Главная
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14

Образовательная программа МБОУ гимназии №1 г. Липецка

2012













УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ гимназии №1

________________В.М. Цопа

Приказ № 84-12-о от 30.08.2012 г.





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №1

г. ЛИПЕЦКА


2012-2013 учебный год

г.Липецк, 2012 г.


 СОГЛАСОВАНО

на заседании Управляющего совета

протокол № 1 от 26.08.2012 г.

Председатель Управляющего совета

_______________________И.М.Рецкая


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 8 от 30.08.2012 г.

Председатель педагогического совета

________________В.М. Цопа




Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………………..4

  2. Характеристика образовательного учреждения…………………….. ..6

  3. Приоритеты образования, цели и задачи образовательной деятельности…………………………………………………………….22

  4. Организационно-педагогическая структура образовательного учреждения…………………………………………………………….. 34

  5. Содержание предоставляемого образования…………………………42

  6. Программно-методическое и технологическое обеспечение

Образовательной программы…………………………………………..64

  1. Мониторинг и оценка качества реализации Образовательной программы………………………………………………………………93

  2. Характеристика инновационных процессов, связанных с обновлением

содержания предоставляемого образования…………………………100

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа гимназии – локальный акт, созданный для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа обучающихся, их родителей (законных представителей) с учетом материальных и кадровых возможностей гимназии.

Образовательная программа гимназии рассчитана на 2012/2013 учебный год.

Для создания и реализации образовательной программы должны быть решены следующие задачи:

- гарантировать права обучающихся на получение образования;

- достичь соответствия локальных актов гимназии государственным документам, регламентирующим образовательный процесс;

- проанализировать материально-техническое оснащение гимназии и определить этапы его модернизации;

- провести анализ педагогических возможностей и определить пути повышения квалификации;

- определить приоритетные направления развития гимназии с учетом интересов субъектов образовательного процесса;

- усилить работу по сохранению здоровья гимназистов, внедрять в практику преподавания здоровьесберегающие технологии;

- способствовать развитию дополнительного образования в гимназии.

Гимназия – это образовательная система, в которой в соответствии с современной нормативно-правовой базой происходит:

- усиление практической направленности содержания образования;

- изменение в учебной деятельности акцентов, направленных на творческое развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- создание мотивационной среды, стимулирующей всестороннее развитие обучающихся;


- система педагогической диагностики и мониторинга основывается на компетентностном подходе.

Миссия, цели и задачи, решаемые образовательным учреждением

Гимназия призвана способствовать формированию индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с дифференцированными склонностями и интересами через развитие поливариантных компонентов образования; созданию условий для формирования открытой образовательной среды, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

Миссия гимназии состоит в обеспечении конвенционирования интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:

- получение общего образования на качественном уровне в соответствии с индивидуальными потребностями личности;

- утверждение социального оптимизма (проявление социальной инициативы, закрепление у учащихся ориентации на законные способы достижения жизненного успеха);

- содействие обучающемуся в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей.



II. Характеристика образовательного учреждения

  1. Общие сведения об образовательном учреждении

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1- одно из старейших учебных заведений г. Липецка со сложившимися традициями и многолетним передовым опытом. Сегодня гимназия – это многопрофильное, постоянно развивающееся образовательное учреждение, реализующее различные образовательные программы.

Гимназия была основана в 1871 г. купцами Клюевым и Миловановым. В 1918 г. была открыта школа №1 как школа второй ступени, в 1925 г. реорганизована в школу-девятилетку с педагогическим уклоном.

С 1931 по 1934 г.г. учебное заведение именуется фабрично-заводской средней школой, с 1934 г.- школой-девятилеткой, с 1944 по 1954 г. г.- женской школой, а с 1954 по 1997 г. г.- средней школой №1. В 1997 г. она получила новый статус- гимназия №1.

В 2007 году образовательное учреждение проходило экспертизу по технологии комплексной автоматизированной оценки, рекомендованной и применяемой Рособрнадзором для государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы соответствующего уровня и направленности, на основе компонентов технологии «КАС ДОУ - Аттестация (Новая Версия)».

В 2006 году гимназия №1 стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Гимназия №1 с 2006 г. является опорным учреждением в системе образования г. Липецка по теме «Управление качеством образования», с 2008 г. имеет статус региональной экспериментальной площадки «Создание модели оценки качества обучения».

В 2011г. гимназия победила в городском конкурсе «Образовательное учреждение года» (номинация «Школа года»).  



  1. Характеристика контингента обучающихся

На конец 2011-2012 учебного года в гимназии обучалось 945 учеников, из них учащихся I ступени - 357, II ступени -458, III ступени -130 . Количество классов-комплектов составило 37, в том числе: I ступени – 14, II ступени - 18, III ступени -5. Средняя наполняемость классов - 25 человек.

В соответствии с запросами социума меняются профили на старшей Функционировали профильные классы: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический.

Приоритетным является выбор обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов. Конструируются не только инвариатные, но и вариативные цели образования. В гимназии осуществляется предпрофильная подготовка по следующим направлениям: физико-математическое, юридическое, экономическое, гуманитарное, социально-экономическое.

Растет удельный вес семей с относительно высоким уровнем дохода и высшим образованием. В результате повышаются требования к качеству образования, из чего следует необходимость расширения набора профилей обучения, открытия классов с углубленным изучением отдельных предметов.

 Для обучающихся начальной ступени обучения созданы 2 группы продленного дня с наполняемостью 25 человек каждая (1-4 классы).

Сохранность контингента обучающихся в течение нескольких лет свидетельствует о востребованности гимназии как образовательного учреждения, предоставляющего образование повышенного уровня.

В гимназии создана разветвленная сеть дополнительного образования.



Характеристика педагогического коллектива

Педагогический коллектив гимназии – союз профессионалов, мотивированных на достижение высокого качества образования.






количество

% от общего количества педагогов

Всего педагогических работников

73




Образовательный ценз

  • высшее профессиональное образование

73

100%

  • среднее профессиональное образование

-




  • начальное профессиональное образование

-




Квалификационная категория

  • высшая квалификационная категория

37

50,6%

  • первая квалификационная категория

25

34,2%

  • вторая квалификационная категория

8

10,9%

Почетные звания

Заслуженный учитель РФ

3

4,1 %

Отличник народного просвещения

3

4,1%

Почетный работник общего образования РФ

7

9,5 %

Почетная грамота МО РФ

9

12,3%

Почетная грамота Управления образования и науки Липецкой области

15

20,5%

Лауреат премии имени К.А. Москаленко

1

1,3%

Лауреат премии имени М.Б. Раковского

1

1,3%

Лауреат премии имени С.А. Шмакова

1

1,3%

Знак «За заслуги перед Липецком»

1

1,3%

Прошли курсы повышения квалификации (общее количество за последние 3 года)

37

50,6%

В гимназии трудится стабильный и высококвалифицированный педагогический коллектив, способный удовлетворить социальный заказ. Деятельность педагогов гимназии направлена на вовлечение учащихся в активный процесс познания, способствующий достижению учащимися высоких результатов в обучении, и основана на разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения.

 В гимназии функционируют 8 методических кафедр: кафедра русского языка и литературы, кафедра математики и информатики, кафедра общественных наук, кафедра естественных наук, кафедра физической, эстетической культуры и технологии, кафедра иностранных языков, кафедра начальной школы, кафедра воспитательной работы.

Педагогический коллектив работает над единой методической темой: «Методические средства формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения при реализации ФГОС».

По результатам исследования, проводимого методической службой гимназии, выявлена большая группа педагогов, активно использующих новые технологии обучения (инновационные приемы, методы). Это обеспечивает мотивацию учащихся к процессу обучения, развитие их познавательных и творческих способностей, стабильно высокое качество образования и высокую конкурентоспособность выпускников гимназии.

В целях создания условий для творческого роста учителей в гимназии работают педагогические мастерские:

- «Методика и технологии современного урока»

- «Использование электронных образовательных ресурсов»

- «Стандарты второго поколения»

Для повышения эффективности методической работы и отслеживания выполнения программы развития функционирует научно-методический совет.

В целях мотивации педагогического коллектива на развитие творческой активности, инициативы, повышения качества образования проводится конкурс «Инновационная деятельность методических кафедр».



  1. Инфраструктура гимназии

Здание гимназии эксплуатируется с 1973 года. Гимназия имеет достаточно большой участок, прилегающий к образовательному учреждению. Пришкольная территория озеленена, разбиты клумбы, проложены дорожки. Гимназия имеет современную оборудованную спортивную площадку.

Четырехэтажное здание содержится в хорошем состоянии благодаря усилиям педагогов, детей и родителей.

В гимназии 48 кабинетов, две мастерские, столовая на 165 посадочных мест, спортивный и актовый залы, тренажерный зал.

В рекреациях созданы зоны отдыха для учащихся: зеленые уголки, информационные витражи, установлены телевизоры.

В образовательном учреждении функционирует центр информационно-коммуникационных технологий, оснащенный необходимой компьютерной и оргтехникой, созданы музеи: музей истории гимназии, музей И.А. Бунина, фольклорно-этнографический музей.

В гимназии имеется библиотека, располагающая большим фондом учебной и художественной литературы.

Все кабинеты гимназии отвечают требованиям СанПИНа.

В гимназии №1 создана целостная система информационного обеспечения, которая позволяет оптимизировать образовательный процесс. Она включает в себя информационно-аналитический отдел, мультимедийный кабинет, кабинеты информатики и ИКТ, методические кафедры гимназии, библиотеку, все службы образовательного учреждения.

Деятельность информационно-аналитического отдела направлена на сбор, систематизацию, обработку информации, её хранение. Использование этой информации позволяет оперативно вносить коррективы в образовательный процесс, анализировать показатели, характеризующие качество образования.

Кабинеты информатики и ИКТ, библиотека, психолого-педагогическая и другие службы также задействованы в создании единого информационного пространства, главные составляющие компоненты которого объединены внутренней локальной сетью - Интранет.



  1. Организация образовательного процесса

Образовательная среда гимназии имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута. Анализ социального заказа позволил гимназии выстроить модель школы 4-х ступеней, решающей задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки обучающихся.

«Школа будущего первоклассника»: развитие природных задатков детей, наблюдение за «скоростью» развития интеллекта, подготовка детей к обучению в начальной школе гимназии.

Ступень начального общего образования (1-4 классы): всестороннее развитие личности ребенка, наряду с предметами базового компонента введены риторика, информатика и ИКТ, индивидуально-групповые занятия по русскому языку и математике, проводятся занятия в музыкальной и вокальной студиях, секциях, предметных кружках.

Ступень основного общего образования (5-9 классы): развитие общих компетенций, выявление одаренных детей, подготовка обучающихся к выбору профиля дальнейшего обучения, реализация образовательных программ предпрофильной подготовки (физико-математическое, юридическое, гуманитарное, экономическое, социально-экономическое направления).

 Ступень среднего (полного) общего образования (10 -11 классы): развитие индивидуальных качеств обучающихся в соответствии с данными психолого-педагогических исследований, обучение на основе индивидуальных учебных планов.

Учебный план старшей ступени предназначен для обеспечения профилизации и специализации обучающихся, предусматривает глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки.

Такой подход позволяет обучающимся формировать индивидуальный учебный план, составлять свою образовательную программу.

В основе подхода, принятого при разработке индивидуального учебного плана старшей ступени гимназии № 1, лежит выделение трех основных типов учебных курсов: предметы базового уровня, профильные предметы, элективные курсы.

Анализ состояния образовательного учреждения

Деятельность коллектива гимназии направлена на создание условий для полноценного качественного образования, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого инновационного развития.



Одним из важных показателей работы образовательного учреждения являются учебные достижения обучающихся.

Уровень обученности

Качество знаний

Средний балл

Успешность

показатель

динамика

показатель

динамика

показатель

динамика

показатель

динамика

99,4%

- 0,3%

73,5%

4,8

4,49

0,06

102,8%

- 0,4%


Количество отличников

Количество хорошистов

показатель

динамика

показатель

динамика

173

5

446

-7


Итоги года по ступеням обучения:

Учебные достижения

обучающихся

Итоги

2010-2011 уч. г.

Итоги

2011-2012 уч. г.

Динамика

ст.

 ст.

 ст.

ст.

 ст.

 ст.

ст.

 ст.

 ст.

Уровень обученности, %

100

99,6

100

99,2

98,5

99,2

–0,8

–1,1

–0,8

Качество знаний, %

87,4

66,1

64,4

80,7

71,8

65,4

–6,7

+5,7

+1

Средний балл

4,64

4,34

4,44

4,61

4,61

4,49

–0,03

+0,27

+0,05

Успешность, %

-

102

106,4

-

102,9

102,3

-

+0,9

–4,1

Сравнительные результаты итогов года показывают, что колебание качества знаний, среднего балла и успешности в большинстве параллелях находится в пределах нормы и на допустимом уровне.

Важным показателем деятельности образовательного учреждения является государственная (итоговая) аттестация.

В 2011-2012 учебном году к государственной (итоговой) аттестации были допущены 97 выпускников 9-х классов. Все допущенные учащиеся 9-х классов прошли аттестацию за курс основного общего образования.



Результаты экзамена по математике в новой форме:

Класс

Количество

обуч-ся


«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень обученности

Качество знаний



29

25

2

2



100

93,1



25

8

11

6



100

76



25

8

6

11



100

56



18

2

4

11

1

94,4

33

Итого

97

43

23

30

1

99,0

68

Уровень обученности составил 99,0%, что на 1% выше итогов года, качество знаний 68% (ниже на 3,1%), средний балл 4,11 (выше на 0,18).

Подтвердили годовую отметку на экзамене 60 обучающихся (62%), написали выше годовой отметки 27 гимназистов (28%), ниже годовой – 10 обучающихся (10%). Анализ результатов показывает, что подтвердили результаты года на 8,7% больше выпускников 9-х классов по сравнению с 2010-2011 учебным годом и на 9,8% уменьшилось количество учеников, получивших на экзамене отметку выше годовой.



Результаты экзамена по русскому языку в новой форме:

Класс

Количество писавших

«5»

«4»

«3»

Уровень обученности

Качество знаний



29

23

5

1

100

96,6



25

8

15

2

100

92



25

5

14

6

100

76



18

1

6

11

100

38,9

Итого

97

37

40

20

100

79,4

Уровень обученности составил 100%, что на 1% выше итогов года, качество знаний 79,4% (ниже на 1%), средний балл 4,18 (выше на 0,13).

Подтвердил годовую отметку на экзамене 61 обучающийся (62,9%), написали выше годовой отметки 24 обучающихся (24,7%), ниже годовой – 12 (12,4%). Анализ показывает, что подтвердили результаты года больше половины выпускников 9-х классов, что на 0,4% ниже по сравнению с 2010-2011 учебным годом и на 8,6% уменьшилось количество учеников, получивших на экзамене отметку выше годовой.



Большую часть экзаменов по выбору выпускники 9-х классов сдавали в новой форме.

Результаты экзаменов по выбору в новой форме представлены в таблице:

Предмет

Количество обуч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень обученности

Качество знаний

Физика

18

10

8







100

100

Химия

19

4

12

2




100

84,2

Обществознание

51

8

36

10




100

86,3

Биология

19

2

10

7




100

63

Литература

1

1










100

100

История

3

1




1

1

67

33

География

31

5

20

7




100

80,6

К государственной (итоговой) аттестации были допущены 75 выпускников 11-х классов.

Все обучающиеся успешно прошли аттестацию за курс среднего (полного) общего образования по обязательным предметам (русскому языку и математике), преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором по предметам.



Результаты обязательных экзаменов представлены в таблице:

Русский язык






Средний балл

Минимальный балл

Максимальный балл

11А

71,8

54

95

11Б

76,5

59

92

11В

77,8

50

98

Итого

75,4

50

98

Математика




Средний балл

Минимальный балл

Максимальный балл

11А

53,8

36

79

11Б

53,5

28

77

11В

52,7

32

68

Итого

53,3

28

79

По выбору выпускники 11-х классов сдавали следующие предметы: английский язык – 13 чел., французский язык – 1 чел., обществознание – 51 чел., химию – 8 чел., историю – 18 чел., биологию – 4 чел., физику – 19 чел., литературу – 5 человек.

Один обучающийся не преодолел минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по физике.



Средний балл по предметам по выбору учащихся:

Предмет

Средний балл

Миним. балл

Максим. балл

Биология

78

70

89

Литература

66

62

71

Английский язык

77

59

97

Французский язык

78

78

78

Обществознание

67

44

100

Химия

67

57

89

История

69

39

96

Физика

52

33

67

В целом выпускники 11-х классов подтвердили свой уровень знаний и подготовленность по выбранным предметам.

Результаты ЕГЭ позволяют более точно оценить уровень подготовленности выпускников, профессиональную компетентность учителя.

Приоритетом в деятельности гимназии является работа с одарёнными и предметно успешными учащимися, т.к. эта проблема актуальна для современного российского общества.

В гимназии сформирована система работы с одаренными детьми, ориентированная на максимальное развитие их интеллектуальных и творческих возможностей, которая реализуется через такие формы деятельности, как:

участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, предметных неделях, проектах интеллектуальной направленности, в работе научного общества учащихся «Энтелехия».



Результативность участия гимназистов в конференциях и конкурсах научно-исследовательской направленности

Название конкурса, конференции

Уровень

Статус диплома

Количество призовых мест

Конференция «Юность. Наука. Культура»


Международный

Призеры

3

Конкурс исследовательских работ «Открываю мир»

Международный

Лауреаты

3

Конкурс «Юность. Наука. Культура»

Всероссийский

Победители и призеры

5

Конкурс «Первые шаги в науку»

Всероссийский

Победители и призеры

12

Конференция «Исследуем и проектируем»

Всероссийский

Лауреат

1

Конференция научного общества учащихся

Межрегиональный

Призеры

2

Научно-практическая конференции «К вершинам знаний»

Региональный

Победители

8

Конкурс научно-исследовательских работ по экологической направленности


Региональный

Призеры

2

Заочный конкурс «Познание и творчество»

Российский

Победители и призеры

2

Молодежная научная и инженерная

выставка «Шаг в будущее»



Региональный

Победитель

1

Научно-практическая конференция «Путь к успеху»

Муниципальный

Победители и призеры

3

Результативность участия в олимпиадах различного уровня является одним из критериев эффективности работы гимназии с одаренными учениками.

Итоги участия гимназистов в муниципальном, региональном этапах всероссийской олимпиады школьников выше по сравнению с 2010-2011 учебным годом:



Олимпиада

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

40

48

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников

8

15

Муниципальные олимпиады (4-8 кл)


12

22

В рейтинговой таблице среди других инновационных образовательных учреждений города гимназия находится на 2 месте.

По 8 предметам муниципального этапа олимпиад гимназия занимает лидирующие позиции: русский язык, литература, обществознание, право, английский язык, физкультура, ОБЖ, технология.

По итогам участия в муниципальных олимпиадах «Умка», «Надежда» гимназия находится на первом месте.

Качественная подготовка учащихся к предметным олимпиадам – одна из главных задач образовательного учреждения на новый учебный год.

Ученики гимназии – активные участники интеллектуальных олимпиад и конкурсов разных уровней.

В 2011-2012 учебном году гимназисты заняли призовые места:


Название конкурса, олимпиады


2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

Международная игра-конкурс «Кенгуру» по математике

6

10

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

8

14

Всероссийский конкурс «Золотое руно» по истории

3

11

Всероссийский конкурс «Инфознайка»

14

37

Всероссийский конкурс «Британский бульдог»

3

5

Всероссийский молодежный математический чемпионат

16

11

Всероссийский молодежный чемпионат по английскому языку

-

7

Всероссийская дистанционная математическая олимпиада «Третье тысячелетие»

11

18

Межрегиональный турнир по географии

3

9


Межрегиональный турнир по биологии

3

6

Межрегиональный турнир по химии

-

2

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада «Авангард»

5

5


Региональный конкурс переводчиков


2

4

Областная олимпиада по избирательному праву «Выборы 2011-шаг в будущее»

2

3

По итогам участия в познавательных конкурсах, дистанционных олимпиадах наблюдается положительная динамика по сравнению с 2010-2011 учебным годом.

Подобные мероприятия способствуют выявлению наиболее талантливых детей, становлению и развитию образовательного потенциала личности, научной и практической деятельности в различных областях.

Задачи на следующий учебный год – повышение мотивации обучающихся к получению дополнительных знаний, совершенствование методической системы

в работе с одаренными учащимися, обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Воспитательная работа направлена на реализацию следующих целей: формирование гармонически развитой, разносторонне образованной личности

с чёткой гражданской позицией, ориентированной на свободное творческое развитие. Через организацию воспитательной деятельности формируются

ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции.

Главная задача 2011-2012 учебного года - формирование здорового образа жизни в соответствии с городской масштабной акцией «Мой выбор – здоровье!», организованной в целях формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью.

Итоги участия гимназии в городских конкурсах акции

«Мой выбор – здоровье»:




Название творческого конкурса, соревнования

Место

1

Конкурс логотипов городской акции «Мой выбор – здоровье!».

2 место

2

Городской фестиваль киновидеотворчества «30 кадров».

3 место

3

Городской конкурс команд поддержки «Черлидинг»

2 место

4

Городской конкурс изобразительного творчества «Как прекрасна Земля и на ней человек»

Гран-при

1 место


5

Городской конкурс методических разработок «Разговор о правильном питании»

3 место

6

Городской конкурс портфолио спортивных достижений учащихся «Спортивная персона».


1 место

1 место


2 место

7

Городской конкурс школьных информационных изданий

2 место

8

Соревнования по плаванию в зачет городской Спартакиады обучающихся

3 место

9

Соревнования по плаванию в зачет областной Спартакиады обучающихся.

1 место

10

Соревнования по волейболу (девушки) в зачет областной Спартакиады обучающихся

3 место


Приоритетные направления воспитательной деятельности:

- работа по профилактике ДДТТ, правонарушений и безнадзорности;

- формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма,

нравственности;

- развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования

инициативной творческой личности;

- познавательная деятельность во внеурочное время, способствующая развитию духовного, интеллектуального и общественного потенциала личности;

- формирование общекультурных, ценностно-смысловых компетенций осуществлялось через систему традиционных коллективно-творческих дел.

В условиях перехода на ФГОС НОО особое внимание уделялось организации внеурочной деятельности уч-ся 1-х классов. В соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС НОО внеурочная деятельность реализовалась по шести основным направлениям: спортивно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; научно-познавательное; художественно-эстетическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность. При организации внеурочной деятельности использовались следующие виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, трудовая и спортивно-оздоровительная деятельность. Организована работа кружков и спортивных секций, организовывались экскурсии, просмотры спектаклей, обучающиеся принимали активное участие в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Ведущим условием эффективной реализации образовательной программы является инновационный характер деятельности методической службы образовательного учреждения.

Работа методической службы осуществляется по следующим направлениям:

- инновационная, экспериментально-исследовательская деятельность;

- формы и методы повышения профессиональной компетенции педагогов;

- работа с молодыми специалистами;

- награды и достижения педагогов;

- результаты образовательного процесса.

Проблема, над которой работает методическая служба «Формирование развивающего образовательного пространства в условиях инновационной школы», связана со всеми аспектами деятельности гимназии, со всеми участниками образовательного процесса.

Гимназия № 1 с 2007 г. работает в качестве опорного учреждения в системе образования г. Липецка по теме «Оценка качества образования».

Приказом управления образования и науки Липецкой области № 909 от 15.05.2012 г. гимназии присвоен статус региональной стажировочной площадки «Создание системы оценки качества на уровне образовательного учреждения».

Инновационная, экспериментальная деятельность реализуется через:

- содержание образования;

- методики и технологии;

- организацию образовательного процесса.

В содержании образования инновационная и экспериментальная работа осуществлялась посредством:

- внедрения развивающих образовательных программ в начальной школе «Школа 2100», «Гармония», «Система Л.В. Занкова»;

- освоения новых ФГОС» (1 классы);

- введения в учебный план спецкурсов «Человек и общество» (5 кл.), «Человек. Труд. Профессия» (7 кл.), по английскому, немецкому, французскому языкам (5-7 кл.);

- раннего изучения предметов (экономика-7 кл.), информатика (7 кл.);

- углубления предметов учебного плана на 2, 3 ступенях обучения (русский язык, история, обществознание);

- предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

- авторских разработок программ элективных курсов в 8-11 классах.

В рамках инновационной, экспериментальной деятельности учителями гимназии на уроках применяются такие методики и технологии, как:

- технология деятельностного подхода;

- технология проблемного обучения;

- проектные методики;

- методы дифференцированного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии.

В плане организации образовательного процесса инновационная, экспериментальная деятельность представлена:

- обучением по индивидуальным учебным планам обучающихся 10-11 классов в соответствии с выбранным профилем;

- организацией проектной, исследовательской деятельностью учащихся на всех ступенях обучения.

В целях развития интеллектуальных способностей гимназистов, формирования общечеловеческих ценностей, внедрения инновационных технологий реализуются проекты познавательной и интеллектуальной направленности, социально-значимые и учебные проекты (всего 78).

Инновационная, экспериментально-исследовательская деятельность обеспечивает системность работы гимназии, повышает качество и эффективность образовательного процесса, требует от педагогов активного

включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий. В связи с этим необходимо продолжить работу методической службы в соответствии с основными направлениями инновационной и экспериментально-исследовательской деятельности.

Реализация современной государственной образовательной политики – личностно- ориентированного обучения учащихся – невозможна без инновационного характера деятельности методической службы образовательного учреждения. В следующем учебном году стоит задача дальнейшего становления мобильной, действенной и эффективной методической службы, потребность в которой обусловливается её возможностью как внутреннего ресурса развития гимназии, позволяющего определять стратегию и тактику образовательного учреждения.

Анализ состояния образовательного учреждения позволяет сделать вывод о готовности гимназии к достижению новых целей и задач.

Учитывая требования современности, необходимо работать над повышением качества образования, постоянно развивать учительский потенциал, поддерживать высококвалифицированные кадры, выстраивать разветвленную систему поддержки талантливых детей, создавать условия для сохранения здоровья и полноценного развития детей, расширять социальное партнерство.


  1. Приоритеты образования, цели и задачи образовательной деятельности, осуществляемой гимназией

  1. Характеристика социального заказа

Гимназическое образование в современных условиях является образованием повышенного типа с усложнённой учебной программой, направленной на развитие творческого потенциала личности.

В предоставлении образовательных услуг гимназия ориентируется на государственный заказ, который определяется государственными образовательными стандартами, на региональный и муниципальный социальные заказы.

Они формируются в конкретных условиях под влиянием следующих факторов:

- расположения ОУ к другим образовательным субъектам;

- влияния крупных промышленных и культурных объектов данной территории;

- требований и ожиданиями учреждений профессионального образования;

- потребностей субъектов образовательного процесса (обучающихся,

педагогов и родителей).

Гимназия № 1 расположена в центре г. Липецка. Для социально-экономического окружения образовательного учреждения характерно отсутствие непосредственно в районе промышленных предприятий.

Микрорайон обладает развитой культурной инфраструктурой: областной академический театр драмы им. Л.Н. Толстого, областная научная библиотека, областная детская библиотека, два кинотеатра, Нижний парк, стадион «Металлург», но отсутствуют специализированные детские учреждения дополнительного образования. Отсюда вытекает большая потребность в организации системы дополнительного образования в гимназии.

Рядом с гимназией расположены муниципальные образовательные учреждения (школы № 2, 15), ориентированные на детей одного района. В итоге имеет место острая конкуренция, которая заставляет гимназию изучать спрос, формировать социальный заказ на основе объективной информации и следовать изменениям этого заказа. Гимназия № 1 превосходит эти учебные заведения по ряду академических показателей (результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад и конкурсов), отсюда возникает возможность отбора учащихся в ОУ. Качество образования и репутация гимназии привлекают

родителей потенциальных учеников. 70% обучающихся в гимназии детей проживают в других микрорайонах города.

По итогам опросов субъектов образовательного процесса изменяется структура содержания компонента образовательного учреждения учебного

плана и дополнительных образовательных программ. В соответствии с запросами социума определяются профили на старшей ступени обучения.

Налажены контакты с высшими учебными заведениями: ЛГПУ, ЛГТУ. Эти отношения регулируются договорами о совместной деятельности.

Однако опросы родителей и представителей общественности микрорайона зафиксировали наметившееся изменение социального заказа.

Ориентация на высшее образование, оставаясь доминирующей, перестаёт быть единственно приемлемой для семей. Отчётливо видно стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, позволяющего сформировать успешную, конкурентоспособную личность.

Изучение изменения динамики состояния социальной среды позволяют составить прогноз изменения социального заказа. Прежде всего, это оценивается как высокая вероятность структурного изменения контингента родителей.

Прогнозируется рост удельного веса семей с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода и более разнообразным образованием. В результате вырастут требования к уровню академической успешности гимназии, к воспитательной работе, направленной на формирование толерантного сознания. Из предварительного прогноза следует необходимость расширения набора профилей обучения, повышения качества образования, вовлечения всего контингента учащихся в активную, социально-значимую деятельность.

Динамика социального окружения ставит задачу организации мониторинга образовательных потребностей социума гимназией и её гибкого реагирования на изменение запросов. Это требует постоянной научной поддержки инновационной деятельности.



  1. Цели и задачи, решаемые образовательным учреждением


I. Формирование инновационной среды и механизмов для постоянного

самообновления, модернизации в направлении повышения качества

образования и роста его эффективности в условиях введения федеральных

государственных образовательных стандартов
1. Совершенствование технологий и процедур обеспечения современного качества образования, выявление ресурсов повышения качества образования и степени их использования на основе показателей муниципальной и гимназической систем оценки качества образования.

2. Формирование профессиональной компетентностной среды в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, обновление содержания образования на основе новых образовательных стандартов.

3. Разработка учебных планов, программно-методического обеспечения в целях удовлетворения индивидуальных интересов, возможностей и потребностей обучающихся, расширение и углубление интеграции как средства повышения качества образования.

4. Создание условий для подготовленности и конкурентоспособности выпускников гимназии, осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, обеспечение условий для выявления, развития и самореализации одарённых детей.

5. Создание системы методической подготовки учителей, повышения профессионального уровня в условиях инновационных преобразований, стимулирование экспериментальной, научно- исследовательской и проектной деятельности педагогов, совершенствование эффективности урока.

6. Развитие единой информационной образовательной среды гимназии как одного из факторов повышения качества образования, совершенствование модели оценки качества образования в рамках деятельности гимназии в

качестве опорного учреждения в системе образования г. Липецка и региональной экспериментальной площадки.

II. Формирование, социально-педагогическая поддержка развития

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России
1. Формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества, воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания на основе представлений о базовых национальных ценностях, сохранения и развития культурно-исторического наследия, отечественных традиций, усиление воспитательного потенциала урока.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни.

4. Формирование позитивного социального опыта учащихся, развитие коммуникативной компетентности как основы успешной самореализации личности через деятельность органов ученического самоуправления.

5. Развитие творческих способностей и интересов учащихся через эффективную организацию исследовательской, познавательной, проектной и досуговой деятельности.

6. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.



III. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся с целью повышения эффективности образовательного процесса

1. Мотивация педколлектива на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, создание комфортной образовательной среды, безопасности образовательного процесса.

2. Формирование навыков здорового образа жизни на основе представлений о единстве и взаимовлиянии физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека; профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности среди обучающихся.

3. Воспитание ценностного отношение к природе, окружающей среде, формирование у обучающихся представлений об оздоровительном влиянии природы на человека.

4. Обеспечение условий сохранения здоровья обучающихся через эффективную организацию качественного рационального питания, взаимодействие педагогического коллектива с медицинскими работниками и родителями по организации просветительской работы с детьми.

IV. Психолого-социальное сопровождение образовательного

процесса. Создание условий для полноценного развития и успешного

обучения в конкретной социально-педагогической ситуации
1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.

2. Психологическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

3.Создание образовательного и воспитательного пространства, учитывающего потенциал, психологические особенности, актуальные интересы и потребности участников образовательного процесса.

4. Создание специальных социально-психологических условий для решения проблем адаптации, обучения, общения и психического состояния участников образовательного процесса, имеющих определенного рода трудности.



  1. Портрет выпускника гимназии

Наиболее ярко характер образовательных целей современной гимназии выражается в образе (модели) ее выпускника, представляющем планируемый «результат обучения в ученике».

Современная гимназия ориентируется на формирование высокообразованной, инициативной и общественно активной саморазвивающейся личности, способной творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, обогатить процесс реформирования нашего общества, увеличить интеллектуальный потенциал страны.



следующая страница >>
Смотрите также:
Программа мбоу гимназии №1 г. Липецка 2012
1767.91kb.
14 стр.
Образовательная программа мбоу дод цртдиЮ «Левобережный»
1123.42kb.
7 стр.
Публичный доклад мбоу пучежской гимназии 31 августа 2012 год
371.05kb.
3 стр.
Мбоу гимназии №56 2012-2013 учебный год г. Ижевск
734.96kb.
4 стр.
Финансово хозяйственная деятельность мбоу сош №42 г. Липецка по итогам 2012 года Общие сведения о школе
339.41kb.
1 стр.
Олимпиадная работа по русскому языку (школьный этап) учени класса мбоу гимназии №64 города Липецка
61.3kb.
1 стр.
Публичный отчёт директора гимназии за 2011-2012 учебный год Санкт-Петербург 2012 г
501.26kb.
2 стр.
Программа развития гоу гимназии №1504 на 2002 2012 годы
431.36kb.
3 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Мбоу сош с углубленным изучением отдельных предметов №47 Г. Липецка корсукова Анастасия 6А класс Липецк 2012
269.75kb.
2 стр.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся гимназии №2
268.53kb.
1 стр.
Отчёт о финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Липецка за 2012 год
219.35kb.
1 стр.