Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() Содержание Введение 1.Слова-паразиты и причины их употребления 2. Классификация речевых паразитов 3. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7х-11х классов 4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами Заключение Использованная литература.
Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Так называемые «Слова – паразиты». Классические паразиты — те, которые в организме или в природе, живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон... Попробуйте еще раз прочитать эпиграф, — я уверена, что вы будете спотыкаться на каждой фразе, и смысл ее останется на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает вашу «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. Актуальность: современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. Цель: узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит. Гипотезы. Я предположила, что: большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»; подростки чаще всего не замечают их в своей речи.
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм. В литературе я встречала разные термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова” “пустые частицы”, “вставные элементы”, “слова-заменители”. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». В другой литературе я встретил похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки». Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «Видите ли», «Ну как вам сказать» и др. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учеников нашей школы, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Для проведения исследования мною была составлена анкета. В анкете я задавала вопросы:
Всего в анкетировании приняли участие 48 учащихся. Таким образом, результаты показали нам, что из 48 опрошенных учащихся, все употребляют слова паразиты. Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну. На втором и третьем местах по частоте употребления – блин и воще. Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами в речи. Из 48 опрошенных учеников ответили 13 учащихся. Чаще всего предлагают (8 человек) читать больше книг. 6 учеников предлагают следить за речью.
Ну-40
Блин-38 Воще-34
Типа-25 Короче-24 Вот-19 Ема-18
Пипец-17 Э-э-э-17
![]() Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Можно сделать следующие выводы: 1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами. 2. Слова-паразиты: - засоряют речь говорящего, - затрудняют ее понимание, - отвлекают внимание от содержания высказывания. 3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь. 4. Исследование показало, что Практически все учеики нашей школы (100%) употребляют в своей речи слова-паразиты и, что большинство подростков (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась. 5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова паразиты: ну, пипец, короче, блин, э-э-э, типа, вот, ема, воще. 6. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи наших учеников, составляет довольно большой процент 7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это: 1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов; 2) чтение книг. Как излечиться от словарных паразитов? Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных и никому не нужных гадостей, приписываю вам несколько методик их лечения. Выбирайте что-то одно или лечитесь всеми сразу.
Смотрите также: Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7х-11х классов
82.84kb.
1 стр.
Молокановой Елены Юрьевны, учителя высшей категории, по основам православной культуры для 10-11х классов 2009 2010 учебный год г. Вольск
191.92kb.
1 стр.
Урок успеха «Знаешь научи!»
51.53kb.
1 стр.
Моу «сош №5» Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов
262.27kb.
1 стр.
Дисграфии у учащихся подготовительных и первых классов общеобразовательной средней школы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
347.83kb.
1 стр.
Слова-паразиты в речи
35.23kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по юкагирскому языку для учащихся 1-4 классов Учитель: Шалугина С. В. Нелемное 2009
43.3kb.
1 стр.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи
139.26kb.
1 стр.
Задания и ответы отборочного (заочного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку для учащихся 6 классов
41.99kb.
1 стр.
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
64.38kb.
1 стр.
Учитель логопед, канд пед наук Макарова Н. В. Копилка игр для педагогов
176.11kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Шаг в будущее» 29.12kb.
1 стр.
|