Главная
страница 1
Конспект урока № 3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Тема : «Чтобы душа была жива…»

Цели :


  1. Обучающие : Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов, осознание роли художественной детали, антитезы, лексического повтора;

  2. Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;

  3. Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях.

Оборудование:

  • Компьютеры, соединенные в сеть (7 штук для 14 учащихся).

  • 1 компьютер для помощника-старшеклассника, обрабатывающего ответы в тестах во время урока.

  • 1 компьютер на столе учителя для ведения урока.

  • Экран, видеопроектор, колонки.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Урок сопровождается презентацией «Чтобы душа была жива»

  • Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем;

  • Видеофрагмент эпизода художественного фильма «Преступление и наказание» (первая встреча Родиона Раскольникова со следователем);

  • Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского»

  • Критическая статья Н.Н.Страхова (Из рецензии «Преступление и наказание» Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского)

  • Тест в программе Excel, протокол для сетевого помощника;

  • Электронная страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы;

  • Печатные листы теста и таблицы для тех ребят, которые работают не за машинами.

Технологии: информационно-коммуникационных технологий

Арт-технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Проблемный метод



п\п


Дидактические

этапы урока



Учебный материал

Действия учителя

Действия учеников

Цели

ТСО наглядность

Дидактический материал



Технологии




Орг момент

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаю вам успеха.

1 мин



Слово учителя




Мотивировать на работу













Родион Раскольников. «Родя» - так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»

«И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!» 2 мин



Слово учителя










Арт-технологии




Проверка знания романа

Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».
5 мин











видеофрагмент

информационно-коммуникационных технологий







  1. Какое чувство вызвал просмотр видеоряда?

  2. Узнали ли вы художника, композитора?

  3. Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем

  4. Оправданно ли его появление среди героев романа?

  5. Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»

  6. Как вы понимаете эту фразу?

  7. Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что наполеонов, оказывается, много и он (

Беседа с последующим подведением итогов учителя

5 мин



Отвечают на вопросы













Активизация знаний

Тесты по тексту
5 мин




Контороль

Заполнение теста













Усвоение новых знаний

Таблица

3 мин


Учитель подводит итоги

Совместное заполнение ответов на вопросы



Идет обсуждение вариантов ответов.

заполнить ответы






Слайд







Закрепление изученного

Просмотр фрагмента в художественном фильме Льва Кулиджанова
5 мин

Сопоставим текст произведения и режиссерскую постановку фрагмента в художественном фильме Льва Кулиджанова

Перечитайте эпизод беседы Раскольникова со следователем и найдите авторский прием лексического повтора.




видеофрагмент

информационно-коммуникационных технологий







Текст романа Первая встреча Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем.
5 мин


Попробуйте ответить на вопрос, с какой целью его использует автор Как вы думаете, зачем автор заставляет своего героя говорить эти слова?

Самостоятельная работа с текстом

Сопоставить фрагмент и текст




ТРКМЧЧиП




Выводы урока.


Не так давно в Санкт - Петербурге была осуществлена акция вандалов. Подростки осквернили памятники погибших во время блокады ленинградцев. Нарисовали свастику, а на одном из памятников написали: «Родя, ты был прав!» Новоявленные Раскольниковы возмечтали о новом реванше.

По решению ЮНЕСКО, ХХ век человеческой истории был объявлен веком, прошедшим «под знаком Достоевского». Следующий видеоряд напоминает трагические события, прошедшие по воле новых Раскольниковых, вызвавших гибель миллионов людей. Этого нельзя допустить в ХХI веке. Следует помнить заповеди великого русского классика. Следует помнить о законах совести.



Беседа : Что недопоняли подростки в чудовищной теории о праве на кровь? Читали ли они роман? Помнят ли о собственной душе? Дошло ли до них предупреждающее слово писателя?
5 мин

Ответы на вопросы







Проблемный метод







Просмотр видеофрагмента «Под знаком Достоевского»

5 мин
















Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обязательное домашнее задание для всех:

  • Знать содержание романа (часть IV глава 5; часть VI главы 5,6)

Дополнительное домашнее задание (на выбор):

1. Письменное рассуждение «О чем заставил задуматься роман Ф.М.Достоевского»;



  1. Прочитать критическую статью Н.Н.Страхова (Из рецензии «Преступление и наказание» Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского), выписать тезисы, подготовить устное сообщение;

  2. Подготовить пересказ статей учебников

  • В.И.Сахаров стр. 222-227 или

  • Ю.В.Лебедев стр.207-209

3 мин

















Выставление оценок




1 мин














Смотрите также:
«Чтобы душа была жива…»
69.24kb.
1 стр.
«Душа жива!» (по материалам литературной экспедиции)
107.04kb.
1 стр.
Конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» подвёл итоги и осуществил награждение победителей. Тема данного конкурса «Сейте разумное, доброе, вечное»
25.65kb.
1 стр.
Ангел-фильм представляет криминальную драму Александра Атанесяна пока еще жива
103.31kb.
1 стр.
Лежа на густом, разноцветном покрывале июньских цветов, и закрыв глаза, думалось на много труднее
1053.08kb.
7 стр.
Стажировка в Мюнхене
69.58kb.
1 стр.
Перечень фирм стран мира, сертифицировавших продукцию в нп "сц настхол"
792.55kb.
5 стр.
Стефани Майер
7636.69kb.
41 стр.
«Вовка добрая душа»
118kb.
1 стр.
Стефани Майер Гостья
7313.04kb.
41 стр.
Знаменательные даты октября
98.3kb.
1 стр.
Бернар лиетар (Бельгия) Душа денег Главы из книги
1024.32kb.
5 стр.