головатый.
Это была особо выдающаяся личность того времени, с именем которого связано возведение храма "Покрова Пресвятой Богородицы" в Тамани. Его же именем неразрывно и благорасположение императрицы по переселению Черноморцев. А.А. Головатый, в составе депутации Черноморского казачества, прибывшей весной 1772г. в Петербург, с прошением Запорожцев о переселении на Кубань произвел сильное впечатление при дворе. В столице Российской империи имели очень смутно представление о казаках Запорожской Сечи. Их считали дикими и невежественными людьми. На приёме императрицы, один из казаков толково, грамотно изложил прошение на чистом, русском языке, тем самым привёл в восхищение Екатерину II. Этим казаком и был А. А. Головатый. Он покорил "придворную знать изысканной, дипломатичной речью. Кроме того, оказалось, что "дикий казак" в совершенстве владеет латинским, греческим, польским и русским языками, прекрасно разбирается духовном образовании. Смелость, обаяние, грамотность поражали всех, способствовали успешной мисси посланцев, привлекая к себе - внимание. А.А. Головатого приглашали на званые обеды. В салонах Петербурга в его честь устраивались вечера. Прекрасно владеющий разговорной речью и убеждением, одарённый организаторскими способностями, Головатый сразу внес весомый вклад в обустраивающуюся жизнь поселившихся Тамани казаков. Верно чтившие православную Веру, казаки оказались на заселяемой земле в Тамани без духовника. Войсковой священник иеромонах Антоний был сильно болен и не смог плыть с Черноморцами. А.А. Головатый в: 3. Чепига приложили немало усилий, чтобы организовать своё, казачье духовенство и построить церковь. Антон Андреевич понимал, какую силу давала Вера казачеству; "За Веру...." – первое, что значилось в девизе казаков, с нею они шли в бой, жили, трудились и умирали. Приверженность казаков Православию была достойна подражанию. Главным для себя, прибывшие на Тамань считали построить церковь посвятить ее "Покрову Пресвятой Богородицы", покровительницы казаков они твердо верили: сверкающий омофор Пресвятой Девы будет сиять над ними, защитит от врагов и невзгод, поможет укрепиться на дарованной земле. Вскоре после высадки, одновременно с обустройством, казаки зашлись возведением Храма.
Однако по тогдашней, несостоятельности и малочисленности казаки не имели средств для осуществлении строительства тогда А.А. Головатый взял на: себя организацию духовной жизни таманцев. В архивных документах сохранилось прошение войскового судьи А. А. Головатого епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову о постройке церкви от 1 июля 1794 г. «Тамань, где Головатый за свой счёт» «собственным моим коштом» состроить на «каменном фундаменте деревянную церковь во имя Покрова Присвятия Богоматери по прилагаемому у сего плану.... прошу на заклад оной и освещение места, поелику все уже к сооружению оной материалы в готовности... соизволите благословение и повеление, учиня о сём милостивейшее Ваше архипастырское благорассмотрение.» Однако, до официального прошения, Головатый, как известно, «сам отмерял» площадь строительства "своими шагами", выбрал местом возведения нынешнее расположение храма «Покрова», учитывая обилие материала от разрушенных, при взятии Тамани, сооружений каменного типа. Возможно, тогда и появилась идея воздвигнуть каменный Храм на основе имеющегося фундамента. Казакам приглянулось это месторасположение уже почти сразу после высадки. Ряд сторожил, утверждали, что фундамент являлся основанием турецкой мечети, другие считали фундамент бывшей резиденцией турецкого паши, многие – фундаментом христианской постройки. При реставрации храма в 1911г., действительно обнаружено: фундамент древнего типа не отвечал построенному на нём зданию. Можно предположить, что данное разногласие можно объяснить спешкой казаков в постройке церкви, которая была крайне необходима верующим людям. В связи с этим любопытно отметить свидетельство старшего адъютанта войскового штаба Орлова, написавшего книгу об открытии памятника Запорожцам в Тамани в 1911 году, т.е. более столетия после воздвижения Храма. Он писал: "Высадились и осмотревшись, Запорожцы обратили внимание на четырёхугольное, продолговатое здание, обнесённое дорической колонадой. Безлюдное здание довольно хорошо сохранилось и уцелело от бывших здесь греческих поселений. Его легко, можно было приспособить под церковь, что и было сделано. Уже в 1794г. церковь была готова и освещена во имя "Покрова Пресвятой Богородицы". Вместо купола церковь имела фонарь, над которым водружён крест. Изнутри церковь представляла собой высокую и обширную, с дугообразным потолком комнату…». Возможно, это было то строение, о котором писал Кларк. Обнаруженный древний фундамент в 1911 году подтверждает, версию: греки также использовали, готовый, мощный, хорошо сохранившейся фундамент, для своего строительства. Предполагаю, это были храмовые постройки Тмутаракани. Так или иначе, но обращает на себя внимание быстрое завершение строительства, при чём дата его окончания на мраморной плите Храма, установленной после реставрации 1911 года гласит 1793 год, прошение подано Головатым в 1794 году. Вероятнее, что греческая постройка была приспособлена под храм действительно. В 1793 году, безусловно, освещена, сама она вероятнее всего осуществлена на месте расположения Мстиславского храма "Пресвятой Богородицы". Таким образом, церковь оказалась практически вне станицы, даже в неудобном для поселян месте, ибо расселение пошло несколько в другую сторону, оставив Храм на окраине. Бывшая красивая и уютная местность, после военных разрушений, высохшего озера, потеряла центральное – значение, Тамань, в прошлом красивый город, разоренный войнами, с малочисленным населением обстраивался по сельскому типу.
Свято - Покровская церковь долгое время была единственной в округе, первым православным Храмом на побережье полуострова. Сюда, несмотря на дальность расстояния, тянулись на волах Черноморцы, приезжали и из дальних - куреней, было замечено: венчание в Покровской церкви, приносит счастье в браке, исполнение обрядов, церковных требований проходит в одухотворённой Благодати. Храм обнесён высокой каменной оградой, которая сохранялась до Великой Отечественной войны, имела Бойницу для ружей и двое ворот: на север и запад, В этой надежной цитадели можно, было укрыться, в случае опасности. Около каменных ворот в дни церковных служб располагалось множество линеек, тарантасов, бричек, внутри густая толпа богомольцев. Очевидцы вспоминали людей «...битком набито... Впереди, молящихся по правую сторону - хор войсковых певчих, по левую - хор местных певчих....» (В. Соколов книга «Тамань в прошлом и настоящем»)
так описывает казацкую святыню, "Кругом песок пустыня и только одна церковь на весёлом месте, осененная деревьями с оградой и плодовым садом, служит образцом привязанности к вере Черноморцев. Она, при хорошем, наружности, пространна, светла, имеет доброй живописи иконостас и богатую утварь..."
Первым настоятелем Свято - Покровского Храма был протоирей Павел Демешко, который активно поддерживал казацкое руководство" Тамани, войскового судью Головатого. Прихожане постоянно заботились о церкви, по возможности, приносили подношения не только деньгами, но и ценными вещами, священными сосудами, книгами, церковную утварь. Сам Головатый, на чьи средства в основном была построена церковь, как свидетельствуют архивные документы, "пожертвовал церкви серебряные блюда, кадило и ценную дарохранительницу работы, полкового есаула К. Чижевского...". Священник Демешко привёз с собой в храм старинные книги Библия и Литургион 1691 г. издания Храм Покрова Пресвятой. Богородицы" в то время становится не только олицетворением Православной Веры, но и очагом культуры переселенцев. Высокообразованный Головатый А. А. стремится сохранить культурное наследие древности. По его решению строится вокруг Храма деревянные столбы с навесом, под который велено свозить обнаруженные древности в Тамани и Таманском полуострове. Приказ спасает находки от расхищения и уничтожения. Подчеркивая: важность найденного Тмутараканского камня, засвидетельствовавшего местонахождение давно утерянного этих земель княжества, войсковой судья намеревался, построить в воротах церкви колокольню и положить при ней Тмутараканский мраморный камень деяний, князя Глеба /Из записей А. А. Головатого/, а над ним установить памятник русским мученикам христовым князьям Борису и Глебу, чтимым и популярным в Тмутаракани. Однако осуществить задуманное не удалось, 28 мая 1794 г. умерла от родов жена Головатого - Ульяна Григорьевна оставив на попечении мужа шестерых сыновей. Не оправившись от преждевременной смерти дочери, умершей в 1792 г. /Головатый поставил церковь над ее могилой/ Антон Андреевич через неполных два года, становится многодетным вдовцом. Церковь «Покрова пресвятой Богородицы» явилась как бы усыпальницей его жены. По рассказам старожил, Ульяна похоронена под алтарём, но точное месторасположение могилы не установлено. Поклониться её праху, уже в наши дни, приезжал полковник, прямой потомок Головатого и долго стоял на коленях у алтаря.
В Свято - Покровской церкви - 28 марта 1807г. установили два камня с ликами святых, о чём указано выше по тексту.
Как свидетельствуют архивные данные, в Покровском храме в XIX начало XX в, хранились культурно-исторические памятники древности, найденные на Тамани, многих судьба неизвестна.
В жизни людей того времени церковь имела первостепенное значение от рождения до конца жизненного пути.
Священник Симеон Кучеровский, в своём сочинении, так описал Черноморцев того времени: «Черноморец обращается к религии и ждёт единственно от неё помощи. Всё делается по Божьему. Бог силён летом все холодом истребить, а зимой зноем попалить, - в этом искренне уверен каждый! Отсюда происходит, что более строгие и сильные в научении слову Божию пастыри церкви пользуются полным уважением и расположением прихожан, в скорбные минуты утешить, поддержать, удерживать страсти.»


Смотрите также:
Покров Пресвятой Богородицы
136.06kb.
1 стр.
Иконография икон Пресвятой Богородицы
65.68kb.
1 стр.
"Разделительные ь и ъ"
73.35kb.
1 стр.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Орехово-Борисово южное
11.89kb.
1 стр.
День знаний. 2012. 09. 02 День предпринимателя
15.98kb.
1 стр.
Покров Пресвятой Богородицы в этот праздник к Пресвятой Богородице можно обращаться с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве
24.78kb.
1 стр.
Проповедь Слава Успения Пресвятой Богородицы
102.85kb.
1 стр.
Явление иконы рождества пресвятой богородицы
414.25kb.
2 стр.
Рам в честь успения пресвятой богородицы
44.52kb.
1 стр.
Классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
105.19kb.
1 стр.
Программа летнего палаточного лагеря военно-патриотического клуба "Русские богатыри" местной религиозной организации «Православный приход храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы п. Новоорска»
101.23kb.
1 стр.
Рождество Христово на Святой Земле Сроки поездки с 4 по 11 января 2012
43.47kb.
1 стр.