Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 АНАЦКАЯ Алла Георгиевна РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень профессионального образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
Екатеринбург – 2013 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Семенова Зинаида Васильевна Официальные оппоненты: Новоселов Сергей Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Слинкина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», доцент кафедры теории и методики информатики Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Защита состоится «21» июня 2013 г. года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.04 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул.К. Либкнехта, 9 а, ауд. I. С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра – научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Автореферат разослан « 21 » мая 2013 г. Учёный секретарь диссертационного совета Игошев Борис Михайлович
На современную практику ведения бизнеса существенное влияние оказывают информационные технологии: в компаниях внедряются системы контроля за производством и деятельностью персонала; распространяются системы электронного документооборота; широкое применение находят распределенные вычисления; активно используются программные приложения общего и специализированного назначения. Однако, только внедрение новых инструментов ведения бизнеса еще не гарантирует успешность деятельности компании. Менеджеры должны уметь творчески применять информационные технологии, то есть быть способными эффективно использовать возможности имеющегося в их распоряжении программного обеспечения и быть готовыми к самостоятельному поиску, изучению и внедрению новых компьютерных программ. В условиях информатизации деятельности работодатели ожидают от менеджеров творческого подхода к использованию современных компьютерных средств, что должно найти свое отражение в подготовке менеджеров, способных к проявлению креативности в сфере применения информационных технологий. Подготовка менеджеров в вузе предполагает обучение студентов возможностям применения аппаратных и программных средств при изучении цикла дисциплин, относящихся к области информатики. Умение менеджеров эффективно реализовать эти знания на различных уровнях управления становится одним из важнейших их конкурентных преимуществ. Сложившаяся практика обучения информатике на текущий момент ориентирует студентов не на развитие креативности, а на овладение известными технологиями и приемами приложения компьютерных средств. Для изменения такой ситуации в учебный процесс необходимо внедрять методы обучения, направленные на реализацию творческой, а не репродуктивной деятельности, что позволит студентам глубже освоить возможности информационных технологий, привить интерес к самостоятельному поиску и изучению новых приемов использования этих технологий в профессиональной деятельности, то есть развивать креативность в сфере применения информационных технологий. Проблеме обучения информатике в системе подготовки современных менеджеров посвящено значительное число научных трудов. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что существенное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры и информационной компетенции менеджеров (Н.А. Гнездилова, В.Е. Евдокимова, О.В. Ибрагимова, Г.В. Нагорнова). Информатизация процесса обучения будущих менеджеров нашла отражение в работах Н.А. Кобиашвили, Е.В. Могилевской, В.К. Сафина, Т.И. Яшина. В исследованиях Ю.А. Клокова, Л.З. Стуколовой, А.К. Холостовой, Л.И. Шепталиной рассматривается развитие творческих способностей и формирование личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности менеджера. Вместе с тем следует отметить, что возможности организации процесса обучения информатике при подготовке менеджеров с целью развития их креативности в сфере применения информационных технологий изучены недостаточно. На исследование особенностей развития креативности в процессе обучения направлены работы известных российских (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев) и зарубежных ученых (Э. де Боно, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс). В работах Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой рассмотрены вопросы развития творчества учащихся в процессе решения проблемных задач на учебных занятиях. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера освещены вопросы развития творческих способностей обучаемых, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. В.Н. Дружинин считает, что развитие креативности состоит из двух фаз: первичной креативности как общей творческой способности и специализированной креативности, связанной с определенной сферой деятельности. Развитие первичной креативности, осуществляемой в дошкольный и младший школьный периоды, рассмотрено в многочисленных исследованиях (Н.В. Бибикова, Т.А. Данельченко, Л.Г. Карпова, Д.С. Кульпина, Л.В. Пищулина, Е.П. Шульга). Также немало научных работ направлено на изучение условий развития специализированной креативности в старший школьный период и при получении профессионального образования (О.П. Мокиенко, О.Д. Никитин, И.В. Терлянская, С.М. Хаджиев, О.А. Халифаева). При этом в исследованиях не рассматривались особенности обучения информатике будущих менеджеров в аспекте развития креативности в сфере использования информационных технологий. В психологии креативность рассматривается как способность к творчеству (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин). Одним из способов развития креативности являются эвристические методы обучения. Особенности применения данных методов в учебном процессе нашли отражение в научных работах В.И. Андреева, С.А. Новоселова, А.В. Морозова, Д.В. Чернилевского, А.В. Хуторского. Однако возможности приложения эвристических методов при обучении информатике исследованы недостаточно. В частности, не изучен потенциал этих методов, позволяющий развивать креативность будущих менеджеров в сфере применения информационных технологий, отсутствует методическая система применения эвристических методов при обучении студентов по направлению «Менеджмент» дисциплинам информационного цикла, не разработаны подходы к использованию эвристических методов в процессе обучения информатике. Обобщение результатов анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы и практики обучения информатике будущих менеджеров позволило выявить следующие противоречия:
Выявленные противоречия обусловливают актуальность исследования процесса обучения информатике будущих менеджеров, направленного на развитие креативности в сфере использования информационных технологий. Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: как организовать процесс обучения информатике студентов – будущих менеджеров, позволяющий развивать у них креативность в сфере использования информационных технологий? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Развитие креативности в сфере применения информационных технологий при обучении информатике студентов – будущих менеджеров». Объект исследования – процесс обучения информатике студентов – будущих менеджеров. Предмет исследования – развитие у студентов – будущих менеджеров креативности в сфере применения информационных технологий в процессе обучения информатике. Цель исследования – разработка, научное обоснование и опытная проверка методики обучения информатике будущих менеджеров, использование которой обеспечит развитие их креативности в сфере применения информационных технологий. Гипотеза исследования. В процессе обучения информатике студентов – будущих менеджеров будет обеспечено развитие их креативности в сфере применения информационных технологий, если:
Исходя из проблемы, цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
Методологическую основу исследования составляют работы по исследованию развития креативности (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Е.П. Торренс, Е.Е. Туник); по проблемам профессионального обучения студентов – будущих менеджеров (Т.Н. Бирюкова, О.Н. Гнездилова, Л.А. Ролдугина, С.А. Чеверева, Л.И. Шепталина); по формированию информационной культуры менеджеров при обучении в вузе (Н.А. Гнездилова, В.Е. Евдокимова, О.В. Ибрагимова, Г.В. Нагорнова); по информатизации процесса обучения студентов – менеджеров (Н.А. Кобиашвили, Е.В. Могилевская, В.К. Сафина, Т.И. Яшина). Теоретической основой исследования являются: психологические теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев); теории обучения на основе эвристических методов (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский, А.В. Хуторской); теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий); теория проблемного обучения (А.В. Брушлинский, М.И. Махмутов); основополагающие труды в области теории и методики обучения информатике (С.А. Бешенков, Т.Б. Захарова, М.П. Лапчик, З.В. Семенова, Е.К. Хеннер). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
Практическая значимость заключается в следующем:
Положения, выносимые на защиту:
Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные работы в области психологии, педагогики, теории и методики обучения информатике в вузе, выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной базы и обработкой результатов педагогического эксперимента на основе методов математической статистики. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе исследования (2006-2007 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике, а именно, осуществлялся анализ психолого-педагогической и научной литературы, изучалась структура дисциплин информатики при обучении будущих менеджеров в различных вузах, проводился анализ содержания учебных курсов, выявлялись его возможности для развития креативности в сфере информационных технологий. На втором этапе (2008-2010 гг.) разрабатывались модель и методика обучения будущих менеджеров информатике, направленная на развитие их креативности в сфере применения информационных технологий.
Во введении обоснована актуальность темы, выявлена проблема исследования, определены объект, предмет, сформулирована цель, выдвинута гипотеза, определены задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы обучения информатике будущих менеджеров для развития их креативности в сфере применения информационных технологий» уточняется терминологический аппарат исследования, рассматриваются особенности информационной деятельности менеджеров, описывается модель обучения информатике будущих менеджеров. Современные предприятия нуждаются в менеджерах, способных к эффективным и оригинальным управленческим решениям, легко адаптирующихся к изменениям и быстро осваивающих новую технику и технологии. Практически все исследователи сходятся во мнении, что наличие информационных компетенций является одним из основных требований к современным менеджерам. В связи с этим возникает необходимость развития креативности будущих менеджеров в сфере применения информационных технологий. В структуре информационной компетентности, согласно международным стандартам выделяют три компонента: получение, оценивание и использование информации. Креативность в исследованиях А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева,
И.Я. Лернер, Г. Уоллес, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон рассматривают развитие креативности как процесс, содержащий определенные этапы. Я.А. Пономарев, сопоставив и обобщив подходы к исследованию творческого процесса, предложил выделять следующие сменяющие друг друга стадии: 1. Осознание проблемы (возникновение проблемной ситуации, постановка вопросов, сбор информации). 2. Поиск решения (имеющееся знание сталкивается с проблемой и собранным материалом, образуя новые отношения, осуществляется выработка гипотезы). 3. Проверка решения (осуществляется проверка гипотезы на практике). Успешная реализация выделенных этапов творческого процесса предполагает наличие у субъекта творчества креативных качеств. Дж. Гилфорд предложил выделять следующие основные качества:
Последовательность этапов развития креативности позволяет сопоставить качества креативности и творческий процесс.
Одним из известных способов развития креативности является применение эвристических методов. На основе анализа существующих классификаций эвристических методов, этапов творческого процесса, предложенных Я.А. Пономаревым, и с учетом содержания информатики данные методы могут быть классифицированы следующим образом: Первая группа эвристических методов включает в себя методы, связанные с умением увидеть и сформулировать проблему, найти ее решение и выполнить проверку найденного решения. К методам этой группы относятся такие, как метод многомерных матриц, метод инверсии, метод организованных стратегий, позволяющие развивать креативные качества, в том числе способность к выявлению проблем. Ко второй группе относятся эвристические методы, соответствующие стадии поиска решения, где осуществляется выбор и/или поиск информационных технологий, способствующих решению задачи. При этом у студентов развивается способность к генерированию и продуцированию большого числа разнообразных идей, то есть креативные качества: беглость, гибкость и оригинальность мышления, способность к детальной разработке идеи. Данную группу составляют метод мозгового штурма и его известные модификации (обратный мозговой штурм, синектика, индивидуальный мозговой штурм и др.). Третья группа, соответствующая стадии проверки решения, включает в себя методы, связанные с умением выполнить анализ эффективности использованных средств информационных технологий путем сравнения их возможностей и функций, то есть позволяющие развивать такое качество как способность к анализу и синтезу. К таким методам относятся метод эвристических вопросов и метод эвристического наблюдения. На основе концепции контекстного обучения (А.А. Вербицкий) и исходя из содержания учебных дисциплин, в процессе обучения информатике можно выделить три уровня:
Содержание творческой (Я.А. Пономарев) и учебной деятельности по уровням обучения информатике позволяет сопоставить процесс развития креативности в сфере применения информационных технологий и процесс обучения информатике.
Смотрите также: Развитие креативности в сфере применения информационных технологий при обучении информатике студентов будущих менеджеров
403.73kb.
3 стр.
Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов в условиях применения новых информационных технологий обучения
123.36kb.
1 стр.
Н. Г. Чернышевского опыт организации научного взаимодействия школа-вуз с применение информационно-коммуникационных технологий
31.51kb.
1 стр.
Л. С. Краснова Опыт применения компьютерных технологий в практике обучения студентов-иностранцев русской звучащей речи
96.84kb.
1 стр.
Реализация информационных технологий при обучении младших школьников
115.5kb.
1 стр.
Центр компетенций для менеджеров в сфере культуры в рамках инициативы «Культура и развитие»
71.79kb.
1 стр.
Организация учебного процесса
161.15kb.
1 стр.
Проведение занятий со школьниками по индивидуализированным образовательным траекториям и конкурса работ повышенной сложности по математике для школьников "Поверь в себя" с использованием икт на базе миэт с целью социальной поддержки одаренных
105.92kb.
1 стр.
Внедрение в работу органов управления рсчс новых информационных технологий
235.29kb.
1 стр.
Информационные системы в финансовой сфере
18.46kb.
1 стр.
Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сфере информационных технологий
99.55kb.
1 стр.
Преступления в сфере информационных технологий 16.37kb.
1 стр.
|