Главная
страница 1


Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины
Теория организации и организационное поведение



для направления 080200.62 Менеджмент



подготовки бакалавра
Автор программы: М.С. Шевелева, к. п.н., доцент,ShevelevaMS@hse.perm.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)

Одобрена на заседании кафедры общего менеджмента «___»____________ 201 г
Зав. кафедрой _______________________И. Н. Шафранская

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.

Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент, изучающих дисциплину «Теория организации».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет - высшая школа экономики», по направлению 080200.62 «Менеджмент»; протокол от 02.07.2010 г. № 15

  • Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 080200.62 Менеджмент.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2011 г.

2.Цели освоения дисциплины


В области обучения целями дисциплины «Теория организации и оргповедение» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент являются: получение высшего профессионального (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, подготовка к организационно-управленческой и аналитической деятельности, выработка универсальных и предметно-специализированных компетенций.

В области воспитания целями дисциплины «Теория организации и оргповедение» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент являются: формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: общей культуры. умения обобщать и анализировать, организованности, умения работать в команде.


- формирования у слушателей понятийного аппарата теории организации;

- освоение проблематики теории организации;

- изучение основных подходов к пониманию организации и ее структуры.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные школы и персоналии теории организации;

  • Уметь адекватно применять основные понятия, излагать положения различных школ, сравнивать их между собой;

  • Иметь навыки применения теоретических знаний и положений к конкретным деловым ситуациям

  • Иметь представление об основных исследовательских подходах в области теории организации.

  • Уметь работать в малой группе, организовывать взаимодействие с членами группы, распределять обязанности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные


ОК-5

владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно

строить устную и письменную речь



Лекции, семинары, дискуссии

Общекультурные

ОК-8

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения,

переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством

управления информацией, способен работать с информацией в глобальных

компьютерных сетях



Подготовка к семинарским занятиям, выполнение проектов

Профессиональные

ПК-1

знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся

менеджеров и умеет соотносить их с обстоятельствами собственной

практической деятельности


Лекции, семинары

Профессиональные




способен предложить организационно – управленческие решения и оценить условия

и последствия принимаемых решений



Метод кейс-стади

Профессиональные

ПК-6

умеет проектировать организационную структуру предприятия, осуществлять распределение полномочий и ответственности


Метод кейс-стади

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу Общих профессиональных дисциплин и части базовых дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общий менеджмент

  • Психология

  • Социология

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин;

  • Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме;

  • Уметь критически анализировать теоритические концепции

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Организационное поведение


5.Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Раздел 1. Теория организации
















1

Тема 1. Введение в теорию организации.

10

2

2




6

2

Тема 2. Классическая школа в теории организации.

8

2

2




4

3

Тема 3. М. Вебер как представитель классической школы в теории организации.

8

2

2




4

4

Тема 4. Школа человеческих отношений в теории организации.

10

2

2




6

5

Тема 5. Школа социальных систем в теории организации.

8

2

2




4

6

Тема 6. Социотехнический подход в теории организации.

8

2

2




4

7

Тема 7. Астонская группа

8

2

2




4

8

Тема 8. Эмпирическая школа

8

2

2




4

9

Тема 9. Ситуационный подход в теории организации.

12

4

2




6

10

Тема 10. Инновационный подход в теории организации.

10

2

2




6




ИТОГО:

90

22

20




48




Раздел 2. Организационное поведение















6.Контроль знаний студентов


6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Эссе 1







*




Сравнение теорий,

Эссе 2







*




Эссе творческого характера,

Итоговый

Экзамен







*




1 модуль, письменный тест, открытые и закрытые вопросы, время выполнения – 1 час.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Эссе 1. Студент проводит сравнение двух теорий, выделяя значимые критерии для сравнения. Проведенное сравнение должно быть необходимым и достаточным, то есть отражать специфику каждого направления, выделенные критерии – значимыми.

Эссе 2. Студент описывает проект создания собственной компании, обосновывает успешность реализации данного проекта. В описание должно входить миссия, цели стратегические, тактические, оперативные, структура (рисунок с названиями отделов и / или должностей), задачи, технология, а также макросреда (экономические, политические, природно-географические условия, социально-культурный сектор) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, инфраструктура, государственные и муниципальные организации, международный сектор). Оценка зависит от разработанности проекта, реалистичности и оригинальности идеи.

Итоговый контроль проводится в форме письменного экзамена, который представляет из себя тест с открытыми и закрытыми вопросами. Время выполнения – 2 академических часа.

7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Теория организации
Тема 1. Введение в теорию организации

Предмет и задачи теории организации. Организация как система. Проблема определения организации. Основные характеристики организаций. Виды организаций (формальные – неформальные, открытые - закрытые, естественные - искусственные), социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление.

Количество часов аудиторной работы: 4
Тема 2. Классическая школа в теории организации.

Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли.

Ф.У. Тэйлор об организации. Объект организации. Организация как процесс. Разделение исполнительского труда. Стандартизация деятельности. Программирование и контроль исполнительской деятельности. Разделение управленческого труда. Функциональная структура.

А. Файоль об организации. Организация как процесс, инструмент, система. Сферы и функции управления. Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура. Принцип организации формальных коммуникаций. Руководитель (требования и подготовка).

Л. Гьюлик, Я. Грайкунас, Дж. Муни, А. Рейли Л. Урвик как представители классической школы. Границы внешнего контроля. Принцип делегирования полномочий. Единство прав и ответственности. Скалярный принцип построения организации. Логика департаментализации.

Количество часов аудиторной работы: 4



Тема 3: М. Вебер как представитель классической школы в теории организации.

М. Вебер о природе организации. Природа власти. Проблема легитимности. Три типа господства. Харизматическое господство. Традиционное господство. Легальное господство. Модель формальной организации по М. Веберу. Черты и признаки рациональной бюрократии. Логика функционирования. Работа по правилам. Границы властных полномочий. Рационализм. Профессионализм. Формализация и стандартизация деловых отношений.

Общие выводы по классической школе в теории организации.

Количество часов аудиторной работы: 4




Тема 4: Школа человеческих отношений в теории организации.

Персоналии. Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы. Критика классической модели организации.

М. П. Фоллет. Принцип группы. Проблема власти. Совместная и доминирующая власть. Проблема авторитета в организации. Кумулятивная ответственность. Конфликты. Идея конструктивного конфликта. Пути разрешения конфликтов.

Социальная философия Э. Мэйо. Гуманистическая модель организации. Организация и ее социальные функции. Неформальная организация.

Ф. Ротлисбергер. Критика принципа иерархии. Принципы руководства организацией. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры по Э. Дж. Миллеру.

Общие выводы по школе человеческих отношений.

Количество часов аудиторной работы: 4


Тема 5: Школа социальных систем в теории организации


  1. Персоналии. Основные черты и задачи школы. Принципы системного подхода.

Т. Парсонс о социальной системе, социальном институте, социальных функциях системы.

Ролевая концепция социальной организации (Р. Линтон).

Ч. Барнард об организации как социальной системе. Социальные функции организации. Типологии организаций. Формальная и неформальная организации. Проблема власти. Функции руководителя.

Организация как система принятия решений. Управленческие решения в концепции Г. Саймона. Концепция ограниченной рациональности. Проблема связи в организационной системе. Структура организации. Централизация и децентрализация. Решение конфликта между штабным и линейным персоналом.

Ф. Сэлзник о целях организации. Подход к департаментализации.

Антирационалистическая модель принятия решений или модель «мусорной корзины» Дж. Марча.

Естественная и рациональная модель в концепции организации в работах А. Гоулднера. Два типа рациональности в модели А. Этциони.

Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации.

Проектирование организационных систем.

Общие выводы по школе социальных систем.

Количество часов аудиторной работы: 4

Тема 6: Социотехнический подход в теории организации

Специфика подхода. Персоналии. Организация как социотехническая система.

Дж. Вудворт как основатель социотехнического подхода. Признаки структуры. Типы технологий и типы производств.

Четыре подсистемы производственной организации в модели Р. Дабина.

Необходимость теоретического синтеза по М. Хейру. Критика классической школы. Проблема общения.

Эксперименты А. Райса и Э. Триста.

Общие выводы.

Количество часов аудиторной работы: 4



Тема 7: Астонская группа.

Методология и проблематика исследований Астонской группы. Персоналии. Основные черты подхода.

Характеристика организационной структуры. Показатели структурности деятельности и концентрации власти. Размер и зависимость организационной структуры. Типология организаций по Б. Хайнингсу и Д. Хиксону.

Внутриорганизационная теория стратегических сил. Модель жизненного цикла.

Организационная стратегия как ситуационная переменная по Дж. Чайлду.

Количество часов аудиторной работы: 4




Тема 8: Эмпирическая школа.

Основные черты подхода и проблематика эмпирической школы. Персоналии.

А. Чендлер о логике формирования современных организаций. Структура и стратегия организации.

А. Чедлер и П. Друкер о роли менеджера в формировании современных организаций. Менеджер как новый тип управленца.

Цели организации и управление по целям в концепции П. Друкера.

Количество часов аудиторной работы: 4




Тема 9: Ситуационный подход в теории организации.

Общие черты и положения ситуационного подхода в теории организации. Критика нормативизма.

Дж. Томпсон о ключевой проблеме функционирования организаций. Организация как частично открытая система. Два источника неопределенности. Техническое ядро и буферные подразделения. Власть в организации. Ситуационная матрица формирования стратегии.

П. Лойренс и Дж. Лорщ об организации как сложной системе. Гетерогенность организации и гетерогенность среды.

Г. Минцберг: историко-ситуационная модель организационных структур и деятельности руководителя в разных типах организаций.

Т. Бернс о механистическом и органическом типе организаций. Три социальных системы в организации.

Количество часов аудиторной работы: 6


Тема 10: Инновационный подход в теории организации


  1. Основания и логика инновационного подхода. Культурная природа инноваций. К. Левин о трех фазах нововведений. Организационная культура.

Концепция Э. Шейна. Шейн о мотивации. Природа и логика формирования организационной культуры.

Д. Сильверман о трех характеристиках формальной организации. Организация как группа с меняющейся структурой и целями.

Конфликтно-игровая модель организации М. Крозье.

Количество часов аудиторной работы: 4


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемы учебные технологии:

  • лекционные занятия

  • семинарские занятия

  • решение кейсов

  • дискуссии


Литература по разделу:

Базовый учебник

Дафт Р.Л. Теория организации. М: Юнити-Дана, 2010. (раздел 5)



Основная литература

Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1994.

Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь-справочник. М., 2000

Дополнительная литература .


    1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

    2. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход. М., 2009.

    3. Кирхлер Э, Майер-Пести К., Хофман Е. Психология труда и организационная психология. Том 5. Психологические теории организации. М. 2005.

    4. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. М. 2003.

    5. Минцберг Г. Структура в кулаке. Питер, 2001

    6. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003

    7. Теория организации. Хрестоматия. М, Высшапя школа менеджмента, 2010.

    8. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

    9. Шелдрейк Дж. Теория Менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.

    10. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001

    11. Organisation Theory. Selected Classic Readings. (2007) . Sage Publications. 5th edition.

    12. Pugh, Derek, Hickson David (2007) Writers on Organisations. Sage Publications. 6th edition

8.Образовательные технологии


В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая работа и проектная деятельность, обсуждение, деловые игры, проведение дебатов, разбор кейсов и деловых ситуаций.
Методические рекомендации преподавателю

При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления. Необходимо подчеркивать преемственность различных школ и направлений в теории организации, обсуждать историко-экономические условия их появления и развития.


Методические указания студентам

Подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с общего знакомства с изучаемым подходом или школой. Кроме того, при подготовке следует обращать внимание на исторические условия формирования изучаемого подхода или школы. Для формирования целостного представления о данной дисциплине студенту следует регулярно обращаться к полному конспекту лекций.



9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для Эссе 1



  1. Сравнительный анализ классической школы и школы человеческих отношений в Теории организации.

  2. Сравнительный анализ системного и ситуационного подхода в теории организации

Тематика Эссе 2



Разработайте проект собственной компании. В описание должно входить миссия, цели стратегические, тактические, оперативные, структура (рисунок с названиями отделов и / или должностей), задачи, технология, а также макросреда (экономические, политические, природно-географические условия, социально-культурный сектор) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, инфраструктура, государственные и муниципальные организации, международный сектор). Оценка зависит от разработанности проекта, реалистичности и оригинальности идеи.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Предмет и задачи «Теории организации». Место в системе наук.

  2. Понятие организации: проблема определения, основные характеристики организации, основные модели организаций.

  3. Классическая школа: специфические черты подхода, условия возникновения, достоинства и недостатки.

  4. Концепция рационализации и организации управления Ф. Тейлора.

  5. Концепция организации и административного управления А. Файоля.

  6. М. Вебер: три типа господства, модель организации общества, концепция бюрократии.

  7. Представители второго поколения классической школы: Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик, Л. Урвик, В. Грайкунас.

  8. Школа человеческих отношений: специфические черты подхода, условия возникновения, достоинства и недостатки.

  9. Гуманистическая модель организации Э. Мэйо.

  10. М. П. Фоллет как представитель школы человеческих отношений.

  11. Школа социальных систем: специфические черты подхода, условия возникновения. Принципы системного подхода.

  12. Модель социальной организации Ч. Барнарда.

  13. Концепция ограниченной рациональности. Антирационалистическая модель принятия решений (Г. Саймон., Дж. Марч).

  14. А. Гоулднер: естественная и рациональная модель организации.

  15. Социотехнический подход: специфические черты подхода, условия возникновения.

  16. Дж. Вудворд как основатель социотехнического подхода.

  17. Астонская группа: основные черты подхода, методология, проблематика.

  18. Комплексные показатели организационной структуры.

  19. Внутриоргнизационная теория стратегических сил.

  20. Эмпирическая школа: основные черты подхода и представители.

  21. П. Друкер как представитель эмпирической школы: требования к организационной структуре, причины и правила применения принципа федеральной децентрализации.

  22. А. Чендлер о логике формирования современных организаций. Структура и стратегия.

  23. Общие черты и положения ситуационного подхода.

  24. П. Лоуренс и Дж. Лорщ: организация как комплексная система.

  25. Дж. Томпсон: концепция сложной организации.

  26. Историко-ситуационная модель организационных структур Г. Минцберга.

  27. Основания и логика инновационного подхода.



    1. Примеры заданий итогового контроля





  1. Объектом управления и организации в концепции Ф. Тейлора является:

А: качество продукции

В: человек

С: целенаправленная деятельность


  1. Предметом теории организации является:

А: коллективы и профессиональные группы

В: подсистема средств социальной регуляции поведения

С: организация как гетерогенная целостность


  1. В концепции Ч. Барнарда основным критерием эффективности организации является:

А: выживание организации

В: целедостижение

С: максимизация прибыли


  1. Признаком линейно-штабной структуры является:

А: право штаба принимать и реализовывать стратегические решения

В: использование армейских принципов управления

С: лишение представителей штаба отдавать указание вниз по линейной иерархии


  1. Организация, по Ч. Барнарду, это:

А: система сознательной координации деятельности двух и более людей, включенных в разнородную деятельность

В: процесс формирования структуры управления под цель, с указанием места и функции каждого

С: система принятия управленческих решений


  1. Содержание легитимности власти по Веберу состоит в:

А: признании подчиненными за конкретным лицом (лицами) права управлять подчиненными

В: формировании демократических институтов и принципов управления

С: пиетете подчиненных перед лицом, допущенным к управлению


  1. Определение системы предполагает:

А: рассмотрение ее как совокупности любых взаимосвязанных объектов

В: описание ее в терминах взаимодействия активных социальных субъектов

С: рассмотрение ее как целостности, состоящей из разнородных элементов и характеризующейся свойством синергии


  1. Формальная организация – это

А: подсистема социальной регуляции поведения, определяющая взаимодействия между должностными и профессиональными позициями работников

В: синоним социальной организации

С: вся совокупная система средств воздействия на поведение людей в организации


  1. Модель организации как закрытой системы может быть охарактеризована как:

А: модель организации, у которой нет обмена информацией и энергией с внешней средой

В: неэффективная система, не отвечающая требованиям современной управленческой науки

С: система, адекватная условиям высокой определенности и низкой динамичности внешней среды


  1. Отличие ситуационного подхода от нормативного в теории организации состоит в том, что:

А: ситуационный подход принципиально отвергает любые бюрократические правила и нормы и предлагает руководителю действовать по ситуации

В: ситуационный подход отвергает любые универсальные принципы организации и управления без учета специфики ситуации

С: ситуационный подход исходит из уникальности управленческой ситуации и принципиальной невозможности дважды воспроизвести ситуацию

10.Порядок формирования оценок по дисциплине

В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:

20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;

40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за экзамен (или зачет).

Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся: работа на семинарских занятиях, контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом.

Формулы расчета оценок:

О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3 + ∙∙∙

где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.)



ni – вес контрольных мероприятий (определяются преподавателем и ∑ni=1 или 100%), при этом вес контрольных точек составляет n1 = 100% - реферат
О накопительная = k1Отекущая + k2Оаудиторная

где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3


О результирующая = q1Онакопительная + q2Оитог.контроль

где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4


11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

      Дафт Р.Л. Теория организации. М: Юнити-Дана, 2010.

    1. Основная литература


Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1994.

Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь-справочник. М., 2000



    1. Дополнительная литература


  1. Акимова Т.А. Теория организации. М., 2010.

  2. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  3. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход. М., 2009.

  4. Кирхлер Э, Майер-Пести К., Хофман Е. Психология труда и организационная психология. Том 5. Психологические теории организации. М. 2005.

  5. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. М. 2005.

  6. Минцберг Г. Структура в кулаке. Питер, 2001

  7. Модульная программа для менеджеров, часть 2: Организация и ее деловая среда. М., 1999.

  8. Модульная программа для менеджеров, часть 3: Общее управление организацией: принципы и процессы. М., 2000.

  9. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003

  10. Теория организации. Хрестоматия. М, 2010.

  11. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

  12. Шелдрейк Дж. Теория Менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.

  13. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001

  14. Organisation Theory. Selected Classic Readings. 2007. 5th edition.

  15. Pugh, Derek, Hickson David (2007) Writers on Organisations (6th edition)



    1. Справочники, словари, энциклопедии


Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь-справочник. М., 2000
    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft Office или любые аналогичные программы
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


LMS

12.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор, видеоаппаратура, доступ к интернет



Смотрите также:
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение  для направления 080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
546.04kb.
8 стр.
Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение»
206.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение для направления 080500. 62 «Менеджмент»
372.39kb.
4 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение
219.73kb.
1 стр.
Организационное поведение
201.83kb.
1 стр.
Аннотации дисциплин магистерской программы
176.38kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория организации»
275.53kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление подготовки
216.1kb.
1 стр.
Образцы библиографических описаний (гост 1–2003)
32.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История и теория литературы»
604.27kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Теория литературы»
836.88kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 05. 06 «Горные машины»
92.6kb.
1 стр.