Главная
страница 1

Содержание



Введение

1.Слова-паразиты и причины их употребления

2. Классификация речевых паразитов

3. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7х-11х классов

4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами

Заключение

Использованная литература.

Мы нынче как бы все глупеем,
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем,
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело.
И чаще как бы невпопад.
Слова из песни «Как бы»

Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Так называемые «Слова – паразиты». Классические паразиты — те, которые в организме или в природе, живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон... Попробуйте еще раз прочитать эпиграф, — я уверена, что вы будете спотыкаться на каждой фразе, и смысл ее останется на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает вашу «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. Актуальность: современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. Цель: узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит. Гипотезы. Я предположила, что: большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»; подростки чаще всего не замечают их в своей речи.




  1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.

В литературе я встречала разные термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова” “пустые частицы”, “вставные элементы”, “слова-заменители”. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».

В другой литературе я встретил похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «Видите ли», «Ну как вам сказать» и др. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учеников нашей школы, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Исследование.

Для проведения исследования мною была составлена анкета. В анкете я задавала вопросы:



    1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?

    2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

    3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

    4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

    5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

    6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Всего в анкетировании приняли участие 48 учащихся.

Таким образом, результаты показали нам, что из 48 опрошенных учащихся, все употребляют слова паразиты.

Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну. На втором и третьем местах по частоте употребления – блин и воще.

Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами в речи.

Из 48 опрошенных учеников ответили 13 учащихся. Чаще всего предлагают (8 человек) читать больше книг. 6 учеников предлагают следить за речью.

Опираясь на приведённый опрос, нахожу лексически пустые единицы, или слова-паразиты. Систематизирую их и составляю опорную схему. Эти слова чаще всего встречались в качестве пустых лексических единиц.

Ну-40


Блин-38

Воще-34


Типа-25

Короче-24

Вот-19

Ема-18


Пипец-17

Э-э-э-17




Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

  • Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

  • Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  • Бстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  • Мода на некоторые слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать следующие выводы:

1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами.

2. Слова-паразиты:

- засоряют речь говорящего,

- затрудняют ее понимание,

- отвлекают внимание от содержания высказывания.

3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.

4. Исследование показало, что Практически все учеики нашей школы (100%) употребляют в своей речи слова-паразиты и, что большинство подростков (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.

5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова паразиты: ну, пипец, короче, блин, э-э-э, типа, вот, ема, воще.

6. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи наших учеников, составляет довольно большой процент

7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это:

1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;

2) чтение книг.



Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных и никому не нужных гадостей, приписываю вам несколько методик их лечения. Выбирайте что-то одно или лечитесь всеми сразу.



  • Знаменитый господин Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует принудительно заменять каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа «мяу-мяу». Или «ква-ква». В общем, голос какого животного вам ближе по духу, того и используйте для лечения и профилактики. Может статься, что вся фраза превратиться в сплошные звериные звуки. Бывает...

  • Если вам не по душе хрюкать или кукарекать по методу Шахиджаняна, меняйте паразитов на нейтральные слова. Например, так и рвется с губ «ммм...» или «эээ...»; придайте бессмысленности значение, и вслух скажите «торможу я».

  • Вместо популярного и порой незаменимого мата — лайте. Особенно девочки. Замечательный способ излечиться и восстановить речь.

  • Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и уверяю вас, вы удивитесь засилью паразитов в вашей речи. И тем, как звучит вся эта ахинея со стороны, сможете насладиться, и, надеюсь, устыдиться. Теперь вы знакомы с врагом, вперед, к победе чистоты языка!

  • Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Хорошо — на двери перед унитазом. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.

  • Некоторые злодеи советуют в качестве экзекуции мазать за каждое словечко язык горчицей. Так и сжечь же его можно! Но если ваш случай — совсем критический, мажьте, конечно.

  • Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

  • Если вы всерьез озадачены решением этой проблемы, и у вас есть хотя бы один единомышленник, договоритесь с ним: пусть при маломальском намеке на то, что слово-паразит готово сорваться с языка, он бьет вас по губам. Не больно, а так, чуть-чуть. Хорошо, если договор о битье будет обоюдным — чтобы вы тоже смогли отыграться.

  • Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи. Только, чур, накопленный капитал ни в коем случае не тратить на себя, любимого! Лучше отдайте деньги нуждающимся — в качестве помощи или милостыни. В итоге вы избавитесь от дурной привычки, и приобретете хорошую — помогать тем, кому хуже.

  • Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.


Смотрите также:
Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7х-11х классов
82.84kb.
1 стр.
Молокановой Елены Юрьевны, учителя высшей категории, по основам православной культуры для 10-11х классов 2009 2010 учебный год г. Вольск
191.92kb.
1 стр.
Урок успеха «Знаешь научи!»
51.53kb.
1 стр.
Моу «сош №5» Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов
262.27kb.
1 стр.
Дисграфии у учащихся подготовительных и первых классов общеобразовательной средней школы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
347.83kb.
1 стр.
Слова-паразиты в речи
35.23kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по юкагирскому языку для учащихся 1-4 классов Учитель: Шалугина С. В. Нелемное 2009
43.3kb.
1 стр.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи
139.26kb.
1 стр.
Задания и ответы отборочного (заочного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку для учащихся 6 классов
41.99kb.
1 стр.
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
64.38kb.
1 стр.
Учитель логопед, канд пед наук Макарова Н. В. Копилка игр для педагогов
176.11kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Шаг в будущее»
29.12kb.
1 стр.